Лхаса и три самых крупных монастыря в Тибете

Лхаса является сердцем и душой Тибета. На протяжении веков она служила обителью Далай Лам и притягивала бесчисленное множество паломников. До сих пор этот город остаётся загадкой, невзирая на всё более усиливающееся китайское влияние.

Город расположен в горах на высоте 3660 м над уровнем моря, на берегу реки Гьи-Чу. На юге протекает река Лхаса, а на севере возвышаются высокие горы Моэ.

Буквально в переводе с тибетского «лхаса» означает «место богов».

Дворец Потала (с санскрита обозначает "Мистическая Гора")

Находится на Красной горе в центре Лхасы, Потала не только крупнейшее монументальное сооружение во всем Тибете, но и самый высокий древний дворец мира.

Потала расположен на 3700 м над уровнем моря, его высота составляет 115 метров, разделенных на 13 этажей. Общая площадь дворцового комплекса составляет 360 тыс. м² и состоит из двух частей: Красный дворец, как центр, и Белый дворец, как два крыла. Нет точных данных о том, сколько же в Потале комнат и залов. Их число составляет "где-то более тысячи", и найдется совсем немного людей, которые смогли обойти их все.

Царский дворец и буддийский храмовый комплекс, являлся основной резиденцией Далай-ламы, вплоть до того как Далай-лама XIV, после вторжения Китая в Тибет, вынужденно покинул страну в 1959 году и получил политическое убежище в Индии (Дарамсала).

В Потала находятся также школы буддийской логики, семинария, типография, сады, дворы и даже тюрьма. На протяжении более 300 лет древний дворец хранит многие культурные реликвии, такие как фрески, ступы, статуи, танка и редкие сутры. Особое значение имеет пещера Фа-Вана, в которой еще до строительства здания читал священные тексты царь Сонгцен Гампо.

Храм Джоканг ("Дом Господа")

Монастырь Джоканг - массивное четырехэтажное здание с открытой крышей, на которой возвышаются две золотые лани и колесо дхармы - ранние символы буддизма. Основные постройки VII века были реконструированы в XVII веке во время правления пятого Далай-ламы. Большинство росписей и статуй относятся к XVIII и XIX векам.

Сегодня площадь храмового комплекса составляет 25,000 кв. м. Архитектура сочетает в себе слияние стилей Тибета, Индии, Китая и Непала. Здание состоит из нескольких залов и алтарей. Темные лабиринты соединяю залы храма с часовнями, посвященными различным богам и Бодхисаттвам.

В центральном зале находится главное сокровище монастыря - Будда Шакьямуни.Статуя, изображающая в натуральную величину (1.5м) Будду в возрасте 12 лет, вероятно, была доставлена из Индии, как часть приданого китайской принцессы Вэньчэн в 641 году. Самая красивая статуя Тибета, вылитая из драгоценных металлов и богато украшенная драгоценными камнями, стоит в окружении царя Сонгцен Гампо и его двух жен: китайской принцессы Вэнь Чэн и непальской принцессы Бхрикути, способствовавших распространению буддизма в Тибете.

Монастырь Дрепунг

Основан в 1416 году последователем ламы Цонкапы. Когда-то это был один из самых крупных буддистских монастырей в мире и насчитывал более 10 000 монахов.

Монастырь занимает большую территорию, расположенную на склоне горы. Многие здания соединены между собой переходами и лестницами сразу на нескольких уровнях.

В Дрепунге расположена самая большая танка в Тибете. Раз в год, ее выносят из гомпы и вывешивают на специально созданной конструкции на горе.

В монастыре расположен Дворец Ганден, где жили Далай Ламы до того момента как пятый Далай Лама распорядился заложить дворец Потала в Лхасе.

Монастырь Сера

Один из самых крупных буддийских монастырей (занимает площадь 114946 м.кв.) и знаменитый университет школы гелуг тибетского буддизма, а также место паломничества. Ранее Сера был одним из трёх государственных монастырей.

Ранее в монастыре находилось более 5 тысяч монахов. Сейчас монастырь продолжает функционировать, в нём проживает более сотни монахов. Монастырь также является музеем, который посещают многочисленные туристы. Регулярно монахи проводят оживлённые философские диспуты. Они участвуют в оживленных философских диспутах для осмысления учения. Традиция обсуждения является уникальной среди известных монастырей Лхасы. В битве слов, монахи демонстрируют свою позицию с помощью различных жестов, в том числе хлопая в ладоши, толкая партнеров для ответа, или щипая их четки.

Монастырь Сера был основан в 1419 году учеником Цонгкапы Сакья Йеше, известным также как Джамчен Чоже. В лучшие годы в Сера работали 5 колледжей, где давались наставления по буддистским предметам, а после китайского вторжения в 1959 их число сократилось до трёх. В колледже Сера Ме преподавались фундаментальные принципы Буддизма.