Измени себя — изменится Мир вокруг

Om mahadevaya namah (Ом Махадэвая Намаха)

Om mahadevaya namah (Ом Махадэвая Намаха)

ॐ महादेवाय नम

«ОМ! Я преклоняюсь перед Великим Господом Шивой» — так звучит один из вариантов перевода мантры «Ом Махадэвая Намаха».

Дословный перевод мантры:
«ОМ» — «пранава» — изначальный звук космической вибрации, первопричина всего сущего. Являясь Маха-биджа мантрой («маха» – великая, «биджа» – семя), многократно усиливает энергию и действие мантр.
«МАХА» — ‘великий’.
«ДЭВА» — ‘Бог/Господь’.
«НАМАХА» — ‘я почтительно склоняюсь/приветствую/смиренно доверяю/поклоняюсь/благодарю’.

Великого Бога Шиву почитают и славят по всему миру, его образ занимает почётное место во многих философских и религиозных течениях разных стран мира. По мнению авторитетного индийского исследователя Р. Н. Дандекара, шиваизм (признание Шивы Верховным Божеством) является древнейшей из ныне существующих религий цивилизованного мира. Ряд исследователей полагают, что и йога — известная в наше время система саморазвития — была именно доарийским наследием, связанным с культом Шивы.

Божество Шива (санскр. शिव, Śiva IAST, ‘благой’, ‘милостивый’, ‘тот, в ком все пребывает’) олицетворяет собой космическое сознание, статичное мужское начало Вселенной (Пуруша). Он находится в союзе с Шакти (Пракрити), которая символизирует динамичное материальное начало Вселенной и олицетворяет собой её творческую энергию.

Позже образ Шивы вошёл в философию индуизма, где и получил наибольшую известность в составе верховной Божественной триады — Тримурти. Согласно классической индуистской философии, наша Вселенная существует благодаря трём Божественным аспектам: Брахме, Вишну и Шиве. Брахман воспринимается как создатель Вселенной, Вишну — как божество, отвечающее за поддержание жизни, а Шива почитается как её разрушитель.

С одной стороны, разрушение связано в нашем понимании с чем-то негативным и деструктивным. Но почему же тогда Господь Шива так почитаем в разных философских системах и религиозных течениях во всём мире? Если немного расширить границы привычного восприятия, то очевидно, что достаточно часто складываются такие ситуации, в которых без разрушения старого, закостеневшего и потерявшего свою эффективность, не обойтись. Это своего рода очищение, направленное на трансформацию, — закон оптимальной работы любой сложной системы, которой по сути своей и является жизнь. 

Считается, что Шивой устраняются те аспекты бытия, которые уже отработали положенное время и теперь скорее мешают системе расти и двигаться вперёд, являясь её балластом. Кроме того, на освободившемся месте жизнь обязательно даст новую благодатную поросль. Считается также, что Шива способен устранять иллюзии и омрачения сознания, препятствующие чистому восприятию истины. Таким образом, разрушение и созидание — два неразрывно связанных между собой процесса — находят своё отражение в образе великого Бога Шивы.

Примечательно, что Шива хорошо известен и почитаем не только в индуизме. К примеру, его образ встречается и в буддийских текстах, где его именуют Богом Великим Свободным (см. «Садхармапундарика сутра» IAST Saddharma Puṇḍarīka Sūtra). Шива (Сива) под именем Исана отображен также в буддийской Типитаке, где он является одним из четырёх властителей мира Таватимсы. Существует также версия, что Господь Шива является эманацией Авалокитешвары, бодхисаттвы сострадания: «…Авалокитешвара и проявился в форме божества Маха Девы. По сути своей Маха Дева является Авалокитешварой, внешне же он проявляется как мирское божество — Маха Дева» (см. «Йидамы — покровительствующие божества»).

Закономерно, что может возникнуть вопрос об употреблении различных имён в отношении Бога Шивы. Действительно, в древних текстах Пуранах и Махабхарате можно встретить списки с перечислением тысячи названий одного и того же Божественного проявления — Шива-сахасранама («перечисление тысяч имён Шивы»). И в этом нет никакого противоречия. Всё дело в том, что перечисление различных имён Шивы является своего рода гимном этому божеству. Шива-сахасранама называет разнообразные качества Бога, красочно иллюстрирующие его божественный образ, а также проявленные в связанных с ним духовных историях. К примеру, примечательны такие имена, как «Кайлащавасинэ» (санскр. ॐ कैलाशवासिने नमः, IAST oṃ kailāśavāsine namaḥ), что указывает на предполагаемое место обитания Шивы и означает «обитающий на горе Кайлаш», и «Махешварая» (санскр. ॐ महेश्वराय नमः, IAST oṃ maheśvarāya namaḥ), что в переводе значит «Верховный Бог» и подчёркивает особый высочайший статус Божества.

Наиболее известными и широко применяемыми являются 108 имён Шивы (санскр. श्रीशिवाष्टोत्तरशत नामावलिः, IAST śrīśivāṣṭottaraśata nāmāvaliḥ). Само по себе перечисление этих 108 имён Великого Бога обладает такой мощной вибрацией, что часто используется в качестве самостоятельной мантры и имеет все присущие мантрам качества. Если начитывать их, соблюдая правила санскрита, с глубокой внутренней идеацией (концентрацией на энергии Шивы), осознанностью и погружением в суть произносимых звуков, то вполне вероятно добиться определённых результатов.

Отдельные имена Шивы с таким же успехом применяются практиками в качестве самостоятельных мантр. К таким особо почитаемым относится имя «Маха Дэва» («Маха Дэв» – так говорят на хинди) и прославляющая это имя мантра «Ом Махадэвая Намаха». С санскрита её можно дословно перевести как «Ом, поклоняюсь тебе, о Великий Бог».

Согласно древним текстам индуизма Пуранам, повествование в которых в основном идёт в виде притч и легенд, знакомящих читателя с индуистской философией и космологией, генеалогией царей, героев и Богов, Шива является одним из величайших Божеств среди других представителей индийского пантеона. Его участие в жизни Вселенной, в судьбе всех её обитателей в разных мирах, в том числе и в судьбе других Божеств, сложно переоценить. С удивительной мудростью, состраданием и завидным терпением выполняет Великий Бог Шива свои пять божественных ролей: создание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати. Именно поэтому его часто именуют Маха Дэвом, что дословно означает «величайший из Богов».

Маха Дэв — великий владыка. Он проявляет себя в самых тяжелых ситуациях, поддерживает жизнь, охраняя Дхарму, приносит порядок во Вселенную, разрушает иллюзии и избавляет от омрачений. Шива — Верховный Бог, перед ним одинаково преклоняются и Боги (Дэвы), и Асуры. Его ум спокоен и непоколебим, как гора Кайлаш, его сердце наполнено величайшим состраданием. Сам Господь Шива, в отличие от других Божеств, постоянно выполняет свою садхану, пребывая в глубокой медитации, а также помогает садхакам (духовным искателям) на их духовном пути, щедро одаривает великих аскетов. Его роль во Вселенной всеобъемлюще велика, но в то же время он отрешён от мира. Он — в звучании универсального звука «ОМ». Он — Великий дух, Владыка владык.

Непреложный закон концентрации: ты становишься тем, на что постоянно направлено твоё внимание. Практикуя эту мантру, духовный искатель стремится достичь единения с Маха Девом, взращивая в себя качества Великого Бога. Считается, что эта мантра способна поддерживать в практике садханы и усиливать намерение.

«Ом Махадэвая Намаха!»
«Поклон тебе, о Великий Бог!»