Ступа Сваямбунатх — цветок изначального света

Ступа Сваямбунатх — цветок изначального света
Не сотни и даже не тысячи лет назад, а ещё в предыдущую кальпу, Татхагата Випашьин бросил в озеро, покрывавшее своими водами долину, где находится современный Катманду, семя тысячелелепесткового лотоса. Он пожелал, чтобы здесь вырос прекрасный цветок, вместилище всей вселенской энергии, — цветок изначального света. Тогда это озеро называлось Нагдаха, сейчас – это долина Сваямбху.

Семена лотоса могут тысячелетиями лежать на дне озера, не прорастая, пока для них не сформируются подходящие условия (не так давно учёным удалось прорастить семена, которым было более десяти тысяч лет). Шло время, над землёй сменялись тысячелетия, волшебный цветок ждал своего часа. Как говорит «Сваямбху-пурана», лепестки раскрылись тогда, когда на Землю пришёл Будда Шикхин, следующий после Випашьина.

Сменилась кальпа, разрушилась материя, даже небеса высших сфер были сожжены. Но огромное озеро Нагдаха уцелело. Даже на нашей планете есть места, которые не уничтожаются со сменой кальп, например ― гора Гридхракутта, где Будда давал «Сутру Лотоса Чудесной Дхармы». К ним относится и долина Сваямбху. Такие места защищены необычайно мощной, тонкой и чистой энергией Татхагат.

Близилось наше время. Пролетая над озером, Бодхисаттва Манджушри увидел чудесный Лотос, сияющий на образовавшемся посреди озера острове. Бодхисаттве показалось несправедливым, что любоваться цветком могут только наги, обитавшие в водах озера. Чтобы люди тоже могли прикоснуться к чудесной энергии, дошедшей из прошлой кальпы, Манджушри волшебным мечом прорубил брешь в горном хребте, с южной стороны запиравшем сток из огромного озера, и тем самым осушил его.

Научные исследования подтверждают: долина Катманду в древности действительно была дном озера, прорвавшегося около двенадцати, а по другим данным, даже ста тысяч лет назад, через ущелье Чобар. Вода ушла на юг. Причиной тому было сильное землетрясение. В долине Катманду до сих пор можно обнаружить раковины обитателей древнего озера.

Что же мы можем понять, если сопоставим древние тексты, легенды и данные геологии? Очевидно, что некий сакральный и наделённый чистой энергией объект (метафорически обозначенный как «лотос») проявился тогда, когда схлынули воды озера, и следы предыдущих геологических эпох открылись людским взорам. 

Сейчас трудно сказать, была ли это сама ступа, уже возведённая и сохранявшаяся веками под водами, или некая реликвия, вокруг которой эта ступа была возведена позднее. Ряд свидетельств говорит в пользу первой версии. Название «Сваямбунатх» с санскрита переводится как «самопроявившийся», «самосущий». Если верить древним текстам, ступа сама проявилась из-под земли, а скорее, из-под ила, веками накапливающегося на дне озера. Тексты говорят, что во времена Дипанкары (третьего Будды нашей кальпы) эта ступа была погружена в землю (кстати, древнейшая статуя этого Будды хранится на территории храма), а во времена Шакьямуни (четвёртого) – наполовину вышла из земли. И проявившись однажды, она будет переходить из века в век, из кальпы в кальпу.

Конечно же, с момента её «проявления» ступа много раз перестраивалась. Современное сооружение датируется где-то V веком нашей эры. Но на месте чего оно было построено, что копировало?

Сейчас ступа представляет собой кирпично-глиняную полусферу, на которой находится четырехгранная надстройка с всевидящими глазами Будды, изображенными со всех сторон.«Глаза» ступы, традиционно направлены на четыре стороны света, но смотрят на них с поворотом в 60 градусов. То есть ступа ориентирована строго под углом 60° относительно магнитных полюсов Земли. Последнее значительное смещение земной оси проходило во времена всемирного потопа, историю этого события зафиксировали почти все народы мира. Возможно, «Глаза» ступы фиксирует допотопное положение мировой оси?

Ещё одна космическая диаграмма, содержащаяся в ступе, записана с помощью фигур пяти Дхьяни-Будд. Как во всех тибетских мандалах, четыре Дхьяни-Будды обозначают стороны света, а Вайрочана ― центр мандалы. 

В нишах, сделанных в основании ступы установлены фигуры пяти Будд Медитации, олицетворяющих вневременное единство всех Будд: Вайрочана занимает центральное место и считается хозяином храма; Акшобхья смотрит на восток, Ратнасамбхава – на юг; Амитабха – на запад; Амогасиддхи – на север. В соседних нишах расположены фигуры их супруг – олицетворяющих женскую энергию, шакти, и отмечающих собой промежуточные направления: северо-восток, северо-запад и т.д.

Ступа Сваямбунатх, как и любая другая, глубоко символична. Для жителей Непала очень важно правильно выстраивать отношения с основными стихиями. Основание ступы символизирует землю, купол —воду, шпиль ― огонь, зонт ―воздух. Тринадцать концентрических окружностей на шпиле означают тринадцать ступеней знания на пути к нирване (её символом является зонт).

Во время правления Пратапа Малла (в XVIIвеке) была построена лестница, ведущая на холм, на котором расположена ступа. Она содержит 365 ступеней, по числу дней в году. Лестница украшена скульптурами парящих гаруд, могущественных львов, слонов, лошадей и важных павлинов, рельефами, изображающими события из жизни Будды Шакьямуни. Местные предания гласят, что поднимающийся по ней очищает себя от грехов, совершённых за весь год. Преодолевший нелегкий подъем к храму увидит прямо перед собой огромную ваджру (по-тибетски доржде), лежащую прямо у основания ступы – важнейший символ буддизма, обозначающий мгновенное просветление. Эта огромная ваджра также создана во время правления Пратапа Малла.

Уже к 4-5 веку нашей эры ступа являлась важнейшим центром тибетского буддизма. Она помнит великих мудрецов и правителей, приходивших на эту планету. Ашока посещал ступу ещё 2000 лет назад. Здесь на три года останавливался Марпа Лацава, по пути из Тибета в Индию, чтобы привыкнуть к местной жаре. Здесь же он впервые услышал имя своего учителя – Наропы. Нагарджуна здесь отстриг прядь своих волос, и, рассеяв их в воздухе, пожелал, «чтобы на этой благой земле произрастали деревья всех возможных видов». Отсюда идёт одно из названий ступы «Пакпа Щипкун», что в переводе примерно означает «Высшие деревья всех видов». 

В наше время Ступа «Сваямбунатх» в Непале (Катманду) остаётся одним из основных мест силы и мест паломничества для буддистов со всего мира. На нашей Земле не так много свидетельств о деятельности Будд прошлых кальп. Ступа Сваямбунатх была благословлена тысячей Будд и ещё будет благословлена всеми Буддами нашей кальпы – Бхадракальпы, оставаясь самым священным местом. 

Автор статьи преподаватель клуба OUM.RU Ольга Евдокимова