Измени себя — изменится Мир вокруг

Кхечари-мудра: техника и польза выполнения

Слушать аудио 0:00 / 08:48
Текст читает: Павел Каминский

Перед началом практики можно услышать слова: «Язык в кхечари-мудре. Настраиваемся на практику...». Начинающему практику неловко отвлекать преподавателя и группу, чтобы задать вопрос, после практики занимающийся спешит по личным делам и вопрос остаётся забытым до следующего занятия, а затем всё повторяется.

Существует и другая категория практиков, которые осваивают основы йоги самостоятельно, и им не к кому обратиться за советом. Между тем кхечари-мудра — важный элемент практики, освоить который было бы хорошо тем, кто хочет заниматься практикой йоги углублённо.

Статья ориентирована прежде всего на начинающих практиков, также материал будет полезен и тем, кто «помнил, но забыл».

Что такое кхечари-мудра

Это упражнение представляет собой одну из древнейших йогических практик. Относится к разделу мудр, главная цель которых — перенаправление энергетических потоков в теле. Благодаря практике мудр человек учится удерживать своё внимание на определённом участке тела. Кхечари-мудра упоминается в основополагающих трактатах по йоге, например, в своих работах учитель Свами Шивананда упоминал, что кхечари-мудра лучшая из всех мудр.

Кашмирский философ Абхинавагупта в своих работах, посвящённых кашмирскому шиваизму, говорил о том, что все мудры произошли из кхечари. Если говорить упрощённо, то кхечари-мудра представляет собой языковой замок. Сделать его несложно: необходимо загнуть язык так, чтобы кончик упирался в верхнее нёбо. Во время выполнения мудры рот практикующего закрыт.

Философ Абхинавагупта

Описанная техника подходит новичкам, тем кто освоил описанную технику и может удерживать язык в таком положении длительное время, следует медленно продвигать язык вглубь, к гортани, как бы пытаясь сглотнуть. Согласно трактатам, йоги прошлого были способны проникнуть языком в своё горло, и цель этой практики была не в сохранении и приумножении здоровья.

По утверждению йогинов, в горле находится источник, дарующий бессмертие. Кроме того, йоги прошлого, «проглотив» язык, были способны перекрывать им правую и левую ноздрю для выполнения попеременного дыхания.

Не стоит проверять этот факт на практике, особенно на начальном этапе.

Польза кхечари-мудры

Рассмотрев технику выполнения, предлагаем узнать о том, какую пользу приносит выполнение кхечари-мудры. «Хатха-йога прадипика» — один из наиболее авторитетных источников по йоге, в 40-й шлоке которой читаем: «Тот, кто знает Кхечари-мудру, не подвержен болезням, не подвержен законам причины и следствия (кармы) и свободен от уз времени (смерти)».

Действительно, на обратной стороне нёба есть определённые точки, нажимая на которые язык способствует выделению секреций, что приводит к общему оздоровлению. Кроме того, в ротовой полости образуется слюна, вследствие чего устраняется жажда и чувство голода.

Йоги прошлого верили в то, что тот, кто в совершенстве освоит эту мудру, «ускорит наступление глубоких состояний». Речь здесь идёт о возможности при помощи практики изменять сознание, направляя энергию к верхним чакрам. Также к эффектам от практики кхечари-мудры можно отнести то, что разум приходит в равновесие, также мудра дарует человеку чувство спокойствия.

Меры предосторожности

Прежде всего, не подражайте йогам прошлого. Для освоения техники нет необходимости подрезать язык в области перемычки. Осваивайте упражнение только под контролем специалиста, который уже овладел описанной техникой.

Если вы выполняете кхечари-мудру вместе с асанами, то обратите внимание на вкус слюны: если она горька, это знак того, что необходимо прекратить выполнение мудры немедленно. Если во время практики вы чувствуете боль в языке или дискомфорт, прекратите выполнять упражнение.

Как долго выполнять кхечари-мудру

В данном вопросе стоит ориентироваться на самочувствие. Начинайте с небольшого временного интервала в 3–5 минут, но делайте практику регулярно, выделите такое время, когда вас ничто не будет отвлекать, так как прерывать практику нельзя. Постепенно увеличивайте время, доведя его до 1–1,5 часов.

Оптимальным будет удерживать кончик языка у верхнего нёба во время всего занятия хатха-йогой, если у вас не получится это с первого раза, не огорчайтесь, возьмите себе этот временной интервал за ориентир и двигайтесь к нему. Считалось, что практикующий йогу должен всегда удерживать язык в описанном положении для того, чтобы не заниматься пустыми разговорами.

Как осваивать кхечари-мудру

Перед тем как описать технику выполнения кхечари-мудры, предлагаем сделать несложное подводящее упражнение: заверните язык вовнутрь и затем расслабьте его, повторите несколько раз.

Когда привыкните к выполнению этой несложной техники, можно приступать к освоению кхечари-мудры. Рот во время практики держите закрытым. Сверните язык и постарайтесь коснуться кончиком верхнего нёба, после выполнения верните язык назад, в прежнее положение, и расслабьте.

Лучше всего сочетать выполнение мудры с другими техниками, например подойдёт удджайи-пранаяма, также рекомендуется удерживать мудру при выполнении анулома-виломы. Сочетание мудр и пранаям усиливает эффект последних. Стоит отметить, что кхечари-мудра отлично сочетается с различными йогическими техниками, в частности с замкáми и медитациями.

При выполнении мудры выполняйте горловой замок (джаландхара-бандху) или выполняйте кхечари-мудру во время медитации, чтобы улучшить свою концентрацию.

Древние писания о кхечари-мудре

Рассмотрим два источника: «Хатха-йога прадипику» и «Шива Самхиту»

О том, как делать кхечари-мудру, читаем в «Шива Самхите» (шлоки 4.31–4.37):

  • «Сидя в Ваджрасане, взгляд устреми между бровями, а язык помести в углублении над горлом, в устье источника нектара.
  • Йогин, ежедневно пьющий этот нектар, достигнет Виграха-сиддха (власть над своим телом) подобно льву, побеждающему слона смерти.
  • Кхечари даже самого нечистого делает чистым.
  • В одно мгновение он пересекает океан грехов и, испытав блаженство мира богов, рождается в благородной семье.
  • Для практикующего Кхечари-мудру настойчиво сотни периодов Брахмы — как несколько минут.
  • Благодаря Кхечари-мудре достигается высочайшая цель (Йоги), и все грехи побеждаются.
  • Храни её в тайне и не открывай никому».

Пользу практики для нашего ума и тела раскрывает «Хатха-йога прадипика» (шлоки 3.39–3.42):

  • «Нет болезни, нет смерти, нет Нидры (сна без сновидений), нет помрачения ума, нет ни аппетита, ни голода, ни жажды у того, кто практикует Кхечари-мудру.
  • Тот, кто практикует Кхечари-мудру, не подвержен болезням, карме и действию времени.
  • Мудрецы назвали эту мудру „Кхечари“, так как ум и язык, достигнув Кха, выходит за пределы времени. („Кха“ обозначает одновременно и пространство Брахмана, эфир, и небо, и нёбо в верхней части рта, которого касается язык, повёрнутый назад. — Прим. пер.).
  • Кхечари-Мудра закрывает отверстие нёба, и семя не покидает человека, даже если он держит в объятиях желанную женщину».

В заключение напоминаем, что осваивать эту технику рекомендуется под руководством квалифицированного инструктора