Измени себя — изменится Мир вокруг

Гуны в процессе саморазвития личности

Слушать аудио 0:00 / 17:50
Текст читает: Елена Червова

Невероятно трудно обрести драгоценное рождение —
Средство достижения высшей цели человека.
Если теперь я не воспользуюсь этим благом,
Когда оно встретится снова?

Шантидева

Тема саморазвития и самосовершенствования личности становится в наши дни актуальной, и актуальность её продолжает набирать обороты. Тяжёлый ручной труд заменён машинным, возможности современной техники высвобождают наше время, и люди начинают задумываться о способах саморазвития личности. Стремление это усиливается в обществе с каждым днём и становится не просто необходимым условием для осознанной жизни, но и её смыслом.

Поиск путей саморазвития личности и следование им позволяют человеку не погружаться в депрессию от ощущения ненужности в этом мире и не заявлять о себе деструктивными способами, заглушая голос своей души суетой и гонкой за материальными ценностями, а прикладывать усилия и, изменяя себя, направлять в позитивное русло проявления окружающей реальности.

Саморазвитие и самосовершенствование личности — бесконечный, требующий постоянных усилий, терпения и времени процесс работы над собой. Все живые существа имеют стремление к саморазвитию и самосовершенствованию — осознанное или бессознательное, в зависимости от уровня эволюции, — но только в мире людей этот процесс обретает особую значимость. И именно в человеческом мире мы можем говорить об осознании необходимости роста над собой и способности прикладывать усилия в этом направлении.

Что такое саморазвитие и самосовершенствование

Это процесс расширения горизонта восприятия реальности. И он возможен только благодаря стремлению исполнять высшее человеческое предназначение и умению достойно справляться с постоянно возникающими препятствиями, а для этого границы зоны привычного комфорта приходится раздвигать путем выхода из них.

Что такое личность

Человеческая личность представляет собой совокупность результатов воспитания и образования, черт характера, способов реагирования, умений, навыков и т. д. В зависимости от характеристик этих комбинаций каждое воплощение формирует новую, неповторимую личность, которая перестаёт существовать после потери соответствующего ей тела. Таким образом, наша вечная живатма, существующая вне времени и пространства, имеет целую коллекцию собственных личностей, накопивших свой опыт самосовершенствования и деградации. Каждый раз, рождаясь, мы забываем предыдущий опыт, но практики саморазвития способны помочь нам перенести позитивные качества, наработанные в прошлом, в это воплощение, ускоряя нашу эволюцию.

Почему возникает стремление к саморазвитию (к расширению)

Все живые существа движутся по пути эволюции: прекрасный цветок, радующий глаз, делает это не из каких-либо соображений, а цветёт согласно своей дхарме (предписанным обязанностям); таким образом, дхарма является первым двигателем эволюции живых существ!

Вторым двигателем эволюции является карма (закон причины и следствия). У цветка тоже, как ни странно, есть своя карма: одному из них суждено прожить свою жизнь, радуя глаз, а другому — быть сорванным и растерзанным неразумным ещё ребенком…

Человеческая личность имеет великий дар и способность к осознанному ускорению своей эволюции, поэтому человеческое рождение чрезвычайно ценно. Предыдущие два двигателя эволюции находятся под контролем третьего, и это уже не механизм, а самосознание, сверхсознание, или Божественная воля! Именно она является основой справедливости и причиной бытия.

Благодаря рождению в человеческом теле личность имеет возможность выбирать способы и пути саморазвития. Но так как мы все имеем разный набор личностных характеристик, то и притягивают нас разные способы саморазвития. И действительно, каждому из нас необходим свой «заводной ключик», индивидуальная мотивация. В реальности человек говорит: «Йога — это моё!», или же: «Йога — это не моё». Все живые существа связаны с Высшим сознанием, и под его контролем или его милостью мы получаем именно тот путь саморазвития, который нам необходим на каждый момент времени. Можно этому сопротивляться и действовать от ума, но мировой опыт всех времен и народов говорит о важности следования зову своего сердца, слушания интуиции. И даже если будущие результаты от правильно выбранного действия, согласующегося с дхармой, кажутся нам печальными, когда-нибудь мы осознаем, что это именно то, что было необходимо для продвижения по пути эволюции.

Итак, стремление к саморазвитию обусловлено самой природой человеческой формы существования и является необходимым условием гармоничной жизни.

Так как мы живем в физическом мире, нам не уйти от его законов и проявлений качеств материальной природы, которые в йоге называются гунами. Существуют три гуны, и понимание их характеристик позволяет человеку двигаться по пути саморазвития осознанно и избегать многих ошибок, подобно кораблю, движущемуся по обозначенному фарватеру, не разбиваясь о скалы.

Саморазвитие на физическом уровне в трех гунах

1. Гуна тамаса (невежества)

Энергия невежества лишает нас осознанности, поэтому стремление к саморазвитию в ней приносит большие страдания.

В современном обществе можно встретить такие разрушающие формы поведения, как чревоугодие, наркомания, отрицание самого существования Высшего Сознания и, как следствие, попытки переделать мир для собственного удобства, не считаясь с интересами остальных живых существ. С полной уверенностью можно сказать, что такие люди разрушают себя, но почему с ними это происходит? Просто они отчаянно ищут Бога! Это стремление к высшей любви в тамасе приобретает такие уродливые искажения. Стремление к высшему блаженству заставляет одних искать его в пище, других — в опьянении. А что такое атеизм? Это жажда чуда!

Из вышесказанного следует, что саморазрушение не всегда является антонимом саморазвития. Гуна тамаса, или гуна невежества, используя человеческое стремление к высшему, способна заставить нас не только остановиться на пути саморазвития, но и деградировать.

2. Гуна раджаса (страсти)

На этом уровне люди способны к различным действиям и даже аскезам (добровольным самоограничениям) ради улучшения внешнего вида и здоровья. От посещений салонов красоты до использования практик йоги (асан, шаткарм…). Стремление хорошо выглядеть и быть здоровым ради здоровья происходит из эгоцентризма, стремления по максимуму удовлетворять собственные страсти.

3. Гуна саттвы (благости)

Предполагает поддержание здоровья и совершенствование физического тела как инструмента для эволюции в этом мире! Физическое тело необходимо для взаимодействия с внешним миром и внутренних духовных практик.

От качества инструмента зависит результат. В данном случае — результат не только нашего воплощения на Земле, но и дальнейшего бытия.

Саморазвитие на психическом уровне в трех гунах

1. Гуна тамаса

Школьная зубрежка как нельзя лучше подходит в качестве примера саморазвития в гуне тамаса. Человек бездумно, как робот, загружает в себя программу, которая ему, возможно, не только не пригодится, но и принесёт вред, сформировав в уме шаблоны поведения, искажающие его реальность.

2. Гуна раджаса

На этом уровне саморазвитие и самосовершенствование часто связывают со способностью побеждать в интеллектуальных спорах, играх, со стремлением таким образом доказать окружающим значимость собственной личности и с получением удовольствия от возвышения над остальными.

3. Гуна саттвы

Саморазвитие становится подготовкой к духовной практике. Идёт работа над улучшением качеств личности. Проработка обид, тренировка способности ума к концентрации, но самым главным здесь является осознание необходимости разворота своего сознания от эгоизма к альтруизму. Наверное, это самое сложная задача для современной личности, воспитанной в условиях поощрения эгоизма и высмеивания альтруизма («Что, я тебе мать Тереза?»), но без этого аспекта путь самосовершенствования не приведёт нас в Божественное царство, а наградит демоническими качествами, приносящими страдания этому миру, а значит и самому себе!

Саморазвитие на духовном уровне в трех гунах

1. Гуна тамаса

Фанатизм, нетерпимость. Когда человек впервые сталкивается с концепцией саморазвития, которая отзывается в душе радостью и восторгом, он становится буквально одержимым этими идеями и не приемлет ничего иного. Он начинает воевать с теми, кто этих идей не поддерживает, и агрессивно отстаивает свои убеждения, навязывая их окружающим. Если человек застревает на стадии фанатизма, эволюция приостанавливается в связи с неспособностью ума анализировать и принимать новые знания.

2. Гуна раджаса

Соревновательность на духовном пути проявляется в гуне раджаса. Больше учеников, сиддх (сверхспособностей). В качестве примера можно привести мотивацию к просветлению ведического мудреца Вишвамитру, рожденного кшатрием (воином). Движимый собственными амбициями, он решил превзойти мудреца Васиштху и получить еще больше могущества и сиддх.

3. Гуна саттвы

Сознание полностью устремлено к Высшему Сознанию, ему посвящены все действия, ум сосредоточен на высшей цели! При этом личность постепенно перестаёт быть источником питания лярв, эгрегоров и т. д., а становится божественным инструментом, растворяющим искажения реальности в этом мире.

На этом уровне человек доброжелателен ко всем живым существам, и главным в его жизни является достижение ВЫСШЕГО СОЗНАНИЯ или помощь в этом всем живым существам. К этой цели сводятся его мысли, речь и действия.

Так как качество нашей энергии постоянно меняется, меняется и наше видение реальности, поэтому ум время от времени впадает в различные омрачения и возникают погрешности на пути. В зависимости от частоты вибраций нашей энергии, мы склонны выбирать пути своего развития в трех гунах.

Пути саморазвития с позиции гун

1. Тамасичный путь саморазвития

Зависимости на уровне тела, бездумное принятие и исполнение программ поведения, религиозный фанатизм. Страшная картина. Множество страданий миру предрекает такое описание личности. Когда личность вязнет в таком болоте тамаса, включаются защитные механизмы, тормозящие её деятельность и взаимодействие с миром. Неудачи и болезни начинают ограничивать человека, давая возможность остановиться и вернуться на правильный путь.

2. Раджасичный путь развития

Выглядеть лучше других, думать быстрее других, быть успешнее других. Проявления раджаса в нашем поведении, подстегиваемые эго, ведут к нестабильности энергий и способности жертвовать другими ради собственного комфорта. Нестабильность раджаса может столкнуть человека в болото невежества или же подтолкнуть к новым осознаниям и взлёту в поток благости. Саморазвитие в гуне страсти также приносит миру много страданий.

3. Саттвичный путь развития

Индивидуальное сознание человека направлено к высшему сознанию. Это проявлено на всех уровнях, во всех действиях и мыслях. Следование яме и нияме (нравственным законам) позволяет привнести в мир божественные энергии.

Программы саморазвития

Пользуясь знанием о гунах, благоразумно составлять программу саморазвития на трех уровнях — физическом, энергетическом и духовном!

  1. Физический уровень. Можно включать практику обливания холодной водой, использовать шаткармы (очистительные техники), занятия хатха-йогой и, конечно же, отстройку питания.
  2. Энергетический уровень. Подойдут также техники медитации, пение мантр, пранаямы, мудры, хождение по углям…
  3. Духовный уровень. Необходимо изучение ямы и ниямы (морально-нравственных принципов), писаний, использование практики медитации, поиск духовного наставника, учителя.

Все разделения на уровни необходимы лишь нашему уму для осознания предмета изучения; на самом деле все эти уровни являются условными и неразделимо взаимосвязанными. К примеру, пение мантр оздоравливает тело, гармонизирует энергию и позволяет двигаться дальше по духовному пути. Также можно связать все остальные техники и методы самосовершенствования.

Прежде чем выбирать или составлять программу по самосовершенствованию, необходимо понимать, для чего это нужно? Какую цель вы преследуете? Помните: чем выше цель, чем больше блага принесёт её достижение в эту реальность, тем больше энергии от вселенной вы получите.

Из вышесказанного следует, что способы и пути саморазвития каждому приходится выбирать (и нести ответственность за сделанный выбор) самостоятельно в зависимости от своих возможностей, преобладающих энергий, твёрдости воли, «взаимоотношений» с Высшим Сознанием, одним словом, кармы. Но это вовсе не означает, что мы должны плыть по течению и ждать, когда же найдётся наш путь и будет дана лучшая программа самосовершенствования. У человека есть способность ускорять события и кармические проявления. Да, мы находимся под влиянием трех гун, но это не только пресс невежества, но и деятельность раджаса и благость саттвы! Поэтому, выбирая и составляя программы саморазвития и самосовершенствования, руководствуйтесь пониманием качеств гун и берите на вооружение практики йоги, которыми мы можем влиять на нашу энергию, осознанно изменяя частоту её вибраций.

Шаткармами (техниками очищения) и асанами (положениями тела), пранаямами и медитацией мы можем действовать через тело, меняя работу своего сознания. При этом не только совершенствуется тело и ум, открывая доступ к более глубоким практикам и возможностям, но и на окружающих оказывается положительное влияние, постепенно избавляющее живых существ от самой причины страданий…

ОМ