Лумбини – это местечко, расположенное недалеко от Капилвасту, столицы когда-то могущественной империи Шакьев. Оно обрело свою известность благодаря тому, что здесь царица Махамая родила Сиддхатху Гаутаму (будущего Будду Шакьямуни), которому было суждено не только обрести освобождение, но и показать путь к нему другим живым существам. Но за туманом веков осталось скрыто другое: память о Татхагатах предшествующих эпох. В силу своего всеведения, Будде Шакьямуни дано было знать об их рождении, их именах, их семьях. О том, как они проходили свой жизненный путь.
В одной из своих бесед Будда Шакьямуни сообщает ученикам о рождении Канакамуни и Каракучханды: «Отцом Благословенного Будды Какусандхи (Каракучханда на санскрите) был брахман Аггидатта, а матерью – брахманка Висакха. Царём в то время был Кхема, а столицей был город Кхемавати. Отцом Благословенного Будды Каногаманы (Канакамуни на санскрите) был брахман Яннадатта, а матерью – брахманка Уттара. Царём в то время был Собха, а столицей был город Собхавати» («Махападана сутта: Большая беседа о линии будд»).
Тысячи веков стёрли с лица Земли упомянутые города: Кхемавати (город Спокойствия) и Собхавати (Прекрасный город), бывшие когда-то столицами царств. И нам очень трудно было бы отождествить это названия с какими-либо местами в нашем земном мире. Однако, как это ни странно, уцелели некоторые артефакты.
Средневековые путешественники еще сталкивались со свидетельствами того, что недалеко от Капилавасту и Лумбини в этот мир приходили и другие Будды. Это было в те незапамятные времена, когда люди жили по 30 и 60 тысяч лет.
Сюань-Цзан, один из китайских паломников, посетивших окрестности Капилавасту в 7 веке, рассказывает о том, что нашёл здесь сохранившиеся ступы Каракучханды и Канакамуни. Сюань Цзан пишет: «От города (Капилвасту) прошёл на юг около 50 ли (25 км) и прибыл в древний город, в котором есть ступа. В этом городе во времена, когда люди бхадракальпы жили шестьдесят тысяч лет, родился будда Кракучханда».
Он же говорит о том, что место рождения Будды Канакмуни находится не дальше чем в 30 ли (около 15 км) на северо-восток от места рождения Каракучханды: «От города будды Кракуччханды прошёл на северо-восток около 30 ли, прибыл в большой древний город, в котором есть ступа. В этом городе во времена, когда люди бхадракальпы жили сорок тысяч лет, родился будда Канакамуни» По наблюдениям Фасяня, ещё одного средневекового пилигрима, место рождения будды Канакамуни и Каракучханды находится не далее чем в полуйоджане (расстояние, равное половине дневного перехода пешей армии) от Капилавасту. Что значат такие расстояния, как 50 или даже 70 километров, по отношению к такому грандиозному событию, как рождение Будды?
Одна из надписей Ашоки (3 век до н.э) также говорят о том, что он восстановил разрушенную ступу Канакамуни. Однако до нашего времени она не дошла, сохранилась лишь колонна, установленная в 249 году до н.э. тем же Ашокой. Надписи на ней, сделанные на Пали и Брахми, говорят о том, что в этом месте был рождён Будда предыдущей эпохи, Будда Канакамуни. Сейчас эта колонна отчасти находится в земле, но верхняя её часть, обломившаяся, лежит на поверхности. Эту колонну можно увидеть в неприметном местечке Ниглихава, расположенном совсем недалеко от Лумбини.
Каковы же те места, в которых спускаются на Землю Будды? И что происходит в них? Об этом нам рассказывает «Махападана Сутта». В «Большой беседе о линии Будд» говорится, что все Будды приходят на землю очень похожим образом.
«Таков закон, монахи, что в то время как другие женщины рожают сидя или лёжа, в случае с Бодхисаттой всё не так – его мать рожает стоя. Таков закон» («Махападана сутта: Большая беседа о линии будд»).
Священные тексты сообщают нам, что мать Будды Шакьямуни родила, прогуливаясь в парке Лумбини. Саловое дерево, мимо которого она проходила, опустило к ней свои ветки, и стоя, придерживаясь за них, она родила сына. Он вышел через ее правый бок, оставшись неоскверненным.
Безусловно, то самое дерево не могло сохраниться до наших дней. Однако международная археологическая компания во главе с Конингхамом и Кошем Прасадом Ачарья, исследуя основания храма Майядеви, расположенного здесь, в парке Лумбини, нашла в круглом отверстии в полу остатки корней дерева. Радеоуглеродный анализ подтвердил древность находки. Размер отверстия вполне соответствует диаметру ствола дерева. Все это даёт основания полагать, что храм Маядеви действительно располагается на том месте, где Махамайя родила Сиддхартху Гаутаму.
Дерево росло непосредственно в центре деревянной постройки. Первая постройка была сделана по тому же образцу, который мы сейчас видим в Бодхгае: ограда вокруг дерева (здесь деревянная) и тротуар-обход.
Позднее на этом месте был выстроен уже кирпичный храм, который, по мнению археологов, все же первоначально не имел крыши.
Сооружение, которое можно увидеть сегодня, построено на месте руин старых храмовых сооружений, по сути, в качестве защитного «колпака» над ними. В результате раскопок была также обнаружена каменная плита. Считается, что именно она обозначает точное место рождения Будды.
Парк Лумбини долгое время был заброшен. Место было идентифицировано только благодаря колонне Ашоки. Надпись на которой гласила, что царь почтил место, где родился Будда. Советник царя Упагата отметил в записях, что царь поднёс дары и поставил здесь колонну, увенчанную капителью с головой коня. На момент визита Сюань Цзана, это колонна была расколота молнией, разбита вверху и посередине, капитель валялась на земле. Но царский эдикт, выбитый на нижней части колонны, уцелел. Сейчас колонна восстановлена.
Писания говорят о том, что все живые существа пришли на помощь Махамайе в момент родов. Боги приняли младенца в свои руки: «Таков закон, монахи, что когда Бодхисатта выходит из чрева матери, он не касается земли. Четыре дэвы подхватывают его и подают матери, говоря так: «Возрадуйтесь, Ваше Величество, у вас родился величайший сын!». Таков закон» («Махападана сутта: Большая беседа о линии будд»). Честь приветствовать Будду в первую очередь достаётся богам и потом уже людям.
Во времена Сюань Цзана, по свидетельству самого паломника, четыре ступы ещё отмечали то место, где четыре царя девов подхватили новорождённого принца, облачив его в золотистое одеяние («Записки о западных странах эпохи великий Тан»). Но сейчас от многочисленных ступ и храмов, когда-то располагавшихся здесь, остались лишь фундаменты, а порой разрушены и они. Сейчас в Лумбини сохранились всего лишь несколько из оснований ступ, отмечавших события детства и юности принца: две ступы там, где он попрощался с Чандакой, и одна там, где он в знак отречения от мирской жизни отрезал себе волосы.
После рождения ребёнка Махамае необходимо было свершить омовение: «Таков закон, монахи, что когда Бодхисатта выходит из чрева матери, два потока воды хлещут с небес – один холодный, другой тёплый, омывающие Бодхисатту и его мать. Таков закон» («Махападана сутта: Большая беседа о линии будд»).
Два чистых родника неожиданно забили из-под земли. Расположенные недалеко от храма, они тоже когда-то были отмечены двумя ступами, построенными в честь омовения царевича. На красивом языке легенд это событие описывается так: «Два дракона выпрыгнули из земли, извергнув из пасти тёплую и холодную воду, омыли ей и мать, и дитя» («Записки о западных странах эпохи великий Тан»).
Но основной и, наверное, самый важный признак рождения великого существа – это вспышка яркого света. «Таков закон, монахи, что когда Бодхисатта выходит из чрева матери, то в этом мире с его дэвами, Марами и Брахмами, его аскетами и жрецами, царями и простолюдинами, возникает безмерный ослепительный свет, затмевающий сияние самых величественных божеств. Таков закон» («Махападана сутта: Большая беседа о линии будд»).
В этом мире «материализуется» небольшое тело младенца, но при этом с небес спускается существо невероятной энергетической мощи, существо, освещающее мир на многие тысячи километров вокруг за счет излучения своего энергетического тела.
В храме Майядеви хранится отпечаток ступни младенца в камне. Ведь, согласно легендам, Будда, только родившись, сделал семь шагов. Задумайтесь, какой энергией надо обладать, чтобы оставлять след в камне, расплавлять его фактически. Но дело даже не в этом. Это след соответствует размеру ноги шестиметрового великана. Так, запечатлелось в камне не физическое, а энергетическое тело Будды. По рассказам местных жителей, след этот начал светиться сразу после появления. Как пишет Бальмонт, переводя Ашвадхошу, одного из первых «биографов» Будды, первые семь шагов Будды остались сиять «как семь блестящих звёзд».
Ведические, да и буддийские знания, говорят нам о том, что всякое живое тело обладает свечением. Сейчас это называется аурой, её размер или интенсивность может меняться, например, когда человек практикует, когда он растёт духовно. Так вот «аура» или энергетическое тело Будды было огромным, оно-то и испускало те светящиеся лучи, о которых говорится в сутре. Конечно, свет, вспыхнувший в момент рождения, не сохранился в виде ступы, колонны или даже источника. Но он наполнил это место невероятной энергией. Оставшийся с того времени свет до сих пор мягко подсвечивает утренние туманы, покрывающие Лумбини.
Большая часть пришедших сюда отмечает не только удивительную мощь, но и особенное качество энергии этого места. В Лумбини сосредоточена энергия материнства, энергия, позволяющая помочь воплотиться на этой земле не обыкновенному существу, а Будде. Само слово «Лумбини» созвучно существующему в русском языке «любить», «любимый», и это неудивительно, ведь именно так оно и переводится с санскрита.
А большая часть женщин, посещающих парк, ощущает мягкую энергию материнской любви, разлитую здесь повсюду. Возможно, кому-то будет суждено почувствовать эту же энергию где-то в окрестностях Лумбини и понять, что именно здесь пришёл в мир Канакамуни или Каракучханда.