Измени себя — изменится Мир вокруг
Логотип клуба OUM.RU

Мантра Saha Navavatu (Саха Нававату)

Мантры…

Их силу трудно переоценить. Взять хотя бы тот факт, что в древности ни одно значимое писание, содержащее знание о саморазвитии человека, не обходилось без мантры, открывающей или закрывающей его.

Самыми авторитетными трудами древности считаются Веды, и как раз в них мы и знакомимся с мантрами. Мантра — это часть текста из Ведических писаний. Мудрецы, которые изучали эти древние тексты, чувствовали, что какие-то строки несут особые вибрации и их значение велико. Тогда эти части Вед брали для отдельного повторения (рецититации), и мы их знаем как Гаятри-мантру, Маха Мритьюнджая мантру или Саха Нававату.

Мантры способны гармонизировать пространство вокруг, даже не будучи произнесенными вслух. Их можно писать, читать вслух или произносить в уме.

Их великое множество с разными значениями, используемыми в разных школах саморазвития.

Считается, что когда-то очень давно не существовало такого обилия разнообразных верований и религиозных течений. Тогда все цивилизованные жители планеты верили в существование одной многопроявленной Силы. Они обращались к разным ее аспектам, славили, просили наставничества и защиты с помощью особых изречений на древнем языке — санскрите. Эти изречения и принято называть в наше время мантрами.

Известно также, что мантры не являются продуктом человеческого интеллекта, а были переданы мудрецами и практиками прошлого, которые, благодаря многолетней духовной практике и подвижничеству, в свою очередь смогли уловить их вибрации из тонкого мира и проявить в виде доступных человеческому уху звуковых колебаний.

По своей сути мантры представляют собой не что иное, как звуковые волны, способные особым образом воздействовать на сознание человека (которое также представляет собой волну), передавая ему специфические свойства, заключенные в глубоком внутреннем содержании каждой конкретной мантры. И если социальная жизнь огрубляет вибрации человеческого ума, настраивая их на приоритет материальных структур, то мантры, напротив, обладая более тонкой природой, подобно настройщику музыкального инструмента, перенастраивают ум на обращение вовнутрь, к своей вечной сути, к познанию индивидуумом внутреннего «Я».

Как уже упоминалось выше, большинство дошедших до нас мантр на санскрите были записаны в древних текстах — Ведах, основная суть которых изложена в Упанишадах. Упанишады — это философские тексты, раскрывающие такие понятия, как Атман и Брахман, их связь, освобождение от страданий, самопознание, карма и реинкарнация.

Примечателен тот факт, что в те далекие времена духовные знания не передавались через книги или другие рукописные тексты. Их можно было получить только вербальным способом — лично от Учителя к ученику, а изучались они путем длительных повторений. В подтверждении этого и сам санскритский термин «упанишад» переводится как «знание, услышанное у ног Учителя» (upani-sad«сидеть около», т. е. у ног учителя, получая наставления). Записывать же духовные тексты в виде свитков, которые мы теперь знаем как Веды и которые дошли до наших дней, стали уже гораздо позже.

Необходимо отметить, что так как санскрит — это устный язык, и письменности для него не существует (но он может быть записан с использованием других языков, имеющих набор собственных письменных символов), то для того, чтобы мантры сохраняли свое первоначальное звучание и передавались без искажений, существуют четкие правила произношения звуков, расположения ударений и использования долготы и интонаций и др., описанные в самих же Ведах (в частности, в Тайтиррия Упанишаде).

Итак, вернемся к основным ведическим текстам. Упанишады — это духовные поучения разной длины, старейшие из которых появились между 800 и 400 годами до Р. Х. Всего на cанскрите написано более ста Упанишад, но десять самых древних из них считают основными. Интересно, что даже сама форма изложения Упанишад часто происходит в виде диалога Учителя и ученика или же человека, находящегося в поиске истины. Это свидетельствует об абсолютной важности процесса передачи духовных знаний, и использованию мантр, традиционно открывающих или закрывающих Упанишады, придается большое значение.

Одной из таких важных древних мантр является мантра Saha Navavatu (Саха Нававату). Она открывает и закрывает «Катха-упанишаду» (санскр. कठ उपनिषद्), которая является наиболее известной. Это была первая Упанишада, попавшая в Европу. Центральным моментом «Катха-упанишады» является встреча сына брахмана Начикеты с индуистским богом смерти и посмертных воздаяний Ямой. Между ними произошел интересный диалог, раскрывающий основы трансцендентных знаний о мировосприятии человека. После получения этого знания ученик Начикета обрел понимание внутреннего «Я» и достиг Брахмана.

В конце «Катха-упанишады» произносится мантра Саха Нававату с целью устранения всех проступков, допущенных учеником и учителем вследствие ошибок, происходящих от невнимательности и других возможных омрачений в ходе обретения или передачи знания.

На санскрите мантра Саха Нававату выглядит так:

ॐ सह नाववतु।
सह नौ भुनक्तु।
सह वीर्यं करवावहै।
तेजस्वि नावधीतमस्तु
मा विद्विषावहै।
ॐ शान्तिः शान्तिः शान्तिः ॥

Произношение (русская транслитерация):

ОМ САХА НАВАВАТУ 
САХАНАУ БХУНАКТУ 
САХАВИРЬЯН КАРАВАВАХАЙ
ТЕДЖАСВИНА ВАДХИ ТАМАСТУ МА ВИДВИШАВАХАЙ
ОМ ШАНТИ ШАНТИ ШАНТИХИ

oṁ sa̱ha nā̍vavatu |
sa̱ha nau̍ bhunaktu |
sa̱ha vī̱ryaṁ karavāvahai |
te̱ja̱svinā̱vadhī̍tamastu̱ mā vi̍dviṣā̱vahai̎ |
oṁ śānti̱ḥ śānti̱ḥ śānti̍ḥ ||

Мантра Саха Нававату обладает очень ценным свойством гармонизации процесса передачи знаний от учителя к ученику. Эту мантру и в наши дни принято начитывать Учителем и Учеником в начале, а часто и после передачи духовных наставлений и практик, а также при коллективном обучении.

Считается, что при правильном произношении мантры с достаточным погружением в ее глубинный смысл, осознанием значения каждого слова ее позитивные вибрации воздействуют на сознание участников процесса таким образом, что устраняются всяческие препятствия при передачи знаний от учителя к ученику. Учитель старается нивелировать свое личное отношение к передаваемому материалу, то есть стать лишь проводником истинного знания, а ученик стремится быть достойным приемником этого знания и воспринимать его таким, какое оно есть, без субъективных искажений.

Мантра Saha Navavatu гармонизирует сознание участников процесса, снимает возможное напряжение, делает обучение более эффективным. Это значит, что, по сути, Ученик и Учитель должны объединиться, стать одним целым. Между ними снижается вероятность возникновения недопониманий, конфликтных ситуаций, меньше шансов проявления негативных человеческих эмоций. Кроме того, существует мнение, что Учитель и ученик могут использовать данную мантру, чтобы между ними возникла и сохранялась неразрывная связь.

учитель, ученик, монахи
Учитель и ученик

Очень важным моментом является и дальнейшее использование результатов обучения: обращение и адекватное использование мантры Саха Нававату является залогом того, что знания, полученные учеником, будут приносить в окружающее пространство положительные последствия и пользу.

Один из вариантов перевода:

Ом,
Защити учителя и учеников, Приведи нас всех к блаженству Освобождения,
Пусть мы познаем истинный смысл писаний,
Пусть наше обучение будет великолепным, Пусть мы никогда не испытаем вражды друг к другу.
Ом, мир, мир, мир.

При коллективном обучении мантра Саха Нававату также может применяться наставником для сплочения отдельных участников группы. Она служит для создания целостной духовной единицы — сангхи — путем преодоления разногласий и омрачений, способных разделять учеников, привнося в процесс обучения негативные человеческие эмоции.

Кроме того, данную мантру можно также успешно использовать и при личном обучении, постижении каких-то знаний, особенно в сфере духовного роста и саморазвития. Мантра Саха Нававату заключает в себе помощь и благословение от Высших Сил Учителя или от нашего внутреннего учителя, если наш проявленный Учитель не присутствует перед нами. По своей сути эта мантра охраняет священный союз Ученика и Учителя. Следует понимать, что внутренний Учитель — это так называемое Абсолютное Сознание (Брахман, Господь и др. в разных религиозных течениях), и действуя в одиночку без концентрации сознания на возвышенных материях, то есть опираясь лишь на собственные эгоистические побуждения, невозможно действовать эффективно. Искренне обращаясь к Высшему Наставнику, мы устраняем препятствия на пути в виде последствий нашего искаженного восприятия реальности. В этом случае мантра Саха Нававату указывает на путь единения материального и тонкого миров.

Из всего вышесказанного можно заключить, что мантра Саха Нававату по своему значению и оказываемому воздействию идеально подходит для чтения преподавателями йоги, которые как раз и являются активными участниками процесса обучения.

концентрация
Концентрация

С одной стороны, преподаватель йоги — уже в определенной мере Учитель, и его задача — адекватная передача знаний. А с другой стороны, он еще и Ученик, потому как находится в процессе постоянного обучения, и особо важно, что данная мантра помогает настроиться на процесс принятия знаний, быть открытым новым пониманиям, быть гибче в суждениях и избегать отвлекающих мыслей в процессе обучения.

Один из переводов мантры на английский язык:

  1. Om, May God Protect us Both (the Teacher and the Student) (during the journey of awakening our Knowledge),
  2. May God Nourish us Both (with that spring of Knowledge which nourishes life when awakened),
  3. May we Work Together with Energy and Vigour (cleansing ourselves with that flow of energy for the Knowledge to manifest),
  4. May our Study be Enlightening (taking us towards the true Essence underlying everything), and not giving rise to Hostility (by constricting the understanding of the Essence in a particular manifestation only),
  5. Om, Peace, Peace, Peace (be there in the three levels - Adhidaivika, Adhibhautika and Adhyatmika).

(перевод)

  1. Ом, Господь, защити нас обоих (Учителя и Ученика) (во время путешествия к пробуждению Знания),
  2. Наполни и насыть нас обоих (из того источника Знания, что насыщает жизнь после Пробуждения),
  3. Пусть мы трудимся вместе со всей Энергией и Силой (очищая себя этим потоком энергии, чтобы истинное Знание могло проявиться),
  4. Пусть наше Обучение ведет нас к Просветлению (ведет нас по направлению к источнику Истины, которая лежит в основе всего сущего) и не позволит проснуться в нас Враждебности (из-за наших индивидуальных ограничений в толковании Источника),
  5. Ом, Мир, Мир, Мир (на трех уровнях страданий: Адхидайвика — вызванные разрушительными воздействиями внешнего мира; Адхибхаутика — страдания, причиняемые другими живыми существами; Адхьятмика — страдания, причиняемые живому существу его собственным умом и телом).

Если углубиться в саму структуру мантры, то Саха Нававату открывается с Пранавы «ОМ». Этот звук — первопричина всего сущего — обладает самой мощной вибрацией во Вселенной. Открывая мантру, он способен усиливать значение, приводит ее в унисон с бесконечной космической вибрацией.

космос, солнце
Космос

Окончание же мантры — троекратное повторение слова «шанти» — свидетельствует о том, что Саха Нававату относится к разряду «Шанти-мантр» (так называемых мантр Мира). Их известно всего десять, и в каждой Упанишаде есть своя «шанти-мантра». «Шанти» — это мир и покой на внутреннем и внешнем уровне восприятия человека. Считается, что человек подвергается трем видам страдания — исходящим от самого себя, от других существ и от сил природы (адхъятмика, адхибхаутика и адхидайвика). Повторяющееся слово «Шанти» в окончании мантры, усиленное Пранавой «ОМ», направляет в мир пожелания избавления от всех страданий и означает отсутствие провокации, какого-то негативного умысла, поэтому несёт в окружающее пространство мир, покой и гармонию. Так, помимо того чтобы настроиться на эффективный учебный процесс, мантра Saha Navavatu несет пожелания мира всем живым существам.

Интересно, что в трактовках некоторых школ мантра Саха Нававату считается мантрой Единства и Мира. О ней говорят, что она способна обучить тончайшей форме единства и равенства всех людей, ведь каждый из нас имеет право и

должен идти по пути Просветления. Такие свойства негативного мышления, как насилие, дискриминация и неравенство мешают человеку видеть единство мира во всем его многообразии, а значит мешают воцариться миру и гармонии в его душе.

Ом! Мир, мир, мир!