Выдержки из книги «Руководство к словам моего всеблагого Учителя» (Кенпо Наванг Палсанг)
О том, как развивать сострадание..
…Подумайте, в частности, о доброте своей матери.
С того самого момента, как вы вошли во чрево этого безмерной доброты человека, она вынашивала вас в своем чреве. Телесные соки вашей матери питали вас через пуповину, чтобы ваше тело могло развиваться и расти. Она отдавала вам самые лакомые кусочки из своей еды, одевала вас в лучшую из своих одежд, убирала ваши экскременты руками. Вспомните её доброту: ведь она дала вам тело, дала вам жизнь, она взрастила вас с такой безграничной любовью, обеспечивала вас всем необходимым и показала вам, как жить в этом мире.
Всё это относится к воспоминанию о мирской доброте вашей матери.
С точки зрения Дхармы, именно ваша добрая мать произвела на свет это драгоценное человеческое тело, наделенное свободами и дарованиями. Не будь живых существ, которые были бы нам матерями, было бы невозможно вначале зародить бодхичитту, невозможно потом обучаться путям бохисаттв и в итоге достичь состояния будды.
Более того, все благоприятные для практики Дхармы условия, которые есть у вас сейчас, например, место для практики, постель и другие вещи, - всё это имеется благодаря существам, которые были вам матерями.
Ваши нынешняя и прежние матери со всей добротой оказали вам огромную помощь. Они отдавали своим детям всё, что у них было, и принимали на себя их поражения и неудачи. Они обеспечивали своих детей всеми материальными благами и удовольствиями, а сами терпели все плохие поступки, трудности злые речи.
Теперь ваша очередь, как их детей, позаботиться о благополучии своих старых матерей.
Если подумать, все они хотят счастья, начиная от недолгого удовольствия погреться в теплый денек и заканчивая блаженством совершенного состояния будды, однако не знают: ни как обрести причину счастья (которая заключается в добродетели), ни высшего пути. Они не слушают должным образом слова благого друга или учителя.
Преследуемые всевозможными несчастьями, начиная от крошечной искры и далее, они не желают ни одного из страданий сансары, и, тем не менее, бездумно создают причины страдания: карму и клеши, - а что бы они не делали, всё действует против того, чего они на самом деле желают.
Как говорит Шантидева в «Бодхичарья аватара»:
Они жаждут счастья, но в своём неведении
Уничтожают его, словно своего заклятого врага.
Итак, начните с размышления о собственной матери. Затем постепенно расширяйте рамки своей медитации, включая в неё всех существ.
Рекомендуем прочитать книгу полностью.