Измени себя — изменится Мир вокруг

Пять кош — энергетических оболочек тела

Космическая прана, или махапрана - это необходимая энергия жизни и всего сущего.

Она представляет собой жизненную силу, присутствующую во всех существах, разумных или неразумных. Космическая прана наполняет все формы жизни, хотя каждая из них может выглядеть отдельной сущностью или принимать разную форму.

Точно так же, как белый свет излучает различные цвета спектра, проходя через материю меняющейся плотности, космическая прана принимает разные формы, когда проходит через разные плотности материи и жизни. Проявление праны зависит от частоты вибраций тела, которое она пронизывает.

Коши – это оболочки, ограничивающие различные уровни человеческого сознания, от физического и более тонкого, ментального, к причинному уровню. Цель духовной практики – преобразовать и одухотворить коши.

Согласно йоге, считается, что человеческие существа имеют пять уровней энергии, которые сосуществуют в диапазоне от самой грубой до самой тонкой. Их называют пата коша, или пять оболочек:

  1. аннамайя-коша (физическое тело),
  2. пранамайя-коша (праническое тело),
  3. маномайя-коша (ментальное тело),
  4. виджнянамайя-коша (астральное или психическое тело),
  5. анандамайя-коша (тело блаженства).

У большинства людей сознательная осведомленность (или осознание) существует, в основном, на физическом плане.

Аннамайя-коша или физическая оболочка тела называется телом пищи, поскольку она зависит от пищи, воды и воздуха, которые представляют собой грубые формы праны. Однако в еще большей степени ее существование зависит от самой праны. В то время как в среднем без пищи можно обходиться до шести недель, без воды - около шести дней и без воздуха - шесть минут, в отсутствии праны жизнь мгновенно прекращается.

Пранамайя-коша — это жизненная оболочка или праническое тело. Праническое тело имеет более тонкую природу, чем физическое тело, которое оно пронизывает и поддерживает. Оно вливает энергию в каждую клетку физического тела. Однако ни праническое тело, ни физическое тело не могут существовать в отдельности. Праническое тело имеет примерно те же размер и форму, что и физическое тело. Подобно тому, как праническое тело поддерживает и питает физическое тело, так его само поддерживают еще более тонкие маномайя, виджнянамайя и анандамайя-коши.

Маномайя-коша — ментальная оболочка — выполняет одновременно много функций, и удерживает вместе две более грубые коши — аннамайя и пранамайя — в качестве единого целого. Она действует в качестве связного, передавая ощущения и опыт внешнего мира интуитивному телу, и влияния каузального и интуитивного тел - грубому телу. Ум способен достигать величайшей быстроты. Мысль представляет собой высшее проявление движения. Ум может двигаться вперед и назад во времени. Время не может быть преградой для ума, и во время медитации можно переживать, что время перестает существовать.

Виджнянамайя-коша — астральная оболочка, или тело интуиции, пронизывает маномайя-кошу и обладает более тонкой природой, чем она. Когда эта оболочка пробуждается, человек начинает переживать жизнь на интуитивном уровне, видеть за просто проявлениями основополагающую реальность. Это ведет к мудрости.

Последняя и самая тонкая оболочка — это анандамайя-коша, или тело блаженства. Это каузальное или трансцендентальное тело, местопребывание самой тонкой праны. Анандамайя-коша не поддается никакому определению.

Все пять оболочек пронизывает прана - грубая или тонкая. Прана питает и поддерживает все оболочки, обеспечивая их правильное взаимоотношение. В любом существе и во всем сущем есть только одна прана. Осознавая свою собственную прану, мы устанавливаем связь с космической праной и осознаем прану в других живых существах.

Все оболочки, за исключением ннандамайя-коши, связывают человека и ставят перед ним препятствия.

Чтобы развить духовность и понимание устройства физического и тонкого миров, необходимо научиться контролировать ум и постепенно отказываться от привязанности к физическому телу. Тело состоит из пяти элементов и рано или поздно обречено на разложение. Дух, обитающий внутри, не рождается и не умирает, у него нет привязанностей и оков.

по материалам Свами Ниранджанананды Сарасвати