В Кушинагаре Будда Шакьямуни перешёл в Паринирвану — это одно из самых популярных мест паломничества для буддистов со всего мира. Почему же сюда приходят люди? Дело в том, что, посещая место, где Будда перешёл в Паринирвану, мы создаём особую карму — карму долгой жизни. Это позволит нам за время пребывания на земле не только стать намного мудрее, но и перейти к более глубоким духовным практикам. К тому же благодаря этому мы не умрём обычной смертью, несущей страх и беспокойство, но будем контролировать процесс умирания и перерождения.
Кроме Кушинагара, Будда завещал своим последователям посещать также ещё три места, связанные с его жизнью. Лумбини — место рождения, Бодхгая — место просветления, Сарнатх — здесь произошёл первый поворот колеса учения.
Когда мы отправляемся в паломничество к месту рождения Будды, мы создаём карму в следующем своём перевоплощении возродиться в приятных местах, где у нас будет возможность практиковать Дхарму.
Когда посещаем место, где Будда достиг Просветления, в нас зарождаются семена кармы того, чтобы и мы также достигли Просветления и шли по этому пути в течение всех будущих жизней. Даже если мы не сможем достичь Просветления в эпоху Будды Шакьямуни, то создадим предпосылки, чтобы быть среди первых учеников Будды Майтрейи, когда он придёт в наш мир.
Когда мы посещаем места, где Будда учил Дхарме, то создаём карму трансформировать свой разум, получая учения. Благодаря этому Дхарма будет глубоко проникать в наши умы и сердца. Мы сможем вкладывать наши силы в распространение учения, рассказывать о Дхарме другими людям и менять их жизнь.
Но вернёмся к Кушинагару, месту, где Будда ушёл в Паринирвану. Давайте попробуем представить себе, что же происходило здесь больше 2500 лет назад. Будда и его ученики пришли в саловую рощу. Шакьямуни попросил Ананду приготовить для него между двумя саловыми деревьями ложе, изголовьем на север. Будда лёг на правый бок, подложив руку под голову. В этот момент зацвели саловые деревья, хотя был и не сезон цветения для них. Их цветы, как небесный дождь, пролились на тело Татхагаты в знак почтения и поклонения. С неба посыпались цветы мандаравы и порошок сандала. В пространстве зазвучали небесные инструменты, исполняющие возвышенную музыку, и раздались небесные голоса.
В тот момент Будда (как и Ананда) был одет в золотистые одежды, подаренные ему Аларой Каламой, мудрецом, ставшим первым наставником Сиддхартхи, после того, как тот покинул дворец в поисках просветления. Ананда удивился тому, что эти золотые одежды, казалось, исчезли и померкли, по сравнению с сиянием кожи Будды. Будда сказал, что только в двух случаях тело Татхагаты испускает такое яркое сияние: во время Просветления и во время перехода в Паринирвану.
Люди из Кушинагара, мужчины, женщины и дети, пришли в рощу, чтобы попрощаться с Буддой. Семья за семьёй, они низко кланялись ему. Был среди них и аскет Субхадда. Именно его Будда посвятил в монахи перед самой Паринирваной. Когда Будду спрашивали, почему он выбрал именно Кушинагар для своего ухода, как одну из причин он называл именно эту — дать посвящение Субхадде.
В какой-то момент Будда попросил помощника отойти в сторону, поскольку, по его словам, небо было заполнено на много миль собранием «большинства богов десяти мировых систем (которые) собрались здесь, чтобы увидеть Татхагату». Некоторые из них, видимо, роптали, что они не могли видеть Будду должным образом.
Когда Благословенный скончался, одновременно с его Паринирваной произошло огромное землетрясение, ужасное и поразительное, и громы прокатились по небесам. Тогда на небе разлилось золотое сияние, похожее на всполохи тысяч огней. Как говорят писания: «Земля сотряслась, и звёзды посыпались с небес». Через 2500 лет после этого события, мы вспоминаем эту сцену. Что же сейчас напоминает о ней в Кушинагаре?
Храм и статуя Паринирваны
Храм и ступа Паринирваны сооружены на месте ухода Будды, там, где было расположено его последнее ложе между саловыми деревьями. Можно предположить, что первоначально на этом месте было устроено небольшое открытое святилище, обнесённое оградой, и уже позднее над ним возведён храм.
От того храма, что был здесь построен в эпоху Гуптов, при раскопках в 1872 году (раскопки возглавлялись Карлейлом) нашли лишь остатки стен разной степени высоты и сохранности.
Интересно, что вход древнего храма был ориентирован на запад. Потому что именно лицом на запад лежал на своём последнем ложе Будда Шакьямуни, и такое же положение повторяла и статуя. Традиционно вход в буддийские храмы устраивается с восточной стороны. Храм состоял из двух помещений: основного, в котором располагалась статуя, и небольшого вестибюля.
Большое количество изогнутых кирпичей, найденных среди мусора, указывало на то, что в храме была сводчатая крыша, непохожая на ту, что мы видим на современном храме.
Здание с пятью узкими сводчатыми окнами и бочкообразной крышей было полностью восстановлено Карлейлом. Исследователь почти всю работу по реконструкции провёл за свой счёт, столкнувшись с множеством трудностей: нужно было не повредить статую, находящуюся внутри; строители не знали, как возвести сложные арочные конструкции. Но энтузиазм учёного победил.
Реконструированный им храм, к сожалению, простоял недолго, всего лишь до 1956 года. В связи с празднованием 2500-летия со дня Махапаринирваны Будды было важно обеспечить свободный доступ паломников к статуе. Отстроенный Карлейлом храм был полностью демонтирован, а вместо него построено новое здание.
То помещение, которое мы можем видеть сейчас, выглядит внутри очень обыденно. Стены облицованы, камнем, зал хорошо освещается через арочные окна. По сути, это здание точнее назвать не храмом, а защитным сооружением над огромной шестиметровой статуей, изображающей Будду, уходящего в Паринирвану. Эта статуя — одна из важнейших достопримечательностей Кушинагара.
При жизни Будды было не принято создавать статуи. Считалось, что природу Будды лучше постигать, читая священные писания. Но через несколько сотен лет после его ухода такие статуи начинают появляться в большом количестве. Не все тексты переведены, да и многие люди не любят читать. Но любой человек может почувствовать безмятежность Будды, просто глядя на статую Будды.
Образ уходящего Будды не должен вызывать печаль, а напротив, ощущение, что все существа могут стать просветлёнными и достичь освобождения от страданий, наполняющих сансару. Спокойствие, которое передаёт статуя, свидетельствует об одном из величайших достижений Будды Шакьямуни как практика — способности контролировать процесс собственной смерти и решать самому, принимать ли следующее перерождение.
Статуя Паринирваны Будды, найденная в Кушинагаре, одна из самых известных. Фигура Будды повторяет ту позу, в которой он лежал под деревьями Сала: Будда лежит на правом боку, лицом к западу. Это одна из канонических для буддийского искусства поз.
Статуя длинной более 6 метров выполнена из монолитного красного песчаника. Того самого знаменитого чунарского красного песчаника, из которого выполнены знаменитые колоны Ашоки. Из него же сделан и семиметровый пьедестал, на котором лежит статуя.
В нишах передней поверхности пьедестала высечены фигуры скорбящих последователей Будды — три небольших фигуры. Слева — плачущая человеческая фигура. Фигура в центре показывает монаха, медитирующего спиной к зрителю. Другая фигура справа показывает, как монах положил голову на правую руку, преодолевая горе. В целом сцена изображает тех, кто оставался спокойными во время уходы Будд в Паринирвану, и тех, кто плакал, выражая своё горе.
На пьедестале Карлейл обнаружил надпись на брахми, сообщающую о том, что скульптура является даром Харибала, а значит, была создана и установлена во время царствования Кумарагупты (415–456 гг. н. э.), предполагаемого основателя монастыря Наланда.
Когда статую обнаружил Карлейл во время раскопок в 1871 г., она была сильно повреждена. Карлейл рассказывает в своём отчёте о найденных при раскопках человеческих костях и следах пожара. Как и по всей Индии, буддизм в Кушинагаре уничтожался огнём и мечом.
Карлейл очень трепетно отнёсся к находке и собирал статую буквально по частям. Многие части статуи были утрачены, а сама она сильно повреждена. В отчёте Карлейла читаем: «Верхняя часть левой ноги, обе стопы, левая рука, часть тела около талии, часть головы и лица полностью отсутствовали, причём отсутствующая часть левой руки была восстановлена с помощью лепнины (стукко) и кусков кирпича и покрыта толстым слоем штукатурки (позже я нашёл почти все части левой руки, за исключением небольшого кусочка плеча и кисти). Фрагменты, которые я нашёл, были разнообразны по размерам: от нескольких дюймов до нескольких футов. С их помощью мне удалось восстановить большую часть статуи её собственными фрагментами, но всё же некоторые её части были безвозвратно утрачены».
Во многом именно благодаря самоотверженному труду Карлейла мы сейчас можем любоваться прекрасной статуей.
Ступа Паринирваны
Храм и ступа расположены на одной платформе и образуют великолепный архитектурный ансамбль, ещё и окружённый садовым комплексом из саловых деревьев. Территория парка представляет собой прекрасное место для прогулок и медитаций.
Ступа Паринирваны относится к ступам особого типа, так и называемых. Она по своей форме напоминает колокол, являющийся символом совершенной мудрости Будды. Этот колокол не имеет постамента (как у других типов ступ), а стоит непосредственно на земле или другом основании.
Сама ступа идентифицирована благодаря надписи на найденном здесь медном сосуде. Надпись на брахми на его стенах гласила, что в ступе находятся кремированные останки Будды (мы понимаем, что, конечно же, лишь небольшая их часть). Также при раскопках был найден текст «Нидана-Сутты».
Большинство построенных в Индии ступ за столетия облицовывались всё новыми слоями из кирпича и штукатурки и поэтому похожи на «матрёшку», в центре которой скрыта первоначальная ступа, часто небольшая по размеру.
Последняя реставрация ступы (то есть то, что мы можем сейчас наблюдать) была проведена на средства и по инициативе бирманских буддистов. Ступа восстановлена именно такой, как изображалась на древних барельефах.
Под последним слоем, который можно назвать бирманским, скрывается более древняя ступа, чуть меньшая по размеру. Её называют «Ступой Карлейла». При исследовании этого археологического слоя были сделаны важные археологические находки: например, медная пластина с надписью о том, что и построил храм и установил статую всё тот же Харибала. Значит, весь комплекс был построен на средства одного дарителя, приблизительно в 450–475. г. н. э.
Внутри скрыта и ещё одна небольшая ступа, сложенная из кирпича. Она высотой не более трёх метров и похожа на те каменные ступы, которые можно увидеть в буддийских пещерных храмах. В нише основания этой ступы была найдена маленькая терракотовая статуэтка Будды.
Ступа Рамабхар
Величественная ступа Рамабхар построена на месте кремации тела Будды. Ступа находится в 2 км от храма Паринирваны. В древних буддийских текстах эта ступа упоминается как «Мукут-Бандхан Чаитья», но это название скорее официальное, местные жители пользуются более популярным — Рамабхар. Так же называется и находящийся рядом небольшой пруд, пересыхающий на лето. Обход ступы можно совершить по одной из двух концентрических дорожек, разделённых газоном. Одна из них примыкает к ступе, а другая находится на небольшом расстоянии.
Какие же события связаны с этим местом? Ананда удивился, узнав, что Будда выбрал для перехода в Паринирвану такой незначительный, на его взгляд, городишко, как Кушинагар. Но Будда знал, что из-за его останков может разгореться очень серьёзный спор. А именно в Кушинагаре будет находиться брахман Дрона, который сможет его уладить.
Случилось именно то, чего опасался Будда. После кремации представители рода Маллов посчитали священный пепел своей собственностью и не захотели ни с кем
делиться. Тогда представители других родов осадили город с требованием выдать реликвии. Именно Дрона сумел разрешить конфликт в преддверии, казалось, неизбежного кровопролития, напомнив, что Будда проповедовал мир и непричинение вреда живым существам.
Об этих событиях упоминает, например, Сюань-Цзан, китайский паломник, в своих «Записках о западных странах», где сказано: «А брахман Дрона вышел вперёд и говорит: «Одумайтесь! Великий сострадательный Почитаемый в Мире в терпении и старании взращивал заслуги добрых деяний и достиг широкой славы, которая будет длиться на протяжении долгих кальп. А ныне вы хотите губить друг друга. Этого не должно быть. Теперь же, на этом месте, поделите мощи поровну на восемь частей, и каждый сможет совершать приношения. Зачем прибегать к оружию?»
Священный пепел был разделён поровну, но не только между людьми, но и между нагами и богами. Владыка Дэвов, Шакра, заявил о том, что и дэвы должны получить свою долю. Цари Драконов Мучилинда, Элапатра и Анаватапта стали настаивать на том, что и драконы не должны быть обделены. Дрона разделил пепел поровну, так что свою долю получили представители каждого из трёх миров. В мире людей над священными останками Будды было построено 8 ступ, которые получили название великих или реликварных ступ.
Сама же ступа Рамбахар возведена на месте погребального костра. Останков Будды в этой ступе не было. Возможно, их забрали монахи, бежавшие из города в связи с мусульманским нашествием. Ступа датируется третьим веком нашей эры.
Храм Матхакуар
Этот Храм находится примерно в 400 ярдах от ступы Паринирваны, на месте последней проповеди, прочитанной Буддой. В нём находится одноимённая статуя Будды, вырезанная из монолитного блока синего камня. Изображается один из величайших в жизни Будды моментов. Сидя под деревом Бодхи, Будда выполняет мудру касания земли, призывая Землю в свидетели того, что он совершал в прошлых рождениях.
Будда выбрал Кушинагар как место своего ухода ещё по одной причине: это было место, подходящее для того, чтобы дать людям «Махасудассана сутту» — сутту о Великом и Окончательном Освобождении. Сутта производит очень сильное впечатление на слушателя. В ней и описывают основные обстоятельства, связанные с уходом из мира Татхагаты. Эта сутта была прочитана на месте, где сейчас находится храм Матхакуар.
Судя по данным археологических исследований, Кушинагар почитался как место Паринирваны Будды приблизительно с III–IV вв. н. э. Именно III–V веком датируется большинство религиозные построек в Кушинагаре. До XI–XII вв. здесь процветали монастыри. В средние века на этой территории распространились ислам и индуизм. Город был надолго заброшен. На протяжении более чем 500 лет он оставался забытым и потерянным и только в середине XIX века стал обретать былую славу. Археологам пришлось освобождать постройки от практически двенадцатиметрового слоя грязи.
Приглашаем в тур по Индии и Непалу с Андреем Верба, где вы сможете прочувствовать места силы, связанные с Буддой Шакьямуни.