Когда мы начинаем какое-то дело или у нас возникает желание, которое мы стремимся удовлетворить, мы, как правило, представляем, к чему это приведёт. Зачастую мы стремимся лишь к промежуточному варианту, но всегда есть некая высшая точка развития в том или ином деле. А какая высшая точка в саморазвитии, к чему мы можем прийти, идя по пути йоги, стараясь нести знания, облагораживая не только свою жизнь, но тем самым улучшая жизнь окружающих? Именно об этом наша сегодняшняя статья, посвящённая Идущему Светлым Путём, Почитаемому в Мирах, Учителю Богов и Людей — Татхагате.
Чтобы проникнуть в суть понятия «Татхагата», имеет смысл прочитать Сутру Лотоса о Цветке Чудесной Дхармы. Сама Сутра гласит, что в ней «показываются, выявляются и оглашаются все учения, которые имеются у Татхагаты, все свободные божественные силы Татхагаты, эта Сутра — хранилище всех главных тайн Татхагаты, в этой Сутре открываются все глубочайшие дела Татхагаты». Поэтому по ходу статьи мы будем периодически обращаться к этому писанию.
Самый распространённый перевод понятия «Татхагата» — 'так пришедший'. Слово «так» в данном случае означает «таковость» или «истинность», «пришедший» подразумевает путешествующего, скорее даже путешествовавшего и пришедшего с истиной. То есть это существо, познавшее истину, побывавшее во всех временах, накопившее весь возможный опыт во всех вселенных, галактиках, планетах, воплощениях и т. д.
Татхагатой нашего времени является Будда Шакьямуни. В Сутре Лотоса сказано, что Будда находится вне времени и пространства и помогает на Пути познания не только людям, но и богам, нагам, гандхарвам и другим существам. Помимо этого Будда считается не просто учителем, а Учителем учителей. Согласно жизнеописанию Будды Шакьямуни, когда он только появился на свет, его родителям дали предсказание, что он будет либо великим правителем, либо великим учителем, т. е. либо Чакравартином, либо Татхагатой. Чакравартин — это великий правитель, который приводит мир к очищению и закладывает начало новой эре, в то время как Татхагата — великий учитель, который даёт знания, ведущие к освобождению существ от страданий. В какой-то степени Татхагата — это высшая ступень брахмана (мудреца), Чакравартин — это высшая ступень кшатрия (воина). Но всё же уровень развития Сиддхартхи Гаутамы позволил ему стать Учителем учителей.
Главная особенность Татхагаты состоит в том, что он воплощается не по своей воле, а потому и для того, что собрались те, кто готов с ним встретиться и получить от него Учение, те, кто может услышать и воспринять это Учение только от него. То есть Татхагата одновременно является и буддой, т. е. пробудившимся от морока, и бодхисаттвой, т. е. тем, кто посвящает себя, свою жизнь, своё существование на благо других, при этом являясь гораздо большим, поскольку нет его интереса, стремления к чему бы то ни было в этом.
И когда мы говорим, что Татхагата накопил весь возможный опыт, мы имеем в виду не только человеческую жизнь или жизнь на этой планете, или мире; речь идёт об абсолютно всех видах и формах существования. Описания ключевых моментов из различных жизней Будды Шакьямуни можно встретить в сутрах и джатаках. Ключевых — потому что они связаны с теми случаями, которые предопределили дальнейшее его воплощение. Например, в конце каждой джатаки Будда разъясняет, кто из настоящего воплощения кем был в рассказанной истории о прошлом. Что отличает каждую эту историю, так это безоговорочный альтруизм и сострадание Будды, действие исходя не из личных интересов, а из необходимости поступить во имя другого определённым образом. Говоря о качествах Татхагаты, уместно привести слова из Сутры Лотоса: «Обитель Татхагаты — это сердце, наполненное великой жалостью и состраданием ко всем живым существам. Одежды Татхагаты — это сердце, наполненное мягкостью и терпением. Место Татхагаты — это «пустота» всех дхарм». Каждый, кто культивирует в себе эти качества, приближается к постижению его уровня и обретает его покровительство.
Ещё одна особенность Татхагаты заключается в том, что он не даёт одно общее Учение всем, а даёт то, что должен получить конкретный ученик в конкретных обстоятельствах. То есть может быть и так, что одному он скажет одно, а второму — противоположное, но и для первого, и для второго это будет истина, благодаря которой они значительно продвинутся в развитии. На этот счёт есть одна притча про Будду Шакьямуни. В ней речь идёт о трёх учениках, пришедших к Будде с одним и тем же вопросом: «Существует ли Бог?» Первому он ответил, что Бог существует, поскольку пришедший был материалистом; второму — что нет, т. к. тот был религиозным фанатиком; третьему — что оба утверждения (что Бог есть и что его нет) верны, поскольку этот ответ был наиболее нужен этому ученику.
Иной раз может показаться, что Будда поступил несправедливо или неправильно, но на самом же деле он применил уловку, которая не является ни ложью, ни заблуждением, поскольку это продуманный, осознанный ход, раскрывающий перед нуждающимся путь, ведущий к истине и пониманию сути вещей в будущем. Подробно об уловках сказано во второй главе Сутры Лотоса: основная суть заключается в преподнесении знаний и обращении с существом согласно его уровню развития. Это можно сравнить с тем, как мы общаемся с детьми и взрослыми — одну и ту же информацию доносим до них по-разному, сообразно их пониманию. В уловках применяется тот же принцип.
Когда мы говорим, что Татхагата воплощается не по своему желанию, а из потребности тех, кто с ним связан, нужно упомянуть, что, согласно буддийской концепции, все существа находятся в колесе сансары. И для того чтобы из него выйти, нужно избавиться от страстей — желаний, эмоций, привязанностей и т. п., которые, в свою очередь, связаны с неведением. Самые сильные из них — гнев, похоть и жадность. До тех пор, пока существо не избавилось от неведения, оно обречено на перевоплощение. Куда и как оно перевоплотится, зависит от его страстей и накопленной кармы. Стоит подчеркнуть, что важным моментом здесь является желание перевоплотиться, возникшее в момент самой смерти или перехода, которое может быть выражено в любой эмоции. Однако Татхагата не обладает страстями, являющимися условием для перевоплощения в сансаре. Он уже находится за её пределами, в то же время он приходит сюда по необходимости ради других существ.
Продолжительность жизни Татхагаты, согласно Саддхармапундарика сутре, не ограничена. В Сутре сказано: «Я — отец мира, спасающий от страданий и мучений, говорю обыкновенным людям, которые всё ставят с ног на голову, что исчезну, хотя на самом деле буду пребывать в мире вечно». Дело в том, что для многих важно осознавать, что встретить Будду трудно, — иначе в людях зарождается высокомерие и развиваются дурные качества, они обесценивают знания, думая, что, раз их так легко получить, значит, они не так ценны и нужны, что лишь продлевает срок их пребывания в неведении, обрекая на страдания.
Довольно часто титул «Татхагата» применяется в отношении Будды Шакьямуни. Однако в писаниях (в том числе и в Сутре Лотоса) можно встретить истории и о других Татхагатах. Например, в Вималакирти нирдеша сутре описывается история о Татхагате Ароматной Земли, который даёт учение, «не используя слов и речи, но чтобы побудить дэвов соблюдать заповеди, он пользуется различными ароматами». Стоит отметить, что здесь же сказано, что Будда Шакьямуни, чтобы нести знания на нашей земле, скрыл «свою безграничную верховную силу, чтобы явиться в качестве нищего, смешаться с бедными и снискать их доверие с целью их освобождения». Помимо этого в Вималакирти сутре подчёркивается, что «Бодхисаттвы этого мира (речь идёт о нашем мире) имеют глубокое сострадание, и их длившийся всю жизнь труд ради освобождения всех живых существ превосходит работу, проделанную в других чистых землях в течение сотен и тысяч эонов… Потому что они достигли десяти превосходных деяний, которые не обязательны в других чистых землях». Имеется в виду, что тот мир, в котором мы с вами живём, требует развития гораздо большего количества добродетельных качеств, чем многие другие миры. Это связано с тем, что в более «чистых землях» существа находятся не в таком сильном мороке и не имеют такого количества отвлекающих от развития факторов.
Подытоживая всё вышесказанное, приведём описание Татхагаты из Сутры Лотоса о Цветке Чудесной Дхармы, которое, на мой взгляд, можно использовать как личную установку. «Он — отец всех миров и навсегда устранил в себе страх, бессилие, страдания, печаль, "неведение", неспособность видеть скрытое в темноте, и этого ничего не осталось. Но Татхагата обрёл неизмеримые по глубине знание и видение Будды, силы и бесстрашие. Он обладает силой великих божественных "проникновений", а также силой знания и мудрости, совершенен в парамитах "уловок", знания и мудрости. В великой жалости и в великом сострадании он никогда не знает лености и усталости, всегда стремится делать доброе и всем приносит благо».
Теперь мы примерно имеем представление, куда нас может привести путь саморазвития и благих деяний, на кого стоит ориентироваться и кого ставить себе в пример.
Успехов всем, кто Идёт Светлым Путём, и Слава Татхагатам!