Измени себя — изменится Мир вокруг

Джатака о переодетой обезьяне

Святой мудрец…» Эта история о лукавом монахе, которая была рассказана Учителем в то время, когда он пребывал в Джетаване.

Община Сангхи обнаружила лицемерие монаха. Собравшись в главном зале Дхаммы, они говорили между собой:

— Друг, монах (такой-то такой-то) после принятия учения Будды, которое ведёт к спасению, по-прежнему практикует обман.

Вошедший Учитель спросил о том, что это они все вместе обсуждают. Выслушав рассказ, он молвил:

— Монахи, это не единственный случай, когда указанный монах был уличён во лжи. Будучи лгуном и в прошлом, однажды он обманул только ради того, чтобы погреться у огня. И он рассказал им следующую историю…

В прошлом, когда Бенаресом правил Брахмадатта, Бодхисаттва переродился в семье брахмана. Когда он вырос и его собственный сын только начал делать первые шаги, жена его скончалась. Он усадил сына на колено и отправился странствовать в Гималаи, где стал аскетом и воспитал сына придерживаться такой же точно жизни, проживая в шалаше из листьев.

На протяжении всего сезона дождей, когда небеса обрушивали на землю нескончаемые потоки воды, обезьяна, стуча зубами и бормоча проклятья, бесконечно скиталась, терзаемая холодом.

В это время Бодхисаттва, раздобыв бревно побольше, развёл огонь и улёгся на своё ложе. Его сын уселся рядом и начал массировать ему стопы.

Обезьяна нашла старые хламиды, принадлежащие когда-то мёртвому аскету, облачилась в верхнюю накидку и нижнее бельё. Перебросив материю через одно плечо, она взяла горшок и посох и в одеждах мудреца пришла к шалашу из листьев, чтобы погреться у огня. Там она встала, демонстрируя свой присвоенный наряд.

Юноша заметил силуэт обезьяны и прокричал своему отцу:

— Отец, смотри, там стоит аскет, дрожащий от холода! Давай позовём его сюда, пусть он согреется! Так, обращаясь к отцу, он произнёс первую гатху:

Вот он, мудрец суровый и спокойный,
Гонимый стужей и холодным ветром,
Пусть он теперь войдёт под нашу кровлю,
Теплом огня прогонит прочь тревогу!

Бодхисаттва выслушал сына, поднялся и подошёл к дверям. Когда он понял, что это обезьяна, он повторил следующую гатху:

О нет, то не мудрец, но злая шельма,
Что скачет по деревьям, — обезьяна!
Лукавое отродье! Всё что тронет
Своею грязной лапой, оскверняет!

С этими словами Бодхисаттва схватил раскалённую головню и прогнал обезьяну прочь. Нравилось ей это или не нравилось, обезьяна выскочила в темноту леса и больше никогда не возвращалась в те места.

Известно, что Бодхисаттва взращивал сверхспособности и особые навыки; он объяснил юному аскету, как концентрироваться на объекте медитации (состояние транса); и тот, в свою очередь, тоже способствовал внутреннему росту сверхспособностей и особых навыков; так, оба они, не прерывая своего блаженного сосредоточения, вступили на путь восхождения в царство Брахмы.

Так проповедовал Учитель, указывая на то, что не только теперь, но и всегда монах был бесчестной личностью. По завершении Учитель провозгласил истину и растолковал джатаку — и некоторые достигли первой, некоторые второй, а некоторые и третьей стадии пробуждения.

— Лицемерный монах был обезьяной, Рахула был сыном, аскетом же был я сам.