Содержание
- Жизнь без вредных привычек, что есть вредные привычки и практика мауны
- Вредные привычки и их последствия
- Причины вредных привычек, влияние сознания на формирование привычки
- Импринты, самскары и клеши. Их влияние на формирование кармы и вредных привычек
- Профилактика вредных привычек через осознанность и срединный путь
Сначала цепи привычки слишком легки, для того чтобы их можно было почувствовать, до тех пор, когда они не станут слишком тяжёлыми, что их уже невозможно разорвать
У. Баффет
Многие люди, начинающие вести здоровый образ жизни, неизменно сталкиваются с вопросом о вредных привычках и начинают задумываться о том, как построить свою жизнь без них или, по крайней мере, свести их до минимума. Вспомните, как Маленький Принц безжалостно выкорчёвывал баобабы на своей планете: «...если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет её насквозь своими корнями. И, если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут её на клочки». Баобаб и есть персонификация как вредных привычек, так и всего зла в книге Экзюпери. Поэтому разговор о вредных привычках — это также и разговор о природе зла и его выражении в физическом пространстве.
Жизнь без вредных привычек, что есть вредные привычки и практика мауны
Хотя читатели определённо знают, что такое вредные привычки, и тем не менее мы приведём некоторый перечень, чтобы обозначить границы рассматриваемого вопроса.
Пищевые привычки:
- чрезмерная тяга к сладкому;
- потребление мяса животных, рыбы и птицы;
- употребление алкогольной продукции;
- употребление кофеиносодержащих продуктов;
- использование MSG и употребление консервированной продукции, содержащей вредные и вызывающие привыкание пищевые добавки;
- регулярное питание в сетях фастфуда (вызывает пищевую зависимость, т. к. в готовой продукции всегда используются пищевые добавки, способствующие привыканию).
Привычки, сформированные под влиянием общества, которые считаются социально приемлемыми:
- табакокурение, а также курение и/или потребление наркотических субстанций;
- игровые зависимости и интернет-зависимости (в том числе чрезмерное увлечение общением в соцсетях);
- чрезмерное увлечение шоппингом, потребительская зависимость;
- инфозависимость (неумеренное потребление информации, часто ненужной);
- неправильный режим дня, который формируется под влиянием социальных групп;
- привычка обсуждать своё окружение (близких и знакомых).
Можно привести гораздо больше примеров привычек, разрушающих психическое и физическое здоровье, но даже из вышеприведённого списка становится понятно, что они из себя представляют. Отдельно нужно добавить несколько слов о привычке вести разговоры о своих знакомых и друзьях или, другими словами, сплетничать.
Часто люди даже в голову не берут, что такое поведение — это не что иное как привычка, которую не нужно культивировать, хотя в обществе нас и убеждают, что это совершенно нормально. Есть огромное количество вредных привычек, которые люди не считают таковыми, потому что на них смотрят по-другому, их принимают. Вот и напрасно. Для современного человека пока остаётся большой тайной власть произнесённого слова на его психофизическое состояние, но учёные уже работают в этом направлении, чтобы доказать, что слова и звуки есть вибрации; и если выразиться просто, то не стоит попусту болтать. Наши слова воздействуют и на состояние нашего здоровья. Чрезмерная болтовня в целом ведёт к потере физической и ментальной энергии. Не зря в йогической практике есть аскеза под названием «мауна». Суть её сводится к тому, что человек практикует тотальное молчание. Желательно совместить её с практикой остановки внутреннего диалога, но мы пока не будем на этом останавливаться, т. к. этой теме можно посвятить целую статью.
Вредные привычки и их последствия
Интересно проиллюстрировать то, каким образом некоторые духовные школы проводят профилактику вредных привычек, что они подразумевают под вредной привычкой и к каким последствиям последние приводят, если вовремя не произвести профилактику или не остановить развитие начинающей формироваться привычки.
Существует множество религиозных конфессий, где очень строго относятся ко всему, что может потенциально превратиться со временем во вредную привычку. Поэтому изначально наложен запрет на курение табака и других, приводящих к зависимости субстанций, не говоря о том, что полностью исключается употребление спиртных напитков. Но на этом список не заканчивается. Он только начинается, ведь в некоторых школах в списке нежелательных и приводящих к зависимости веществ значится ещё и кофе с чаем. Да-да, чай тоже. «Почему?» — спросите вы. По той простой причине, что чай и кофе содержат кофеин. Разрешены только чаи из трав. Благо, таких чайных сборов можно найти великое множество и, таким образом, разнообразить свой рацион напитков.
Что касается кофе, то это вообще отдельный вопрос. Русские люди никогда не были подвержены кофемании, но процессы глобализации охватывают мир крепкими объятиями, так что и Россия оказалась вовлечена в кофезависимость как раз примерно в то время, когда начался распад СССР. Не вдаваясь глубоко в историю, нужно отметить, что кофеиносодержащие напитки вредны ничуть не меньше, чем никотин. Привыкание происходит также быстро, а процесс отказа и возврата на прежний, докофеиновый путь сходен в какой-то мере с ломкой, наблюдающейся у наркоманов. Так же как чашка кофе быстро поднимает тонус за счёт ускорения сердцебиения и, как следствие, поднятия давления и активизации работы внутренних органов, столь быстро этот эффект сходит на нет, а организм требует очередной дозы. В этом смысле действие кофе идентично наркотическим веществам, когда с каждым разом зависимость прогрессирует и прежде достаточная доза перестаёт удовлетворять потребности. Объёмы потребления должны повышаться, а вместе с ними и зависимость человека от данного вещества.
Не случаен тот факт, что пропагандирующие ЗОЖ подчёркивают важность соблюдения распорядка дня. Потому что когда человек вовремя ложится спать или по меньшей мере спит достаточное количество часов в день, ему не требуются искусственные стимуляторы. Это аксиома. Однако есть группа людей, для которых кофе — это не только пищевой стимулятор, а, скорее, некий «аксессуар» их стиля, показатель образа жизни. Если ты пьёшь кофе или кофеиносодержащие напитки, значит, ты в тренде, ты следуешь за тенденцией (такой, какой её диктуют и продают нам СМИ), ты занят, ведь образ занятого человека у многих ассоциируется с человеком успешным и к тому же идущим в ногу со всем миром, особенно западным. Последнее стало невероятно важным для русского человека в XX веке, потому что русские разучились ценить самих себя, свою богатую культуру, а ведь ещё в XIX веке русский чай, который производили из кипрея, славился на весь мир, а индийский чёрный чай и за чай-то не считали. Но мир рекламы, моды и бизнеса делает своё дело, и в XX веке многие вещи изменились.
Быть может, кому-то из наших читателей исключение кофе и чая из рациона покажется слишком радикальным, но если посмотреть на такие запреты более широким взглядом, то понимаешь, что в них есть большой смысл. Чем больше зависимостей у человека, чем они сильнее, тем больше вероятности, что к ним прибавится следующая, более мощная и разрушительная, и в конечном итоге это приведёт к деградации человека, общественного слоя или целой нации.
Также зависимости порождаются нашими желаниями, и если вы спросите: «Как тогда жить, зная, что в нашей цивилизации каждая вторая привычка — будь-то пищевая или социальная — может считаться вредной?», то нам, скорее всего, придётся углубиться в изучение таких понятий, как «желания» и «привычки». Так давайте обратим наши взоры к философии.
Причины вредных привычек, влияние сознания на формирование привычки
Причины вредных привычек могут быть найдены не только в образе жизни родителей и, как следствие, отпечатаны ещё в раннем юношеском и детском возрасте в сознании детей, но и в генофонде. Примеры, я думаю, даже не стоит приводить, т. к. читателям известно множество случаев такого рода зависимостей, которые передаются из поколения в поколение. Наиболее примечательно, что носители этих привычек не стремятся их побороть. Факт того, что это их «семейное наследие», практически предоставляет людям оправдание, своего рода даёт им индульгенцию, которая оплачена жизнями предков и потомков.
Однако всё это в той или иной степени — физиологический аспект вопроса. Нас куда больше интересует психологический фактор, работа сознания, а что касается привычек, то тут в большей мере задействовано подсознание. Известно изречение, что, совершив поступок, посеешь привычку, а она, в свою очередь, повлияет на формирование характера, который оказывает влияние на судьбу. Это очень глубокое выражение.
Выходит, что однократно совершённое действие может стать начальным звеном в формировании привычки. Встаёт закономерный вопрос о том, почему человек совершил это действие. Потому что он был под влиянием желания. Вопрос желаний всесторонне изучен в буддизме, и о нём говорится в «четырёх благородных истинах».
- Первая благородная истина повествует о том, что жизнь есть страдание, дуккха;
- Вторая говорит о причинах страдания — желаниях и невозможности их полного удовлетворения, что порождает карму;
- Третья — о том, что можно прекратить страдание;
- В четвёртой говорится о том, каким образом, какими методами это возможно сделать. Здесь мы приходим к ещё одному важному понятию, как «срединный» или «восьмеричный путь».
Некоторые школы буддизма отрицают наличие этих благородных истин, потому что, с их позиции, всё есть пустота. Поэтому если нет ничего кроме пустоты, то не может быть ни вышеперечисленных истин, ни страдания. Однако для нашей статьи важен факт объяснения того, каким образом желания являются причиной страдания, выраженного в виде вредных привычек.
Импринты, самскары и клеши. Их влияние на формирование кармы и вредных привычек
В йогической традиции по этой теме сформировалось несколько понятий, которые описывают зарождение привычек, впечатлений и то, каким образом происходит переход из впечатлений и чувств в категорию привычки и характера. Так, например, то, что современная психология называет импринтом, в йоге носит название самскары. Самскары, так же как и импринты, могут быть бессознательными и сознательными. Также может быть врождённая самскара, т. е. некое впечатление, которое сопровождает вас в этой жизни, но первоначально её истоки в прошлой жизни.
Если самскара повторяется, то она словно впечатывается в жизнь человека, формируя васаны, которые на современном языке могут быть названы устоявшимся эмоциональным состоянием человека и в отдельных случаях даже чертами характера. Негативные васаны, выраженные агрессией, гордыней, ревностью и т. д. являются теми эмоциональными паттернами, которые в большей мере будут влиять на жизнь человека, в большей мере формируя карму. Суть кармы как раз и состоит в том, что человек постоянно находится в круге действия. Как бы это странно ни звучало, но наша чрезмерная ежедневная активность есть не что иное как выражение закона кармы в действии, потому что именно деятельность, ментальная или физическая, способствует поддержанию движения колеса сансары. Таким образом, сумев прекратить формирование клеш и самскар (а это можно сделать только благодаря высокому уровню личной осознанности), человек приближается к состояниям самадхи и, как следствие, облегчает свою карму вплоть до потенциальной остановки колеса сансары.
Если вы настроены решительно не только на борьбу с внешними вредными привычками, но и с первоначальным материалом — впечатлениями и эмоциональными состояниями, из которых впоследствии вырастают привычки, то вам придётся расстаться с общей приемлемой в мире концепцией дуальности, где приятное принимается, а от неприятного избавляются, потому что как плюс, так и минус — это две стороны одной медали. Нужно будет поработать полностью со своим восприятием, переключившись из состояния активного участника действий в созерцающего происходящее. За счёт такого перехода вы сможете активировать и повысить свой уровень осознанности.
Профилактика вредных привычек через осознанность и срединный путь
В буддизме говорят о том, что все желания невозможно удовлетворить, поэтому растёт не только их общий круг, но также и перечень неудовлетворённых желаний. Это порождает общую неудовлетворённость, дискомфорт, расстройство — дукху, или страдания. Таким образом, желания и есть корень проблем, поэтому лучше не приумножать их, а уменьшать. Срединный путь, в основе которого лежит правильное суждение, решение, речь и жизнь, становится методом устранения желаний. В понимание концепции правильной жизни буддизм включает отказ от опьяняющих и замутняющих разум напитков, лживых речей, прелюбодеяния и т. д.
Поэтому изначально срединный путь — это путь отказа от вредных привычек. Мы ещё раз убеждаемся в том, что религиозные школы едины в своём мнении в этом вопросе. Ведение правильной жизни без вредных привычек приводит к уменьшению страдания. Интересно заметить, что полный отказ от вредных привычек также влияет и на формирование желаний: их в целом становится меньше. С другой стороны уменьшение количества желаний приводит к отказу от вредных привычек.
Вывод напрашивается следующий: если уже успели сформироваться вредные привычки, то отказ от них приведёт к избавлению от желаний и, как следствие, к регрессу страдания. Если вредные привычки ещё не сформированы, то отказ и устранение желаний, хотя бы ненужных, станет профилактикой вредных привычек. Аскеза и аскетичный образ жизни во многих религиях расценивается как акт воли и осознания, а также большой шаг на пути к духовному просветлению и духовной свободе. В случае буддизма это необходимая ступень для выхода из колеса сансары и преодоления закона кармы. Как следствие — аскетичный образ жизни, следование срединному пути ведёт к нирване.
Люди часто хотят получить максимум удовольствия от жизни, понимая под этим удовольствия чувственного, физиологического порядка, но существуют наслаждения высшего порядка — интеллектуальные и эстетические. Почему бы не посвящать больше времени им и вместо опьянения вредными напитками быть опьянённым от увиденной в мире красоты, услышанной музыки или просто ощущать гармонию с мирозданием, проводя больше времени в медитации и созерцании?