Измени себя — изменится Мир вокруг

Джаландхара-бандха, или Горловой замок

Общая информация и этимология

Бандхи в йоге — это манипуляции определёнными мышцами тела, оказывающие влияние как на физиологию, так и на энергию и ум человека. Бандхи — неотъемлемая часть крийя-йоги; также они применяются в сочетании с другими техниками йоги. Три основные бандхи — мула-, уддияна- и джаландхара-бандха.

Слово «бандха» в санскрите имеет несколько значений — ‘связывание’, ‘завязывание’, ‘узда’, ‘оковы’, ‘узел’, ‘завязка’ и другие. Однако в большей части литературы по йоге это слово получило значение «замок». Перевод слова указывает на ограничительный либо объединяющий характер практики, а иногда совмещает оба этих воздействия. Так, мула-бандха сдерживает движение энергии апана-вайю вниз, джаландхара ограничивает течение прана-вайю вверх, а уддияна способствует их объединению и перенаправлению в сушумну.

Перевод слова «джаландхара» тоже неоднозначный. Свами Сатьянанда Сарасвати предлагает такую интерпретацию: «джалан» означает ‘сеть’, а «дхара» — ‘поток’, ‘масса текущей жидкости’ — и предполагает, что название этой бандхи подразумевает «сеть или скопление нади, или проводящих путей», находящихся в шее, а её выполнение позволяет управлять этим узлом нади.

Такой перевод отражает воздействие этой бандхи на проводящие пути — как физиологические, так и энергетические. В зоне её влияния находится каротидный синус (раздвоение сонной артерии), в сосудистой стенке которого есть скопление барорецепторов (сенсорных нейронов), реагирующих на давление.

Энергетическое воздействие джаландхара-бандхи:

  • «При сильном сжатии горла две нади, ида и пингала, парализуются…» (Хатха-йога прадипика, 3.73);
  • «При выполнении джаландхары путём сжатия горла нектар не падает в пищеварительный огонь и прана не возбуждается» (Хатха-йога прадипика, 3.72);
  • «Джаландхара-бандха закрывает сеть каналов (нади)…» (Горакша-самхита, 1.79).

По-другому название этой практики можно перевести как ‘удержание воды’: «джала» — ‘вода’, «дхар» — ‘держать’, ‘укреплять’, ‘сохранять’. В одной из шлок «Хатха-йога прадипики», а также в других йогических писаниях, говорится, что джаландхара задерживает в горле поток некого нектара («набхо джалам» — ‘небесная вода’), поэтому такая интерпретация тоже справедлива.

Учёный и исследователь йоги Р. С. Минвалеев говорит, что название бандхи — это имя героя из «Махабхараты», который был мощным и сильным (видимо, воином). Это обстоятельство и обуславливает технику её выполнения.

Также можно встретить такие вольные переводы:

  • горловой замок,
  • шейный узел,
  • подбородочный замок,
  • шейный замок.
Выполнение джаландхара бандхи сидя

Джаландхара-бандха в практике йоги

Как самостоятельную практику эту бандху делают редко; её рекомендуют применять при освоении более сложных уровней пранаям. Также эту бандху используют в асанах для получения необходимого эффекта, при выполнении маха-бандхи и некоторых мудр.

Свами Сатьянанда Сарасвати отмечает, что джаландхара особенно эффективна в сочетании с пранаямой нади шодхана, а в ежедневной программе йоги её лучше всего практиковать после асан и перед медитацией. Это позволяет поддерживать высокий уровень внимания и получать максимум пользы от медитативных техник.

Польза

Открытых научных исследований о влиянии джаландхара-бандхи на физиологию человека найти не удалось, кроме эксперимента, опубликованного в журнале «Йога Мимамса». В его ходе у человека получалось замедлить работу сердца, выполняя джаландхара- и уддияна-бандху в положении лёжа. Поэтому все полезные эффекты этого упражнения, перечисленные ниже, имеют по большей части чисто теоретическую основу.

  • Оказывает успокаивающее действие. Механическое воздействие на барорецепторы каротидного синуса активирует парасимпатическую часть вегетативной нервной системы, которая отвечает за все процессы замедления и торможения в теле.
  • Может снижать артериальное давление и частоту сердечных сокращений. Это происходит за счёт давления на область каротидного синуса. Этот факт подтверждается тем, что ранее при приступах тахикардии (учащённого сердцебиения) врачи рекомендовали массаж в области этого синуса, но сейчас эту процедуру проводят только под присмотром врача.
  • Может улучшать кровообращение мозга. При сгибании шеи происходит выпрямление тупого угла, образованного слиянием затылочных пазух и ярёмных вен, уносящих кровь из мозга. Однако, согласно другим научным данным, только при лёгком сгибании шеи (на 10°) наблюдается лучший кровоток в позвоночных артериях. Может помочь при заболеваниях горла. Такие заболевания, как заикание, тонзиллит, избыточное выделение слизи, воспаление в горле и т. п. могут быть исцелены или ослаблены при помощи джаландхара-бандхи; также может улучшиться качество голоса. Только не стоит надеяться, что такой эффект появится от одного-двух выполнений. Скорее всего, речь идёт о регулярной практике в течение длительного времени.
  • Является профилактикой проблем в шейном отделе позвоночника. Пациентам, находящимся в фазе реабилитации после лечения цервикальных (шейных) синдромов (функциональных нарушений и дегенеративных изменений шейных двигательных сегментов), рекомендуется опускать подбородок и держать шею отчасти согнутой.
  • Замедляет процессы старения. Это возможно благодаря воздействию на щитовидную железу, которая регулирует обменные процессы в теле. Эта техника хатха-йоги гармонизирует скорость обмена веществ и устраняет дисбаланс между производством и потреблением гормонов.

В текстах по йоге говорится, что горловой замок «разрушает все болезни горла» и «уничтожает старость и смерть».

Противопоказания

  • Воспалительные процессы зоны горла в острой стадии.
  • Различные новообразования в этой области, включая опухоли щитовидной железы.
  • Гиперфункция щитовидной железы.
  • Гипертония и высокое внутричерепное давление.
  • Сердечно-сосудистые заболевания.
  • Синдром «тугого воротничка». Это патологически повышенная реактивность каротидного синуса, которая может вызвать резкое снижение частоты сердечных сокращений и потерю сознания от тугого воротника одежды или галстука, а также из-за резкого поворота головы.
  • Патологически редкий пульс.
  • Нарушения в шейном отделе позвоночника (грыжи, протрузии, спондилолистез, выраженный спондилёз).

Пошаговая техника выполнения

Три варианта джаландхара-бандхи:

  1. Техника, описанная в комментариях Свами Муктибодхананды к «Хатха-йога прадипике».

    1. Сесть в любую доступную медитативную позу: Сиддхасану, Падмасану, Ардха Падмасану, Свастикасану, Сукхасану, Ваджрасану. Асана должна быть удобной. Однако Свами Сатьянанда Сарасвати в своей книгеотмечает, что для выполнения этой бандхи используются асаны, позволяющие коленям лежать на полу, поэтому Сукхасана не подходит.
    2. Кисти расположить на коленях и расслабиться.
    3. Сделать плавный, глубокий вдох через нос и задержать дыхание.
    4. Опустить подбородок к груди, чтобы он коснулся ключиц (возможна ситуация, когда индивидуальные анатомические особенности могут не позволить выполнить такой вариант), при этом выпрямив руки в локтях (поставив их как бы в распор) и подняв плечи.
    5. Удерживать задержку дыхания комфортное время.
    6. По завершении плавно поднять голову и расслабить плечи, сделать медленный ровный вдох.
    7. Выполнить пять таких подходов с перерывами между ними в одну-две минуты.
    8. Затем сделать пять подходов с задержкой на выдохе.
  2. Выполнение джаландхара-бандхи, описанное практиками кундалини-йоги.

    В этой традиции для джаландхара-бандхи применяется общее правило: горловой замок используют во всех медитациях с пением мантр и в практике дыхательных упражнений при задержке дыхания на вдохе или выдохе.

    1. Принять удобную медитативную позу.
    2. Поднять грудную клетку и грудину вверх.
    3. Выпрямить шейный изгиб позвоночника, мягко втягивая подбородок. Голова при этом не наклоняется вперёд, оставаясь на том же уровне.
    4. Мышцы шеи, горла и лица не напряжены.
  3. Методика выполнения горлового замка по Р. С. Минвалееву.

    По мнению этого исследователя, джаландхара-бандха не является подбородочным замком в той его интерпретации, когда рекомендуется зажать область горла. К тому же при зажатии горла, по его словам, утрачивается необходимый эффект от этой бандхи. Хотя это противоречит классическим текстам по йоге, где говорится о сжатии горла, но, возможно, такое исполнение тоже обладает необходимым эффектом и является разновидностью этого замка. Учёный полагает, что название этого узла — слово «джаландхара» — относится к имени некого героя эпоса «Махабхарата», обладавшего большой силой, сопоставимой с могуществом богов. Это, собственно, и является руководством к выполнению этой практики, заключающимся в придании лицу «набычившегося» вида — подбородок слегка опускается, взгляд исподлобья направлен вперёд.

    Суть этого варианта заключается в напряжении не горла, а затылка и спины.

Также считается, что эта бандха автоматически получается при выполнении перевёрнутых асан, таких как Халасана, Сарвангасана, Карнапидасана и Випаритакарани мудра. И ещё её можно выполнять при помощи пропса — маленькой плотной подушечки, которая сжимается между подбородком и шеей.

Рекомендации для начинающих

  • Внимательно ознакомиться с противопоказаниями.
  • Самостоятельно или при помощи специалиста оценить анатомические особенности своего шейного отдела позвоночника и исходя из этого выбрать более подходящий вариант выполнения. Не следует стремиться достичь глубокого сгибания шеи, доставая подбородком грудной клетки или ярёмной впадины (ямки между ключиц). Возможно, есть ограничения подвижности, которые со временем можно изменить, или врождённые особенности, которые нужно принять как данность.
  • Если упражнение выполняется на задержке дыхания, то не следует допускать перенапряжения и ухудшения самочувствия.
  • При выполнении первого варианта не делать вдоха или выдоха (в зависимости от задержки), пока распор рук не убран и подбородок не поднят в исходное положение.
  • Если бандха практикуется с задержкой дыхания, то увеличивать её продолжительность следует постепенно, в течение длительного времени, чтобы тело могло безболезненно приспособиться.
  • Начинать освоение можно с трёх — пяти подходов.

Успехов в практике!

Андрей Верба, Преподаватель йоги клуба OUM.RU