Гармоничный шум. Как влияет музыка на сознание?

музыка и сознание, влияние звукаЕсли в целом посмотреть на тенденцию развития общества за последние пару столетий, то можно увидеть, что при неустанном развитии медиа и компьютерных технологий морально-нравственные ценности опускаются. Женщины всё больше оголяются; абсолютно все независимо от пола больше потребляют; пропаганда алкоголя и табака достигли таких масштабов, что уже не знают, как повернуть этот процесс вспять; журналы и передачи для подростков всё больше ориентированы на развитие сексуальности, а не целомудрия и благочестия; люди начинают отстаивать право на секс с детьми и людьми своего пола. Это реальность… Печальная, грустная, отвратительная и часто мерзкая… Что же лежит в основе таких страшных последствий? Попробуем разобраться.

Вернёмся к истокам, когда не было ни людей, ни животных, ни рек, ни лесов, этой планеты и даже Вселенной. Согласно различным писаниям, Вселенная была создана звуком. В Библии сказано: «Вначале было Слово». У египтян Бог создал Вселенную звуком своего голоса. В индийской мифологии высшее начало — Брахман — воплощено в звуке «Ом», и через этот звук было сотворено всё сущее. Отсюда видно, что все религии единогласно приходят к тому, что в основе мироздания лежит звук. Иными словами каждая частица, из которых мы и всё, что нас окружает, состоим, имеет общее начало, и, поняв, как управлять этим общим — звуком, можно создавать и разрушать, гармонизировать и расстраивать, управлять сознанием людей и миром в целом.

В середине XX века Ханс Йенни, благодаря своей любознательности, стал прародителем такой науки как Киматика. Киматика (от греческого to kyma — волна) — это наука о формообразующих свойствах волн, возникающих от взаимодействия звуковых волн с неорганической материей.

Ханс Йенни 9 лет своей жизни посветил изучению воздействия звука на неорганическую материю, фиксируя это на фотоплёнку. Он размещал на стальных пластинах различные вещества, воду или иные жидкости и приводил пластины в колебательные движения с различной частотой. Однако он был не первым, кого заинтересовала эта тема. Немецкий ученый Эрнст Хланди, также проводил эксперименты со звуком. Хланди рассыпал песок на стеклянной пластине и проводил по её краю смычком, тем самым образовывая прекрасные симметричные узоры из песчинок. Опыты показали — чем выше частота вибраций, тем сложнее формы, многие из них схожи с изображением мандалы и кругами на полях. Иными словами есть доказательство того, что звук обладает способностью творить форму.

Из экспериментов Ханса Йенни с жидкостями было видно, что при воздействии на них звука, даже совсем не плотная жидкость обретала форму и приходили в движения, будто состоящая из плоти. В своих трудах учёный делает вывод, что теперь нет сомнений в том, что в сфере неорганической материи и в мире живой природы действуют одни и те же законы гармонической организации. Киматика наглядно показывает, что вибрация организует материю. Вибрация — это творческая сила, организующая бесконечное множество живых форм в любой среде по законам гармонии.

Каждый орган в теле работает в своём режиме с определённым ритмом. Частота музыкальных звуков соответствует структурному строению тканей и органов человека, а музыкальный ритм — ритмам процессов его жизнедеятельности, вследствие чего музыка по принципу акустического резонанса оказывает очень глубокое и многостороннее воздействие практически на все функции в теле человека (кровообращение, пищеварение, дыхание, внутреннюю секрецию, деятельность нервной системы и мозга...), а также на эмоции, желания, чувства.

Когда звуковые волны проникают в организм, в клетках возникают симпатические колебания. Высокое содержание воды в тканях помогает передавать звук. Проведённые учёными исследования влияния музыки на воду показали, что под воздействием одних видов музыки в воде образуются сложные шестигранные кристаллические структуры, отличительной чертой которых является соответствие звука, ритма музыки и рисунка законам гармонии. При воздействии других видов звука в обычной воде кристаллические структуры не образуются вовсе. Подобное разрушающее действие было отмечено на таких стилях как: все виды рока, джаза, блюза, хип-хопа, соул, техно и рейва, которые искажают гармонию ритма и звука, присущую жизни человека, природы, Вселенной.

Можно проследить, что каждой эпохе присущ определённый стиль музыки, вместе с тем и определённые культура и мораль. Так музыка отражает изменения культуры и морали, или, наоборот, мораль и культура меняются под воздействием музыки?

Обратившись к истории возникновения музыкальных стилей и направлений, мы увидим, что стремительное развитие различных направлений музыки началось с появлением джаза. Джаз — это разновидность ритмов Вуду, пришедших вместе с чернокожими рабами, вывезенными из Африки и с Карибского бассейна в южную и центральную Америку. Джаз зародился в Новом Орлеане, центре работорговли, пристанище для выходцев со всего света: пиратов, авантюристов, шулеров, ссыльных, преступников, проституток вперемешку с обычными людьми всех национальностей и сословий. Ещё во времена, когда Новый Орлеан был колонией Франции, сюда завозились рабы преимущественно из другой её колонии — Дагомеи (Нигерия), где был распространён оригинальный культ «Водун» (или «Вуду»). Видимо, здесь и кроется причина того, что Новый Орлеан стал столицей культа «Вуду».

Ритуалы Вуду сопровождаются определённым барабанным боем с искажённым ритмом. Ритмы Вуду используются в колдовстве и чёрной магии, они вызывают страх и тревогу, суеверие и ненависть, и порой смерть.

Постепенно агрессия среди рабов нарастала. И дабы снять напряжение, в начале XIX века рабам разрешалось один раз в неделю по воскресениям петь и танцевать на площади Конго. В то время культ Вуду помогал рабам не терять надежду на лучшую долю, они не имели образования, их сознание было пропитано гневом, печалью, желанием освобождения, ненавистью к их владельцам, и всё это они выплёскивали, исполняя безумные танцы и песни под шаманские ритмы барабанов. Однако властям это не нравилось, и собрания чернокожего населения пришлось запретить. Прямым следствием такого запрета стало то, что узы, связывающие музыку Вуду с самим культом, постепенно ослабевали, а иногда разрушались совсем. Музыка, никогда по-настоящему не забывавшая о своём религиозном происхождении, мало-помалу приобретала независимость. Африканские ритмы уже исполнялись на инструментах Западной Европы и Соединенных Штатов, что привело к появлению новоорлеанских медных духовых оркестров. Таким образом, по словам одного из комментаторов, «результатом векового созревания стало появление самых популярных в двадцатом веке музыкальных стилей — джаза, блюза, ритм-энд-блюза и рок-н-ролла».

В конце XIX века корнетист Бадди Болден, первый в истории джазовый музыкант, придумал особый ломаный ритм — большая четвёрка или большой квадрат. Этот ритм представляет собой задержку на четвёртой доле, когда акцентируется каждая вторая и четвёртая доля такта. И с этого момента у джаза появился свой особый ритм. Это и стало вторым рождением ритмов Вуду, который впервые зазвучал на американском континенте.

Позднее Болден стал самым известным чернокожим музыкантом в Новом Орлеане, где особую популярность завоевал в Сторивилле — местном квартале красных фонарей, равному которому не было во всей Америке. Джаз стал музыкой публичных домов, откуда впоследствии распространился на танцплощадки и в бары. Некоторое время сопротивление джазу было велико, но такое отношение постепенно смягчилось, и джаз стал частью общепринятого образа жизни.

Сам Бадди Болден любил хорошенько выпить, вёл непотребный образ жизни и скончался в психиатрической лечебнице, так как страдал паранойей, депрессией и в итоге потерял рассудок, так что сама мать сдала его в руки специалистам. Вдумайтесь, что может вложить в своё произведение психически неуравновешенный человек, человек, ведущий образ жизни животного, не желающий созидать, не любящий жизнь, пребывающий в вечной депрессии, страдающий, желающий лишь развлекаться, напиваться, сношаться, забыться? Именно эти эмоции он и вкладывает в музыку, именно этой энергетикой пропитываются пульсирующие волны, проникающие в наше сознание при прослушивании.

Джаз имеет рваный ритмический рисунок, который вызывает нисходящее движение энергии. Как в ритуалах Вуду барабанный бой доводил человека до состояния транса и полного опустошения, что ошибочно воспринималось как очищение, так звуки джазовой музыки побуждали ко вседозволенности, пробуждая «стадные инстинкты».

Нужно сказать, что самым важным из всех элементов обрядов Вуду является достижение состояния транса, или «одержимости», считается, что в этом состоянии в тело вселяются духи, то есть в эти моменты человек не принадлежит самому себе. Ведь и джаз оказывает гипнотическое действие, он становится культовой, ритуальной музыкой, он действует на темп сердцебиения и оказывает незаметное, но неуклонное негативное действие на разум и эмоции — человек утрачивает связь с действительностью, так как буквально затуманивает свой разум. При первом контакте с этой музыкой человек воспринимает её как насилие и искажение, но по мере того, как она становится частью нашей культуры, мы привыкаем к ней так же, как это происходит с другими вредными привычками.

В противовес джазу можно поставить, например, классическую музыку, которая, наоборот, вызывает восходящий поток энергии. Если прослушать сначала джазовую композицию, а затем классическое произведение, то можно ощутить разницу и убедиться в таких выводах самостоятельно, лишь прислушавшись к собственному организму.

Тем не менее, музыканты продолжали импровизировать и искать пути усиления эффекта, так в 50-е годы началась новая эпоха — эпоха рок-н-рола. Если джаз и блюз преимущественно исполнялись «чёрными», то рок-н-ролл стал для всех. Литтл Ричард и Чак Берри — первые яркие представители рок-н-рола, уступили для популяризации нового стиля своё место тогда ещё совершенно никому не известному водителю грузовика — Элвису Пресли, который стал королём рок-н-ролла, «белым» королём рок-н-ролла.

При формировании этого стиля музыки были внесены новые элементы с помощью ударных и электромузыкальных инструментов: бас-гитара, контрабас, электрогитара и ударная установка, которые сделали музыку более громкой и ритмичной. Вместе с тем появился и танцевальный стиль, который включил в себя ритм-энд-блюз, кантри и свинг, то есть смешал в себе как африканские мотивы, так и чисто «белые», американские. Поначалу новые веяния также принимались в штыки и отвергались, ведь молодёжь наконец-то получила полное освобождение от внутренних стереотипов и моделей поведения, но сопротивление со временем угасло. Сознание падало всё ниже — эти ритмы помогли им высвободить свою сексуальность, агрессию и безудержные эмоции. Вместе с тем и музыка претерпела изменения, и на сцену вышел новый «шаман», имя которому Рок.

Музыка, которую использовали рок-музыканты — пришедшая при помощи джаза и блюза из Вуду, — по сути своей являлась элементом шаманской магии. Подобно культу Вуду и магии еретиков Европы в эпоху раннего Средневековья, она была очень примитивна. Она не способствовала интеграции и синтезу, не столько просветляла, сколько затемняла сознание. Интересно, что и сами лидеры музыкальных команд называли себя шаманами, а их движения на сцене при исполнении своих композиций часто напоминали ритуальные танцы.

Появление Битлз, Дорз, Пинк флоид, Джими Хендрикса, Блэк Сабат и многих других, стало тем, что повело за собой новое поколение. Любовь и агрессия, война и мир, наркотики и рок, сексуальная революция, одежда, свобода, философия, поиск себя — всё это гигантская волна движения хиппи. Движение хиппи оказало значительное влияние на сексуальную свободу в США и где бы то ни было. Это революция во взглядах была более чем реакцией на пуританскую мораль 50-х и начала 60-х. Для хиппи полная свобода значит освобождение от всех социальных запретов. Но самое большое освобождение от запретов произошло через употребление наркотиков.

Хиппи, думая, что выступают за любовь, мир и свободу, будучи вегетарианцами и защитниками природы, пытавшимися превзойти политический строй, порабощающий людей, не осознавали, в какую ловушку их загнали. Что они понимали под любовью? Секс. Что они понимали под миром? Апатию в наркотическом угаре. Что они понимали под свободой? Свободные сексуальные отношения и свободное употребление наркотиков. Думая, что они рушат систему и выходят из неё, они сами себя заключали в тюрьмы наркотической, алкогольной зависимости. Всё это привело к распространению венерических болезней, ВИЧ и СПИДа, гепатита, не говоря уже о психических расстройствах. Проблема в том, что мышление стало примитивным, также как и ритмы музыки. Сознание падало всё ниже и ниже. В 60-х хиппи в своей массе предприняли самый большой эксперимент употребления наркотиков, который когда-либо знало человечество. Это была «свобода», это был бунт, объединяющим началом которого была музыка. Все эти удовольствия, которые многие получали от этой музыки, не возвышали человеческое сознание, а ввергали его в пучину животных чувств и страстей.

Результатом воздействия рок-музыки на человека является полное физическое и духовное опустошение, подтверждением которому были трагические судьбы многих рок-музыкантов, стремительно уходивших из жизни ввиду своего образа существования.

Проводились исследования по измерению мозговых волн. Исследования показали, что в зависимости от частоты колебания мозговых волн меняется деятельность мозга, самочувствие и как следствие поведение человека.

Человеческое ухо может воспринимать звуки в диапазоне 16—20000 герц. На фортепиано, например, клавиша самого нижнего регистра издаёт звук на частоте 27,5 герца, а самого высокого — 4186 герц. Порог слышания звука также зависит от культуры народа и среды обитания. Высокочастотные звуки (от 3000 до 8000 герц и выше) вызывают резонанс в мозгу и воздействуют на мыслительные функции, такие как мышление, пространственное воображение и память. Звуки среднего частотного диапазона (от 750 до 3000 герц) стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. Низкие звуки (от 125 до 750 герц) воздействуют на физическое движение. Низкочастотное жужжание может вывести нас из себя. Низкая ритмичная музыка не даёт возможности сконцентрироваться или успокоиться.

Через продолговатый и спинной мозг слуховые нервы соединяются со всеми мышцами тела. Таким образом, мышечный тонус, чувство равновесия и гибкость также находятся под непосредственным влиянием звуков. Вестибулярная функция уха действует и на глазные мышцы, влияя на зрение и выражение лица. Она также воздействует на процесс желания и вкус. Через блуждающий нерв внутреннее ухо соединяется с гортанью, сердцем, лёгкими, желудком, печенью, мочевым пузырём, почками, тонким и толстым кишечником. Это предполагает, что звуковые вибрации от барабанных перепонок передаются через парасимпатические нервы и могут регулировать, контролировать и «лепить» все основные органы человеческого тела.

Создаваемые мозгом волны можно изменять с помощью музыки и произносимых звуков. Сознание состоит из бета-волн, которые вибрируют на частоте от 14 до 20 герц. Бета-волны генерируются нашим мозгом тогда, когда мы сфокусированы на повседневной деятельности или переживаем сильные отрицательные эмоции. Возвышенные ощущения и покой характеризуются альфа-волнами, которые распространяются на частоте от 8 до 13 герц. Периоды пиковых творческих способностей, медитаций и сна характеризуются тета-волнами, которые имеют частоту от 4 до 7 герц, а глубокий сон, глубокая медитация и бессознательное состояние генерируют дельта-волны, частота которых составляет от 0,5 до 3 герц. Чем медленнее волны мозга, тем более расслабленное и умиротворённое состояние мы испытываем.

Подобно медитации, йоге, биологической обратной связи и другим методам, нацеленным на объединение души и тела, музыка, ритм которой составляет около 60 ударов в минуту, включая некоторые произведения в стиле барокко и современных оркестровок, может сдвинуть наше сознание от бета-волн в направлении альфа-диапазона, повышая таким образом общее самочувствие и внимательность.

Постепенно музыкальные стили начали смешиваться. Рок стали исполнять с оркестром, появились рок-оперы, затем постепенно всюду просочились электронные ритмы. Если прислушаться к большинству современных композиций мы услышим характерное «тынц-тынц-тынц» — некий базис, стержень мелодии. Как правило, это низкий и быстрый ритм, который ведёт нас по волнам мелодии. И заметьте, что мало кто сейчас задумывается над самим смыслом песни, большинство вообще исполняются не на родном языке, но люди сливаются в общем экстазе, дрыгают ногами, дёргают головой, прыгают. Да, музыка является универсальным языком, но можно говорить грязно, употребляя мат и междометия и иногда лишь что-то по смыслу, а можно говорить интеллигентно, ёмко, с чувством с толком с расстановкой. И в основном современная музыка говорит с нами на языке сапожника, отнюдь не на языке мудреца.

В наше время популярная музыка R&B, hip-hop, альтернатива, электронная музыка звучит в каждом доме, ресторане и магазине. Люди стали всеядны. Размылась та грань, когда люди причисляли себя к определённому стилю, несущему в своей основе некую идею, увлекающую за собой молодые умы. Сейчас люди тоже себя относят к той или иной субкультуре, но в большинстве своём все стали меломанами.

Мы можем отрицать, что корни современных ритмов уходят в традиции Вуду, а можем просто посмотреть на современных исполнителей популярной музыки. Если наркотики, беспорядочный секс и безудержное веселье раньше были присущи рок-музыкантам, то сейчас это норма для подавляющего большинства. В итоге мы пришли к тому, что нам в сознание постоянно вливаются ритмы, которые изначально так нравились проституткам, шулерам и сутенёрам новоорлеанского квартала Сторивилли, опуская нас до их уровня. И что мы видим вокруг? Мода, вкусы, речь, искусство пропитаны похотью и пошлостью. Может ли человек с уровнем сознания проститутки научить истинной любви, искренности, преданности? Или карточного шулера и сутенёра — честности, мужеству, доблести? Их цель «лёгкие» деньги, развлечения, отсутствие ответственности, жизнь одним днём. Неужели и мы хотим того же? Неужели человек для этого создан?

Проблема в том, что нас хотят усреднить по уровню развития. Всегда существовали касты, варны, сословия, и изначально в основе принципа деления лежал именно уровень развития, духовный уровень. Сейчас же видимого деления нет, все как бы равны, но на самом деле существует кастовость по достатку. Всё тупо свели к деньгам, к материи, в то время как раньше всё имело духовную подоплёку. Ещё в советские времена одежда, например, делилась по ростовкам, то есть можно было купить костюм размера 44 минимум на три разных роста, сейчас же даже этот факт упразднили, ведь это требует дополнительных денежных затрат. Мы стали одного роста — среднего, мы стали одного духовного развития — среднего, но зато у нас теперь есть картофель эконом, премиум, и класса люкс.

Нужно заметить, что желание равенства всегда происходило от тех, кто находится в самом низу, и хотели они этого видимо из-за непонимания сути такого деления. Почему-то рабы не поняли, что для того, чтобы заслужить уважения нужно развиваться умственно и духовно. Они не видят глубины, они видят только внешнее, и думали, что за внешним ничего не кроется. Открытым остаётся вопрос, стращал ли их кто или они сами до этого дошли… В любом случае, чья бы это задумка ни была, им удалось провести неопытную молодёжь, стянув их сознание вниз.

Важно понимать, то, что мы сейчас имеем, это результат усреднения нашего сознания. И этот самый «средний» уровень падает всё ниже и ниже. Мы же не сопротивляемся… А почему? Потому что нам задали ритм, такой ритм, который «структурирует» за нас нашу жизнь. Этот ритм диктует, что хотеть, что смотреть, что есть, где отдыхать, как отдыхать, что читать, что слушать. Главное — потребляйте!!!

Вне зависимости от того, сосредоточены мы на музыке или нет, она ненавязчиво формирует и определяет границы нашей физической, умственной и общественной среды, влияя на то, сколь энергично, гармонично и плавно жизнь течёт внутри и вокруг нас.

Мы привыкли к постоянному шуму, где бы мы не находились, везде играет музыка. В больших торговых центрах сознание человека словно разрывается — ритмы из одного павильона перебиваются другим, одновременно звучит реклама и объявления о потерявшихся детях. И большинство не замечая воздействия извне, разговаривая по телефону, совершает беспорядочные необдуманные покупки. Беспрерывные ритмы не дают человеку сконцентрироваться, он не помнит, зачем пришёл в магазин и покупает то, что ему положили в корзину. Всё это благодаря зомбированию с помощью музыки с вкраплением рекламных щитов, правильной выкладки товара, а телевизоры, где также непрерывно крутится реклама, есть даже в метро, в ресторанах, включая уборные, на улицах и маршрутных такси.

В магазинах и общественных местах мы слышим мелодии не самого лучшего качества. Нам навязывают свою палитру мировосприятия люди, которые не осознают меру ответственности, ложащуюся на них, когда они ставят в публичных местах свою некачественную, порой, ужасающую музыку. Вспомним, как музыка изменяет кристаллическую структуру воды и материи. А теперь представьте, что все продукты, лежащие на прилавках в магазине, постоянно находятся под воздействием этой музыки, а затем попадают к нам на стол.

Музыка нашего времени обрела тысячи оттенков, но если вдуматься и обратиться к истокам зарождения основных музыкальных направлений современности, в основе её лежит искажённый ритм, без которого мы уже не можем представить себе популярную музыку. Этот ритм делает музыку усиливающей восприятие, забирающей больше энергии, опустошающей, как глутамат натрия, делая вкус пищи ярче, заставляет людей есть абсолютно любые продукты.

Большинство людей засыпает и просыпается под звуки магнитофона или телевизора. И, к сожалению, мало кто соотносит свои настроения и самочувствие с тем, что они посмотрели и послушали, а это напрямую связано. Люди совершенно отвыкли от тишины, ведь тогда начинают атаковать мысли, количество которых невозможно велико.

Необходимо следить за аккомпанементом своей жизни: постепенно переходить к более спокойным и гармоничным произведениям, перестать смотреть телевизор и уж тем более включать его фоном. Гармоничными являются некоторые классические произведения (без современных обработок), народные песни, мантры, обертонное пение тибетских монахов, григорианское пение (без аккомпанемента). Также существует множество записей живой музыки: шум моря, пение птиц, звуки природы.

При повышении качества звуков человек становится более уравновешенным, спокойным, рассудительным, сосредоточенным, у него появляются интерес к жизни и цели, его не так просто провести, купить и продать, повышается уровень сознания и улучшается здоровье, человек начинает понимать, как важно созидать и развиваться, каковы истинные ценности этой жизни. Кажется, это больше подходит под определение нормальной человеческой жизни, нежели бессознательное потребление в погоне за удовлетворением неконтролируемых желаний. Не так ли?

Ом!

статья составлена преподавателем йоги Степочкиной Варварой по материалам фильма «Ритм Жизни»