Измени себя — изменится Мир вокруг

Храм Ваджрайогини. Место, где практиковала Еше Цогьял и другие йоги прошлого

Слушать аудио 0:00 / 12:25
Синтезированная речь

В неварской традиции Ваджрайогини имеет четыре основных аспекта, у каждого из которых есть свой храм в долине Катманду. Храмы отмечают основные направления долины и расположены в священных местах: Санкху, Парпинге, Биджешвари и Гухьешвари. Если первые три храма принимают туристов и паломников со всего мира, то в последний, в Гухьешвари, иностранные посетители не допускаются.

Ваджрайогини поклоняются в долине Катманду неслучайно. Её имя ассоциируется с древнейшим прошлым всей долины. Согласно ряду легенд и «Сваямбху-Пуране», в изначальные времена дно долины покрывало огромное озеро, благодаря которому Будды и Бодхисаттвы получали глубокий опыт, находясь в медитации. Например, Манджушри во время практики увидел Чакрасамвару с великой йогиней. Он воспринял это видение как знак того, что долина станет наиболее подходящим местом для практики людей на много поколений вперёд. Но, к сожалению, энергия ушла из долины вместе с водой, схлынувшей через расщелину в скалах. И не вернулась до тех пор, пока Манджушри не обратился за помощью Ваджрайогини.

Непал очень интересен в плане своего географического положения. Расположен он на пути из Индии в Тибет (и наоборот). Климат Тибета и Индии очень отличаются. Путник, попавший из высокогорного прохладного Тибета в жаркую равнинную по преимуществу Индию, испытает много проблем. Если человек поднимается с равнины, ему тоже нужно привыкнуть к высоте. Веками путники задерживались в Непале, чтобы акклиматизироваться, привыкнуть к новым условиям.

Падмасамбхава, когда шёл из Индии в Тибет, остановился в Непале, в Парпинге. Он практиковал в местных пещерах около 12 лет, визуализируя здесь образ Важрайогини (конечно же, он занимался и другими практиками). Именно по его приказу и было построено первое святилище в честь видения образа Ваджрайогини в Парпинге.

скульптурная композиция будда фото

Каждая из практик, связанных с почитанием дакини или йидама, имеет божественное происхождение. Но при этом разные великие мастера могли получить разные образы-видения йидамов во время практики медитации. Передавая практику дальше, мастер ничего не придумывал и не воображал, он пересказывал лишь то, с чем столкнулся во время своего духовного опыта. Обычно такие практики предавались по линии устной передачи, от учителя к ученику. Со временем возникала необходимость запечатлевать эти образы в тханках или статуях, для того чтобы они могли служить людям опорой во время их практики. Никакой земной рисунок не в состоянии передать небесное видение. Такие изображения лучше воспринимать как схему-подсказку к практике визуализации. Конечно, не каждый автор тханки или статуи был благословлён соприкосновением с божественным миром. Одни мастера запечатлевали то, что видели, ну а другие просто копировали их изображения.

Первоначально традиция изображения Ваджрайогини опиралась на опыт мистического видения великого мастера Наропы. Он получил её образ в форме Наро Кхандрома (Наро Качо, Наро Кечари) — стоящая в двойном тетраэдре прекрасная шестнадцатилетняя девушка красного цвета, корпус которой слегка наклонён влево, с прямой правой ногой и присогнутой левой.

Но история Парпинга связана не с Наропой, а со знаменитым Вагисваракирти (он жил в XI веке). Этот великий практик из традиций Гухьясамаджи, Самвары и Хеваджры, а также буддийский учёный упоминается в «Синей летописи», важном первоисточнике, содержащем сведения о тибетской истории и культуре. Он был известен как один из величайших учителей своего времени. Этот великий йогин был учеником сердца Наропы, то есть ближайшим учеником и приемником великого ламы.

Проведя долгие годы с учителем и получив от него практику визуализации Ваджрайогини в вариации Наро Кхандрома, братья Пампинг (а в Непал Вагисваракирти пришёл со своим братом Бодхидхарой) принесли это учение в Непал и Тибет. Сейчас уже трудно сказать, была ли им присвоена эта «фамилия», потому что они долго практиковали в Парпинге, или же напротив, Парпинг получил своё наименование по названию той индийской деревушки, в которой родились братья.

храм ваджрайогини фото

Надо добавить, что они принесли в Тибет и множество других учений, например, посвящения в практику Калачакры и Мандалу Чакрасамвары. Старший из братьев, Вагисваракирти, был учителем Марпы в течение трёх лет, и именно он посвятил знаменитого переводчика и учителя Миларепы в ритуалы Чакрасамвары.

По словам Глена Муллина, братья много лет провели в ретрите в Парпинге, что очень важно для достижения реализации в практике Ваджрайогини. Усердие Вагисваракирти к практике не осталось невознагражденным.

Образ, по которому сделана статуя дакини, которую мы и сейчас можем видеть в храме, получен в видении Вагисваракирти. О том, что этот образ не просто плод больной фантазии, а действительно результат глубокой практики, свидетельствовали чудеса. Предания сохраняют помять о том, что эта статуя разговаривала с людьми так, как могла бы разговаривать проявленная в материальном теле дакини. Данные об этом приводит, к примеру, Кит Доумен.

Этот образ называют по-разному: Уддхапада Ваджрайогини (йогини на одной ноге) и Пампинг Йогини. Индусы почитают его как Нейлскую Тару. Также этот образ называют Майтри Качо. Потому что до того, как явиться в Парпинге, он являлся Майтрипе, великому Махасиддху, в своё время учившемуся в Викрамашиле под руководством Атиши, но исключённому за «плохое поведение».

Как и большинство форм Ваджрайогини, она ослепительно красного цвета. Сверкающее ярко-красное тело йогини символизирует космическую энергию и сверкание пламени её внутреннего огня, огня Туммо (неслучайно эту йогини иногда изображают окружённой языками пламени). Подтверждая огненную сущность дакини, в храме постоянно зажигают огонь.

У великой дакини три глаза, один из которых находится на лбу, между бровей. Они символизируют способность одинаково чисто видеть прошлое, настоящее и будущее. Дакини — это существо, обитающее в чистых землях и способное привести туда же своих последователей.

барельеф дакини фото

Правой ногой Ваджрайогини попирает лежащее на земле мирское божество Махаишвару, а другую ногу поднимает по направлению к небу. Сама дакини при этом исполняет небесный танец. Один из традиционных эпитетов разных дакини — «небесные танцовщицы». Дакини по своей сути является персонифицированной небесной энергией. И танец символизирует непрерывное движение этой энергии, её активность. Танцуя, дакини даёт понять всем окружающим, что она и есть источник этой энергии, энергии, которая может быть трансформирована в любые материальные и духовные блага.

Ваджрайогини практически всегда изображается в союзе со своим духовным супругом — Чакрасамварой. Но иногда он представлен в виде многорукого божества с телом ослепительно-синего света (синий цвет обозначает недвойственность). А иногда его символизирует кватанга, лежащая на левом плече Ваджрайогини. В варианте Майтри Качо (который мы видим в Парпинге) Чакрасамвара изображён в виде кватанги — жезла с длинной рукоятью.

В правой руке дакиня держит острый нож, картику. Этот нож способен отсекать все омрачения и заблуждения и иллюзии. Левой рукой она подносит ко рту чашу из черепа. Божественные лев и божественная красавица багхини, прислуживающие дакине, находятся по обе стороны от неё.

Вероятно, что статуя была первоначально сделана во времена самого Вагисваракирти, но позже подвергалась реконструкции и восстановлению последующим ваджрачарьей (буддистским священником Ваджраяны из общины Ньюари Непала). Сам образ находится во внутреннем святилище, и паломники проходят к нему через узкий коридор. Иногда эту статую прячут за посеребрённую дверь.

Помимо изображения Ваджрайогини, о котором мы говорили выше, есть ещё одна святая статуя Ваджрайогини, которая стоит в отдельной камере, в стороне. С точки зрения иконографии, она точно такая же, как и основной образ, которому поклоняются в Парпинге. Но её лицо жёлтого цвета. Говорят, что эта статуя принадлежала великому учителю Марпе. За время своей жизни он не раз путешествовал из Тибета в Индию и, видимо, останавливался в Парпинге, чтобы поклониться великой Ваджрайогини.

святилище ваджрайогини фото

Святилище Ваджрайогини находится на верхнем уровне здания. В нижнем, называемом Гандакоти, расположена статуя Авалокитешвары. Слева от него — жёлтая Тара, а справа — Будда Шакьямуни в окружении двух его главных учеников.

Ещё одно чудо Парпинга — это самопроявленный в каменной породе образ Зелёной Тары, возникший недалеко от храма. Он не был вырезан ремесленником… Рельефный образ появился в скале около 1970-х годов, сначала был очень маленьким, но за несколько десятилетий вырос до современных размеров. Со временем он становится всё чётче. Говорят, что прямо над ним начинает проявляться ещё одно изображение — слоноголового бога Ганеши. Тибетцы называют это явление ранчжуном или «самосознанием». По словам лам, такое происходит благодаря тому, что здесь постоянно практикуют сильные йогины. Эти образы — результат их медитативных практик.

За последнее десятилетие около самопроявившихся образов был построен храм, содержащий бронзовые скульптуры двадцати одной Тары, а также красивые изображения каждой из них. Фрески, изображающие 84 знаменитых махасидков, тысячерукого Авалокитешвару покрывают стены в комнате соседней с храмом самовозникшей Тары.

Многоуровневый храм Ваджрайогини был построен в XVII веке в форме непальской пагоды. Считается даже, что форма храма-пагоды в Непале и возникла и уже оттуда распространилась по другим странам, в частности пришла в Китай. При этом прототипом для храма-пагоды послужила обычная буддийская ступа. Именно ориентируясь на её геометрию, архитекторы стали возводить многоярусные здания.

К сожалению, некоторые здания храмового комплекса сейчас нуждаются в ремонте. Кое-где вываливаются кирпичи. Но сам храм и многие статуи внутри за последние годы были значительно отреставрированы. Тем не менее не стоит верить глазам, которые могут наткнуться на что-то неприглядное: трещину в каменной стене или пыльную грунтовую дорогу. Здесь, в этих местах, происходили величайшие события, которые принесли благо всем живым существа. Несмотря на невзрачную повседневность, на скудный быт живущих здесь людей, дух великих событий живёт здесь и в окрестных скалах, и в храмовых зданиях.

Каждое просвещённое существо в обширном тибетском буддийском пантеоне представляет собой уникальный метод или путь к Просветлению. Тем, кто чувствует кармическую связь с Ваджрайогини или хочет заниматься практиками в этой традиции, рекомендуется посещать места, связанные с великой йогиней, персонифицирующей великую космическую энергию. Именно так можно получить благословение Ваджрайогини, независимо от того, с какой именно её формой вы будете выстраивать контакт. Все они — всего лишь разные проявления одного и того же великого просветлённого существа, указавшего путь к освобождению.

Приглашаем в тур по Индии и Непалу с Андреем Верба, где вы сможете прочувствовать места силы, связанные с Буддой Шакьямуни. Это место предлагается к посещению в свободный день тура.