Измени себя — изменится Мир вокруг

Молитвенные флаги Тибета. Часть 1

Как и многие наши соотечественники, посетившие Тибет, Бутан, буддийские регионы Индии и Непала, мы, побывав в Дхарамсале или, как её ещё называют, в «Маленькой Лхасе», помимо прочих интересных и удивительных вещей, увидели там огромное множество развевающихся на ветру разноцветных молитвенных флагов. Поражённые такой красотой мы не смогли пройти мимо и заинтересовались этой древней тибетской традицией.

В своих публичных выступлениях Его Святейшество Далай-лама часто призывает своих последователей быть буддистами 21-го века. После передачи политических полномочий новому демократически избранному тибетскому лидеру пропаганда этого образа мысли стала одним из обязательств жизни Его Святейшества. Он неустанно повторяет, что без изучения философии буддийского учения и понимания воззрений, составляющих его основу, в механическом выполнении ритуалов и автоматическом повторении мантр нет практического смысла. «Суеверия, предрассудки и слепая вера очень сильны в нашем обществе, – сказал он, – это следствие недостаточного знания буддийской Дхармы, поэтому я всегда призываю людей изучать философскую составляющую религии». Выполняя это наставление, мы постарались разобраться в вопросах назначения молитвенных флагов и их правильного (осознанного) использования. 

К нашему удивлению выяснилось, что более или менее содержательного материала о молитвенных флагах на русском языке практически нет, и нам пришлось собрать, изучить и систематизировать довольно большой объём информации на тибетском и английском языках. Она показалась настолько интересной и полезной, что мы решили поделиться ею с широким кругом читателей. Надеемся, она поможет вам более осознанно относиться к этой многовековой буддийской традиции. 

ВВЕДЕНИЕ

Те, кто видел эти прекрасные «инструменты» Дхармы в действии, особенно в местах, где традиция их использования не просто жива, но и опирается на глубокое понимание лежащих в её основе принципов, непременно согласятся, что молитвенные флаги очень гармонично вписываются в любой окружающий их пейзаж. Иногда едва колышущиеся, а иногда неистово рвущиеся где-нибудь на высокогорном перевале, рядом с буддийской ступой или на стенах затерянного монастыря они просто завораживают своей красотой и какой-то необъяснимой внутренней силой и притягательностью. Так в чём же их секрет? 

Конечно, не последнюю роль в подобном восприятии играют яркие и жизнерадостные цвета. И они не случайны. Цветовая гамма молитвенных флагов отражает буддийскую систему «великих элементов», которая буквально пронизывает все аспекты учения и составляет структурную основу буддийской модели мира. Но почему молитвенные флаги волнуют не только наш взор, но и сердце? 

Принято считать, что молитвенные флаги служат проводниками тонких энергий в физическом мире, а также «воплощают в субстанции» базовый элемент системы «великих элементов» – безграничное пространство. Этим древним воззрениям не противоречит и современная наука, воспринимающая физическую реальность в виде взаимодействующих друг с другом квантовых полей. В её представлениях материя составляет лишь незначительную часть окружающего нас мира, а границу между видимым и невидимым, внешним и внутренним, формой и содержанием провести вообще невозможно. Как говорят учёные, всё, что мы видим, это бесчисленные взаимодействия, вибрация, или, выражаясь другими словами, дыхание природы. 

Возможно поэтому, наряду с материальным проявлением других первоэлементов – несокрушимыми горами, прозрачными водами рек и озёр, танцующим пламенем костра и бездонным синим небом, обладающими неповторимой первозданной красотой – эти рукотворные полотнища способны трансформировать призму нашего обыденного восприятия реальности, полного неудовлетворённости и страданий, и погрузить нас в созерцательное состояние, пребывая в котором, мы можем выйти за пределы обусловленного человеческого сознания и соприкоснуться с нашей истинной природой. Такой притягательной, и так редко попадающей в фокус нашего внимания. 

И, наверное, нет в нашем переполненном проблемами мире более лёгкого способа совершить добродетельный поступок, породить благую заслугу и, как следствие, наполнить себя естественной жизненной энергией, чем водрузить молитвенные флаги на благо всех живых существ. 

Молитвенные флаги – это не просто красивые разноцветные кусочки ткани со «смешными» и «непонятными» надписями, которые радушные жители гималайских регионов развешивают, чтобы как-то украсить суровое окружение или задобрить местных божеств. Согласно древней тибетской традиции, существующей не одно тысячелетие, изображённые на этих флагах буддийские молитвы, мантры и священные символы порождают определённую духовную вибрацию, которую ветер подхватывает, усиливает и передает окружающему пространству. Такая тихая молитва – благословение, рождённое бескорыстным и самозабвенным побуждением нести благо всем без исключения живым существам и усиленное естественным дыханием природы. Как маленькая капля воды, попавшая в океан, способна достигнуть любой его точки, так и молитва, растворённая в ветре способна заполнить собою всё доступное ему пространство.

Корни традиции использования молитвенных флагов следует искать в древнем Китае, Индии, Персии и Тибете. В наше время она пришла на Запад и получила здесь широкое распространение. Но многие ли европейцы и россияне, в том числе, понимают, что эти красивые гирлянды не просто традиционное тибетское украшение? Что мантры, молитвы и символы молитвенных флагов, а также идея их применения, основываются на глубинных аспектах буддийской философии?

Молитвенный флаг по-тибетски – дарчо (тиб. dar lcog). Не удивляйтесь, услышав это незнакомое слово вместо ставшего уже привычным «лунгта» (тиб. rlung rta). Это не ошибка, лунгта – одна из самых распространённых разновидностей тибетского молитвенного флага. Настолько распространённая, что даже для самих тибетцев её название стало синонимом названия молитвенных флагов в целом. Следует отметить, что названий флага и его разновидностей существует такое количество, что одних только этимологических исследований хватило бы на самостоятельную статью. Мы остановимся на одном из них. Это название используют современные тибетские учёные.

Слово дарчо состоит из двух слогов. Первый слог «дар» (тиб. dar сокр. от глагола dar ba) означает «увеличивать, развивать, укреплять жизненную силу, удачу, здоровье и вести к процветанию». Второй слог «чо» (тиб. lcog) служит общим обозначением всех живых существ (буквально – название конической формы в виде башенки с утолщением в верхней части, какую имеют торма (тиб. gtor ma), используемые в тантрических ритуалах). В целом, слово дарчо можно перевести как «укрепление жизненной силы, энергии, удачи и здоровья всех живых существ, способствующее процветанию, благоденствию и счастливой жизни».

Таким образом, можно сказать, что этот простой «инструмент», приводимый в действие естественной энергией ветра, позволяет нам в определённой степени гармонизировать окружающее пространство, укрепить здоровье и жизненную силу живых существ, наполнить их жизнь удачей и ощущением счастья, пробудить способность к добродетельным поступкам и духовному совершенствованию. 

ИСТОРИЯ

Молитвенные флаги Тибета.

Изучая историю молитвенных флагов и изображенных на них символов, мы опирались не только на факты, изложенные в доступных нам исторических источниках, но так же и на мифы, легенды и устные предания. Не смогли мы избежать и краткого освещения темы возникновения и развития флагов в целом. 

В связи с этим стоит упомянуть, что флаги (также как и знамёна, штандарты, стяги, хоругви, гвидоны, вымпелы, транспаранты, баннеры и другие «флагоподобные» предметы) и соответствующие им символы являются объектом изучения исторической дисциплины вексиллологии. 

Само слово «вексиллология» образовано от латинского слова вексиллум, названия знамени одного из видов древнеримского военного подразделения – манипулы. Вексиллум (лат. vexillum) происходит от глагола vehere (нести, вести, руководить, направлять). Поэтому, можно сказать, что вексиллум – это специальный знак или символ, который призван вести людей за собой, направлять их к желаемой, но не всегда видимой цели. По значению в русском языке ему больше всего соответствует слово «знамя». Знаменем (знамением) в славянских языках называли любой знак, значок, печать, примету или признак. 

Слово «флаг» происходит от латинского фламма (лат. flamma), которое можно перевести как пламя или огонь. Полотнища древних флагов были окрашены в основном в красные или алые цвета, поэтому не удивительно, что флаги ассоциировались с огнём или пламенем. Пламя – это тоже знак, причём знак, хорошо видимый издалека. В качестве подобных знаков или, как их ещё называют, вексиллоидов можно использовать любые заметные предметы, поднятые над головой. Современные гиды, например, чтобы определить своё местоположение, поднимают над головой папки с бумагами, зонты или другие попавшиеся под руку предметы. 

Согласно различным историческим источникам, флаги, как приспособления, появились на свет более четырёх тысяч лет назад. Самый древний сохранившийся до наших дней флаг датируется третьим тысячелетием до нашей эры. Это Шахдадский флаг, найденный на территории восточного Ирана в провинции Кермана. 

Первые флаги (или вексиллоиды) не имели полотнищ из ткани и представляли собой металлические или деревянные шесты с резьбой или гравировкой в верхней части, которые очень часто венчали фигурками птиц или животных.

К сожалению, как и многие другие полезные изобретения, флаги были созданы для использования исключительно в военных, а позднее и в политических целях. Они должны были передавать визуальную информацию на большое расстояние и играли важную роль в управлении армиями. Со временем они превратились в символы власти. 

Для лучшей видимости к шесту-вексиллоиду стали крепить конские хвосты, гривы или просто пучки травы. Так появились бунчуки, традиция использования которых была широко распространена как на Западе, так и на Востоке. В монгольской и тибетской армиях бунчуки часто делали из хвостов яков. 

Традиция использования бунчуков в Тибете имела некоторые особенности. Во времена, предшествовавшие шангшунгскому периоду тибетской истории, шесты с закрепленными на них хвостами и шерстью яков или овечьей шерстью устанавливали на каменных могилах павших в битвах воинов. Они, с одной стороны, обозначали места захоронения, а с другой стороны, служили напоминанием об их смелости и отваги.

Существовала и другая традиция – шерсть яков, овец и других домашних животных привязывали к высоким деревянным шестам и устанавливали их рядом с жилыми домами. Домашние животные играли исключительную роль в жизни тибетцев, и они верили, что размещенная высоко над землей шерсть животных может защитить их от болезней и предотвратить распространение эпидемий. 

Позднее, во времена правления первого тибетского царя Ньятри Ценпо (тиб. gnya khri btsan po), основавшего столицу в долине реки Ярлунг, возведение подобных деревянных шестов с прикреплённой к ним шерстью, стало частью бонских ритуалов. В каком-то смысле, их можно назвать прародителями тибетских молитвенных флагов. В то время их называли яркье (тиб. yar bskyed), что можно перевести как «возвышать, развиваться, процветать». Чем выше были яркье, тем больше удачи они могли принести.

Около двух тысяч лет назад вексиллоиды стали украшать кусками ткани, и они стали напоминать современные флаги. 

В Тибете подобные флаги, имевшие вместо конских хвостов или хвостов яков полотнища из шёлка, назывались рудар (ru dar). Слог «ру» (тиб. ru сокр. от ru ba – стойбище или кочевое поселение) обозначал скопление или группу кочевников, собирающихся вместе c какой-либо определённой целью. Поскольку кочевники собирались и для ведения военных действий, словом «ру» обозначали также и архаичные военные подразделения, соответствовавшие кавалерийским эскадронам и имевшие в своём составе командира (тиб. ru dpon). Слог «дар» (dar сокр. от dar cha) в данном контексте означал «шелк» или «флаг». Таким образом, небольшие треугольные флаги рудар представляли собой военные стяги или знамёна. Позднее они трансформировались в современные военные флаги магдар (тиб. dmag dar). 

Со временем во всем мире флаги стали приобретать религиозное значение. Ярким примером может служить римский, а позднее и византийский лабарум. Этот вексиллум был увенчан монограммой Иисуса Христа, а на полотнище были нанесены крест и надпись: «Сим знаком (знамением) победишь». Таким образом император Константин, утвердивший христианство государственной религией Римской империи, пытался привлечь защиту и покровительство небесных сил на свою армию. На Руси, заимствовавшей у Византии не только православие, но и все соответствующие ему атрибуты, появились хоругви с изображением лика Христа или других святых.

Подобные изменения происходили и в Тибете, однако точно сказать, когда и как там появились молитвенные флаги, современная наука не может. По одной из версий это были трансформировавшиеся военные флаги рудар, по другой – видоизменённые шесты яркье, к которым вместо хвостов яков и овечьей шерсти стали крепить куски шерстяной ткани, окрашиваемые в разные цвета. Флагштоки некоторые флагов дарчен (тиб. dar chen) до сих пор украшают шерстью яка, но о происхождении полотнищ достоверных сведений нет. 

Можно лишь точно утверждать, что традиция их использования насчитывает уже несколько тысячелетий и корнями уходит в религию бон (тиб. bon), зародившуюся в царстве Шанг-шунг (тиб. zhang zhung) и распространившуюся на всей территории исторического Тибета. Шаманы-священнослужители, или бонпо (тиб. bon po), применяли в ритуалах исцеления людей флаги, окрашенные в основные цвета радуги, которые соответствовали пяти первоэлементам – земле, воде, огню, воздуху и пространству. От баланса этих элементов, согласно воззрениям бонской традиции, зависели здоровье человека, его гармоничная жизнедеятельность и счастье. Цветные флаги, размещённые вокруг больного в правильном порядке, были способны гармонизировать элементы его тела, помогая, таким образом, восстановить пошатнувшееся физическое и психическое здоровье.

Цветные молитвенные флаги использовались также и для усмирения, точнее умиротворения, местных божеств, духов гор, долин, рек и озёр. Считалось, что причиной различных природных катаклизмов и эпидемий может стать недовольство этих элементальных созданий, потревоженных деятельностью человека. Бонпо умиротворяли природу и призывали благословение божеств, восстанавливая баланс внешних элементов и усмиряя элементальных духов. 

Современные молитвенные флаги имеют и надписи, и изображения. Но мы не можем сказать, когда именно они там появились. Большинство исследователей сходится во мнении, что традиция бон была устной. Однако некоторые современные ученые полагают, что письменность в то время уже существовала, и бонпо наносили на молитвенные флаги свои магические заклинания. Упоминание об этом можно встретить в собрании учений бонпо «Юндрун-цанма-шанг-шунг» (g.Yung-drung-gtsang-ma-zhang-zhung). Такие надписи придавали флагам религиозное значение, поскольку «облачённые в пятицветные шелка и размещённые высоко в горах, они одаривали того, кто взирал на них, истинной удачей обрести просветление». Однако эта версия поддерживается далеко не всеми тибетскими учеными, по мнению которых значение подобных надписей – предмет дополнительных исследований. 

Но даже если полотнища бонских флагов и не содержали никаких надписей, то некоторые священные символы там уже присутствовали. А многие из них, по определённым данным, сохранились на буддийских молитвенных флагах и до наших дней. Их современное понимание лишь обогатилось глубокими воззрениями буддизма Махаяны и Ваджраяны. 

Существует легенда о том, как пятицветные молитвенные флаги из традиции бон попали в тибетскую буддийскую традицию. Чтобы понять, как это произошло, представьте себе Падмасамбхаву, который преодолевает высокогорный гималайский перевал, чтобы попасть в Тибет. Он видит развевающиеся на скалах цветные флаги и слегка посмеивается над ними. Внезапно он осознаёт, что местные колдуны имеют в своём распоряжении полезные инструменты. И он, Падма, покажет им, что может сделать буддийский герой перед тем, как даровать учение Будды. Он уже видит эти флаги как чистое полотно, которое в скором времени засвидетельствует славу Шакьямуни. И понимает, что они могут помочь ему заручится верностью местных божеств и удержать их от причинения вреда учению Будды.

Можно встретить и другие прекрасные легенды, повествующие нам о происхождении молитвенных флагов. Согласно одной из них, в давние времена один пожилой буддийский монах возвращался из Индии на родину. Во время своего путешествия ему пришлось переправиться через реку и его священные тексты намокли. Чтобы просушить их, он разложил листы под деревом, а сам приступил к медитации. В это время воздух наполнила прекрасная музыка, и он увидел Будду… Когда монах открыл глаза, оказалось, что ветер сорвал листки текстов с камней и сильным порывом развесил их на ветвях дерева. Монах осознал, что достиг высшего уровня реализации. Он завершил своё духовное путешествие, а тексты так и остались висеть на дереве. Они стали прообразом современных молитвенных флагов.

Вторая история помимо происхождения молитвенных флагов демонстрирует нам защитную силу начертанных на них сутр, мантр и дхарани. Однажды, пребывая в мире тридцати трёх богов, Будда сидел в размышлении на белом, как и его одежды, плоском камне. К нему приблизился Индра (тиб. brgya byin), царь богов, и совершил перед ним простирание. Он рассказал, что вместе с другими богами потерпел сокрущитедьное поражение от войск Вемачитрина (тиб. thag bzang ris), царя асуров, и попросил у благословенного совета. Будда рекомендовал Индре повторять дхарани (мантру), которая содержится в сутре «Украшение на навершии Победоносного знамени». Он рассказал, что получил её от татхагаты по имени Апараджита дхваджа или Победоносное знамя (тиб. gzhan gyis mi thub pa'i rgyal mtshan) и обучил ей многих своих учеников. Он добавил, что не припомнит ни единого случая, когда бы испытывал страх или ужас, с тех пор как узнал эту мантру, и посоветовал воинам Индры нанести её на свои знамёна. 

Буддизм начал распространяться в Тибете в конце 1 тысячелетия н. э. благодаря усилиям царя Трисон Децена (тиб. khri srong lde btsan), который пригласил из Индии могущественного мастера Падмасамбхаву (тиб. pad ma 'byung gnas). Гуру Ринпоче (Драгоценный Учитель) – именно так его с любовью называли и называют все тибетцы – подчинил местных духов и превратил их в силы, защищающие буддизм. Некоторые молитвы, которые мы встречаем на современных молитвенных флагах, были составлены именно Падмасамбхавой. Их цель осталась прежней – усмирять духов, насылающих болезни и природные бедствия.

Изначально, надписи и изображения наносились на тибетские молитвенные флаги вручную. Позднее, в 15-м веке, их стали печатать при помощи деревянных ксилографических блоков с аккуратно вырезанным зеркальным отражением текста и символов. Это изобретение позволило тиражировать изображения в большом количестве и дало возможность сохранять традиционный дизайн флагов, передавая его из поколения в поколение. 

Оформление молитвенных флагов приписывают великим мастерам тибетского буддизма. Миряне-ремесленники лишь воспроизводили их многочисленные копии. Поэтому число разновидностей молитвенных флагов, сохранившихся на протяжении тысячелетней истории тибетского буддизма, не так уж и велико. Существенных изменений в процессе изготовления флагов за последние пятьсот лет не произошло. Большинство флагов и в наши дни производится всё тем же ксилографическим способом с использованием деревянных блоков. 

Впрочем, технический прогресс коснулся и этой традиции. В последнее время некоторые мастерские стали применять оцинкованные блоки, травление которых позволяет получить изображения более высокого качества. Пигмент, который раньше изготавливался на натуральной минеральной основе, постепенно заменяется типографской краской, изготовленной на основе керосина. Западные производители вообще предпочитают использовать технику шелкографии, поскольку резьба по дереву требует определенного уровня мастерства. 

К сожалению, видовое разнообразие молитвенных флагов стало заложником современной истории Тибета. В результате китайского вторжения большая часть из того, что имело хоть какое-то отношение к тибетской культуре и религии, была уничтожена. Поскольку бумажные и тканые изображения изнашивались довольно быстро, единственной возможностью сохранить видовое многообразие молитвенных флагов было спасение деревянных ксилографических блоков. Однако вес таких блоков достигал нескольких килограммов и тибетским беженцам, пересекавшим высокие гималайские хребты, было очень сложно нести их на себе к новому месту проживания. Скорее всего, они стали дровами в руках китайских солдат. Мы уже никогда не узнаем, какое количество традиционных молитвенных флагов навсегда утрачено во время китайской «культурной революции». 

Большинство традиционных тибетских молитвенных флагов сегодня производится на территории Индии и Непала тибетскими беженцами или непальскими буддистами, живущими в прилегающих к Тибету регионах. Наладили их производство и тибетские переселенцы в Америке и Европе. Впрочем, сегодня каждый желающий из любого региона мира, может заказать молитвенные флаги в одном из интернет-магазинов и внести свой посильный вклад в укрепление мира и благополучия.

МОЛИТВЕННЫЕ ФЛАГИ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ ТИБЕТЦЕВ

Изучая историю тибетских молитвенных флагов можно проследить определённые изменения в мотивации их использования. Если во времена распространения традиции бон их в большинстве случаев размещали для привлечения удачи и достижения личных целей в текущей земной жизни, то позднее, с распространением буддизма, мотивация становилась всё более бескорыстной. Со временем их стали развешивать ради накопления заслуг, позволяющих обрести благоприятное воплощение в будущем, что подразумевает определённый отказ от личной выгоды в этой жизни. Кульминацией же подобного развития стало самозабвенное и бескорыстное стремление нести пользу всем живым существам.

В современной жизни тибетцев причиной для обращения к молитвенным флагам могут стать самые обычные события повседневной жизни, для осуществления которых необходимы дополнительные энергия или удача.

К помощи молитвенных флагов прибегают пастухи и земледельцы, торговцы и ремесленники, монахи и миряне, и даже члены кашага, тибетского правительства в эмиграции. Поводом для этого могут стать и особо важные случаи общественной и личной жизни, такие как: 3-й день тибетского Нового года (Лосара), день рождения, просветления и паринирваны Будды Шакьямуни (Сага Дава), свадьба, рождение ребёнка, вступление в официальную должность. И необходимость решения бытовых, повседневных вопросов: лечение болезни, подготовка к поездке или путешествию, организация нового предприятия и т.д.

И сейчас во многих районах Тибета и среди тибетских беженцев в Индии и Непале во время свадебной церемонии все её участники собираются на крыше дома жениха и совершают ритуал, во время которого невеста должна коснуться рукой всех молитвенных флагов. Эти флаги затем закрепляют на доме жениха и совершают «подношение дыма». Во время ритуала защитным божествам предоставляется новое место обитания, а невеста становится членом новой семьи. Затем, после первого года замужества, этот ритуал с флагами повторяется снова. Но на этот раз молодая жена возвращается в родительский дом, где совершает его, чтобы отделить себя от родительской семьи.

Следует отметить, что, мотивация во время выполнения ритуала, несмотря на личные обстоятельства, ставшие поводом для размещения молитвенных флагов, по-прежнему остаётся бескорыстной. 

Продолжение:

Молитвенные флаги Тибета. Часть 2 Виды и значение их элементов

Молитвенные флаги Тибета. Часть 3. Размещение и обращение с ними