Десять Миров-состояний

Десять Миров-состояний
В первых буддийских сутрах десять миров характеризуются как отдельные места перерождений и обитания существ, населяющих вселенную, причем каждый из этих миров обладает определенными свойствами, присущими только ему. Но «Сутра Лотоса» объясняет существование Десяти Миров не как места физического пребывания, а как состояния сознания и души, которые находятся в определенной последовательности и неразрывной связи друг с другом во все моменты жизни. Концепция Десяти Миров легла в основу теории Тянь-тая «Ичинэн Санзэн», которую он подробно описал в десятитомном труде «Мака Шикан». Названия и свойства их таковы: 

1) Мир Ада (яп. дзигоку). Ничирен Дайшонин пишет: «Исступление — мир Ада». Состояние душевного неистовства, когда человеком правит страсть разрушения и себя, и окружающего мира. Здесь нет и не может быть духа свободы выбора, поэтому человек испытывает поистине адские муки и страдания. 
 
2) Мир Голода (яп. гаки). Дайшонин пишет: «Жадность — вот что такое мир Голода». Состояние ненасытности, постоянного хотения всего сразу — пищи, одежды, богатства, удовольствий, развлечений, славы, власти и т. д. Находящийся в этом состоянии обречен на неумолимое стремление к обладанию роскошью и страдания от невозможности заполучить все сразу, раз и навсегда. 

3) Животный мир (яп. тику-сё). Дайшонин определяет этот мир так: «Глупость — Животный мир». Здесь сознание лишено духовных интересов, им руководят только низменные инстинкты, а не разум или моральные принципы. Мир Ада, Голода и Животный мир вместе ещё называются в сутре как «три тропы демонов тьмы». 

4) Мир Гнева (яп. сюра). Дайшонин сказал: «Несговорчивость, своенравие — мир Гнева». В этом состоянии доминирует эгоистичное начало личности, которое ставит свое «я» выше всего остального, стремясь всегда и во всем занять главенствующее положение над другими. Дайшонин пишет: «В первом томе "Мака Шикан" читаем: "Тот, кто находится в мире Гнева, в душе своей извратил достойное желание быть во всем самым лучшим. И теперь он добивается возвеличивания собственной персоны ценой унижения людей. Душа его походит в те моменты на голодного ястреба, хищно высматривающего новую добычу. И неважно, что слова его кажутся доброжелательными и правильными, а выражение лица мудрым и спокойным, в сердце его царствует злоба и гнев". Четыре низших мира: Ад, Голод, Животный мир и мир Гнева вместе составляют "четыре тропы демонов тьмы"». 

5) Мир Доброты или мир Спокойствия (яп. нин). Дайшонин пишет: «Умиротворение — мир Доброты». В этом состоянии человек способен верно оценивать различные жизненные ситуации, контролировать свои желания и поступки, не нарушая окружающей гармонии. 

6) Мир Неба или мир Восторга (яп. тэн). Дайшонин говорит: «Радость — мир Восторга». В этом состоянии человек наслаждается чувством удовлетворения от исполнения своего желания. Однако радость всегда мимолетна. Она быстро исчезает вместе с ходом времени или даже из-за незначительного изменения ситуации. Первые шесть миров от мира Ада до мира Восторга называются "шесть запутанных троп".

Большинство людей огромную часть своей жизни проводят в круговых блужданиях по этим тропам — вперед и опять назад, — не умея выйти на новый уровень состояния души. Состояния сознания, где неопределённость, и волнения «шести троп» преодолены, называются благородными мирами. Первые из них – мир Изучения, мир Постижения и мир Бодхисаттвы.

7) Мир Изучения (яп. сёмон). Здесь душа постигла изменчивость окружающего пространства, непостоянство всех явлений бытия и беспокойство «шести троп». Поэтому она старается найти подлинную правду жизни и, учась сама, учить других. В буддийской литературе обитатели мира Изучения (санскр. шравака) слышали проповеди Будды о четырех благородных истинах (жизнь есть страдание; страдание результат неуёмных желаний; отказ от желаний останавливает страдания и открывает вход в Нирвану; путь, ведущий к освобождению от страданий, лежит через практику восьмизначной тропы) и неустанно следуют этому наставлению, чтобы в конце концов самим освободиться от всех земных желаний. 

8) Мир Постижения (яп. энгаку). Здесь истина о вечно изменяющемся мире предстает во всей своей полноте. Обитатели мира Постижения (санскр. пратьекабудда) самостоятельно достигли духовного освобождения от страданий через собственные усилия и практику, через самопознание и изучение окружающих феноменов бытия. Миры Изучения и Постижения известны в буддийской философии ещё как два мира-проводника в высшие состояния. Несовершенство этих двух миров заключается в том, что, находясь в них, человек озабочен только личным благополучием и спасением.
 
9) Мир Бодхисаттвы (яп. босацу), где думают уже не только о своем просветлении, но жаждут спасения для остальных. Поэтому бодхисаттвы милосердны и активны. 

10) Мир Будды (яп. буцу). Высший мир-состояние. Здесь присутствует абсолютное и неразрушимое счастье, свобода, безграничная мудрость, всесильное милосердие, мужество и бесстрашие в преодолении испытаний, ибо Будда обладает одновременным видением всех феноменов бытия в их неразрывной связи.

из комментариев к книге Д. Икеда «Сокровенный закон жизни и смерти»