Измени себя — изменится Мир вокруг

Ашвини-мудра

Упоминание в классических текстах по йоге

В переводе с санскрита «ашвини-мудра» переводится как ‘жест лошади’. Мудра называется так потому, что вызывает в сознании образ испражняющейся лошади. По сути мудра представляет собой сокращение мышц анального сфинктера1. Описание этой мудры присутствует в тексте «Хатха-йога прадипика», где говорится о том, что стоит разграничивать две техники: ашвини-мудру и мула-бандху, акцентируя внимание на том, что, практикуя последнюю, не нужно сжимать анус2.

Ещё один классический текст по хатха-йоге, в котором упоминается данная мудра:

3.82. Сократи мышцу заднего прохода, а потом расслабь её. Повторяй это. Это — Ашвини-мудра, пробуждающая Шакти3

Гхеранда-самхита

Свами Шивананда в своём труде «Йога-терапия» определяет ашвини-мудру как ритмичное сокращение анального сфинктера. Он пишет о том, что это движение поднимает прану вверх по всем каналам туловища, и даже через все внутренние органы, очищая и укрепляя организм.

Свами Шивананда приводит примеры использования этой практики в других системах саморазвития. Так, в даосских системах мудру применяют во время исполнения любых упражнений для управления потоками энергии в тонком теле. В цигун посредством ашвини-мудры адепты накачивают праной внутренние органы, чтобы укрепить их и сделать выносливыми4.

Это интересно
Основные мудры в практике йоги

Мудры — это простые йогические действия, имеющие огромное значение. Они воздействуют на все наше существо от физического до тонкого тела. Есть разные вариации трактований о происхождении слова мудра. Само слов состоит из корней муд (радость) и ра (давать). Мудра — это определенный жест или позиция, выражающие состояние духа человека внешнее выражение внутреннего энергетического потока и основных глубинных психологических процессов; тонкий аспект мудр бывает зачастую сильнее и убедительнее словесных выражений.В этой статье мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся и эффективные для применения мудры.

В трёхтомнике Бихарской школы йоги даётся наиболее подробное описание ашвини-мудры. Как сказано в тексте, освоить мудру нужно в первую очередь для того, чтобы приблизиться к корректной практике мула-бандхи5. Однако, ознакомившись со статьёй, вы поймёте, что ценность ашвини-мудры ничуть не меньше, чем мула-бандхи.

Махадев обучает Парвати выполнять мудры

Ашвини-мудра с точки зрения анатомии

Структуры, совершающие движение «жест лошади», относятся к тазовой диафрагме, которая состоит из четырёх слоёв (изнутри наружу):

  1. +
  2. фасции и связки (соединительная ткань и гладкомышечные волокна, способные к сокращению);
  3. мышцы тазового дна (сознательно управляемые);
  4. сфинктеры.

Нас интересует мышца, поднимающая задний проход, которая относится к третьему слою тазовой диафрагмы. Она состоит из трёх порций:

  • лонно-прямокишечной (фото 1);
  • лонно-копчиковой (фото 2);
  • подвздошно-копчиковой (фото 3).
Фото 1 – лонно-прямокишечная порция. Фото 2 – лонно-копчиковая порция

Вместе с мышцей, поднимающей задний проход, в совершении «жеста лошади» участвует также внешний сфинктер ануса (наружный анальный сфинктер), который относится к четвёртому слою тазовой диафрагмы (фото 4).

Фото 3 – подвздошно-копчиковая порция. Фото 4 – четвёртый слой тазовой диафрагмы

Техника выполнения

Б. К. С. Аенгар говорит о том, что осваивать мудру можно в любой асане, но особенно продуктивно в Тадасане, Ширшасане, Сарвангасане, Урдхва Дханурасане, Уштрасане и Пашчимоттанасане1.

В трёхтомнике Бихарской школы йоги мы находим следующие рекомендации к исполнению ашвини-мудры: освоить мудру получится в любой асане, в том числе в позах для медитации, и даже в Сарвангасане.

В тексте предложены два способа выполнения:

  1. Быстрые сокращения. «Примите удобное положение сидя, расслабьте всё тело, закрыв глаза. Быстро то сокращайте, то расслабляйте мышцы ануса. Старайтесь сокращать их изолированно, не задействуя при этом другие мышцы таза. Выполните несколько ритмичных сокращений без излишнего напряжения». Во время практики осознавайте попеременное напряжение и расслабление мышц ануса.
  2. Медленное сокращение и удержание. «Сидя в удобном положении, на вдохе сокращайте анальные мышцы, удерживайте это сокращение, задержав дыхание, а на выдохе расслабляйте их. Сокращение должно быть довольно сильным, но без излишнего напряжения и без задействования других тазовых мышц. Это один цикл»5. Во время практики к осознанию напряжения и расслабления интимных мышц добавьте осознание дыхания и скоординируйте его с работой мышц.

Приступив к освоению, вы поймёте, что на практике очень трудно научиться сокращать только небольшую областью анального сфинктера. Вы заметите труднопреодолимую тенденцию попутно сокращать область половых органов и промежности. Сосредоточьтесь на сокращении исключительно мышц ануса и сознательно расслабляйте те, что расположены рядом. Поначалу это может показаться практически невозможным, но по мере приобретения опыта будет становиться всё легче и легче.

В тексте нет строгих указаний о продолжительности выполнения этой практики, но есть предостережение от перенапряжения и совет продвигаться, постепенно увеличивая продолжительность по мере овладения техникой.

В своей работе по йога-терапии Свами Шивананда описывает ашвини-мудру как один из составляющих элементов мула-бандхи, который осуществляется последовательным сжатием и расслаблением анального сфинктера. Он акцентирует внимание на том, что каждое такое сжатие, как толчок, поднимает прану до определённого уровня; и что у мужчин и женщин этот процесс протекает по-разному. Мужчинам, например, нужно сделать четыре таких толчка, чтобы довести поток праны до брахмарандхры (макушки); а женщинам — 5; опытным же мастерам достаточно одного толчка, независимо от пола.

Это интересно
Бандхи: для чего они нужны

Рассматривая различные техники йоги, необходимо остановиться на таких практиках, как бандхи. Бандхи можно сравнить с высокоточным инструментом, которые позволяют получить определённые эффекты и достичь различные состояния.

Таким образом, совершив определённое количество толчков, практик должен почувствовать восходящий поток энергии, который заполняет всю голову (при условии, что каналы внутреннего мира относительно чисты и позволяют подняться энергии). Затем нужно расслабиться, не отпуская полностью мудру после последнего сокращения, а, ненадолго зафиксировав, спокойно выдохнуть, следя за мягким потоком праны, стекающим вниз по мышцам и костям тела, а потом концентрируется в области чуть ниже пупка. Если не удаётся чётко ощутить спускающийся поток, рекомендуется помочь себе скользящей набхи-мудрой и вращениями плеч вперёд. После этого с очередным вдохом следует повторить серию толчков.

Для освоения и осуществления этой практики рекомендуется любое положение тела, в котором позвоночник остаётся выпрямленным, и в теле не чувствуется напряжение.

В «Йога-терапии» предлагается выполнять ашвини-мудру как самостоятельную практику по 10–20 движений (толчков) утром и вечером. В промежутке между подходами область ануса следует полностью расслаблять.

Важно обратить внимание, что эта методика не может выполняться отдельно для получения полезных результатов о которых пойдет речь ниже. Результат освоения может быть достигнут в полной мере, при комплексном освоении йоги и выполнения правил Ямы и Ниямы. Если практик не задумается о этически нравственных принципах в повседневной жизни, то может увеличиться стремление к получению чувственных наслаждений.

Это интересно
Яма и нияма. С чего начинается йога?

Существующая концепция и анализ происходящего вокруг подтверждают, что мы живем в уникальное время, когда процесс изменения степени осознанности жизни в ее множественных аспектах набирает свои обороты.

Польза и влияние на организм

В «Гхеранда-самхите» описаны следующие позитивные эффекты от практики ашвини-мудры:

«Сукшма басти

1.48. «В положении Пашчимоттанасана медленно двигай внутренностями вниз. Ашвини-мудрой то сокращая, то расширяя задний проход. 1.49. Этим упражнением усиливается пищеварительный огонь и слабая деятельность кишечника, а вздутие живота исчезает».

«3.54. Намажь тело пеплом и сядь в Сиддхасану, затем вдохни через обе ноздри Прану и свяжи её с Апаной. 3.55. Медленно сжимай Ашвини-мудрой задний проход до тех пор, пока Вайю (воздух) с силой не войдёт в Сушумну и не проявит там своё присутствие. 3.56. От запирания воздуха деланием задержки на вдохе змееподобной богине (Кундалини-шакти) становится душно — и она устремляется вверх к Брахма-рандхре».

«3.83. Ашвини — великая Мудра, которая устраняет болезни заднего прохода, дающая силу, хорошее самочувствие и предохраняющая от преждевременной смерти»3.

Свами Шивананда приводит следующий список положительных эффектов:

  • психоэнергетическое воздействие (за счёт перенаправления потока праны вверх);
  • помощь при лечении заболеваний прямой кишки и геморроя;
  • в купе с другими техниками помогает в излечении от заболеваний мочеполовой сферы, а также расстройств здоровья общего характера.

Бихарская школа йоги также указывает на положительное воздействие ашвини-мудры:

  • стимулирует перистальтику толстого кишечника;
  • улучшает кровообращение в области ануса (что полезно при геморрое, особенно в сочетании с Сарвангасаной);
  • помогает в лечении ректального пролапса (выпадения прямой кишки);
  • освоение ашвини-мудры необходимо, чтобы освоить мула-бандху.
Сарвангасана

Взгляд современной йога-терапии

Учитывая тот факт, что выполнение ашвини-мудры осуществляется мышцами тазового дна, значит, эта техника улучшает проприоцептивную чувствительность этой зоны за счёт её сжатия и стимуляции расположенных в её толще многочисленных нервных окончаний.

Укрепление тазового дна, в особенности мышцы, поднимающей задней проход, нормализует положение самой тазовой диафрагмы и органов малого таза соответственно, а также устраняет патологическое давление органов друг на друга и хронические тазовые боли.

Во время активации мышц тазового дна происходит массаж органов малого таза и окружающей их клетчатки, что активизирует их капиллярное кровообращение и улучшает функциональную активность.

Выполнение «жеста лошади» активно воздействует на крестцовое сплетение, стимулируя парасимпатический отдел нервной системы. Соответственно, техника рекомендована в том случае, когда нужно снизить активность симпатического отдела нервной системы, ответственного за возбуждение, раздражение и стресс.

Мудра подходит для комплексного лечения хронического простатита (вне фазы обострения). Выполняется за счёт сжатия мышцы, поднимающей задний проход, которая плотно прилегает к простате и, соответственно, сжимаясь, массирует её.

Выполнение мудры рекомендовано при запорах атонического типа (когда тонус мышечного слоя ободочной кишки снижен, и перерастянут кишечник, что приводит к застою каловых масс).

В составе мула-бандхи техника действенна при рассеянном склерозе, когда происходит нарушение тазовых функций, особенно функции мочеиспускания. Выполнение комплексной мула-бандхи (которая включает ашвини-мудру, сокращение сухожильного центра промежности и ваджроли-мудру) укрепляет тазовое дно, что помогает больным рассеянным склерозом контролировать процесс мочеиспускания.

Для профилактики восходящей инфекции мочевыводящих путей рекомендуется укреплять тазовое дно, в том числе выполняя ашвини-мудру, что в комплексе способствует активной уродинамике6.

Использование мудры совместно с другими техниками

  • Использование «жеста лошади» совместно с перевёрнутыми асанами, в особенности в Сарвангасане, усиливает эффект возврата венозной крови из органов малого таза, облегчая состояние при варикозном расширении вен малого таза и геморрое (вне фазы обострения).
  • Свами Шивананда пишет о благотворном воздействием мудры в динамическом режиме во время выполнения Халасаны.
  • Ашвини-мудра является составляющей частью мула-бандхи (все составляющие: ашвини-мудра: задействует заднюю часть промежности; мула-дхара-мудра — центральную часть; ваджроли-мудра — переднюю часть).
  • «Жест лошади» является также неотъемлемой частью выполнения Маха-ведха-мудры.
  • Во время выполнения Ардха Матсьендрасаны на задержке дыхания после вдоха рекомендуется выполнить одну серию толчков ашвини-мудры.
  • Выполнение мудры рекомендовано в Мукта Падмасане во время задержки дыхания на вдохе. Сначала выполняется мула-бандха, а внутри нёё совершаются толчки ашвини-мудры.
  • В «Хатха-йога прадипике» говорится о выполнении мудры во время стхала басти в Пашчимоттанасане.
  • Для локализации основания канды в пределах муладхара-чакры рекомендуется сесть в Ваджрасану и выполнить мула-бандху или ашвини-мудру, или и то и другое (канда — корнеобразный источник, из которого исходят все нади).
  • Бихарская школа йоги предлагает объединять мудру с пранаямой Нади Шодхана, удерживая сокращение мышц во время задержки дыхания.
  • Современная йога-терапия находит применение «жесту лошади» в таком направлении, как «Йога-терапия репродуктивной системы», где предлагаются следующие асаны для совместного с ней выполнения: Гомукхасана, Баддха Конасана, Вирасана, Супта Баддха Конасана.

Практика ашвини-мудры известна с давних времён и доказала свою эффективность на деле. Главные эффекты от её выполнения: энергетический (подъём энергии из нижележащих чакр к верхним); физический (стимуляция кровообращения в органах малого таза и улучшение функциональной активности этих органов). Успешной практики!

Список источников:

  1. Йога дипика: прояснение йоги / Б. К. С. Айенгар; Пер. с англ. — 5-е изд. — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 494 с.
  2. Хатха-йога прадипика. С комментариями Свами Муктибодхананды. Пер. с англ. М. Свечникова. — Нижн. Новг.: ДЕКОМ, 2013. — 644 с.
  3. Гхеранда Самхита. Перевод с санскрита Александра Ригина, приводится по изданию «Путь Шивы. Антология древнеиндийских классических текстов», Киев, 1994.
  4. Свами Шивананда. Йога-терапия: новый взгляд на традиционную йога-терапию. Пер. с англ. и примечания А. Сидерского. — К.: «София», 2000. — 256.
  5. Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники йоги и крийи: в 3-х т. / Редакторы: В. Бойко, В. Гройсман, Я. Гройсман, Н. Резанова. Пер. с англ.: Н. Дорохов. — Нижн. Новг.: ДЕКОМ, 2013. — 420 с. — 2-й т.
  6. Фролов, А. В. Йога-терапия: практическое руководство (2-е дополненное издание) / А. В. Фролов. — М.: ООО «Ориенталия», 2016. — 464 с.
Андрей Верба