Измени себя — изменится Мир вокруг

Индрия-вибханга Сутта

Слушать аудио 0:00 / 06:17
Текст читает: Сабина Григорян

Монахи, существуют Пять Способностей. Какие пять? Способность Веры, Способность Усилия, Способность Сосредоточения Внимания, Способность Самадхи, Способность Различающей Мудрости.

Монахи, что называется Способностью Веры? 

Это случай, монахи, когда ученик благородных имеет твёрдую веру, уверен в Пробуждении Татхагаты: "Поистине, Самый Почитаемый – Архат, Достигший Высшего Правильного Пробуждения, Совершенный в Мудрости и Благом Поведении, Идущий в Высший Мир, Познавший Миры, Непревзойдённый, Наставник Существ, Нуждающихся в Усмирении, Учитель Богов и Людей, Будда, Самый Почитаемый". Вот что называется Способностью Веры, монахи.

Монахи, а что называется Способностью Усилия?

Это случай, монахи, когда ученик благородных проявляет решительную настойчивость в отказе от неблагих качеств поведения и прикладывает упорные усилия в приобретении благих качеств поведения. Он проявляет волю, проявляет настойчивость, прилагает усилия, поддерживает и осуществляет осознанное намерение для невозникновения тех порочных, неблагих качеств поведения, которые в нём ещё не возникли. Он проявляет волю, проявляет настойчивость, прилагает усилия, поддерживает и осуществляет осознанное намерение для избавления от тех порочных, неблагих качеств поведения, которые в нём уже возникли. Он проявляет волю, проявляет настойчивость, прилагает усилия, поддерживает и осуществляет осознанное намерение для возникновения тех благих качеств поведения, которые в нём ещё не возникли. Он проявляет волю, проявляет настойчивость, прилагает усилия, поддерживает и осуществляет осознанное намерение для сохранения, увеличения и изобилия, развития и доведения до совершенства тех благих качеств поведения, которые в нём уже возникли. Вот что называется Способностью Усилия, монахи.

Монахи, а что называется Способностью Сосредоточения Внимания?

Это случай, монахи, когда ученик благородных внимателен, обладает очень хорошей памятью и может вспомнить то, что сделал или сказал очень давно. Он сосредотачивает внимание на теле, на свойствах тела, – будучи настойчивым, осознающим, внимательным, он устраняет свойственные миру жажду и неудовлетворенность. Он сосредотачивает внимание на чувствах, на свойствах чувств, – будучи настойчивым, осознающим, внимательным, он устраняет свойственные миру жажду и неудовлетворенность. Он сосредотачивает внимание на уме, на свойствах ума, – будучи настойчивым, осознающим, внимательным, он устраняет свойственные миру жажду и неудовлетворенность. Он сосредотачивает внимание на явлениях, на свойствах явлений, – будучи настойчивым, осознающим, внимательным, он устраняет свойственные миру жажду и неудовлетворенность. Вот что называется Способностью Сосредоточения Внимания, монахи.

Монахи, а что называется Способностью Самадхи?

Это случай, монахи, когда ученик благородных, отъединившись от объектов чувств, входит в самадхи и достигает однонаправленного сосредоточения ума. Отдалившись от чувственных желаний, отдалившись от неблагого поведения, он достигает и пребывает в первой дхьяне, удовольствие и лёгкость порождаются отъединением, сопровождаемым обдумыванием и взвешиванием. С прекращением обдумывания и взвешивания он достигает и пребывает во второй дхьяне: удовольствие и лёгкость порождаются внутренним спокойствием ума и однонаправленной концентрацией, свободной от обдумывания и взвешивания. Отъединившись от удовольствия, он пребывает в беспристрастности; внимательный и осознающий, он чувствует лёгкость в теле, – так он достигает и пребывает в третьей дхьяне, о которой благородные говорят: "Тот, кто беспристрастен и внимателен, пребывает в лёгкости". Отдалившись от лёгкости и отдалившись от боли, подобно тому, как ранее перед этим он оставил душевное удовольствие и неудовольствие, монах достигает четвёртой дхьяны и пребывает в ней в состоянии без боли и без лёгкости, в чистоте беспристрастности и внимательности. Вот что называется Способностью Самадхи, монахи.

Монахи, а что называется Способностью Различающей Мудрости?

Это случай, монахи, когда ученик благородных обладает мудростью различения: он обладает способностью понимать причины возникновения и угасания, – благородный ясно видит, что ведёт к правильному прекращению страданий. Он имеет подлинное доскональное понимание: "Это есть страдание", имеет подлинное доскональное понимание: "Это есть возникновение страданий", имеет подлинное доскональное понимание: "Это есть прекращение страданий", имеет подлинное доскональное понимание: "Это есть путь, ведущий к прекращению страданий". Вот что называется Способностью Различающей Мудрости, монахи.

Вот что такое Пять Способностей, монахи".