Измени себя — изменится Мир вокруг

Дзенские притчи

Как мастер дзен моет посуду

Как мастер дзен моет посуду

Посуду тоже надо мыть осознанно. По-моему, мытье посуды кажется неприятным, только пока не начал. Встав перед мойкой, закатав рукава и погрузив руки в теплую воду, понимаешь: в этом есть своя прелесть. 

Полная чаша

Полная чаша

Нан-Ин, японский мастер дзен, живший в эру Мэйдзи (1868–1912), принимал как-то у себя профессора университета, пришедшего порасспросить его о дзен.

Не ум

Не ум

Лин-чи сидел на берегу реки, когда к нему подошёл философ, поклонился и задал вопрос: — Какова суть вашего учения? Лин-чи посмотрел на него и не произнёс ни единого слова.

Уход наставника

Уход наставника

Прославленный дзенский наставник Банкэй скончался в деревенском храме в последнее десятилетие XVII века. В соответствии с древней дзенской традицией собравшиеся вокруг него ученики попросили его составить прощальное стихотворение. 

Последние слова Тэнкэя

Последние слова Тэнкэя

Когда дзенский наставник Тэнкэй лежал на смертном одре в окружении множества учеников, то все они стенали и проливали слёзы. Тэнкэй оглядел их и сказал: — Когда Будда находился на пороге вступления в нирвану, его окружали последователи и просто миряне, и все они плакали от печали и отчаяния. 

Бесполезное страдание и неверие

Бесполезное страдание и неверие

Однажды Банкэй сказал собравшимся: «Когда я только начал искать пробуждения, мне не удалось повстречать просветлённого наставника, и я практиковал все виды аскетизма, понапрасну растрачивая силы. 

Карта больше не нужна

Карта больше не нужна

Однажды дзенский наставник Банкэй демонстративно сжёг буддийское Священное Писание. Когда он это делал, ученики спросили его: — Мастер, что вы делаете?

Монах в каменном одеянии

Монах в каменном одеянии

Неподалеку от храма Хакуина жил старый отшельник, который время от времени приходил к великому наставнику. Никто не знает настоящего имени этого отшельника, но все его называли «монахом в каменном одеянии». 

Ошибка Хакуина

Ошибка Хакуина

Юноша по имени Тедо изучал дзен у наставника Когэцу. Он был очень прилежным и целеустремленным учеником, и вскоре ему удалось постичь «состояние ничто».

Дзенский диспут за ночлег

Дзенский диспут за ночлег

Чтобы остановиться на ночь в храме дзен, странствующий монах обязан был выиграть диспут о буддизме у живущих в храме. Если же он проигрывал, то ему приходилось уйти и идти дальше своим путём.

Твоё сознание двинулось первым

Твоё сознание двинулось первым

Один молодой господин, увлекавшийся боевыми искусствами, попросил Банкэя взять его в ученики для постижения дзен. Однажды, решив проверить силу духа своего наставника, юноша внезапно напал на Банкэя с копьём, когда тот сидел, ничего не подозревая.

Кулак Мокусена

Кулак Мокусена

Учитель Мокусен жил в храме в провинции Тамба. Однажды один из его приверженцев пожаловался на скупость своей жены и попросил помощи.

Сознание и осёдланная лошадь

Сознание и осёдланная лошадь

Как-то дзенский наставник Банкэй просидел всю ночь под крестом на площади казней, проверяя тем самым своё дзенское сознание. Под утро он прилёг на насыпь, огораживавшую площадку.

Буйный нрав

Буйный нрав

Однажды к дзенскому наставнику Банкэю явился посетитель и признался, что у него от рождения — буйный нрав, который ему, несмотря на все усилия, не удаётся сдерживать. 

Дзен в каждом мгновении

Дзен в каждом мгновении

Ученики дзен проводят с учителем не меньше десяти лет, прежде чем они решаются учить других.

Три удара палкой

Три удара палкой

Юноша по имени Тодзан прибыл на обучение к Учителю Уммону. Уммон спросил его, откуда он пришёл.

Двери ада и рая

Двери ада и рая

Однажды воин по имени Ногасен пришёл к Хакуину и спросил его, что такое ад и рай. — А ты кто? — спросил Хакуин. — Самурай, — ответил воин.

Ничто не существует

Ничто не существует

Ямаока Тесю, будучи молодым учеником, сменил много учителей дзен. Однажды он пришёл к Учителю Докуону. Во время первой беседы, желая показать свои знания, он сказал: — Разум и чувственное бытие — всё это на самом деле не существует. Истинная природа явлений — пустота. 

Дзенские притчи

дзенские притчи
дзенские притчи

Дзенские притчи несут нам глубочайшую мудрость учения дзен, идею которого принёс из Индии в Китай Бодхидхаpма в 592-м году (VI век). В переводе с санскрита «дзен» означает ‘созерцание’, а поскольку это учение формировалось во многом под влиянием даосизма, то созерцание это обращено в первую очередь внутрь себя. Дзен — это искусство, которое открывается немногим, его нельзя изучить по священным рукописям или тестам просто потому, что их нет.

Отличие дзенских притч от тех, которые основаны на других учениях, в том, что они носят не столько назидательный характер, сколько заставляют своего читателя самостоятельно делать выводы и разгадывать своего рода загадки. Приходя к выводам самостоятельно, мы начинаем постигать свой внутренний мир, осознавать, насколько мир вокруг нас материален, эгоистичен и узконаправлен. Многие дзенские притчи посвящены тому, что у каждого из нас свой собственный путь, своя судьба, противиться которой бесполезно.

При этом очень много наглядных примеров, которые демонстрируют нам, что нужно ценить каждый миг своей жизни и что от того, как мы проживаем настоящий миг, зависит следующий. Однако не стоит слишком зацикливаться на этой идее, только так вы сможете быть свободным от оков и жить как бы вне правил, принятых в обществе. Это совершенно не значит, что жить нужно так, как хочется только вам, и творить всё, что заблагорассудится, — наоборот, жить нужно, постоянно оглядываясь на свои поступки, беспокоясь о том, не причиняете ли вы неудобства или неприятности окружающим. Так, думая об окружающих, вы делаете свой быт лучше.

Учение дзен через свои притчи доносит до нас простую истину, что все существующие запреты и барьеры человек воздвигает для себя сам, они существуют в его голове. Освободив от этих оков свой разум, вы развяжете себе руки и сможете вывести свою жизнь на новый уровень. Такую идею как нельзя лучше подтверждает притча «Огромные Волны». Зачастую мы рисуем себе иллюзорную картину своего внутреннего мира, ошибочно полагая себя тем, кем в действительности не являемся. Работаем во благо своего псевдо-«Я», при этом своё истинное «Я» задвигаем на второй план или вовсе пытаемся подавить. Но через некоторое время подобного существования человек естественно начинает испытывать дискомфорт. Вы когда-нибудь задумывались, почему, проживая успешную и богатую жизнь, мы чувствуем внутри себя смятение и неудовлетворённость? Всё это от того, что устои и правила гнетут нас.

Конечно, их соблюдение влечёт за собой хорошую зарплату, успешный бизнес и так далее. А быть может, если бы мы нашли себя в чём-то таком, что действительно бы раскрывало наш внутренний мир, качество жизни не ухудшилось, а даже улучшилось бы, при этом мы бы чувствовали себя абсолютно счастливыми и удовлетворёнными.

В дзенских притчах очень много внимания уделено отношению человека к окружающему его миру. Поведение человека влечёт за собой ту манеру, с которой к нему самому будет относиться мир. Каждый поступок влечёт за собой последствие, это совершенно не значит, что нужно быть покладистым и со всем соглашаться. Если вам что-то не нравится, не нужно это делать или терпеть, нужно просто отойти в сторону и наблюдать. Важно внимательное, милосердное отношение, но ещё важнее не идти против себя, поэтому в ситуациях, которые предусматривают именно подавление себя, лучше занять снисходительную позицию невмешательства.

Дзенские притчи: скачать

К сожалению, современный мир ставит нас в такие рамки, что взять в руки книгу и провести час-другой за чтением практически невозможно, поэтому самым рациональным решением будет скачать дзенские притчи. Так у вас будет возможность читать или слушать их во время путешествия, по дороге на работу или просто на ночь. Окунувшись в этот удивительный мир мудрости, милосердия и созидания, вы, несомненно, найдёте для себя ответы на многие волнующие вопросы. Возможно, вы встретите совет: как воспитывать детей или как общаться с престарелыми родителями, как вести себя на работе или как пережить предательство.

Не ищите утешения или отдыха для души в шумных компаниях, алкоголе, погрузитесь в удивительный мир, описанный в дзенских притчах. Буква за буквой, слово за словом… И вы поймёте, что истинное удовольствие от собственного существования открывается через самопознание.

Даже будучи на работе, во время обеденного перерыва, у вас будет возможность восполнить свой внутренний резерв, успокоиться внутри, прийти к гармонии с самим собой.

Дзенские притчи: читать

Чтение дзенских притч открывает нам существование четырёх истин, постигнув которые, человек обретает самого себя. Первое, что нам следует понять, что жизнь наша — это, так или иначе, страдание: мы страдаем от того, что умирают наши близкие, страдаем от того, что не можем найти своё место в обществе, страдаем от угрызений совести и т. д. Однако самое страшное страдание мы испытываем, когда не оправдываются наши ожидания и надежды. Читая дзенские притчи, мы понимаем, что страдание — это и есть удел человека, страдание имеет разные обличия и постоянно меняет свои формы, но всё же оно есть всегда. Только постигнув эту истину, к нам придёт просветление, мы перестанем питать бессмысленные надежды, что наша жизнь будет безмятежной, в отличие от существования, к примеру, нашего соседа. Первый шаг на пути избавления от страданий — это принятие самого факта существования страдания.

Второй истиной, которую открывает нам чтение дзенских притч, является пагубное влияние привязанности в любом её проявлении. И действительно, попробуйте жить, не привязываясь к людям, вещам или собственным желаниям, тогда и терять их не будет так мучительно больно. Это не значит, что не надо уважать или ценить близкого человека или друга, наоборот: относитесь к окружающим с почтением, но старайтесь не впускать их в свою душу насколько это возможно. И уж тем более не позволяйте себе привязываться к своим желаниям, в противном случае вы станете их заложником.

Третья истина — освобождение от страданий возможно. Однако для этого сначала надлежит избавиться от своих навязчивых желаний, которые сковывают разум, подавляют волю и внутренний мир.

Четвёртой истиной является то, что избавление под силу только тому, кто сполна хлебнул страданий и прошёл путь, устланный муками, до конца.

Чтение дзенских притч даёт нам некую надежду, что судьбой нам уготовано лучшее. Но для этого нужно пройти тяжёлый путь самосовершенствования и саморазвития, нужно беспрестанно трудиться и быть снисходительным ко всем живым существам.

Интересно и то, что в дзенских притчах мы встречаем множество повествований о том, как полезно следить за своим телом, также уделено много внимания практикам йоги и медитации. Герои дзенских притч путём медитации успокаивают своё сознание, достигают внутреннего баланса.

Попробуйте прочитать одну из дзенских притч, вдуматься в каждое её слово, постигнуть общий смысл, а возможно, вернуться к началу и перечитать заново. Вы не заметите, как непроизвольно ваше внимание будет обращено ко второй, третьей и так далее. Многие герои напомнят вам самого себя, многих ваших знакомых, и в разрешении ситуации, в которую попали эти герои, вы увидите выход и для себя.

Поделиться с друзьями
Ваша помощь проекту

Благодарности и пожелания