Измени себя — изменится Мир вокруг

Основные мудры в практике йоги

Слушать аудио 0:00 / 29:58
Синтезированная речь

Сейчас сложно найти в мире человека, который никогда не слышал о йоге. Это образ жизни, постоянное совершенствование, умение достичь гармонии с собой и окружающим миром. Йога возникла задолго до нас (достаточно сказать, что первые упоминания о ней встречаются около пяти тысяч лет назад!), и цивилизации, в которых уже была система йоги, давно исчезли, но подаренные ими знания по-прежнему живы…

Для глубокого осознания в йоге используется практика мудр. Мудры — это простые йогические действия, имеющие огромное значение. Они воздействуют на все наше существо от физического до тонкого тела. И в этой статье мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся и эффективные для применения мудры.

Есть разные вариации трактований о происхождении слова мудра. Само слов состоит из корней муд (радость) и ра (давать). Слово на пали для обозначения мудры, муддика, происходит от термина мудда, означающего силу. Понятие мудры можно рассматривать как достижения просветления Тремя Великими Тайнами – силы духа, речи и тела. Мудры наряду с асанами (представляющими тело), образами (представляющими дух), и мантрами (представляющими речь) обеспечивают подручные средства для достижения высших целей йоги.

Мудра - это определенный жест или позиция, выражающие состояние духа человека внешнее выражение внутреннего энергетического потока и основных глубинных психологических процессов; невербальный аспект мудр бывает зачастую сильнее и убедительнее словесных выражений. Мудры использовались на протяжении веков в различных традициях йоги, аюрведы, буддийскими монахам и др для исцеления тела, ума и души. Древние мудрецы достигли высочайшего искусства и при ведении споров. Подчас было достаточно назвать известное всем положение, сослаться на подходящие к случаю максимы (часто невербально, показав соответствующую мудру) – и противнику не оставалось ничего, кроме как развести руками и признать свое поражение. Такие известные жесты, определяемые на санскрите как мудры, использовались на протяжении веков как инструменты для изменения сознания. Мудры создают направленные энергетические потоки и обладают точным значением. Помогают создавать определенные замкнутые контуры, облегчая и направляя движение энергии, вызывают улучшение концентрации. В своей наиболее общей форме человеческие мысли суть объединение потоков нервной деятельности. Такая деятельность занимает все человеческое существо, или сознание. Направление активности мозга, тонких и физических полей способно коренным образом изменять характер мышления и влиять на карму человека.

В древних ведических писаниях подчеркивается важность знания мудр: eta mudra na janati («незнающий мудр не получит никакой пользы»). Мудры никогда не могут навредить, они не могут создать избыточного потока энергии в теле а лишь нормализуют поток праны.

Мудры Намасте и Дхармачакра

Мудры позволяют практикующему развить способность чувствовать потоки жизненной энергии (праны) внутри тонкого тела и осуществлять сознательное управление этими потоками. Мудры подготавливают ум к медитации, делая его способным концентрироваться на одной точке (экаграта ) и отвлекая чувства от объектов (пратьяхара).

И хотя мудры практикуются в основном в духовных целях, многие из них оказывают благоприятное воздействие как на умственном, так и на физическом плане.

Вот некоторые из эффектов применения мудр в практиках, которые проявляются непосредственно уже на начальном этапе занятий:

  • Улучшение здоровья;
  • Повышение коэффицента умственного развития;
  • Нормализация ауры;
  • Расширение сознания.

Мудры прочищают энергетические каналы и психические центры в тонком теле, позволяя безпрепятственно течь жизненным токам ко всем частям организма. В результате наблюдается заметное улучшение здоровья, вызывают повышенную сопротивляемость организма болезням, приносят внутреннее ощущение «хорошего самочувствия», переживания полноты бытия.

Так как процесс очищения касается и сознания, то разум при этом проясняется умственные способности значительно возрастают, позволяя с большей силой проявиться душевным стремлениям. Мудры помогают управлять мыслями, контролировать ментальный диалог, концентрироваться, приносят умиротворение, разрушают апатию, эгоизм.

Энергетическое поле создаваемое в теле мудрой, улучшает состояние всего тела, наделяет тело жизненной силой и создает надежный щит против воздействия отрицательных энергий.

Мудры уносят все беспокойства, даруя радость, счастье, гармонию и энергию. Проясняют ум, очищают сердце от пороков, разрушают зло и невежество. Уносят скорби, печали, несчастья. Кроме того, мудры рассеивают дурные влияния, защищают от темных сил, помогают избавляться от деструктивных программ в сознании, устраняют препятствия на пути развития. Дают возможность управлять эмоциями. Усиливают позитивные намерения, даруют энергию и веру в себя.

Применение мудр в практиках самосовершенствования позволяет прийти к осознанию своего внутреннего состояния, научиться контролировать и управлять им для эффективной жизни. Позиция — это такое положение, которое отражает ум в теле, и тело в уме. Наблюдая за человеком, мы можем очень много узнать о его психологическом состоянии по тому, как он ходит, сидит, действует и так далее. Испуганный человек будет ходить совсем не так, как человек, который сердится. Эта «телесная речь» представляет собой постоянную коммуникацию между анамайя кошей (физическим телом) и другими кошами через сеть нади (энергетических каналов) в пранамайя коше. Даже простым жестам рук или выражениям лица будут соответствовать «жесты» в тонком теле. Поток информации через пранамайя кошу (энергетическое тело) — это двухсторонний процесс. Известно, что люди, переживающие измененные состояния сознания, спонтанно выполняют мудры, что соответствует передаче от тонкого к грубому. И наоборот, мы можем менять направление сигнала на противоположное, и посылать сообщение уму, принимая физическую позицию, или мудру. Следствия этого будут очень тонкими. Потребовалась бы очень большая чувствительность, чтобы воспринимать изменение сознания, вызванное просто соединением большого и указательного пальцев, но по мере практики ум приучается к этому сигналу, и когда рука принимает это положение, передается сигнал к расслаблению. В пранамайя коше эти мудры, представляют соединение различных контуров в сети нади, создающее поток праны, который имеет грубые и тонкие следствия.

Рассмотрим основные мудры, которые мы сможем применять регулярно не только в практике йоги но и в повседневной жизни для осознания и движения к высшим целям на пути саморазвития.

Намасте

НАБХИ МУДРА символ нёба.

Заключается в касании нёба кончиком языка. Этот прием используется для замыкания определенных контуров циркуляции праны в системе каналов тонкого тела и выполняется постоянно в течение всей практики всех упражнений.

Существует три варианта выполнения Набхи-мудры, из которых для целей «обычной» йоги существенны первые два, а третий используется в основном в медитации. Первый вариант — Вайю-набхи-мудра активизирует элемент Ветра в организме. Это благоприятно для практики асан, поэтому может использоваться как своего рода «педаль газа» или усиление практики. Свами Шивананда утверждал, что такую технику следует держать постоянно при выполнении всех упражнений комплекса, либо делать сразу после выхода из очередной асаны или завершения комплекса асан (сидя с ровной спиной в медитативной позе)*. Вайю-набхи-мудра делается прикасаясь кончиком языка сразу за верхней десной — это самое «переднее» положение из трёх. Иногда это ощущается как чесотка или дрожь в основании позвоночника.

Второе положение Набхи-мудры — Агни-набхи-мудра, активизирует энергию Огня в теле. Это нисходящий поток, который полезен при практике мудр и пранаям, с целью оздоровления всего тела, «напитывания» его праной — ведь самая плотная, грубая функция праны — это восстановление идеального здоровья в каждой клеточке тела. Для выполнения «огненного» жеста неба, надо протолкнуть язык чуть дальше, чем в предыдущей технике, и коснуться кончиком языка той точки, где твердое небо переходит в мягкое (на стыке неба и глотки). Замыкание этой точки запускает своего рода «душ» или «дождь» нисходящего потока праны (энергии) по всему телу, что могут почувствовать люди, чувствительные к тонким процессам.

Существует и третий, самый глубокий вариант Набхи-мудры — «джала-набхи-мудра», «жест воды». Она же называется Кхечари-мудра («жест летящего в небесах»). Подразумевает проталкивание языка как можно глубже в ротоглотку, в направлении гортани. В основном этот жест применяется перед и во время медитации, для пробуждения охлаждающего и омолаживающего тело потока «сомы» — «нектара», т.е. «сладкого» потока или импульса от Бинду-чакры, расположенной позади затылочного «родничка» (между макушкой и затылком).

Эту мудру можно выполнять в течение всего дня для контроля своего ума и эмоций, ее применение в обычной жизни благотворно скажется на вашем внешнем и внутреннем мире.

Техника выполнения: Закройте рот. Заверните язык назад, прижав его нижнюю поверхность к нёбу. Постарайтесь завести кончик языка настолько далеко, насколько это возможно без перенапряжения. Оставайтесь в этом положении в течение удобного для вас времени.

Если через короткое время вы ощущаете легкий дискомфорт, то ненадолго расслабьте язык и затем повторите движение. По мере практики язык будет автоматически загибаться к мягкому нёбу, стимулируя многие жизненно важные нервные центры в мозге.

НАСИКАГРА МУДРА

Это одна из самых распространенных мудр в практике пранаямы. Она используется для контроля дыхания в каждой из ноздрей. Помогает научиться равномерно вдыхать и выдыхать без резких и прерывистых движений дыхательной системы. Существует несколько других незначительных модификаций этой техники, но эта не вызывает трудностей у начинающих, практична и эффективна, поскольку сочетает полезность с тонким манипулированием праной. Для мудры используется правая рука, поскольку на праническом уровне она в большей степени связана с «отдаванием», тогда как левая рука больше связана с «получением». Однако, если невозможно использовать правую руку, то нет никаких причин не использовать левую.

Насикагра мудра

Держите кисть правой руки перед лицом. Мягко положите кончики указательного и среднего пальцев на лоб, между бровями (межбровный центр). Оба пальца должны быть расслаблены. Поместите большой палец рядом с правой ноздрей, а безымянный палец — рядом с левой ноздрей. Прижимая и отпуская правую сторону правой ноздри, можно (в зависимости от того, что требуется) закрывать или открывать эту ноздрю. Точно так же безымянный палец контролирует поток воздуха через левую ноздрю. Мизинец не используется, и для удобства его можно слегка согнуть.

Следует лишь слегка нажимать на боковую сторону каждой ноздри, чтобы носовая перегородка не сгибалась в ту или иную сторону; нажим должен быть плотным, но мягким. Правое предплечье должно располагаться рядом с грудью, напротив грудины, но не касаться груди и не давить на нее, чтобы не мешать расширению легких.

Локоть должен быть направлен вниз, поскольку если он отклоняется в ту или иную сторону, то через какое-то время рука может начать болеть. Держите руки и плечи расслабленными; чем меньше напряжение, тем больше кругов вы сможете делать не утомляясь и не прерывая практику пранаямы.

Примечание к практике: Для эффективного контроля обеих ноздрей лучше всего помещать кончики большого и безымянного пальцев в вогнутые впадины по бокам ноздрей, поскольку при этом для закрывания ноздрей требуется меньший нажим. Пальцам не приходится совершать большие движения при переключении ноздрей. Это позволяет устранить даже минимальные помехи как для тела, так и для самой практики пранаямы.

Вариант: В еще одном варианте насикагра мудры указательный и средний пальцы сгибают или подгибают к ладони. Однако при этом пропадает дополнительное полезное действие мягкого нажима указательного и среднего пальцев на межбровный центр, стимулирующего бхрумадхью — кшетрам, или активирующую точку аджна чакры. Выберите такое положение руки, которое вам больше всего подходит.

ЧИН МУДРА: Эта мудра выполняется так же, как джняна мудра. Кончик указательного пальца касается либо кончика большого пальца, либо внутренней стороны его основания. Различие состоит в том, что руки кладут на колени ладонями вверх. Джняна– и чин-мудра являются простыми, но важными нервно-психическими замками пальцев и придают медитативным асанам (и другим позам) завершенность, делая их более мощными. Корректируя нервные импульсы рук, они помогают практикующему находиться в расслабленном, устойчивом положении в течение длительных периодов времени.

Порой бывают разногласия в отношении того, что называется джняна мудрой, а что чин мудрой. В различных традициях они получали разные названия, но, в конечном счете, представляют собой одно и то же. Не имеет значения, соприкасается ли указательный палец с кончиком или основанием большого пальца, и кладутся ли руки на колени ладонями вверх или вниз. Различия между ними настолько тонки, что вы можете практиковать ту, что кажется вам наиболее удобной. Эффект будет достигнут только постоянной практикой и памятованием.

И подводя итог использования выше изложенных инструментов хотелось бы предостеречь духовных искателей от неправильного использования сверхфеноменальных способностей, которые могут возникнуть благодаря практики мудр и йоги. Цель духовных упражнений – развитие души. А опасность попасть в сети самообмана, самодовольства, эгоизма, самовлюбленности очень велика. Пока не обретется контроль над эго, пока человек не достиг надлежащего состояния сознания, любые обретаемые знания и духовные силы не принесут никакой реальной пользы. Обретение необычных сил часто воспринимается за духовность. Возникающие в уме видения могут восхищать эго, человек начинает мнить себя великим посвященным, самомнение разрастается до вселенских масштабов. Но в конце концов незрелая душа вязнет в болоте гордыни, независимо от того насколько возвышенны могут показаться такие видения. Чем выше уровень духовного развития, тем более истинно понимание и восприятие окружающего мира. Действительно возвышенные души обладают способностью видеть возвышенные образы, в то время как нравственно опустошенные души сканируют лишь низшие планы бытия, дополняя их галлюцинациями из собственного подсознания.

Если человек уверяет, что он ищет обретения сверхъестественных сил, чтобы иметь возможность помогать другим людям, то нужно задуматься. Что сделал для других этот человек, имея то, что он имеет сейчас?

Духовность не имеет никакого отношения к тому, что вы имеете или что вы знаете. Она связана с тем, чем вы являетесь, и насколько хорошо вы выражаете свою внутреннюю суть. Поэтому при изучении мудр и практики разных инструментов саморазвития нужно стремиться развить в себе чистоту, альтруизм, мягкость, самоотверженность и другие положительные качества. Не пытайтесь перепрыгнуть через ступеньки лестницы, ведущей к цели человеческого совершенствования.

Мудры – инструменты духовного развития. Практику мудр следует сочетать с другими метафизическими дисциплинами. Не существует единственно важной техники, превосходящей другие. Все духовные практики ориентированы на достижение определенной цели. Практика мудр не может вытеснять ежедневные пения мантры, медитации, занятия асанами и другие методы, но очень органично сочетается с ними.

Ом, успешных регулярных практик!

Источники:

  1. Древние тантрические техники йоги и крийи. Свами Сатьянанда Сарасвати
  2. Энциклопедия мудр. Неаполитанский С.М.
  3. Йога терапия. Свами Шивананда