Пять дхьяни будд и Будда Ваджрасаттва

Ади-Будда (Изначальный Будда) – самая глубокая и чистая мудрость, которая отражает естественное состояние каждого человека. В этой мудрости – свобода от всех привязанностей. Известно пять основных привязанностей (клеши). А именно: гнев, страсть, неведение, зависть и гордость. Эти пять ограничений изначально нам не свойственны. Они обретены в результате того, что наша истинная сущность, которая есть природа будды, начала искать вовне и захватилась иллюзорными проявлениями.

Эти проявления в йоге называют тремя гунами, а в буддизме их рассматривают в аспекте трёх корней или трех ядов: Жадности, Ненависти и Невежества. На протяжении неисчислимых кальп мы искали что-то, что могло бы удовлетворить нас. Мы погружались в новые переживания и отождествляли себя с теми состояниями, которые временно приносили нам радость. Так у нас формировались опыт и карма. На основе опыта мы могли судить о вещах и обретали новые представления. У нас появились чувства, они стали реакцией на внешние изменения. В Мире Форм проявилась форма существ. Так постепенно мы шли к нашему нынешнему существованию. Таким образом, человек представляет собой совокупность скандх. Слово "скандха" переводится как накопление. Изначально скандхи проявляются как свет, но, как результат работы различающего сознания, свет обретает цвет, дискретность, форму, и так проявляются скандхи.  Каждая из пяти скандх в очищенном аспекте представляет собой свет соответствующей мудрости.

Наш мир разделен на "я" и "другие". Здесь лежит начало всех импульсов нашего эго. Эго видит весь мир дуалистически, разделяя его на две области, одна из которых называется "здесь", и к ней относятся "я" и "мое", тогда как другая называется "там", и в ней находятся "другие" и "их". Стена, воздвигнутая между внутренним и внешним пространствами, приводит к бесконечной борьбе. И обычный поиск счастья и успокоения состоит в попытке преодолеть эту преграду, присвоив себе все существующее. Но беда в том, что чем больше эго пытается овладеть ситуацией, тем прочнее становится воздвигнутое им самим препятствие. В этой борьбе эго полностью теряет все свои ориентиры, что и является истинной причиной страдания.
Основа всех страданий и неврозов состоит в том, что эго постоянно пытается контролировать захваченную территорию и защищаться от внешних воздействий, которые являются порождением его собственной фантазии. Медитативная практика замедляет стереотипные реакции, и в успокоенном внутреннем мире вещи начинают быть видимы несколько более ясно.
Когда усилия эго по защите своего мира ослабевают, основополагающие энергии индивидуума могут наконец воссиять в нем как мудрость. Проявление этой мудрости будет различным в зависимости от индивидуальных особенностей, и потому мы можем говорить о пяти семействах будд. Далеко не каждый человек полностью подходит под одну из категорий, и большинство людей представляют собой сочетание нескольких семейств. Они называются семействами Ваджра (неразрушимого драгоценного камня), Будды, Ратны (драгоценности), Падмы (лотоса) и Кармы (действия). По сути — это пять фундаментальных энергетических потоков, проявляющихся в любом феноменальном опыте.

Пять дхьяни-будд или Пять Будд Медитации, или Пять Татхагатт, олицетворяют свободу от захваченности пятью скандхами (накоплениями).  Этим Буддам соответствуют и пять побеждаемых ими "ядов", или "клеш"  - неведение, страсть, ненависть, гордыня и зависть.

Ниже приведена классификация, которая часто встречается в литературе.

имясемействосупругачистая земляцветскандхаклешамудростьперевод имени
АкшобхьяВаджра БуддалочанаАбхирати - Совершенная Высшая Радостьсинийрупа - форма: телесная оболочка, внешность, тело
гнев зеркало-подобная изначальная мудрость«Непоколебимый»
Ратна-самбхаваРатнаМамакиОбласть Великолепияжелтыйведана - ощущения: чувствагордость изначальная мудрость равенства«Тот, от которого возникают драгоценности»
АмитабхаПадмаПандара-васиниСукхавати (Девачен) - Совершенная Высшая Радостькрасныйсамджня - представления: понятия, образыстрастьразличающая мудрость, познающая различия между всеми явлениями
«Безграничный Свет»
Амогха-сиддхиКармаСамайятараЧистая Земля Совершенства Просветлённых Действийзеленыйсамскара - сформированный опыт: склонности сознания, направляющие наши действиязавистьмудрость, способная совершать все деяния«Верное Достижение»
ВайрочанаБуддаДхатвешвари (Белая Тара)
Акаништха - небеса, с которых невозможно падение в миры сансарыбелыйвиджняна - различение: работа сознания, движения душиневедение
изначальная мудрость абсолютного пространства«Татхагата наивысочайший и блистательный, повсеместный глаз-сокровищница»


Из пяти скандх самыми глубокими и первичными являются различение и сформированный опыт, далее возникают представления, затем ощущения и форма. А в духовной практике мы обычно продвигаемся от Акшобхьи (форма) к Вайрочане (сознание), т.е. освобождаемся сначала от более грубых накоплений, а затем от более тонких.

Согласно Тибетской книге мертвых (Бардо Тодол) , когда после смерти человек попадает в состояние бардо (промежуточное состояние между жизнью и смертью), перед ним проявляются каждый из пяти Будд, и пытается помочь душе умершего перевоплотиться в одной из чистых земель. Подробнее вы можете прочитать об этом в Тибетской книге мертвых.


Далее будут более подробно описаны Дхьяни Будды и их проекции на живых существ в мире людей. Далеко не каждый человек полностью подходит под одну из категорий, и большинство людей представляют собой сочетание нескольких семейств.

 

 Будда Вайрочана

 vairochana.jpgОн представляет семейство «Будда», изображаемый в соединении со своей супругой Дхатвешвари, символизирующей изначальную мудрость абсолютного пространства. Вайрочана относится к чистому измерению центра (местопребывания дхьяни-будд соотносят со сторонами света).

Тело Вайрочаны белого цвета, что символизирует чистоту и пустотную сущность пробуждённого ума. Колесо с восемью спицами в руках Вайрочаны — это Колесо Закона (дхармачакра), символизирующее учение будды, освобождающее от пут беспокоящих ум страстей.   Иногда Вайрочану изображают без Колеса Закона в руках, тогда его руки сложены в дхармачакра-мудре (жесте изложения дхармы).  Известны изображения Вайрочаны с четырьмя лицами (Сарвавид-Вайрочана). Вайрочана смотрит в разные стороны, в этом случае он воплощает в себе аспекты всех дхьяни-будд. Четырёхликого Вайрочану изображают с двумя или с восемью руками; в руках он держит дхармачакру, ваджру, чётки, стрелу, лук.

В мире людей в невежественном состоянии представитель семейства Будды связан с элементом пространства, или эфиром. В непросветленном состоянии он вялый, ленивый, немного глуповатый и склонен к полноте. Рассредоточенность — вот самая точная характеристика человека этого типа, который всегда как будто немного спит. Он обычно не любит мыть тарелки и вообще заботиться о себе; ему кажется, что всякое действие требует слишком много усилий. Мудрость семейства Будды — это Мудрость Всеобъемлющего Пространства, и, став просветленным, носитель этого свойства вялости становится теплым, спокойным и открытым, как само пространство.

 

Будда Амогхасиддхи

 Амогасидхи - Будда северного направления, относится к семейству Карма, которое связано с зимой, темно-зеленым цветом, чувством amogasiddhi.jpgзависти. Этот Будда дарует йогину силу настойчивости, упорства, необходимых для успеха во всех йогах, а также силу безошибочного распознавания последствий непогрешимого действия.

 В одиночной форме Амогхасиддхи сидит в медитативной позе на лотосовом троне, его правая рука сложена у груди в абхая-мудре (жесте защиты и благословения): ладонь развёрнута наружу, пальцы выпрямлены.

В мире людей в невежественном состоянии представитель семейства Карма очень активен и всегда чем-то занят. Дакини семейства Карма часто изображается в профиль, поскольку она слишком занята, чтобы стоять перед вами анфас. Эта скорость связана с элементом воздуха, и наделенное ею существо бывает весьма раздражительным и импульсивным, что порождает страх потерять направление, а потому в результате возникает стремление организовать все и вся и держать вещи под полным контролем. Будучи преобразована в мудрость, эта энергия становится "Всеисполняющей Мудростью" и проявляется как активность, деятельность просветленного существа.

 

 Будда Амитабха

 amitabha.jpgБудда Амитабха - будда западного направления. Будда Амитабха персонифицирует различающий разум и дарует йогическую силу познания каждой вещи в отдельности, а также всех вещей в единстве. Красный цвет его тела символизирует осуществление им помощи всем живым существам.

Особой формой будды Амитабхи является Будда Бесконечной Жизни — Будда Амитаюс (дальневосточная традиция, в отличии от тибетской, полностью отождествляла Амитабху и Амитаюса). Одной из эманаций будды Амитабхи является Гуру Падмасамбхава. В бардо дхарматы Амитабха является после будды Ратнасамбхавы, на четвёртый день.

Основным каноническим текстом, связанным с представлениями об Амитабхе, является сутра «Сукхавативьюха».

До достижения состояния будды Амитабха был бодхисаттвой по имени Дхармакара. Много кальп назад он зародил в сознании решимость создать особый мир будды, обладающий всеми совершенствами, где могли бы перерождаться все страдающие существа, имеющие веру в него. После достижения состояния будды Амитабха создал такой мир, который стал называться Сукхавати (Исполненное Счастья [Поле]), и стал им управлять.  Упоминания об Амитабхе появились в текстах, относящихся к колесницам Махаяна и Ваджраяна. Амитабха упоминается в сочинениях таких индийских Учителей, как Асанга и Нагарджуна.

В мире людей в невежественном состоянии представитель семейства Падма легко соблазняется материальными вещами и склонен к накопительству. Общение занимает в его жизни важную роль. Он желает привлекать к себе людей и распоряжаться ими. Для него характерен дилетантизм и беспорядочная активность. Проекты возникают и исчезают по мере пропадания интереса к ним, всегда очень поверхностного. Фактор наслаждения очень важен, а боль почти непереносима. Мудрость, возникающая после того, как эта энергия освобождается из-под власти эго, называется Мудростью Различающего Осознавания и дает возможность рассматривать все вещи при помощи Праджни, глубокого постижения. Просветленная эстетика этой энергии способна видеть взаимоотношения всех вещей и создавать замечательные произведения искусства.

 

Будда Акшобхья

 Будда восточного направления, относится к семейству Ваджра.  akshobhiya.jpg Чистая Земля Будды Акшобхьи называется Абхирати («Высшая Радость», «Совершенная Радость») и находится в восточном направлении. 

Акшобхья описан в «Писании страны Будды Акшобхьи», датируемом 147 годом. Это самый древний текст с описанием Чистой Земли. Согласно этому трактату, монах дал обет практиковать Дхарму в Восточном мире и не испытывать злобы или гнева ни к одному живому существу, пока не достигнет просветления Будды. Всё это время он оставался неподвижным, и стал в результате Буддой Акшобхьей. Будда Акшобхья преобразует склонность живых существ входить в ярость в чистейшую мудрость, подобную зеркалу. Эта мудрость позволяет созерцать предметы такими, какими они являются, неразделёнными и неомрачёнными.

В мире людей в невежественном состоянии человек семейства Ваджра остро реагирует на свое окружение и, чувствуя, что ситуация выходит из-под его контроля или встретившись с какими-либо неожиданностями, впадает в гнев, холодный или горячий. Ваджрный тип интеллектуален и склонен к построению концепций; он постоянно стремится все систематизировать. Когда этот гневливый, стремящийся к постоянному контролю надо всем интеллект преобразуется в свое изначальное состояние, он становится Зеркалоподобной Мудростью. 

 

Будда Ратнасамбхава

ratnasambhava.jpg В мандале пяти дхьяни-будд Будда Ратнасамбхава является буддой южного направления. Благодаря реализации мудрости равенства, он смотрит на все вещи беспристрастно.

Первое упоминание о Будде Ратнасамбхаве встречается в «Гухьясамаджа-тантре» (III век н.э.). Земным воплощением Будды Ратнасамбхавы считают Татхагату Дипанкару (Будду Кашьяпу).

Будда Ратнасамбхава изображается жёлтого цвета, который символизирует об освобождении живых существ из круговорота сансары, восседающем в медитативной позе на высоком троне поддерживаемом конями, что символизирует равномерное существование в нём мыслей жалости и сострадания. Левая рука Ратнасамбхавы покоится на бедре, ладонь развёрнута вверх, поддерживая драгоценность, исполняющую желания (читтамани), как символ беспрерывного роста знания в дупле драгоценного камня. Его правая рука развёрнута у колена ладонью наружу в варада-мудре (жесте даяния блага, что символизирует щедрость). Он держит у сердца драгоценность, излучающую свет, как символ беспрерывного роста знания в дупле драгоценного камня. 

В мире людей в неразвитом состоянии эта энергия стремится заполнить все пространство, поскольку ей всего мало. Здесь постоянно чувствуется тенденция к главенствующей роли, желание стать центром всякой ситуации. Представитель типа Ратна стремится накапливать еду и имущество. Негативным проявлением этого семейства является гордость, желание того, чтобы все признавали его важность. Будучи очищена и преобразована в мудрость, такая энергия становится Мудростью, Дарующей Драгоценность. Стремление расширить свои границы, свойственное представителю семейства Ратна, не будучи привязано к эго, превращается в готовность творчески развить любую ситуацию: создаются прекрасные вещи, и мир вокруг обогащается.

 

 Будда Ваджрасаттва (Дордже Семпа)

 Будда, Ваджрасаттва, буддизмИногда его называют шестым дхьяни-буддой.

Ваджрасаттва дарует сиддхи ясновидения сокровенной внутренней действительности, отражённой, как в зеркале, во всех феноменальных или видимых предметах.

 Буквально слово «Ваджрасаттва» переводится как «Алмазная Душа» или «Душа Молнии». В тантрическом контексте значение указывает на обладателя нерушимого состояния сознания, другими словами, ваджра — это символ природы будды.

 Медитацию Ваджрасаттвы Калу Ринпоче так описал в своей книге «Самоцветное украшение разнообразных устных наставлений»: «Медитация Дордже Сэмпа или Ваджрасаттвы — это наиболее эффективная и наиболее замечательная практика очищения, которая принадлежит как сутре, так и тантре. Цель данной медитации состоит в том, чтобы очистить нас от всевозможных уровней заблуждения и запутанности в уме, всего негативного, и отрицательных кармических структур, проявляющихся в результате этой запутанности и заблуждения».

 Ваджрасаттву изображают в двух формах: одиночной и в союзе Яб-Юм (Ваджратопа, Ньемма).  У белой одиночной формы одно лицо и две руки, правая рука держит золотую ваджру (тиб. дордже) у сердца, а левая у бедра — серебряный колокольчик полой частью колокольчика вверх. Форма божества сидит со скрещенными ногами в медитативной позе (падмасана, поза лотоса) на распустившемся лотосе, поверх которого лежит плоский диск луны, образующий трон Ваджрасаттвы. Ваджрасаттва имеет драгоценные украшения и шёлковые одежды Самбхогакаи. Имеются изображения Ваджрасаттвы как белого, так и синего цвета.

Белый цвет его тела есть символ множественности буддийских драгоценностей. Правой рукой у сердца он держит пятиконечный ваджр. Этим символизируется соединение пяти тел милосердия и сострадания с пятью мудростями (ye shes lnga).

 Также интересная статья о понятии Мандала и располножении в ней Дхьяни Будд представлена в этом разделе.