Осознанность к дыханию (анапанасати), в целом, считается наиболее важным объектом для практики медитации, что изложены в Никаях. Согласно палийской текстовой традиции, в ночь своего просветления Будда практиковал именно осознанность к дыханию, то есть именно эту практику он осуществлял до достижения им четырёх джхан и трёх истинных знаний. Далее, в течение жизни он периодически уходил в затворничество, чтобы практиковать именно эту медитацию. Он называет её «пребыванием Татхагаты» и рекомендует её как ученикам, так и арахантам. Для учеников эта медитация ведёт к уничтожению омрачений ума, а для арахантов является приятным пребыванием здесь и сейчас, а также пребыванием в осознанности и бдительности Иччханангала сутта: В Иччханангале.
Практика осознанности к дыханию объясняется 16-ступенчатой формулой, которая представлена в первой сутте Ека дхамма сутта: Одна вещь, а далее в аналогичном виде повторяется во многих иных суттах этого раздела. Шестнадцать шагов не являются строго последовательными, но могут до некоторой степени пересекаться. Их, скорее, можно называть «фазами», а не «шагами». Первая четвёрка упоминается в Сатипаттхана сутте в разделе осознанности к телу, но шестнадцатичастная формула придаёт этой практике куда больший размах. Шестнадцать аспектов делятся по четвёркам, каждая из которых соответствует той или иной основе осознанности (сатипаттхане). Эта взаимосвязь впервые изложена в Кимбила сутте: Кимбила, и далее повторяется в некоторых иных суттах.
В первых шести суттах говорится об осознанности к дыханию (анапанасати), но, начиная с седьмой, речь идёт о сосредоточении осознанности к дыханию (анапанасати-самадхи). Это сосредоточение, обретаемое посредством осознанности к дыханию. Здесь, как и в случае с факторами пути и факторами просветления, осознанность является условием для сосредоточения.
В Дипа сутта: Пример с лампой Будда перечисляет те блага, которые приходят с практикой осознанности к дыханию: физический комфорт, устранение мирских мыслей и воспоминаний, а также различные возвышенные состояния, как джханы, бесформенные сферы, прекращение и даже полное освобождение.
В Весали сутта: В Весали приводится интересная история о том, как после наставлений в медитации отвратительности тела группа монахов совершает самоубийство.
Наиболее важная сутта данной саньютты идёт под номером тринадцать. Здесь Будда объясняет, каким образом сосредоточение осознанности к дыханию ведёт к реализации четырёх основ осознанности, которые, в свою очередь, ведут к полному развитию семи факторов просветления, а те – к истинному знанию и освобождению. Это изложение показывает, что осознанность к дыханию может привести, начиная с простого внимания к вдоху и выдоху, к полному просветлению. Эта же идея подтверждается последними суттами этой саньютты.