Измени себя — изменится Мир вокруг

Мантра может стать маяком

Ом. Андрей, намасте. Отвечая на Ваше видео о том, что помогло справиться с трудностями и не опустить руки, опишу два примера из жизни.

По моим наблюдениям, ни одна внешняя трудность не была так непреодолима, как сотрясение концепций и идеалов, в которые верит ум.

Из внешних обстоятельств для примера: был случай, когда отказали какие-то функции в мозжечке, и я резко потеряла сознание, затем координацию, зрение и возможность ходить. Месяц передвигалась в больнице на коляске, заново училась видеть, читать, ходить, подниматься по ступенькам, заново водить машину – всё это в течение полугода. Никаких патологий со здоровьем так и не нашли, все системы организма были в норме, мне было 25 лет. Медицина так и не смогла понять, что произошло. Помогли тогда только физические упражнения, никакая терапия таблетками для восстановления вестибулярного аппарата не оказывала воздействия. С момента, как я вмиг всё потеряла, я постоянно повторяла про себя мантру Будды Медицины. Это создавало опору для того, чтобы жизнь продолжалась, несмотря на полную неопределённость происходящего и потерю перечисленных функций тела. Через два года я уже занималась йогой, и моя жизнь кардинально поменялась. Возможно, этот случай каким-то образом «подбодрил» мою мотивацию начать разбираться в себе и двигаться в сторону саморазвития.

Много раз замечала, что в опасных ситуациях, например, во сне, первое, о чем вспоминает ум – это мантра, которую вы практиковали. Если более тонкие инструменты помощи самому себе не наработаны, то мантра может стать маяком. Если о ней вспомнить, она поможет отрезвить и прояснить ум, обрести самообладание и вспомнить о своих целях, сориентироваться в происходящем. Я это замечаю на своём опыте во снах – спонтанно вспоминаю и начинаю повторять.

Но это какие-то незначительные эпизоды по сравнению с тем, когда события сотрясают сами устои ума, его привязанности. Ум верит в свои усилия на пути йоги, привязывается к ним. В результате обязательно проявляется ситуация, в которой эти усилия обесцениваются. Тогда он может впасть в отчаяние. «С болью я думал: «Неужели у меня железное сердце? Если нет, то почему же оно до сих пор не разорвалось? Почему я все ещё жив?» Миларепа. Подобные ситуации безысходности и тщетности усилий могут возникать на пути йоги.

Чему меня научила подобная ситуация?

  • Если мы не отгораживаемся от проблемы, то появляется возможность проявить щедрость. Быть открытым и доступным, не закрывать глаза и не делать вид, что этого нет.
  • Можно научиться терпеливости, заменив цепляние за «я» на сострадание к тем трудностям и навеянным концепциям, с которыми сталкиваются окружающие и претерпевают страдания.
  • Сохраняя дружелюбие в тоне речи и внутреннем настрое, можно избежать дальнейшего причинения вреда себе и окружающим.
  • Посидев пару часов в безысходности, ум уже настолько истощится, что «согласится» как-то выйти из отчаяния. В этот момент можно предложить ему подходящую пищу – практику концентрации на дыхании или другой инструмент, который ему знаком.

Мастера говорили: «Радуйтесь временным страданиям и не радуйтесь временному счастью. Временное счастье обманет вас. Временные страдания пробудят вас».

Ом