Махабодхи — храм Великого Просветления

махабодхи, дерево бодхи
Махабодхи переводится с санскрита как «Великое Пробуждение». Это, пожалуй, самый знаменитый буддийский храм мира, расположенный на том самом месте, где Сиддхартха Гаутама достиг просветления и стал Буддой, проведя в медитации 6 суток (по некоторым источникам – 49 суток).

Это великое событие относится к 12 подвигам Будды. Произошло оно недалеко от древнеиндийского городка Гая, который известен теперь как Бодхгая.

Бодхгая, बधगय (на санскрите — «место пробуждения возле Гаи») — один из главных центров буддийского паломничества. Он расположен в северо-восточной части Индии, в штате Бихар.

С точки зрения Великой колесницы (на санскрите «Махаяна») считается, что в это наполненное силой место приходят для обретения окончательного просветления все Будды, дающие начало счастливым периодам существования недвойственного учения, приводящего к освобождению.

В 35 лет, после 6-летней аскезы, Сиддхартха Гаутама дошёл до крайнего истощения. Стало понятно, что чрезмерные аскезы не привели ни к чему, кроме как к помутнению сознания. Желая напиться из реки, обезсиленный он упал в неё. Течение вынесло Гаутаму на берег рядом с местечком Гая. Здесь его нашла местная крестьянка Суджата. Пожалев Сиддхартху, она принесла ему еды. Поев, он расположился под большим баньяном. Совершив омовение и наполнив водой глиняный горшок, в котором Суджата принесла ему еды, он бросил его в реку. Однако горшок не утонул, что Сиддхартха расценил как хорошее предзнаменование. Так, он решил расположиться под баньяном и не вставать до тех пор, пока не достигнет понимания истинного порядка вещей.

По преданию, к Будде явился демон Мара. Чтобы вывести его из состояния медитации, он посылал к нему толпы злых духов, страшных оборотней и виев. Но Будда нашёл силы, чтобы прочитать им небольшую проповедь о безсмысленности потакания страстям. После этого демоны отчаялись помешать ему. Тогда Мара напустил бурю, землетрясение и тучи насекомых. Но ни один волос не дрогнул на голове Будды. После этого Мара, вспомнив о беззаботной юности царевича, подослал к нему своих дочерей — воплощение сладострастия, похоти и других губительных пороков. Но от них Будда был защищён силой великой Любви (майтри) и великого Сострадания (каруна) ко всему живому. На 6 день Сиддхартха постиг устройство мироздания и достиг Полного Просветления. В этот момент снова появился Мара и потребовал доказательства великого события. Сидящий Будда коснулся правой рукой земли, и та ответила: «Я свидетельствую это» — именно эта поза (поза алмазной несокрушимости) является наиболее часто изображаемой в буддийском искусстве. После этого, Бог «Зла и Смерти» отступил, склонив свою непокорную голову перед Победителем.

древняя бодхгая

О древней истории Бодхгаи почти ничего неизвестно. Судя по материалам археологии, скорее всего, там существовала небольшая монашеская община. Центром паломничества местечко стало намного позже — в III веке до н.э., когда индийский царь Ашока, покровительствующий буддизму, построил в Бодхгае большой храм Махабодхи. Наиболее полные сведения о Бодхгае принадлежат китайским путешественникам – Фа Сяню (V в. н.э.) и Сюанцзяну (VII в. н.э.). Последний описывает Бодхгаю как крупный религиозный центр с большим количеством храмов. Однако всё это было разрушено в результате мусульманского завоевания Индии и образования Делийского султаната (XIII в.). Тибетский путешественник Дхармасвамин, посетивший город в 1234 году, сообщает, что от былого великолепия там остались лишь руины.

Святыня обрела второе рождение в XIX столетии, в первую очередь, благодаря археологическим изысканиям сэра Александра Каннингема (1814-1893 гг.), полковника колониальных войск, возглавившего в 1861 г. археологический комитет Британской Индии. Однако предпосылки для этого были заложены ранее, еще в XVIII в., когда храм сильно обветшал и зарос, окружённый плотно обступившим его кольцом джунглей. 

Приезд в Бодхгаю А. Каннингема стал той поворотной точкой, с которой началась новая история восстановления и изучения храма Махабодхи. Каннингем прибыл в Индию в 1833 г. в должности второго лейтенанта. Выполняя служебные обязанности, он с увлечением изучал археологию, помогающую ему больше узнать о прошлом Индии, значительную роль в котором играл буддизм. В 1851 г. Каннингем открыл ступы в Санчи и раскопал реликвии Шарипутры и Маудгальяны, двух главных учеников Будды Шакьямуни. После отставки из армии в 1861 г. генерал А. Каннингем был назначен первым директором департамента археологической экспертизы, утверждённого правительством Индии. Археолог был очарован великим храмом Махабодхи в Бодхгае и посещал Бодхгаю несколько раз, причём во время второго своего визита в декабре 1862 г. принял решение начать археологические раскопки вблизи храма. Эта смелая идея была реализована лишь в 1871 г.

Важную роль сыграл Каннингем и в спасении главной реликвии храма — дерева Бодхи, погибшего во время сильнейшего шторма в 1876 г. и заново высаженного выдающимся археологом из ростков предыдущего. 

бодхгая

Для реализации своего проекта реставрации храма Махабодхи массу усилий прилагало правительство Бирмы. Приехавший из Калькутты в 1879 г. журналист описывал храм так: «Цоколь и нижние профили были погребены под грудами мусора. Полы храма и главной залы были расчищены бирманцами от слоя грубого камня на глубину четырех футов (около 1м), спереди был убран весь мусор. Крыши главной залы и галереи второго этажа разобраны. Передняя часть храма над третьей залой обвалилась, образовав треугольный пролом двадцати шагов в высоту и двенадцати в ширину у основания. Восточный фасад представляет собой руинированный холм. Южный — также разрушен, однако местами еще хранит следы резьбы. Западный фасад храма погребён под слоем мусора». Эта статья стала своего рода сенсацией и привлекла повышенное внимание правительства Индии, которое, наконец, утвердилось во мнении относительно не только религиозного, но и высокого археологического и исторического значения храма, а также выразило желание участвовать в реставрационных работах. 

В 1880 г. один из ассистентов А. Каннингема по имени Дж. Беглар был назначен заведующим реставрационными работами. Новые требования к реставрации предписывали воссоздать первоначальный облик храма. Всё это требовало не только больших временных, но и материальных затрат. Храм был воссоздан по образцу очень удачно найденной в руинах храма маленькой каменной модели. На основе этой модели стало возможным восстановить не только главный фасад, но и четыре угловые башни.

Реставраторы понимали, что храм Махабодхи никак не может быть мёртвым реликтом, интересным лишь студентам-археологам и архитекторам. Напротив, это торжество Просветления Будды, запечатлённое в камне. Это настоящий храм, куда буддисты могут прийти и выразить своё почтение. 

В 1880-е годы храм Махабодхи был максимально восстановлен в том облике, который был ему присущ в 637 г. н. э. Каннингем писал об этом так: «Описание храма Махабодхи на момент 637 г. н. э. очень точно соответствует Великому храму современности. По моему мнению, нет причин сомневаться в этом или досаждать по поводу изменений и переделок. Мы видим перед собой, то же здание, что было описано китайским путешественником. Этот факт подтверждается следующими сравнениями. 

1. Размеры двух башен в точности те же. Современный храм имеет площадь в 48 квадратных футов по основанию (около 15 м) и около 160–170 квадратных футов в высоту (около 49–52 м). 2. Храм построен из голубоватого кирпича с облицовкой штукатуркой. 3. Четыре фасада имеют ряды ниш, расположенных одна над другой, каждая из которых, без сомнения, содержала буддистскую статую. Когда я последний раз видел храм, сохранились только три такие статуи. 4. Восточный вход был явно добавлен к оригинальной постройке позднее, поскольку кладка входа сильно отличается от основной кладки храма». 

махабодхи, бодхгая

Результатом дорогостоящих и блестящих реставрационных работ, начатых Бирмой и завершённых англичанами А. Каннингемом и Дж. Бегларом при поддержке индийского правительства, стало то, что правительство Индии взяло храм Махабодхи под официальный надзор и учредило ежемесячного ревизора, проверяющего состояние храма. Реставрация комплекса Махабодхи продолжается и по сей день, но уже в рамках нового проекта ЮНЕСКО 2002 года, предусматривающего восстановление и раскопки памятников, примыкающих к храму Махабодхи. Раскопки на территории комплекса и дальнейшее его благоустройство преследуют не только эстетическую цель, но и призваны воссоздать обширный бодхгайский центр мирового значения, широко принимающий участие в культурной жизни народов многих стран.

В 2013 году было принято решение украсить знаменитый храм Махабодхи золотом и позолотить вершину храма. Одним из инициаторов стал 85-летний король Тайланда Пумипон Адульядет, который пожертвовал 100 кг золота. Щедрый дар стоимостью в $14,5 млн., доставили специальным рейсом в индийский штат Бихар.

Сегодня Бодхгая — крупный религиозный центр, где насчитывается более 150 культовых построек. Нет ни одной буддийской школы, которая не имела бы здесь своего храма или представительства. Ежегодно город посещают более 400 тыс. туристов и паломников.

Буддийский храм Махабодхи, представляет собой мандалу-дворец в традиционном индийском стиле и считается одной из самых древних кирпичных построек восточной Индии, из всех сохранившихся до наших времён. Это не только яркий памятник буддийской архитектуры. Сакральный смысл его — служить вместилищем высшей осознанности Будды.

Храм имеет четыре входа, многоярусную пирамидальную структуру, где каждый следующий ярус сужается кверху. Последний ярус представляет собой крытую балюстраду. Внешне архитектура дворца Будды, подробно описанного в тантрических текстах и схематически изображаемого на танках, изобилует многочисленными балкончиками и гирляндами. Однако такое разнообразие декора не является прихотью архитектора. Каждый элемент имеет конкретный смысл. Связан он, как правило, с качествами и совершенными признаками Будд и их аспектов.

Высотой более 50 метров устремленный ввысь храм в виде четырехгранной конусообразной башни, окружённой пирамидальными башенками по бокам, увенчан ступой. Главный вход по традиции находится на востоке. Квадратный по плану, храм окружён каменным безводным рвом — символом нерушимой ограды, также описанной в текстах. Внутри храма Махабодхи "пребывает" Будда Шакьямуни: его огромная статуя расположена в центральном зале.

махабодхи, бодхгая

В храмовом комплексе почётное место отведено священному дереву Бодхи. Дерево Бодхи (Бо), или «Дерево Просветления», как называют его индийцы, — это баньян, (индийская смоковница), или Ficus religiosa, по латыни. Под ним находился Будда в момент просветления. Правда, это не именно то дерево, а его праправнук.

Первым, кто посягнул на священную реликвию, был сам Ашока, исповедовавший первоначально индуизм. Царь хотел сжечь его на ритуальном костре, однако дерево не загорелось. Вместо этого оно начало светиться. Раскаяние и обращение царя к буддизму последовали столь скоро, что ему удалось спасти святыню, отмочив корни в воде и молоке. Позже, Ашоке пришлось спасать Бо от собственной жены, враждебно настроенной против новой религии. Он был вынужден построить вокруг святыни 3-х метровую стену. 

А вот принцесса Цейлона Сангхамитта, была, напротив, столь расположена к буддизму, что специально приезжала к Ашоке, дабы взять с собой отросток священного дерева и посадить его в саду Анурадхапура. Дерево, выросшее из него, сохранилось до сих пор. По мнению учёных, его возраст составляет 2150 лет. Именно благодаря ему, индийским буддистам удавалось не раз воскрешать главную реликвию Бодхгаи. Через 50 лет после смерти Ашоки, к власти в Индии пришёл князь Пусьямитра (правил 185-151 г. до н.э.), основатель новой династии Шунга. Пусьямитра был радикальным противником буддизма, и по его приказу священный баньян был уничтожен. Только после смерти Пусьямитры индийским буддистам удалось привезти из сада Сангхамитты новый росток священной смоковницы и тайно посадить его в Бодхгае. Это дерево благополучно росло на протяжении 800 лет, пока не погибло от рук бенгальского князя-индуиста Шашанги (правил в середине VI в. н.э.). Однако из сада Анурадхапура был вновь доставлен священный росток. Спустя 100 лет высота дерева превосходила 20 м. Можно сказать, что дальнейшее существование священного дерева было вполне благополучным. Его не тронули ни мусульмане, ни европейские колонизаторы. Оно погибло во время сильного шторма в 1876 году. Стараниями Александра Каннингхэма, на Цейлон была направлена делегация за новым отростком баньяна. Сейчас он превратился в 24-х метровое дерево. Любой паломник считает за большую удачу поймать листок, упавший со священного дерева и вынесенный ветром за высокую загородку. Возраст нынешнего дерева примерно 115 лет. Под ним находится плита из красного песчаника — трон принца Гаутамы в месте достижения Просветления.

автор статьи преподаватель йоги Наталья Митина