Космология в буддизме

Чтобы успешно продвигаться в практике самосовершенствования, вполне обоснованно было бы знать, куда может привести та или иная практика, точнее будет сказать, в каком мире мы сможем родиться после окончания нынешней жизни. Буддийская картина мира представляет собой психокосм, то есть описание мироздания с точки зрения того, кто его воспринимает. О чем бы не говорил Будда и великие учителя, речь всегда идет об одном: о процессах, происходящих в человеческом сознании, и о том, как эти процессы можно подчинить контролю, чтобы избавиться от страданий. 

Итак, что же представляет собой буддийская космология? Ее можно воспринимать как наивно-мифологическую систему, чрезвычайно усложненную, совершенно фантастичную и... безполезную. Но, если понять, что эта пирамида миров отнюдь не "объективная", что это - описание восхождения духа к Просветлению, что странные цифры роста и возраста небожителей - только символы отличия духовной личности от профанной, тогда вся космологическая концепция становится ясной, логичной и необходимой на пути духовного роста. В основе буддийской космологии лежит общемифологическое представление о мировой оси, воплощении закона мироздания, благодаря которому мир отделен от внешнего хаоса. Мировая ось мыслится максимальным средоточием блага и порядка. Соответственно в мифологических системах она часто принимает вид мировой горы. Именно так обстоит дело в буддизме, заимствовавшем из индийской мифологии образ мировой горы Меру (Сумеру). 

В архаичной мифологии на вершине мировой горы обитают благие боги. Эта идея была довольно сложным образом трансформирована буддизмом, который не отрицает существования богов как Индии, так и всех стран, куда Учение Будды пришло позднее, однако, согласно буддийской космологии, все эти боги не покидают сансары и так же смертны, как и люди, с той лишь разницей, что живут неизмеримо дольше. Если отвлечься от мифологических форм выражения, то мы легко поймем, что перед нами картина духовного роста - от обычного человека, раба своих страстей, до личности, всё более восходящей по пути к Просветлению. Для человека, не подготовленного к восприятию в философских терминах, буддизм объясняет это через буквальные, зримые образы - от уровня к уровню существа живут всё более счастливо и долго; идея духовного роста передается через описание высших существ как буквально непомерно высоких. 

С точки зрения буддийской Дхармы, всю Вселенную можно разделить на 3 сферы: Сфера Чувственного(Kamadhatu), Сфера Форм(Rupadhatu) и Сфера отсутствия форм(Arupadhatu). У каждой сферы есть свои отличительные особенности, так например, отличительной особенностью Сферы Чувственного являются страсти, ее так же называют Сферой Страстей. Согласно учению Будды, наше Трехмирье - не единственное, таких миров бесчисленно много, но все они сходны по своей структуре. Миры не имеют творца (поскольку благой Бог не может сотворить мир, полный страданий); причина их существования - энергия совокупной кармы живых существ предыдущего мирового цикла, а космические циклы времени сменяют друг друга безначально, и время представляется скорее круговым, чем линейным. Вопрос о том, имеет ли мир начало, равно как и вопрос о бесконечности мира, относится к "не имеющим ответа", то есть тем, на которые Будда не давал ответа, храня "благородное молчание": "Недоступно мысли, о монахи, начало сансары. Не могут ничего знать о начале сансары существа, что, будучи объяты неведением и охвачены страстью, блуждают в ее круговороте от рождения к рождению".

Сфера Страстей– населяет большинство живых существ, от богов до мучеников ада. Всех их объединяет то, что они поглощены жаждой обладания чувственными объектами или господства над ними, условно делится на 6 миров - Ад, Голодные духи, Животные, Люди, Асуры(полу-боги, демоны), Боги(дэвы). Это сфера состоит из грубой материи, где доминирует тепло, и наш мир так же входит в эту сферу. В буддизме принято считать, что место следующего рождения определяет наше сознание и карма, т.е если работа нашего сознания при жизни направлена на бездумные удовольствия, секс, жизнь одним днем, то самый подходящий мир для этого существа, будет Мир Животных. Или, к примеру, человек живет крайне нравственной жизнью, соблюдает какие-то заповеди, делает подношения божествам, то велика вероятность, что этот человек родиться на Небесах. У каждого из 6 миров есть свои отличительные особенности. 

kosmologia770.jpg

1. Ад (нарака) - В мире адских существ обитатели подвержены тяжёлым мучениям вследствие своих кармических деяний (то есть деяний прошлой жизни). Существует огромное множество адов, но обычно принято отличать 18 больших адов (8 холодных адов,8 горячих адов и 2 ада боли). Несметное количество адов соответствует карме, то что мы совершали по отношению к другим существам случится и с нами. 

Например: люди любят готовить себе еду из мяса или рыбы, обжаривая её в масле, либо варят её в воде, огромное множество способов готовки существует, отсюда и описания адов где людей варят в котлах, либо жарят на сковороде, ведь этим мы пожинаем плоды своей собственной кармы. В сутрах очень много примеров как люди, вроде бы жившие нравственной жизнью, все же перерождались в адах из-за своих пристрастий в еде. Время пребывания в аду зависит от тяжести кармы существа пребывающего там, так например в самом нижнем из горячих адов, в аду Авичи срок жизни равен 339,738,624·1010 лет, его так же называют Вечный Ад, попадают в этот ад существа совершившие какой либо из 5 неискупимых грехов – совершили преднамеренное убийство отца, совершили преднамеренное убийство матери, убили архата (полностью свободный от клеш), пролили кровь Будды, внесли смуту в Сангху (буддийская община). Но в отличии от христианства и ислама, где адептам "предлагается" испытывать мучения в аду вечно, в буддийском мировосприятии пребывание в аду длится до тех пор, пока отрицательная карма не будет исчерпана, после этого существо сможет переродиться в высших мирах.

2. Голодные Духи (преты) - духи, которые не могут удовлетворить своих желаний, сюда попадают существа у которых сильна карма жадности. Также под землей находится и обиталища прет, страдания которых буддийские авторы прописывают чрезвычайно тщательно. Считается, что они рождаются под Раджагрихой (город в северной Индии), на пятьсот йоджан ниже ее. У одних прет рот - как игольное ушко, а живот огромен, у других во рту горит огонь, третьи не могут напиться потому, что вода при их приближении превращается в кровавый гной, четвертых, когда они приближаются к воде, отгоняет стража, вооруженная мечами и копьями. От голода преты пытаются поедать друг друга. Реки при их приближении вспыхивают огнем, плоды на деревьях исчезают, океан превращается в пустыню. Если преты молят о дожде, то вместо дождя на них обрушиваются стрелы и копья или камни и молнии. Работа сознания соответствующая этому миру - скупость, жадность, обжорство. Если при жизни человек проявляет эти качества, велика вероятность рождения в этом мире. Буддийские философы подчеркивают, что страдания претов - не что иное, как ложное восприятие, и прета будет изнемогать от жара, даже если вокруг его станет бушевать вьюга. Точно также и постоянно описываемая жажда прет неустранима из-за того, что они находятся в плену иллюзий. Не физическое горло прет чудовищно мало, а заблуждения не дают им осознать, что на самом деле они обладают тем, к чему отчаянно стремятся.

Срок жизни прет во много раз больше человеческого: он равняется пятистам годам, при том, что один день их жизни равен человеческому месяцу. О тех, чья карма особо тяжела, говорится, что они могут страдать и пять тысяч лет, и дольше.

3. Мир животных - здесь находятся все виды животных от насекомых до китов. К рождению животным ведет привязанность к наслаждениям - это может быть беспорядочный секс, либо страсть к играм, либо слабый интеллект, если в существе преобладают эти качества, то велика вероятность его рождения в этом мире. В сутрах так же говорится, что переродившись животным, крайне тяжело вновь обрести человеческое тело, из-за того что в форме животного мы практически не в состоянии вести нравственный образ жизни, не причинять вреда другим существам, либо практиковать Дхарму. Получив тело животного, существо с большой вероятностью, будет падать еще ниже вплоть до Ада из-за невозможности совершения добродетельных поступков.

Все эти 3 мира: Ад, Голодные духи и Животные - называются тремя скверными мирами, и говорится что попавший туда хоть раз, надолго в них остаётся, именно поэтому человеческое тело называют "драгоценным" в силу его трудного достижения.

Если тебе не опостылела Сансара, все твои действия – семена низших миров. (Гуру Римпоче)

4. Мир Людей - всем нам хорошо знаком, но миров людей так же существует огромное множество, отличных по качеству. Эволюция человечества описывается в формах, отчасти заимствованных из индуистской мифологии, отчасти напоминающих современные представления о возникновении собственности и государства. Изначальное человечество мыслится полу-божественным, люди живут по 84 тысячи лет и питаются неким "земляным пирогом", причем они могут обходиться без пищи, но аромат этого пирога так привлекателен, что люди в конце концов съедают его полностью. К этому времени срок их жизни сокращается, их тела грубеют, формируются органы пищеварения и они уже не могут обходиться без еды. Люди начинают выращивать рис; однако его не хватает на всех, люди начинают проводить межи - и возникает представление о собственности. Разграничение собственности приводит к воровству, а воровство - к безпорядкам и столкновениям между людьми. Чтобы положить предел усобицам, люди решают избрать самого достойного в цари; царь же находит себе помощников. Так формируется воинское (кшатрийское) сословие. В это время в мире появляется первый будда (всего в течение нашей кальпы их должно прийти тысяча; Шакьямуни по разным источникам - четвертый или пятый).
 

В буддийской космологии выделяют 4 континента: Джамбудвипа, Пурвавидеха, Апарогодания, Уттаракуру – все 4 континента находятся в океане вокруг горы Сумеру на которой обитают дэвы (боги). 
  • Континент Джамбудвипа находится на юге и населён обычными людьми. Он похож на повозку или на треугольник, смотрящий на юг. Название континента произошло от дерева джамбу высотой 100 йоджан (1 йоджан=13,824км), которое растёт на континенте. На каждом континенте есть своё гигантское дерево. Люди здесь ростом пять-шесть футов, а продолжительность жизни — от 10 до 84 000 лет. 
  • Континент Пурвавидеха находится на востоке, имеет форму полукруга, плоская сторона которого находится на западе, в сторону горы Сумеру. На этом континенте растёт дерево акация. На континенте живут люди ростом 12 футов и продолжительности жизни 250 лет. 
  • Континент Апарогодания находится на западе, он круглой формы. На нём растёт дерево Кадамбу. Жители этого континента не имеют домов и спят на земле. Они высотой 25 футов и живут 500 лет. 
  • Континент Уттаракуру находится на севере, и имеет квадратную форму. На нём растёт дерево Кальпаврикша или кальпа-дерево, потому что это дерево живёт целую кальпу. Жители Уттаракуру очень благополучны. Им не нужно работать для пропитания, еда там растёт сама, и у них нет личной собственности. Их города построены в воздухе. Ростом они 48 футов, и живут 1000 лет, их защитником является Вайшравана

Мы находимся на континенте Джамбудвипа, так, например, во времена Будды Випасина люди жили 80 000 тысяч лет, сейчас же срок жизни около 100 лет, чем ниже нравственность обитателей мира, тем и меньше продолжительность жизни и внешний вид становится все хуже, говорится что уровень жизни людей упадет до 10 лет и люди будут крошечного роста, когда нравственность мира окончательно упадет в этот мир явится Владыка Майтрейя, следующий Будда после Будды Шакьямуни, и дарует чистое учение, которое когда-то давал и Гаутама. Периоды "убывания" и "возрастания", когда срок человеческой жизни сначала сокращается до десяти лет, а затем возрастает вновь до 84 тысяч. Буддизм напрямую связывает это с колебанием уровня агрессии и дружелюбия в мире; так, люди, проходящие весь жизненный цикл всего за десять лет, так ненавидят друг друга, что не выносят даже вида и при первой же встрече пытаются убить, они разбредаются по лесам и живут в полном одиночестве. Если отвлечься от явной гиперболизации агрессии и деградации человечества, то обрисованная картина должна быть признана совершенно точной, поскольку сейчас уже наукой доказано, что агрессия сокращает срок жизни, а положительные эмоции - продлевают. Отличительной чертой людей является привязанность к друзьям, близким, любимым. Беспристрастность подразумевает уравнение всех существ путем отказа от ненависти к врагам и привязанности к друзьям и родственникам. Таким образом, беспристрастность означает равное отношение ко всем живым существам без разделения их на близких и дальних, друзей и врагов. Обычно мы питаем сильную привязанность к своим родителям, родственникам и всем тем, кто на нашей стороне, и чувствуем жгучую ненависть к врагам и тем, кто на их стороне. Эта ошибка происходит от недомыслия. Ведь в прежних жизнях даже теперешние враги были нашими родственниками, относились к нам дружелюбно и доброжелательно. Они оказывали нам безмерную помощь. И наоборот, среди тех, кого мы ныне считаем родственниками, есть немало таких, кто в прежних жизнях был нашим врагом и причинял много вреда. Веря в истинность сиюминутных представлений о «друзьях» и «врагах», мы из-за своей привязанности и ненависти накапливаем неблагую карму. Зачем же вешать себе на шею этот камень, который тащит нас в бездну ада? Поэтому во всех бесчисленных живых существах нужно видеть своих детей и родителей, как это делали великие люди древности, и относиться к друзьям и врагам одинаково.

5. Мир Асуров или Полу-богов, их так же называют демонами - асуры отличаются феноменальным уровнем интеллекта, они ведут нравственный образ жизни и живут в вечном соперничестве с богами. Асуры, завидуя богам, проявляют гнев, гордость, воинственность и хвастовство, их интересует власть и самовоздвижение. Здесь высоко развита наука, живущие здесь негативно настроены и замкнуты. Каждый из них, однако, является очень талантливым специалистом в своей области. Асуры были старшими братьями богов. Они были мудры и могучи, владели тайнами волшебства и могли принимать различные образы или становиться невидимыми. Им принадлежали несметные сокровища в подземном мире, а в небе у них было три укрепленных города — железный, серебряный и золотой. Возгордившись своим могуществом и мудростью, асуры склонились ко злу, и счастье отвернулось от них. Индра, предводитель богов, сокрушил их в битвах, а грозный бог Рудра — порождение гнева Брахмы — испепелил их волшебные города, вознесенные над землей, и низверг асуров с неба.

6. Мир Богов, условно их можно разделить на 6 Небес - Небеса Четырех Царей, Небеса 33-х Богов, Небеса Ямы, Небеса Тушита, Небеса Нирманарати, Небеса Паринимитра-вашавартин. 

Четыре Небесных Царя - Этим миром управляют Четыре Царя, которых зовут Вирудхака, Дхритараштра, Вирупакша, и их предводитель Вайшравана(покровитель континента Уттаракуру). Когда один из Великих царей хочет встретиться с другим, ему достаточно послать мысль - и он будет услышан. Поскольку в буддийских текстах такие способности присущи только практикующим медитацию, это означает, что Четыре великих царя достигли определенного уровня психоэнергетической практики. Образ Четырех великих царей пришел в буддизм из индуизма, где существовал образ стражей сторон света - локапала. Соответственно, Четыре великих царя также именуются локапалами. 

Согласно сутрам махаяны, Цари-локапалы дали Будде обет охранять тексты Учения. По мере распространения буддизма по странам Азии в группу локапал включалось несметное число местных божеств, что обуславливало тесную связь буддизма и локальных верований. Первый пример этого дает собственно образ Четырех царей, связанных с низшими духами индийской мифологии: Дхритараштра властвует над гандхарвами, Вирудхака - над кумбхандами (горные духи), Вирупакша - над мудрыми змеями-нагами, Вайшравана - над якшами (хранителями сокровищ). Кумбханды - это уродливые злые существа, однако в свите Вирудхаки они служат буддизму; отчасти это применимо и к якшам, предстающим то в облике совершенного юноши, то карлика с отвислым животом. Небеса Четырёх Правителей прислуживают богу Индре и наблюдают за порядком в мире с четырёх сторон света, отражают атаки злых демонов Асуров и защищают его от различных злых существ. Поощряют добрые деяния, наказывают зло, слушают проповеди будд, охраняют места проповедей буддийского учения и воодушевляют стремящихся к прос­ветлению. 

Небеса Четырёх Правителей состоят из четырёх поднебес, которые называются: Небо Сильного Королевства; Небо Роста; Небо Свободных Метаморфоз, Управляющее Небосводом; Небо, Оберегающее Простых Людей от Травм. Восток – это Небо Сильного Королевства. Каждая страна, где есть вера в бога, имеет здесь своего бога-распорядителя. Эти боги-распорядители управляют данным Небом Сильного Королевства. Небо Сильного Королевства выполняет функции прочной защиты тех стран, которые поклоняются Небесам. Юг – Небо Роста. Боги этого мира отвечают за рост цветов, деревьев, живых существ и т.п. Посланницы здесь – феи. В буддийских сутрах феи именуются кумбандами. Запад – Небо Свободных Метаморфоз, Управляющее Небосводом. Основные боги здесь – наги – драконы. Эти существа отвечают за погоду и другое. Север – Небо, Оберегающее Простых Людей от Травм. Оно даёт защиту от травм и болезней тем людям, которые поклоняются Небесам. В этом мире живут также боги, сопровождающие Солнце и Луну, а также подчинённые царям существа — гномы, гандхарвы, наги (змеи или драконы) и якши. Существа этого мира размером 750 футов и живут 9 000 000 лет.
  
Тридцать три бога, Мир Траястринша — Число это характерно для индийской мифологии с древнейших времен. В индуизме эту группу составляют двенадцать адитьев (сынов Адити, Безграничности; индийский аналог Олимпийцев), восемь васу - богов, связанных с землей, одиннадцать гневных рудр, и божественные близнецы Ашвины (индоевропейский миф о парном конском божестве, покровителе людей). Миром Траястринша правит бог Шакра-деванаминдра , его также называют – Индрой, Махендрой – "великий Индра", или Тысячаоким Повелителем (у Индры тысяча глаз). Эти боги обитают на плоской четырехугольной вершине горы Меру. Посредине нее находится прекрасный город Сударшана, окруженный парками и рощами. Город окружает золотая стена; земля в этом городе ста одного цвета, мягкая как хлопок и пружинит под ногами. Главное украшение Сударшаны - дворец Шакры, прекрасный Вайджаянта, великолепием убранства превосходящий все другие дворцы. 
В городе также находится здание Совета богов - Судхарма, где боги оценивают деяния живых существ как праведные или неправедные. Все эти боги - ревностные последователи Дхармы.
Город с четырех сторон окружают парк Чайтраратха и три рощи - Парушья, Мишра и Нандана, излюбленные места развлечений богов. Особо упоминается чудесное дерево Париджата или Ковидара, высотою в сто йоджан. Это воплощение образа мирового Древа, которое может представать как символ жизненных сил (о дереве Ковидара говорится, что оно - излюбленное место чувственных наслаждений богов) либо символ мудрости, нисходящей из верхнего мира (под деревом Париджата Будда проповедовал своей матери, обретшей новое рождение среди небожителей). Шакра руководит моральным состоянием мира на основании отчётов Царей Четырёх Сторон. Он очень мудр и обладает великим терпением. В четырёх основных направлениях от Индры расположены Четыре группы по восемь богов. Свитy Шакре составляют гандхарвы, которые служат его посланцами и исполняют светскую музыку, а также кимнары, которые исполняют религиозные гимны. Небеса Тридцати Трёх Богов и Небеса Асуров находятся в постоянной борьбе друг с другом, пытаясь доказать своё превосходство. 

На изображениях Колеса Бытия асуры и боги Небес Тридцати Трёх воюют. Асуры борются за право обладать плодами Дерева Исполнения Желаний, чьи корни находятся на их территории, а крона на территории богов. Аромат от ствола, корней, листьев и особенно от цветов и плодов этого дерева отличается особой тонкостью и, проникая во дворцы богов, услаждает их обитателей. Асуры ревнивы и воинственны, но так как у богов больше заслуг и мудрости, асуры не в состоянии их превзойти. Существа этого мира размером 1500 футов и живут 36 000 000 лет. 

Небеса Ямы- называется также «небеса без сражений», потому что это первый уровень, физически отделённый от проблем земного мира. Существа Мир Ямы живут в облакообразном пространстве, находящемся над вершиной горы Сумеру. Они живут настолько высоко, что свет солнца и луны не может достичь его. Источниками света в этом мире являются сияющие тела божеств, населяющих его.

То, что называют облакообразным пространством, есть измерение, которое превосходит наши представления о физическом мире, место, где Сфера Форм и Сфера Страстей тесно связаны. О богах Третьих Небес известно, что их тело сразу восстанавливает свою форму, даже если рассечь его. Травмы на этих Небесах залечиваются моментально. Здесь можно летать и мгновенно перемещаться в любое место Небес. Смерть обитателей Небес Ямы не может быть вызвана внешними условиями. Только личная карма является причиной смерти населяющих этот мир существ. Правителя Третьих Небес зовут Бог Яма ("Царь мёртвых", "Владыка смерти"). В буддийских текстах Правитель Яма судит души умерших и выносит решение, где следует перевоплотиться душе согласно её карме, накопленной в течение прошедшей жизни. По этой причине в Тибете его называют "Царь мёртвых". Душа умершего в это время находится в промежуточном состоянии после смерти, в бардо бытия, и, когда возникает видение богов Небес Ямы, для неё наступает период, который буквально можно назвать судным днём. Боги Небес Ямы управляют перерождением существ, которым предстоит родиться в следующей жизни в одном из миров, расположенных ниже их Неба. А это миры от Небес Тридцати Трёх Богов до Ада. В их число входит и наш Мир Людей. В сутрах говорится, что боги Небес Ямы считывают карму души умершего существа, накопленную им в течение прошедшей жизни, используя зеркало кармы и камни для подсчёта: белые камни – для подсчёта белой, или хорошей, кармы, а чёрные камни – для подсчёта чёрной, или плохой, кармы. 

Плохие поступки – причина для наказания недобродетельных душ в виде перевоплощения в нижних мирах, полных несчастий и страданий. Хорошие поступки – причина для перерождения в счастливых мирах. Для благого воздаяния после смерти необходимо совершать благие поступки при жизни. От вершащих Суд на Небесах Ямы невозможно что-либо утаить. После смерти существам воздаётся за их прожитую жизнь. Это воздаяние – хорошее или плохое перерождение. Здесь для душ определяется перевоплощение либо в одном из Трёх Скверных Миров: в Аду, в Мире Голодных Духов, в Мире Животных, – либо в Мире Людей, в Мире Асуров или в Мире Дэвов вплоть до Небес Тридцати Трёх Богов. На этом суде присутствуют слуги Ямы, которые готовы отправить душу умершего в Ад Страданий или в другие области скверных миров, исполняя волю Вершащих Суд.
На Третьих Небесах могут перевоплотиться существа, досконально познавшие жизнь и смерть, или существа, осуществлявшие правильное служение, связанное с миром после смерти (например, это может быть духовный практикующий, хорошо овладевший техникой пхова - перенос сознания, и при жизни помогавший душам умерших с помощью неё обрести хорошее перерождение). Это служение означает накопление заслуг для мира после смерти. Существа этого мира высотой 2 250 футов и живут 144 000 000 лет. 

Небеса Тушита (Небеса пребывающих в состоянии блаженства) - Существа этого мира, как и боги Третьих Небес, живут в облакообразном пространстве, расположенном над Горой Сумеру. Тушита – это мир, где перевоплощаются многие бодхисаттвы. Для того, чтобы перевоплотиться здесь, необходима практика Четырёх Безмерностей – Любящей доброты, Сострадания, Сорадования и Беспристрастности. Обычно у существ перерождающихся на Небесах Тушита, в небольшой степени ещё остаются чувственные желания, свойственные Миру Страстей. Даже если это так, здесь они следуют Учению Будд. После этого многие из них перевоплощаются в Мире Людей, становятся духовными практикующими, чтобы окончательно разрушить привязанность к мирским желаниям, и достигают стадии Невозвращения, что означает свободу от перевоплощений в Мире Страстей и перевоплощение на Небесах Брахмы. Либо после стадии Невозвращения они достигают стадии Архата и могут вступить на путь практики ради других, на Путь Бодхисаттв. О всех небожителях Четвёртых Небес можно сказать, что это неравнодушные существа. Особенность этих Небес состоит в том, что какие бы ни были у человека заслуги, он не сможет переродиться здесь, если он равнодушен к страданиям других существ. Небеса Тушита известны, как место пребывания будущего Татхагаты, Будды Майтреи. Будда Майтрея часто упоминается в трактатах буддийской литературы. Считается, что Арья Асанга, один из основателей философской школы Йогачара, посетил однажды Небеса Радости, где услышал непосредственно от грядущего Татхагаты, а затем записал пять трактатов Будды Майтреи. Существа этого мира высотой 3000 футов и живут 576 000 000 лет . 

Небеса Нирманарати - Богов Пятых Небес именуют Наслаждающимися Волшебными Превращениями. Небеса Нирманарати или Небеса Удовольствия от Волшебного Созидания, – это мир, в котором существа получают удовольствие от магического созидания. Они материализуют желаемые вещи при помощи своих мистических способностей. Их тела могут трансформироваться по желанию в любые формы и обитателям этого мира это очень нравится.

Перевоплощение здесь получают те, кто вёл духовную практику, но имел склонность к удовлетворению своих желаний. Чтобы попасть в этот мир мистических способностей, они должны накопить много заслуг, тогда заслуги духовной практики становятся основой для их мистических сил, а такие практикующие есть и в буддизме, и в небуддийской йоге. При жизни они посвящают свои способности и таланты своим духовным учителям. Взамен, к примеру, они стремятся к обретению мистических способностей и обретают их. Попав на Пятые Небеса, они будут тратить свои заслуги на материализацию своих желаний с помощью этих способностей. Существа этого мира высотой 3750 футов и живут 2 304 000 000 лет. 

Небеса Паранирмитавашаварти - Название Неба Паранирмитавашаварти можно перевести как "Свободно наслаждающиеся объектами, магически созданными другими божествами". Оно называется так потому, что его обитатели контролируют все предметы и явления, порождаемые обитателями низших миров. Боги Шестых Небес обладают очень большими заслугами. На этих Небесах Мира Страстей заслуги существ постепенно тратятся таким образом, что всё, чего они ни пожелают, материализуется таким образом, что боги жертвуют им это.

На этих Небесах получают рождение существа, посвящавшие свои таланты и мистические способности своим духовным учителям или тем, кто обладает высокими заслугами. Конечно, то, что существа перевоплощаются в этом мире из более низких миров Сферы Страстей, это результат больших заслуг этих существ, которые они накапливали в своих прошлых жизнях. Результат этих заслуг – исполнение любых прихотей обитателей этих Небес. Но, если бы эти существа были свободны от жажды чувственных желаний и имели правильный взгляд, которому учит Будда, их заслуг было бы достаточно, чтобы покинуть Сферу Чувственностей и перевоплотиться на Небесах Брахмы. Из-за собственных привязанностей на Шестых Небесах они постепенно растратят свои великие заслуги, а затем перевоплотятся в более низких мирах Мира Страстей. В одной из областей этого мира находится Мара, который и управляет этим миром, поэтому его также называют "Марой шестого неба" . Мара обладает всеми божественными способностями, и у него непомерно большие страсти, которые он удовлетворяет вволю. Он также удовлетворяет желания других существ, благодаря чему получает власть над ними. Невозможно вырваться из Круговорота Бытия и попасть на Небеса Брахмы или в другие миры, превосходящие Сферы Страстей, не преодолев препятствий Мары. 

"Не усматриваю я, о монахи, ни одной силы, которая была бы столь трудноодолима, как сила Мары. Лишь благодаря обретению благих дхарм, о монахи, возрастают заслуги".(Сутра о львином рыке царя-чакравартина). "Говоря "Мара", люди обычно подразумевают жуткое на вид создание устрашающей формы и огромных размеров, Владыку Тьмы. Но в действительности это не так. Истинный Мара – это всегда нечто препятствующее достижению полного Освобождения. Поэтому наши любимые, родственники и другие близкие иногда могут стать этим Марой, но нет Мары сильнее и могущественнее, чем цепляние за эго. До тех пор, пока цепляние за эго не отсечено, все проявления Мары активны в человеке. Мара всегда поднимает голову снова и снова. Очень важно при помощи особого метода умело отсечь этого Мару цепляния за эго”. Мачиг Лабдрон ("Устная традиция дакини Мачиг. Великая проповедь", из книги "Отсекая надежду и страх").

Васубандху пишет, что все боги, а также обитатели адов и преты являются самозароджающимися существами. Однако боги двух нижних уровней - Четырех великих царей и Тридцати Трех - соединяются, подобно людям. Чем выше божественный уровень от человеческого, тем менее физической становится их любовь: для богов группы Яма это объятия, боги неба Тушита выражают свою любовь соприкосновением рук, Наслаждающиеся магическими творениями - улыбками, Контролирующие наслаждения, магически созданные другими - взглядами. Боги-младенцы рождаются на коленях у "взрослых" богов; они подобны пятилетним человеческим детям и быстро вырастают. Аналогично говорится и о перевоплощении праведников на небесах Трайястримша (Тридцати трех богов). Поскольку в сансаре смерть неотвратима, то она не минует и богов. Согласно Васубандху, сначала у них ослабевает сияние тела, взгляд делается мутным, глаза непроизвольно моргают, разум утрачивает живость, затем появляются признаки наступления смерти: их одежды загрязняются, цветочные гирлянды увядают, из подмышек течет пот, от тела исходит неприятный запах.

Сфера Форм соприкасается с физической, материальной реальностью; её обитатели имеют тела, но эти тела сделаны из особой, тонкой субстанции, которая не видима обитателям Сферы чувственного. Как пишет Джанавасабха-сутра, когда брама (существо мира Брамы или сферы форм) собирается посетить дэву с неба Трайястримса в сфере чувственного, он принимает нарочито-грубую форму чтобы стать видимым.

Существа Сферы форм не погружаются в беспредельные удовольствия и не страдают от боли, их не мучают стремления к наслаждениям для своих органов чувств, что свойственно существам Сферы чувственного. А тела существ сферы форм не имеют ни пола, ни половых признаков.

Подобно существам Сферы отсутствия форм, обитатели Сферы форм пребывают в медитационном сосредоточении (дхьяне). Всего Сфере форм соответствует четыре низших дхьяны и одна высшая. Каждая из этих дхьян подразделена на несколько местопребываний, соответствующих уровням, по три для четырёх низших дхьян, и пять местопребываний для высшей дхьяны Шуддхаваса. Всего в сфере форм семнадцать местопребываний (в тхераваде шестнадцать, высшая дхьяна имеет на одно местопребывание меньше).

Физически Сфера форм состоит из ярусов, каждый следующий из которых вдвое больше того, который под ним, и вдвое меньше того, который над ним. При этом сами размеры тел высших существ больше, чем низших.

Условно Сфера форм делится на 5 Миров, каждый из которых имеет еще от трех до пяти Небес. Это Мир Брахмы, Абхасвара, Шубхакристна, Брихатпхала, Шудхаваса.

1. Мир Брахмы – соответствует медитационному сосредоточению первой Дхьяны, обычные живые существе которые вели нравственную жизнь, но не смогли войти при жизни в йогическое сосредоточение первой Дхьяны, не смогут получить рождение в Мирах Брахмы. Дорога на Небеса Брахмы начинается с отрешения от Шести Миров Камалоки (Мира Страстей). Отъединение от чувственных желаний – непременное условие. Миры наших будущих перерождений определяются нашими поступками в этой и прошлых жизнях. Каковы факторы нашего сознания? Изменить эти факторы в факторы сознания богов Мира Страстей, затем – в факторы сознания богов Мира Брахмы, затем – в факторы Просветлённого Ума, – такова буддийская практика. Чтобы попасть на Небеса Брахмы, необходимо при жизни развивать Любовь, Сострадание, отрешение от мирских желаний, другими словами, святость. 
Всеведующий Татхагата в совершенстве знает все миры. Проповедуя Дхарму, Будда учил тому, что знал непосредственно. Практикующим буддизм следует относиться к этому не с позиций слепой веры. Необходимо на личном опыте, через практику убеждаться в верности слов Будды. Небеса Брахмы делятся на 3 Мира: Великий Брахма - мир Великого Брахмы, который является творцом мира, он обладает титулом «Брахма, Великий Брахма, Победитель, Непобедимый, Всевидящий, Всемогущий, Господин, Деятель и Творец, Правитель, Указующий и Приказывающий, Отец всех кто был и будет.» (Брахмаджала-сутта). Говорится, что Великий Брахма пришёл из мира Абхасвара и упал в низший мир по причине исчерпания заслуг, переродившись в миру Брахмы один, забыв своё предыдущее существование, он представил себя появившимся в мире безо всякой причины. Махабрахма ростом полтора-йоджана, его жизнь длится одну кальпу. Кальпа – время от создания, до полного разрушения вселенной и примерно равна 14,5 миллиардов лет. Жрецы Брахмы Брахмапурохита - мир «министров Брахмы», существ, спустившихся из мира Абхасвара, они — товарищи Великого Брахмы после того, как он проведёт некоторое время в одиночестве. Так как они возникли в процессе желания Брахмы создать себе компаньонов, они уверены, что Великий Брахма — их создатель и господин. Время жизни в этом мире равно половине кальпы. Если они родятся потом в низшем мире, они могут частично вспомнить свое предыдущее рождение и учить доктрине о Брахме как Создателе, как подтверждённой истине. Сонмище Брахмы Брахмапаришадья - мир «советников Брахмы», существ, принадлежащих окружению Брахмы. Их называют Брахмакаики , но это — общее название для обитателей миров Брамы. Срок жизни этих существ равен 1/3 кальпы. 
Все миры Брахмы разрушаются огнем в конце кальпы, когда Вселенная начинается сворачиваться.

2. Мир Абхасвара - Медитационное сосредоточение дэвов в мирах Абхасвара соответствует второй дхьяне, это состояние характеризуется восхищением и радостью — сукха. Эти существа громко восклицают от радости . У этих существ есть тела и они излучают свет вспышками как молнии. У них одинаковые тела, но разные восприятия. Местопребывания Абхасвара находятся на границе той части Вселенной, которая подвержена разрушению огнём по завершении Махакальпы, пламя огня не поднимется так высоко, чтобы достичь этой сферы. После того, как мир был разрушен огнём с началом новой вивартакальпы, миры снова начинают заселяться существами из миров Абхасвара. Мир Абхасвара делется на 3 Неба: Лучезарные боги Абхасвара - мир дэвов «обладающих блеском». Продолжительность жизни в этом мире — 8 великих кальп. Как раз восемь махакальп — это период за который Вселенная разрушается водой. Боги безграничного сияния - мир дэвов «неограниченного сияния», которое выбирается как фокус медитации. Продолжительность жизни в этом мире — 4 великие кальпы. Боги ограниченного сияния - мир дэвов «ограниченного сияния». Продолжительность жизни в этом мире — 2 великие кальпы.

3. Мир Шубхакритсна - Медитационное сосредоточение дэвов в мирах Шубхакритсна соответствует третьей дхьяне, это состояние характеризуется спокойной радостью. У этих существ есть тела и они излучают постоянный свет. Местопребывания Шубхакритсна находятся на границе той части Вселенной, которая подвержена разрушению водой по завершении Махакальпы, потоки воды не поднимутся так высоко, чтобы достичь этой сферы. Мир Шубхакритсна делится на 3 Неба: Боги всецелого блаженства Шубхакритсна - также мир дэвов «всеобщей красоты». Продолжительность жизни в этом мире — 64 великих кальпы. Боги безграничного блаженства Апраманашубха - также мир дэвов «неограниченной красоты». Продолжительность жизни в этом мире — 32 великих кальп. Они обладают «правдой, доблестью, учёностью, и мудростью и щедростью». Боги ограниченного блаженства Паритташубха - также мир дэвов «ограниченной красоты». Продолжительность жизни в этом мире — 16 великих кальп.

4. Мир Брихатпала - Местопребывания Брихатпхала соответствуют четвёртой дхьяне — йогической концентрации невозмутимости. Эти местопребывания находится на границе той Вселенной, которая подвержена разрушению ветром в конце великой кальпы, и существа, находящиеся здесь, спасаются от этого разрушения. Мир Брихатпала делется на 4 Неба: Бессознателные боги Асанньясатта - бессознательные существа», это такие дэвы, которые стремились достичь высших медитационных погружений (подобных Сфере отсутствия форм), и, пытаясь избежать трудностей восприятия, достигают состояния не-восприятия, в которое погружаются на длительное время. Однако в конечном итоге восприятие все равно проявляется, и они опускаются в более низкие местопребывания. Боги, обладающие всевозрастающим плодом Брихатпхала - дэвы, обладающие «великим плодом». Пребывание в этом мире занимает 500 великих кальп. Некоторые анагамины(не возвращающиеся вновь, практика анагамина завершается обретением плода архатства и вступлением в нирвану "без остатка") перерождаются здесь. Боги, обладающие избытком добродетели Пуньяпрасава - Мир дэвов, потомков благих качеств. Безоблачные боги Анабхрака - Мир безоблачных дэвов.

5. Мир Шуддхаваса - Шуддхаваса означает «Чистые обители», это высшие местопребывания сферы форм. Они отличаются от других миров Сферы форм тем, что их обитатели — не те, кто просто накопил заслуги или технику медитации, а такие невозвращающиеся (анагамины), которые уже встали на путь архата, те, кто получат просветление непосредственно из Шуддхаваса и не будут перерождаться в низших мирах (в принципе анагамины могут родиться в более низких местопребываниях). Каждый Шуддхаваса-дэва является, таким образом, защитником буддизма. Но так как Шуддхаваса-дэва никогда не рождается за пределами мира Шуддхаваса, он не может родиться человеком, поэтому Бодхисаттва никогда не родится в этом мире — Бодхисаттва должен появиться в мире людей. Так как единственным способом родиться в мирах Шуддхаваса является следование учению Будды, эти миры могут оставаться пустыми долгие времена, если не появляется Будда. Однако, в отличие от других миров, миры Шуддхаваса никогда не уничтожаются из-за природных катастроф. Шуддхаваса-дэвы могут предсказать приход Будды, и могут объяснить людям, принимая форму брахманов, по каким признакам следует распознать Будду. Они же объяснят, что Бодхисаттва в своей последней жизни увидит те четыре признака, которые приведут к его отречению. Мир Шуддхаваса делется на 5 Небес: Высшие боги Акаништха - мир высших дэвов, не имеющих старше себя. Так как это самое высокое из местопребываний сферы форм, его используют для обозначения высших пределов Вселенной. На представлениях об Акаништхе следует остановиться подробнее. В махаяне и ваджраяне она является сферой проявления адибудды Ваджрадхары (Изначального Будды, абсолютной категории Просветления), окруженного буддами и бодхисаттвами. Считается, что великий тибетский гуру Падмасамбхава достиг Акаништхи. Продолжительность жизни в этом местопребывании составляет 16 000 кальп. Ясновидящие боги Сударшана - ясновидящие дэвы, живущие в мире, подобном миру Аканишта. Прекрасные боги Судриша - красивые дэвы — место перерождения для пяти типов анагаминов. Безмятежные боги Атапа - невозмутимые дэвы, чьего содействия хотят обитатели низших миров. Не самые великие боги Авриха - местопребывание «непадающих» дэвов, это обычная цель для перерождений анагаминов. Многие из них становятся архатами непосредственно из этого мира, но некоторые умирают и перерождаются в следующем мире Чистой обители, пока не переродятся в высшем местопребывании Акаништха. Поэтому на пали их называют также уддхамсота, «те, кого несёт вверх». Жизнь в этом мире длится 1 000 кальп.

Высшее из этих восемнадцати измерений - Небо Акаништха, "непревзойденный", это земля, откуда уже нет падения в нижние миры, здесь рождаются те, кто приблизился к состоянию Архата. С точки зрения буддизма Ваджраяны, это Чистая страна адибудд. Здесь исчерпана всякая карма, поэтому с этого уровня уже не возможно падение в миры обусловленного существования (сансара). Название высшего неба Сферы форм в Брахмалоке - "Небесной страны неисчеслимого множества равных божественных существ". Это сфера обусловленного существования богов-дэвов, на небесах цвета и формы. Это также название класса богов, населяющих эту Сферу цвета и формы. Здесь проявляется Изначальный Будда (Ади-будда) в окружении Будд Самбхогакаи и бодхисаттв, реализовавших десятый уровень Пути Просветления - "облако Закона". Акаништха - согласно тантрическому учителю Анандагарбхе, является Чистой страной, обителью "непревзойденных" , в которой правит проявление Самбхогакаи Будды Вайрочаны. В тибетском буддизме Алмазного Пути подчеркивается, что Акаништха, как и любая Чистая страна, есть не какое-либо место на земле или вне ее, но чистое состояние сознания, свободное от омрачения и страдания. Йогин Ваджраяны дает обет видеть любую ситуацию жизни как Чистую страну, в которой все совершенно и наполнено высшим смыслом. В этом смысле, Акаништха подобна всем Чистым странам, как например, Сукхавати, или по-тибетски Дэвачен, где правит Будда Амитабха. Как говорят тибетцы, Акаништха - это не место, а то, что вне любых мест. По некоторым источникам Ваджраяны, бодхисаттва - будущий Будда Шакьямуни, перед тем, как родиться Сиддхартхой, пребывал в Акаништхе.


Итак, рупадхату, мир форм описывается одновременно как четыре состояния йогического сосредоточения и одновременно семнадцать уровней миров, где обитают боги. 
На всех уровнях рупадхату боги рождаются уже взрослыми и одетыми. Их рост измеряется в йоджанах, начиная с половины йоджаны и превышая сотню йоджан на высших уровнях. Аналогично сроки их жизни измеряются кальпами, продолжительность жизни пропорциональна росту. Интересующихся конкретными цифрами мы отсылаем к специальным исследованиям, здесь же отметим, что продолжительность жизни богов, начиная со Второй Дхьяны, значительно превышает время существования мира, населенного людьми, что создает у человечества иллюзию вечной жизни богов. Однако страдание и смерть присутствуют везде в сансаре, просто на высших они принимают особые формы. 
Считается, что если человек умирает в состоянии медитации, то он переродится на уровне мироздания, соответствующем глубине йогического погружения.

Сфера без Форм - высшая в мире богов, наиболее комфортная из всех сфер шести миров обусловленного существования (сансары). Это сфера глубокого медитационного созерцания, в которой отсутствуют элементы материального мира. Существа в бесформенной сфере не испытывают привязанностей и существуют вне местоположения и формы. Единственным страданием для них становится смерть и неизбежное падение в более низкие состояния, когда исчерпывается карма, поддерживающая это существование. В этой сфере возможны четыре уровня медитативной концентрации: Бесконечное пространство, Бесконечное сознание, Вообще ничего, Ни различение ни не-различение. В бесформенную сферу можно попасть после достижения подобного уровня медитативной концентрации (Самадхи) во время медитации в прошлом существовании. Самадхи, медитационное сосредоточение без Випашьяны приводит не к Освобождению, а к рождению в бесформенной сфере обусловленного существования. Так символически передается, что буддизм ни коим образом не одобряет йогическую практику как самоцель. Важна не глубина самадхи, а правильное стремление к спасению от сансары. Арупадхату же - такая же часть сансары, как и ады. Считается, что мира-без-форм могут достичь йогины-небуддисты (индуисты, джайны и другие), принимая его за слияние с Абсолютном. Они оказываются жертвой своей изощренной медитативной техники. От подобной ошибки настойчиво предостерегает Цонкхапа в своем труде "Ламрим ченмо". Это состояние длится чрезвычайно долгое время, однако, оно бесполезно и, будучи обусловленным, исчерпывается. Нельзя сказать, что эта сфера где-то существует в физическом мире, ни одно из обитающих там существ не имеет конкретного места, поэтому говорят только об уровнях медитационной концентрации сферы отсутствия форм, подчёркивая, что в этой сфере нет местопребываний. Эти четыре медитационного погружения дэвов (богов) высшего уровня в нематериальную реальность может возникнуть в виде награды за очень хорошую карму. Эти состояния до Будды считались верхом достижения в медитации. Два высших их них достигали учителя Будды, принимая их за Нирвану. 

Принципиально отличие от Нирваны здесь в том, что в Бесформенной сфере рано или поздно происходит утрата стабильности, за которой следует перерождение в низких уровнях сансары. Поэтому отношение махаяны к этим четырём состояниям сознания скорее отрицательное, потому что пребывание в этих состояниях очень длительно и бессмысленно с точки зрения спасения всех живых существ из Колеса сансары. Существа нематериальной сферы не имеют опоры ни в каком материальном объекте и не имеют опоры в теле, и их состояния самодостаточны — они получают наслаждение от своих состояний как таковых и стремятся их максимально продлить, поэтому сроки пребывания в этих состояниях огромные. Обычные живые существа не могут переродиться в этой сфере, только йоги, занимающиеся специальной медитацией. Они пребывают на высших уровнях медитации, погружены в сами себя и не контактируют с остальной Вселенной. Школы Махаяны считают эти состояния бесполезными и стараются избегать их, как «медитацию ради самой медитации».

 Сфера отсутствия форм делется на 4 уровня: Сфера, где нет ни восприятия, ни невосприятияНайвасамджнянасамджняятана - В этой области сознание уходит за пределы восприятия и отвержения чего бы то ни было, и попадает в такое состояние, когда они не вовлекаются в восприятие, но это состояние совершенно не является бессознательным. Этого состояния достиг Удрака Рамапутра, второй из учителей Гаутамы Будды, и считал, что это и есть просветление. Сфера, где ничего нет – Акимчаньяятана - В этой дхьяне существо задумывается на тему, что «ничего нет». Эта дхьяна является особой, очень глубокой формой восприятия. Этого состояния достиг Арада Калама, первый из двух учителей Гаутамы Будды, и считал что это и есть просветление. Сфера бесконечного сознанияВиджнянанантьяятана - В этой дхяне происходит медитация на сознании или осознавании (виджняна), проникающим повсюду без ограничений. Сфера бесконечного пространстваАкашанантьяятана - в этой сфере нематериальные существа медитируют на неограниченном пространстве, распространяющемся повсюду без ограничений.

Таким образом, все три сферы сансары, от самых своих глубин и до наивысшей точки, пронизаны непостоянством. Более того, все существа, наполняющие мир-вместилище также являют собой объекты непостоянства. Если нечто непостоянно, то, в конце концов, оно разрушится. Соответственно, нет никакого смысла привязываться к такого рода вещам, иначе, нас ждет сожаление об утраченном. Медитативной практикой достигается особое состояния непривязанности к любым проявлениям мира-вместилища, что становится важной составляющей на пути к полному просветлению. Так же, особенностью сансары является – страдание. Обитатели Ада испытывают неимоверные муки на протяжении огромного времени. Преты страдают от непрекращающегося голода и жажды. Животные, подверженные безграничной тупости и постоянной борьбе за жизнь, в так называемой пищевой цепочке. Люди страдают от болезней, от разлуки с любимыми и встречами с нелюбимыми, от осознавания неизбежности смерти и по многим другим причинам. Полубоги страдают от огромной гордыни и зависти богам, уступая им в силе. Божества сферы Желания страдают от необходимости ведения войны с полубогами, от боязни появления «великого героя» из полубогов, сладить с которым даже для богов очень трудно. Они также бояться старения и смерти. Боги мира Форм и Не-Форм также страдают от старения и смерти, которые неизменно наступает, несмотря на немыслимо длинный срок их жизни.

“Тот, кто не постиг суетности мирских удовольствий
И не отрицает их всем своим сердцем,
От плена Самсары никогда не сможет освободиться.
Вы должны знать, что мир есть не что иное,
как иллюзия,
И работать упорно над подавлением своих желаний-клеш.”
Миларепа

автор статьи Арслан Улинов

автор иллюстрации преподаватель йоги клуба OUM.RU Сергеева Юлия

Источники:
http://abhidharma.ru/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Буддийская_космология Абхидхармакоша (Васубандху)

Слова моего всеблагого учителя(Патрул Римпоче)