Риши Бхарадваджа. Служение посредством Йоги

Рождение

“Императору Бхарате, как правителю всей вселенной, принадлежало огромное царство и армия непобедимых воинов. Казалось, что сыновья и члены семьи были ему дороги, как сама жизнь, но однажды он счел все эти богатства препятствием на духовном пути и отказался от них. О царь Парикшит, у Махараджи Бхараты было три очаровательных жены, дочери царя Видарбхи. Родив сыновей, непохожих на отца, царицы испугались, что муж обвинит их в измене и откажется от них. Поэтому они убили своих детей.
Оставшись без наследника, царь совершил жертвоприношение марут-стома, чтобы получить сына. Довольные царем, полубоги, именуемые Марутами, дали ему сына, которого звали Бхарадваджей.
(Однажды полубог по имени Брихаспати, охваченный страстью к жене своего брата, Мамате, которая в то время была беременна, пожелал вкусить с ней супружеской близости. Ребенок во чреве Маматы запретил ему это делать, но Брихаспати проклял его и насильно испустил семя в ее чрево.
Страшась того, что муж бросит ее за рождение внебрачного сына, Мамата решила отказаться от него. Но полубоги нашли выход из затруднительного положения, дав ребенку имя.
Брихаспати сказал Мамате: «Послушай меня, неразумная женщина, хотя ребенок, рожденный тобой, зачат не твоим мужем, а другим мужчиной, ты должна заботиться о нем». На это Мамата ответила: «О Брихаспати, сам заботься о нем!» После этого и Брихаспати, и Мамата ушли. С тех пор их ребенка стали звать БХАРАДВАДЖА.
Хотя полубоги уговаривали Мамату позаботиться о ребенке, она отказалась от своего сына, сочтя его бесполезным, поскольку он был незаконнорожденным. Так ее ребенок оказался на попечении полубогов, именуемых Марутами. Когда Махараджа Бхарата уже отчаялся получить наследника, они дали ему этого ребенка в сыновья.)”

Брошенный Ребенок

Мальчик, лежащий на берегу божественной Ганги.
"Как красив этот ребенок! Его тело – золотого цвета. Он выглядит как новорожденный. Его лицо сияет как солнце и луна. Он дрожит, вероятно, от холода и голода. Позаботится ли кто-нибудь о нем? Кто покинул его в таком состоянии? Бедняжка!"
Так говорили между собой боги Марудганы (небесные существа). Они взяли малыша на руки, ласкали и целовали его. Вдруг послышался голос с небес:
"Этот ребенок будет великой душой, спасителем мира, мудрецом, излучающим свет мудрости".
«В таком случае, этой великой душе не следует оставаться сиротой. Его следует вырастить должным образом. Это - наша обязанность». Так подумали Марудганы. Ребенок, оставленный своими родителями, рос в колыбели богов. Он был любимцем богов.

Аскеза

Священная церемония нити молодого Бхарадваджи была исполнена богами Марудганами, которые стали также его бит гуру и учили его.
Бхарадваджа проявил большой интерес в изучении Вед. Чем больше он узнавал, тем больше ему хотелось учиться далее. Даже когда он достиг брачного возраста, всё его внимание было сосредоточено на образовании. Он решил оставаться холостым, пока не закончит изучение Вед.
Обучение Бхарадваджи продолжалось долгое время. Однако он все еще не мог удовлетвориться своими познаниями. Марудганы преподали ему все, что знали сами. Бхарадваджа изучил все это. Но он желал учиться далее. Не видя другого пути, боги Маруты сказали: "Бхарадваджа, мы обучили тебя всему, что знаем о Ведах. Если хочешь учиться далее, тебе следует выполнить аскезу и удовлетворить Индру".
Бхарадваджа все еще был холост. Обязанность холостяка состоит в том, чтобы жить, как предписано наставником, не желая ничего, кроме приобретения знания в сосредоточении. Бхарадваджа желал только образования. Он решил выполнить аскезу, чтобы учиться Ведам далее. Он остался в мирном месте и молился Индре.

Сияющее Существо

Даже боги были удивлены суровости аскезы молодого Бхарадваджи. Он не боялся ни дождя, ни бури. Он не принимал ни воды ни пищи. По прошествию времени его тело истощилось. Все стали тревожиться за него. Но он не останавливал аскезу. Наконец, однажды, когда он не смог даже сидеть, он упал.
Тогда появился Господь Индра.
"Восстань, Бхарадваджа. Я здесь!"
"О Бог Богов, наконец-то Вы явились!"
Бхарадваджа медленно поднялся и сложил ладони.
Индра благословил его и сказал:
"Бхарадваджа, Вы были безупречны в целибате. Вы уже соблюдали аскезы, подобные этой, в двух предыдущих жизнях. Для той же самой цели Вы и теперь истощили свое тело. Если я дам Вам еще одну жизнь, как Вы используете новое тело? "
"О Боже, даже тогда я останусь холостым и истощу свое тело ради знания!"
«Какая любовь к знанию! Это - действительно путь знания» - поощрительно сказал Индра. Он привлек внимание Бхарадваджи: "Посмотрите сюда".
Бхарадваджа увидел перед собой три сияющих объекта размером с гору. Из каждой кучи Индра взял по горсти и положил их в руки.
Бхарадваджи. Тотчас три сияющих предмета растаяли в теле Бхарадваджи, и он почувствовал прилив сил. Бхарадваджа не мог понять, что случилось, и спросил: "Боже, что это?"
Индра сказал со смехом: "Бхарадваджа, можно ли измерить знание? Ведическое знание безгранично. Три холма, которые Вы видели - три Веды.
Ваши познания, приобретённые в течение последних трех жизней - это три горсти, которые Вы собрали. Но это - не мало. Даже с ними ваше сияние превысило блеск богов".
"Боже, если это так, то каким должен быть мой следующий шаг?"
"Бхарадваджа, достижение знания - не единственная цель жизни; распространение этого знания в мире также важно. Именно это Вы должны сделать. Пусть мир достигнет счастья c вашей помощью".
Сказав это, Индра ушёл.

Служение человечеству

Боги Марудганы увидали, что Бхарадваджа прибыл, скудно одетый, неся священный кувшин и бусы. Его безмятежное лицо излучало сияние.
Ведический ученый, провидец, воплощение мудрости, Бхарадваджа склонился перед Марудганами. Они нежно обняли Бхарадваджу и сказали:
"Великая душа, хоть Вы и молоды, но на основании ваших знаний Вы заслуживаете нашего почтения. Вы - наставник и для нас. Знание важнее возраста".
Чтобы благословить Бхарадваджу, прибыло множество богов - Сурья, Чандра, Агни, Варуна, Пушан и Сарасвати. Бхарадваджа оказал почтение им всем. Они сказали Бхарадвадже:
"Бхарадваджа, подарите людям мира мудрость Вед. Установите нравственность. Научите людей справедливой жизни. Мир был нарушен злыми демонами. Попытайтесь победить их. Мы поможем Вам в этом".
Бхарадваджа поклонился в ответ: "С этой минуты моя жизнь будет посвящена служению".

У Императора Бхараты

Имена «Душьянта» и «Шакунтала» известны в Бхарате. Император Бхарата - их сын. Равный в доблести Индре, он был добродетельным царем. Его жена Сунандадеви была целомудренной и любящей. У них не было детей. Ни один из новорожденных не выжил. Чтобы породить детей, они выполняли религиозную жертву «Маруисома» на берегу Ганги. Марудганы, сопровождаемые Бхарадваджей, прибыли на место религиозной церемонии. Они показали императору Бхарате на Бхарадваджу и сказали: "О царь, этот юноша происходит от Ангираса. Поскольку у Вас нет детей, Вы можете принять его как сына. Он принесет славу вашей династии".
Бхарата освободился от беспокойства. В надлежащем возрасте, Бхарадваджа женился на Сушиле. В соответствии со своим именем, она была справедливой женщиной, ее репутация соответствовала ее красоте - жена, подходящая для Бхарадваджи.
Продолжить династию Бхараты
Бхарата усыновил Бхарадваджу. У Бхараты не было других детей. Поэтому Бхарадваджа, возможно, стал бы императором. Но у Бхарадваджи не было склонности к управлению страной. Слова богов пустили корни в его уме. Разве они не сказали: «Вы должны передать другим то, что изучили»? Следует установить справедливость; людей нужно научить на примере, как вести благородную жизнь. Поэтому Бхарадваджа с помощью Бхараты устроил еще одну религиозную жертву. Он восхвалил и призвал Агни. "O Господь Агни, пожалуйста, избавь императора Бхарату от беспокойства и дай ему то, что он хочет" - сказал он.
Молитва принесла плод. Бхарата получил сына по имени Абхиманью. Поскольку Бхарата умер примерно в это время, обязанности Бхарадваджи возросли. Пребывая во дворце до достижения Абхиманью совершеннолетия, он опекал и короновал его. Спасение династии было великим делом. Позднее в династии Бхараты родились великие люди, подобные Пандавам.

Участь Народа

Покинув Абхиманью, Бхарадваджа ушёл в паломничество. Он обошёл многочисленные страны и царства. Он встретил множество отшельников в местах для медитации. Он взошел на гору Кайласа и повстречал в хижине Бхригу. Бхригу также был ученым и уважаемым отшельником. Они обсуждали состояние мира, религиозные и другие вопросы. Благодаря этому пешему паломничеству, Бхарадваджа понял, какими должны быть его будущие действия. Во всем мире царила нищета. Бедных грабили, руководствуясь «законом джунглей»: «Кто сильный, тот и прав». Народ всё время жил в страхе из-за злодеев. Орды демонов Варашикхи и Шамбары беспокоили народ. У них не было никакого понятия о справедливости, доброте или этике. Повсеместно царило убийство, вымогательство, пытки и безнравственное поведение. Повсюду был раздор. У народа не было вождей. Правители боялись демонов и кое-как влачили своё существование.
Бхарадвадже стало жалко народ. При постоянном виде слабых и бедных людей, страдающих от отсутствия пищи и одежды, его сострадание стало безграничным. Он объявил такую клятву:
"Все люди этой земли - мои друзья, знакомые или родня. Я посвящаю свою жизнь служению им. Я буду обучать учеников и установлю Ведическую этику. Я буду использовать свою физическую силу и силу воли для служения другим. О дети священной земли Бхарат, расположите к себе богов. Приобретите знание и спасите Дхарму. Воины, вам следует объединиться, чтобы победить безнравственных демонов. Избавьтесь от нищеты бедных и установите мир".
Провозглашенное Бхарадваджей распространилось в нескольких странах. Большое число желающих прибыло к Бхарадвадже для обучения. Для их удобства было построено общежитие и на берегах реки Сарасвати началось обучение. Здесь родился известный сын Бхарадваджи - Гарга. Прошло время и число учеников в школе увеличилось. Пение Вед отдавалось эхом в зданиях на берегах Сарасвати. В дополнение к Ведам, выходцам из касты воинов преподавались также военное дело и правосудие.
Разве ученики в общежитии не нуждаются в пище и одежде? Их обеспечили правящие цари. Благодаря слухам о влиянии и величии Мудреца Бхарадваджи, множество царей имело обыкновение посещать его Ашрам. Они делали школе щедрые дары. Ашрам получил сотню коров, чтобы иметь молоко.
Была и другая причина для такого внимания со стороны царей. Цари постоянно просили Бхарадваджу стать царским жрецом. В те дни жрец был существенен для правящего царя. Жрец короновал царя, жрец показывал путь благочестия. Его совет был важен при правлении. Во времена бедствия он опекал царя своей мудростью. Иногда жрец был столь учен, что обучал сыновей царя искусству и науке войны. Бхарадваджа был знатоком всех этих вопросов. Рожденный в божественности и любимый богами, он был великим человеком.
Бхарадвадже нужны были только благочестивые цари и нравственные воины, которые могли победить демонов. В конце концов он нашёл их. Страна на восточной стороне реки Инд управлялась династией Шруньджайя. Эти цари были добродетельны, известны соблюдением религии и любимы подданными за своё благотворное расположение. Одним из них был Абхьяварти, сын Чайямананы, известный император. Другим был Диводаса, царь Каши. Диводасу называли также Прастокой. Когда оба они попросили Бхарадваджу стать их жрецом, Бхарадваджа согласился.

Древнеиндийская медицина

Ашрам Бхарадваджы был не только местом образования, но иногда и местом, где могли остановиться проходящие тем путём паломники.
Люди, живущие в лесу и племена охотников приходили к Бхарадвадже, чтобы изложить свои трудности. Иногда приходили мудрецы, живущие в хижинах. Жена Бхарадваджи была очень терпелива и гостеприимна. Она никогда не пренебрегала предложением гостям пищи и питья.
Но более важным было врачевание Бхарадваджи. Он знал систему Аюрведической медицины. Он размещал больных в больницу и лечил их; а когда они выздоравливали, выписывал их. Обстоятельства, при которых он изучил Древнеиндийскую медицину, также интересны.
Однажды повсюду началась эпидемия. Количество заболеваний и смертей от болезни увеличилось. Болезнь распространилась также и на Ашрам. Заболевали даже мудрецы. Никто не знал признаков и лечения этой болезни. В конце концов, отшельники попросили помощи Бхарадваджи.
"O Бхарадваджа, эта болезнь иссушает тело, мучит, ослабляет его; в конце концов она забирает и саму жизнь. Здесь есть только один способ. Следует ублажить Индру и изучить у него науку Древнеиндийской медицины. Без сомнения, Вы - великий человек; Вам нетрудно будет изучить Древнеиндийскую медицину. Изучите у Индры Древнеиндийскую медицину и спасите нас, вылечив эту болезнь".
Индра, вызванный Бхарадваджей, появился немедленно. Он даровал Древнеиндийскую медицину, как и хотел Бхарадваджа. Диводаса, ученик Бхарадваджы, придал этому великую огласку. Диводасу считали воплощением царя медицинской науки — Дханвантари.

Насилие Демонов

Выше уже упоминались демоны Варашикха. Демон Парама был старшим из них. У него было сто младших братьев. Их столица была расположена на берегах реки Харийупейя. Весь они были злыми, жадными и постоянно беспокоили народ. Они обладали большой армией. Они научились носить доспехи, невидимые для других. Стрелы не могли пронзить эти доспехи; они не могли поразить тело. Таким образом, никто не мог выступить против них. Весь мир был в страхе перед ними.
Варашикхи вторглись в царство Абхьяварти. Они прерывали религиозные церемонии, разрушали жилье, отрубали головы даже детям и женщинам и отнимали имущество, которое могли присвоить.
Чтобы помочь армии Абхьяварти, прибыл Диводаса. Оба выступили против Варашикхов и сразились с ними, но одолеть демонов было не так просто. Армии царей понесли потери; поражение казалось неминуемым. Не видя другого выхода, Абхьяварти и Диводаса бежали и достигли Ашрама Бхарадваджи.
«O великая душа, мы прибыли сюда, побежденные Варашикхами. Они отняли наше царство, наши богатства и казначейства попали в их руки. Ашрам теперь станет нашим единственным прибежищем» - сказали Абхьяварти и Диводаса.
При этих словах Бхарадвадже показалось, что небо упало на землю. Те, которых он считал столпами нравственности, оказались в безнадежном положении! Глаза Бхарадваджи, никогда не знавшего гнева, покраснели. Подобно рассерженной змее, он сказал:
"Своей робостью вы позорите касту воинов. Подобно трусам, Вы боитесь войны! Встаньте, Абхьяварти, натяните свой лук, и прогоните злых демонов. Вспомните свой народ, страдающий, подобно сиротам. Пожертвуйте ради него своим телом! "
"О благочестивый, Вы - наш семейный жрец. Кроме того, Вы рождены, чтобы защищать людей. Вы имеете власть вызывать богов. С вашей помощью мы обязательно победим. Командуйте нами" - сказали Абхьяварти и Диводаса.
Ответственность Бхарадваджи таким образом возросла. Нелегко бороться с демонами. Требуется оружие и снаряжение. Воинам нужны пища и одежда. Принцы обеднели. Простые люди также страдали от нищеты. Демоны присвоили все богатства царства. В таких условиях Бхарадвадже предстояло выполнять свою обязанность и выиграть войну.
В очаге хижины сверкал Агни. Отшельник Бхарадваджа сидел на возвышении и преданно поклонялся Индре.
"O Боже, Ты - помощник в хороших делах. Только Ты - Бог земли. Ты помог моим предкам в служении на благо людям. Теперь мне предстоит такая же задача. Даруй же мне успех, как и моим предкам".
Со вспышкой в очаге, подобной молнии, появился Индра.
"Бхарадваджа, ваше желание будет выполнено. Скажите мне, что я могу сделать для Вас".
"Бог Индра, Ты правишь этим миром с помощью Марутов. Демоны беспокоят население мира, гордо думая, что они превыше всех. Подави их. Я молюсь Тебе за этих детей земли, ради пользы рогатого скота и ради пищи и воды для всех".
"Да будет так; мы Боги, мы поможем этим отважным Кшатриям нанести поражение демонам и поддержать справедливость. С помощью Ашвини-Кумаров соберите средства, чтобы покрыть расходы на войну".
Индра исчез. Бхарадваджа стал молиться Ашвини-Кумарам. Они указали Бхарадвадже на скрытое сокровище. Бхарадваджа извлёк это сокровище и отдал его Диводасе.
Войска стояли наготове. Ученик Бхарадваджи, отшельник Пайу, одел воинов в неуязвимые доспехи. Абхьяварти и Диводаса простерлись перед Бхарадваджей и были им благословлены. Все расселись по колесницам.
Начался упорный бой. Абхьяварти и Диводаса отважно сражались. Один за другим демоны пали мертвыми.
Благочестивый род победил. Из тюрем Варашикхов были выпущены все узники. Абхьяварти забрал огромное сокровище, которое они собрали, разграбляя столицу.
Демон Шамбара
Когда демон Шамбара узнал, что Варашикхи погибли, он разъярился как змея. Он был злым, как Варашикхи, и гордо думал, что не было никого, равного ему.
Шамбара был правителем холмистой страны, примыкавшей к царству Каши. Он был правителем ста городов. Множество царей приняли поражение от его рук. Он был главным врагом Диводасы. Он вторгся в царство Каши с огромной армией. Беда случилась, когда Диводасы там не было. Узнав об этом, Диводаса возвратился в столицу, но перед его прибытием Шамбара опустошил земли Каши. Повсюду царили беспокойство и страдание.
Бхарадваджа снова поддержал Диводасу. Он побудил царя исполнить религиозную жертву с опьяняющим напитком и призвал Индру появиться. Помощь таких богов, как Ашвини, также стала доступной.
Это была война, которая погубила демона. Хотя воины Шамбары нападали со всех сторон, их план не удался. Все они пали мертвыми. От стрелы Диводасы голова Шамбары покатилась вниз. Его царство и богатство, которое он приобрел грабежом, оказались в руках Диводасы. Власть над всем миром таким образом перешла к Абхьяварти и Диводасе. Под началом этих справедливых царей подданные вели мирную жизнь.

Служение Стране

Диводаса был царственным мудрецом, который вел жизнь отшельника и неизменно отдавал все, что у него ни просили. Приём гостей был для него подобным служению богу. Таким же был и император Абхьяварти, скромным, приверженцем бога и любимым народом. Оба они были похвальными последователями Бхарадваджи.
Эти два царя устроили праздник, чтобы отпраздновать свою победу. Это было великое празднование. Собрались Лакхи народа. Из отдаленных мест прибыли люди и отшельники. Щедро раздавались подарки и совершались жертвоприношения.
В присутствии всего собрания цари вымыли ноги Бхарадвадже и его сыну Гарге. После этого они насыпали огромную кучу жемчуга и алмазов, которые захватили после победы над демонами. Удивленный, Бхарадваджа спросил: "Что это?"
"O великий, это - богатство, которое мы отобрали у демонов после нанесения им поражения. Мы победили только благодаря вашей помощи. Поэтому все это - ваше" - сказали эти два царя.
Бхарадваджа рассмеялся: "Для меня, живущего в лесу, какой от них прок? Разве я нуждаюсь в этих серебряных и золотых изделиях? Деньги, порождающие жадность, очень дурны. Желание порождает грех" - сказал Бхарадваджа.
"O великий, в любом случае мы дарим это Вам. Используйте это, как захотите" - сказали Абхьяварти и Диводаса. В восхищении справедливостью царей и щедрой жертвой Бхарадваджи, явились все боги. Индра, Варуна, Агни и другие сказали в похвалу отшельнику: "O Бхарадваджа, Вы - сияние, сошедшее с небес, чтобы освещать землю; мудрец, спасший Веды и выдающийся провидец, установивший мир на земле".
Бхарадваджа объяснил богам благотворительный характер Абхьяварти и Диводасы и сказал: "Милосердие - великое достоинство. Подарок - образцовое служение. Пусть имена этих двух царей навсегда останутся в Ведах".
Ценности погрузили на колесницы и увезли. Бхарадваджа распределил их среди бедноты. Так подданные разбогатели.

Семь Мудрецов

Таракасура был злым демоном. Его благословил Бог Брахма. Силой этого благословения он победил богов и забрал их царство. Когда Шанмукха, сын Парвати и Ишвары, убил его на войне, боги получили назад своё царство и были счастливы.
Благодаря женитьбе Ишвары в мир пришло счастье. Мудрецами, которые устроили эту женитьбу, были Бхарадваджа, Гаутама, Джамадагни, Кашьяпа, Атри, Васиштха и Вишвамитра. Они известны как Семь Мудрецов.
Несколько Юг составляют одну Манвантару. Каждую Манвантару положение этих Семи Мудрецов изменяется. Четырнадцать таких Манвантар (составляют один день Брахмы). Согласно древним легендам, Бхарадваджа займёт место в плеяде Семи Мудрецов в Ваивасвата Манвантару. Наше время принадлежит к Ваивасвата Манвантаре. В этой Манвантаре Бхарадваджа - один из великих мудрецов, спасших Веды.

Среди Богов

Бхарадваджа снова предпринял паломничество. На сей раз он был удовлетворен, что народ был доволен и у него не было бед. Каждое место, которое он посетил наряду с Атри и другими выдающимися мудрецами, стало священным местом паломничества. По сей день есть много водоемов и резервуаров, называемых именами Семи Мудрецов.
Обитель Бхарадваджи на берегах реки Сарасвати стала местом созерцания. Ведическое пение множества учеников оказало священное влияние на каждое дерево в обители. В мирном лесу, в котором жил отшельник, даже дикие животные жили в гармонии, как будто они изменили свою природу.
Постепенно мудреца постигла старость. После длительного созерцания однажды он медленно открыл глаза. Близился рассвет. Щебетание птиц услаждало слух. Все вокруг было покрыто растительностью, веял холодный бриз, смешанный с ароматом цветов. Рядом сидела его жена Сушиладеви. Она сложила ладони и смотрела ввысь.
Бхарадваджа предложил молитвы утренней богине Уше. В обычной манере он предложил молитвы всем богам.
"Богиня Уша (Рассвет), когда Ты появляешься, птицы слетают со своих гнезд. Люди зарабатывают на хлеб насущный. Даруй богатство своим поклонникам. O Пушан, дай нам компанию мудрых ... О Сома и Рудра, положите конец болезням. Сделайте наши тела стойкими перед болезнями, о Индра и Варуна, дайте нам силу победить грехи, подобно тому, как люди пересекают наводнение посредством парома" .
Эта молитва отшельника Бхарадваджи - не за себя самого, а на благо всего человечества.
Вдруг возникла необычайная вспышка в небе. Боги забросали чету Бхарадваджи цветами. Появилась небесная колесница. Индра и другие боги поклонились святому и сказали: "О Великая душа, мы приглашаем Вас жить на небесах". Приняв небесную форму, чета Бхарадваджи взошла на эту колесницу и улетела на небеса.

Великолепный Мудрец

Бхарат известен как родина мудрецов. Среди них наиболее известен Бхарадваджа. Даже в наше время, в день Ришипаньчами, чете Бхарадваджи поклоняются с почтением.
В Шестой Части Риг-Веды есть гимны, приписываемые Бхарадвадже. Есть также гимны учеников Бхарадваджи: Гарги, Пайу, Сухотры и других. Имена Абхьяварти и Диводасы или Прастоки упомянуты В Риг-Веде. Жители запада также высоко оценили её величие: «Пока текут реки, длится слава Ригведы» - сказал Макс Мюллер, известный ученый.
Таким образом, этот великий мудрец жил для распространения знания и благосостояния народа. Великая душа, он не соблазнился возможностью стать императором, а служил людям. Он приобретал знания напряженными усилиями; он распространял его на благо мира. В этом мире столкновения между людьми происходили тысячи лет, даже во времена Бхарадваджи. В таких столкновениях Бхарадваджа стоял как крепость, защищая хороших людей. Благодаря учености и могуществу Бхарадваджи многочисленные цари принимали его своим наставником и управляли под его наблюдением. Даже среди царей он искал благочестивых. Он оказывал поддержку, только когда люди следовали принципам справедливости, изложенным им. Богатство, которое его ученики-воины сложили к его ногам, эта великая душа подарила человечеству. Обет, который он принял, заслуживает того, чтобы быть обетом во все времена в сердцах всех мудрецов, всех воинов и всех богатых людей: "Все люди - мои родственники. Моя жизнь посвящена служению им. Силу своей медитации и телесную силу я использую на благо людям".
Мудрец Бхарадваджа проводил свою жизнь, как бы соединяя небо и землю. Мудрец, распространявший славу Бхарата своей мудростью, медитацией, добротой и служением людям.

Его памятование по утрам благоприятно:

Бхарадваджам Махашантам
Сушилапатим Урджйатам
Акша Сраг Гандха Хастам ча
Муним Ангирасaм Бхадже

"Безмятежному Бхарадвадже, держащему священные бусы, супругу Сушиладеви, династии Ангираса, я кротко кланяюсь".