Випассана — путь к познанию сути

погружение в тишину
«Медитации уделяют внимание все религии. Йогины утверждают, что медитативное состояние ума — наивысшее состояние, в котором ум может находиться. Когда он исследует внешний объект, он идентифицирует себя с ним и теряет себя. Используя сравнение древнего индийского философа: душа человека — чиста, как кристалл, но она принимает цвет того, что рядом. Всё, к чему прикасается душа, окрашивает её в свой цвет. В этом и состоит сложность. И в этом зависимость».

Свами Вивеканда

Слово медитация происходит от латинских слов meditari — «размышлять», «упражнять разум» и mederi — «исцелять». Санскритское происхождение этого слова medha — означает «мудрость». В основе медитации лежит концентрация ума на определённом объекте, звуке, образе или дыхании, также это может быть динамическая медитация, когда выполняются, например, свободные движения под музыку. В медитативном состоянии практик всецело присутствует в объекте медитации за счёт отстранения от происходящего, то есть всё его внимание сконцентрировано на чём-то одном, оно уже не распыляется и не пытается ухватить и тут и там, а полностью обращено в одном единственном направлении.

В данной статье мы рассмотрим наиболее распространённый в буддийской традиции вид медитации — випашьяна или випассана.

Випашьяна дословно означает «видеть реальность как она есть», иными словами, цель данной медитации — пробудить в себе изначальную мудрость. Данная практика позволяет, во-первых, проникать в суть вещей и событий, развить так называемое ясное видение происходящего, во-вторых, на более глубинном уровне, увидеть свои прошлые жизни (воплощения) и приблизиться к пониманию своего предназначения на данное воплощение. Звучит заманчиво, как же добиться таких результатов?

Внешне практика медитации выглядит довольно просто: скрестил ноги, выпрямил спину, сложил руки, закрыл глаза. На самом же деле, когда осуществляешь первую попытку медитации, сталкиваешься с некоторыми проблемами: ноги не особо-то и сгибаются, спина не выпрямляется, а глаза то и дело бегают, разглядывая непомерный поток мыслей. И даже если всё не так плохо и вроде уселся, то остаться в таком положении неподвижно в течение хотя бы получаса, крайне трудно. Ввиду чего возникает резонный вопрос — нужно ли себя так мучить, ведь можно сесть на стул или лечь на диван, и медитируй себе? Ответ однозначный — нужно!

А суть в следующем. За счёт прикладываемых к себе усилий у практика происходит так называемое очищение. Через преодоление себя рассеиваются иллюзии и о себе, и о мире. Казалось бы, ну что тут такого сесть и посидеть пару часов со скрещенными ногами, по сравнению с целой жизнью — ерунда. Мы ежедневно выбрасываем гораздо больше времени, сидя в социальных сетях, перед телевизором, в метро или в пробке. Однако приближает ли нас комфорт к пониманию себя и мира вокруг? Мы даже и не помним, что мы делали всё это время. То есть мы можем вспомнить: «Я смотрел такой-то фильм». Но что мы реально делали в это время: как сидели, с кем говорили, дышали или нет, грызли ногти, чесались, о чём думали — ничего… Однако, если, например, что-то нам доставляло дискомфорт: было тесно, дурно пахло и т. п., то мы более детально запомним свои действия. Когда человек выполняет аскезу, он наиболее осознан, сконцентрирован, его ум не блуждает. Помимо прочего выполняя аскезу, происходит очистка кармы. На сайте oum.ru довольно много различной информации на эту тему, например, можно обратиться к одной из моих предыдущих статей «О природе событий. Карма и кармические связи». И, как ни странно, именно наличие трудностей указывает на ценность плода, получаемого в результате. Как показывает жизненный опыт, чем больше мы вкладываем усилий, времени, денег, тем больше мы ценим полученное.

Однако не достаточно лишь перевести внимание на себя, необходимо развернуть сознание глубже, внутрь, отвлечься от внешних раздражителей. В йога-сутрах Патанджали данный этап именуется пратьяхарой — пятая ступень аштанга-йоги (восьмиступенчатой йоги), в буддийских практиках данное отвлечение с последующим обузданием ума носит название «шаматха». В буддийской традиции шаматха представляется изображением, где монах сначала гонится за чёрным слоном, увлечённым обезьяной, но по мере продвижения на пути слон и обезьяна светлеют, и в завершении слону нет дела до обезьяны, на нём восседает монах, и они летят по радуге. Слон здесь символизирует ум, обезьяна — неугомонные мысли, монах — практика, полёт по радуге — переход от Шаматхи к Випашьяне. Шаматха — это работа по постепенному уменьшению количества мыслей, отвлечению внимания и сознания от внешних раздражителей, например, звуков, запахов, дискомфорта в теле, то есть путь достижения спокойствия ума. И затем происходит произвольный плавный переход к випашьяне.

Если Шаматха — практика покоя ума, то Випашьяна — практика ясности ума.

Випашьяна не означает отсутствие мыслей, ум хитёр и постоянно ищет пути обратить на себя внимание, но находясь в этой медитации, практик не вовлекается в мысли, а видит, где они начинаются, откуда произрастают и каково их место назначения. Именно поэтому випассана помогает осознать глубинные причины и истинную мотивацию тех или иных действий. Мы как бы распутываем клубок с целью увидеть, что стоит за тем, как мы живём и существуем. Благодаря этой практике мы можем утвердиться в правильном и разочароваться в неправильном, можем научиться отличать зёрна от плевел.

Випассана предназначена для встречи с самим собой. В итоге практик понимает, что нет смысла ничего выдумывать, что необходимо перестать врать самому себе. Как результат он сознаётся во всех допущенных ошибках, во всех моментах, где руководствовался эгоизмом. Всё это постепенно слой за слоем всплывает на поверхность, что порой весьма неприятно и горько. Однако помимо неприятных ощущений и колющей правды, начинает пробуждаться ясность. Здесь важно не зацикливаться на неприятном, а констатировать и отпускать. Таким образом и будет происходить то самое очищение от загрязнений ума.

Нужно сказать, что начать выполнять подобную практику лучше под руководством преподавателя или мастера, того, кто имеет опыт в этом деле и если что сможет пояснить какие-то моменты, ответить на возникающие вопросы. В настоящее время наибольшую популярность имеют два ретрита, направленных на ясное осознавание: Випассана по Гоенка и Випассана медитация-ретрит «Погружение в тишину» клуба oum.ru.

Главное условие данных мероприятий соблюдение обета молчания, участие в медитациях, соблюдение установленного режима, а также отказ от вредных привычек, насилия (включая употребление в пищу животных) и какой-либо деятельности, не связанной с практикой, на протяжении всего ретрита (курс длится около 10 дней).

Основное отличие данных ретритов состоит в том, что випассана по Гоенка не включает иных практик, кроме медитаций и делают упор на то, чтобы практик не получал никакой входящей информации, поэтому здесь забирают гаджеты, тетради, книги. В oum.ru помимо четырёх часов непосредственной медитации ежедневно проводятся двух часовое занятие хатха-йоги, час концентрации на образе и час совместной мантры «Ом». Также рекомендуется выполнять пранаямы и читать развивающую литературу (желательно древние писания), на что отведено ещё два часа ежедневно, по часу на каждую практику. Связь с внешним миром также желательно не поддерживать, поэтому рекомендуется отключить мобильные телефоны.

Немаловажно не выходить из ретрита раньше времени. Дело в том, что программа выстроена определённым образом, и установлена оптимальная продолжительность ретрита. За это время человеку удаётся не только увидеть определённые результаты, но и закрепить их.

Я дважды принимала участие в ретрите «Погружение в тишину» в oum.ru, могу сказать, что благодаря этому моя жизнь очень сильно преобразилась, я нашла ответы на многие вопросы, приблизилась к пониманию своего места в этом мире в этом воплощении, встретила людей, с которыми действительно много общего. Если спросить меня, советую ли я другим участвовать в подобном мероприятии и для кого оно, то мой ответ будет следующим. Конечно, я советую хотя бы раз каждому пройти курс випассаны, такие ретриты открывают глаза на себя и мир, убирают толстый слой иллюзий, которым большинство людей окутано, позволяют по-новому взглянуть абсолютно на всё, пересмотреть своё отношение к жизни, пробудить внутреннюю глубинную мудрость, переходящую из жизни в жизнь.

И ещё, может показаться, что медитация это что-то «не наше», что-то тибетское или индийское, на самом деле это не совсем так, практически во всех религиях встречаются медитативные практики. Поэтому випассана проводится для людей любых религиозных взглядов и убеждений.

Искренне советую попробовать свои силы в випассане. 10 дней — ничто по сравнению с целой жизнью, а результаты останутся на несколько воплощений вперёд.

Ом!

автор статьи преподаватель йоги Стёпочкина Варвара