Негибкое тело. Наказание, обернувшееся благословением

йога

Наряду с мифом о том, что йоги – это религиозные фанатики, в современном обществе распространено и другое поверье – будто бы йоги настолько гибки и пластичны, что буквально могут в узлы завязываться. А если ты ногу за голову закинуть не можешь легко и элегантно между чисткой зубов и утренним чаем, то ты и ненастоящий йог вовсе.

Однако, друзья, йога – это не про закидывание ног за голову и не про стояние на голове. Йога – это про то, что в ней, в этой самой голове, происходит.

Поделюсь немного своим опытом. Когда в мою жизнь пришла йога, и я начала заниматься собственным развитием, моё тело было буквально деревянное. Почти ни одна асана не давалась. Не верилось, что когда-либо я смогу освоить Чатуранга Дандасану или Эка Бхуджа Свастикасану, куда уж там мечтать о Бакасане? Но постепенно я заинтересовалась здравым питанием, здравым образом жизни, философией принятия и сострадания, служением другим. И миллиметр за миллиметром, занятие за занятием, день за днем я маленькими шажками продвигалась вперёд. И уже меньше чем через год я освоила эти «пугающие» асаны одну за другой. И сегодня я так рада, что передо мной лежит ещё столь длинный путь работы со своим телом!

Почему же? Ведь многие скажут, что же мне делать в йоге со своим негнущимся телом? Ведь в интернете так много картинок тех, кто закручивает себя в неимоверные положения и еще и непринуждённо улыбается в камеру. Однако запомните, дорогие друзья, что негибкое тело – это самое большое благословение для того, кто вступает на путь Йоги и духовного самосовершенствования. Давайте же разберёмся, почему.

Для начала, что такое Йога? Йога – это не физические упражнения. Йога – это мировоззрение, это образ мыслей, это работа с умом, в котором зарождаются эти самые мысли, приправленные нашими желаниями и предрассудками. Йога переводится с древнейшего языка санскрита в одном из вариантов как «связь». Связь чего с чем? Вот здесь и кроется ответ. Как связь нашего ума с нашим телом. Ведь если задуматься, как современному человеку, атакованному извне тоннами информационного шума, контролировать свой ум? Ведь такой человек живёт в абсолютно иллюзорной реальности.

негибкое тело, йога и гибкость, что такое йога, асаны, цели хатха-йоги

У одного современного российского писателя есть произведение, в котором очень ярко выражена суть жизни современного человека. В этом произведении люди живут в огромном пространстве, соединённом коридорами и лифтами на разных уровнях. А то, что вроде бы является миром вокруг: улицами, домами, природой – определяет им вид за окном. Искусственно созданная картинка в 3D. Если ты богат и обедаешь в элитном заведении у тебя за окном будет, например, Лондон. А если денег у тебя недостаточно, будешь «жить» в трущобах. В книге есть очень показательный момент, когда картинку за окнами квартиры главного героя меняют с Лондона на место попроще. Вот так запросто – у тебя кончились деньги, и тебе поменяли картинку. Тот же принцип работает и в современном мире. Мы думаем, что мы сами выбираем, как относиться к тому или иному событию, какой город выбирать для жизни, какую музыку слушать. Но на самом деле для нас лишь создается иллюзорная реальность из этого информационного шума. Мы думаем, что наш выбор безграничен, но на самом деле нам просто разрешили выбрать, например, профессию из трёх самых «престижных» на сегодняшний день. Также с фильмами, музыкой, литературой. Здесь не мы контролируем ситуацию, а ситуация контролирует нас. Не мы владеем своим умом, а ум владеет нами.

Бенджамин Франклин – один из отцов-основателей США, а стало быть, человек неглупый и понимающий, как можно управлять людьми, однажды сказал: «Некоторые думают, что покупают наслаждение, а сами продают себя ему в рабство». Поэтому представляете ли вы, каким образом современному обывателю возможно контролировать свой ум лишь через работу непосредственно с умом? Это практически невозможно, так как ум такого человека слишком загрязнён, невозможно разобраться, где здесь истина, а где ложь, проработать своё мировоззрение, обуздать ум. Вот здесь-то нам на помощь и приходит тело.

негибкое тело, йога и гибкость, что такое йога, асаны, цели хатха-йоги

Мы уже говорили, что йога – это связь. А значит, через тело мы можем влиять и на наш ум. Что дает нашему телу гибкость? Очищение от токсинов и нечистот на физическом уровне и очищение от грубых и низменных, жадных и невежественных энергий на тонком уровне. Соответственно, чем наше тело чище, тем чище и стабильнее наш ум. Он менее подвержен омрачениям, мы начинаем более-менее ясно различать, что есть что. Перестаём слепо следовать навязанной нам воле и указаниям того, что чёрное сегодня есть чёрное, а завтра – белое. Мы способны видеть чёрное всегда чёрным, а светлое – светлым. А раз наш ум становится чище, он становится гибче. Что дает гибкость ума? Прежде всего, принятие того, что происходит вокруг и внутри нас, принятие нас самих и других людей. А принятие ведёт нас к состраданию. Здесь очень важно не ставить в один ряд гибкость тела, развитую благодаря здравому образу жизни и корректному обращению с миром, и гибкость, добытую путём занятиями спортом. 

Ведь в нашем мире нет ничего линейного. Даже время делится на прошлое, настоящее и будущее лишь в нашем мировосприятии. Очень часто люди, которые с детства имеют разработанное, гибкое тело по причине занятий балетом, гимнастикой и т.п., но чей ум закрепощён шаблонами поведения современного социума, имеют большие энергетические дыры в тонком теле. Почему? Потому что на протяжении многих лет они терпели большие аскезы, создавая это гибкое тело, но не имели альтруистичной цели сделать жизнь окружающего мира лучше. Они преследовали лишь свои собственные цели – добиться спортивного результата для удовлетворения амбиций и эго. Как правило, если энергия, накапливающаяся от проработки закрепощений в теле, не поднимается и не реализуется через высшие чакры, она начинает «распирать» нижние чакры, в результате чего и образуются дыры. Эти дыры позволяют эффектно (но неэффективно) гнуть тело, так как они настолько большие, что никакая энергия в них не задерживается. В большинстве случаев, когда такие люди начинают заниматься Йогой, начинают работать с энергией и умом, тело как раз закрепощается, потому как дыры постепенно начинают уменьшаться. И вся та некачественная энергия, которая со свистом пролетала сквозь эти дыры, не вызывая никаких закрепощений, теперь начинает отдаваться во всём теле, а особенно в ногах. Разумеется, я говорю сейчас о Йоге как о системе духовного самосовершенствования, а не о бездумном выполнении асан, что также не слишком отличается от различных гибкостных видах спорта.

негибкое тело, йога и гибкость, что такое йога, асаны, цели хатха-йоги

А теперь более подробно о том, как именно работа с телом меняет наш ум и подчиняет его нам? Работа с телом есть работа с нашими тонкими энергиями, прежде всего с праническим телом (первым из тонких тел). Прана – это универсальная космическая энергия, которая наполняет мир вокруг и нас самих. Очищая наши энергетические каналы, мы направляем энергию к высшим центрам, обретая понимание, сострадание, ясновидение и яснослышание. Очищая энергетические каналы от чего, спросите вы? Дело в том, что у праны, живительной силы, находящейся в теле человека, есть свой антагонист – апана. Апана-вайю (полное название на санскрите) – это самая грубая энергия в теле человека. Она заключена в теле ниже пупка – в области кишечника, половых органов и в ногах, а, следовательно, связана с выделительной и половой системами. Апана-вайю всегда тянет наше сознание вниз, стимулирует самые низменные наши привязанности: зависимость от еды и наслаждений, сексуальное влечение, не даёт подниматься энергии выше. К сожалению, в основном у сегодняшнего среднестатистического члена общества вся энергия сливается как раз через низшие центры, расположенные на уровне половых и выделительных органов. Этому способствует навязанный нам образ жизни потребителя и «царя» Природы. А значит, совершенно закономерно апана-вайю тут же увеличивается и отягощает наше сознание. Очень красочно это можно представить, в виде человека с двумя привязанными к его ногам, еле-еле подъёмными гирями. И вот так в кандалах (на тонком плане) мы и волочимся по жизни. А теперь давайте задумаемся, где больше всего проблем возникает на первой стадии занятий йогой? Ну конечно в ногах. Мышцы бёдер не растянуты и забиты, таз не раскрыт и перекошен. Мало кому даётся хоть одна медитативная асана. Максимум на что мы способны это сидеть по-турецки (что, кстати говоря, совершенно не относится к медитативным асанам). И вот понемногу прорабатывая наши ноги, раскрепощая таз, растягивая мышцы, мы филигранно и ювелирно начинаем уменьшать нашу апана-вайю. Конечно же эта энергия всегда будет присутствовать в теле человека, в том-то и её ценность. Мы можем взять и превратить её из отрицательной в положительную, просто перенаправив вверх и заставив таким образом работать на нас. Уменьшается апана-вайю, а, соответственно, увеличивается наша прана, тонкое тело расправляется, мы буквально начинаем ощущать этот мир. Не на уровне ума, а на уровне энергии. И здесь вдруг ум понимает, что не всё-то он знает и может объяснить, и начинает прислушиваться к пране, как к очевидно более авторитетному персонажу. Ум успокаивается, ум замирает, ум расширяется, уходит от собственных обусловленных ограничений.

А теперь представьте, что у вас нет такого инструмента воздействия на ум, как тело. И вам нужно добраться до ума только через сам ум. Прана в этом вам не помогает, и ум не чувствует, что есть кто-то мудрее него. А так как ум хитер и изворотлив, почуяв опасность (когда вы вдруг вздумаете его усмирять) заведёт вас в непролазные дебри. Тут-то и рождаются так называемые демагоги, всё пытающиеся объяснить лишь через логику. Они упорно разбивают лбы в попытке втиснуть беспредельное в границы собственного разумения. Используют возможность нашего ума анализировать и делать выводы не для развития духа, а лишь для развития ума и ущербной части логики, которая доступна такому неразвивающемуся человеку. А когда у них не получается понять и объяснить что-то через ум, они отбрасывают это как материал, не прошедший испытаний критикой того же самого ума. Объективно развитие таких людей закончится деградацией, потому как мир полон вещей, которые не подконтрольны уму. Отрицание этого факта ведёт к полной потере гармонии сознания и ощущения себя частью законов жизни Вселенной.

негибкое тело, йога и гибкость, что такое йога, асаны, цели хатха-йоги

Итак, вот мы и подошли к основному выводу: нога за головой – это не йога, нога за головой – это лишь побочный эффект йоги и не более. Из года в год практикующие люди прорабатывают своё тело, и уже освоенные асаны не всегда дают необходимый эффект работы с умом. Только поэтому были изобретены такие положения тела, в которых продвинутые практики почувствуют работу энергий. И когда мы смотрим на изображения известных практиков, мы недоумеваем, как, а главное почему, возможно закрутить себя в подобные положения. А цель у всего этого одна-единственная – довести своё тело до такого состояния, чтобы оно могло недвижно просидеть в падмасане (позе лотоса) много часов к ряду, сохраняя прямую спину. Вот тогда возможен выход на универсальный уровень сознания, который лежит за пределами нашего маленького-маленького индивидуального мира.

Сформулируем мораль сей статьи: если у вас плохо разработанное негибкое тело, ни в коем случае не пренебрегайте практикой асан. Ваш духовный прогресс будет идти, возможно, даже быстрее, чем у людей с гибким телом, ваши переживания будут острее и значительнее, ваш ум подчинится легче.

А людям, которые решили заняться практикой, имея гибкое тело, но негибкий засоренный ум (как все мы, современные потребители) хочется пожелать терпения и сил. Возможно, вам будет труднее, но и одержанная победа будет стабильнее.

Дорогие друзья, практикуйте регулярно и с верой во Благо независимо от вашего положения. Помните, что у каждого свой путь, а выход только один – пройти именно его, а не путь кого-то другого.

Я хочу закончить эту статью цитатой  Свами Сатьянанда Сарасвати: «Независимо от того, что происходит во внешнем мире — дождь, град или солнце, — ваша практика должна выполняться регулярно. Огорчены ли вы материальными потерями или обрадованы ценным приобретением, есть в вашей практике видимые успехи или нет — вы должны продолжать прикладывать все возможные усилия».

С благодарностью всем Учителям Прошлого, Настоящего и Будущего, оставившим нам знания о самосовершенствовании и Йоге! Ом!

автор статьи преподаватель йоги Александра Штукатурова