Бхадракальпика сутра. Как тысячи Будд стали просветленными. Вступление

Бхадракальпика сутра. Как тысячи Будд стали просветленными. Вступление
В результате взаимодействия пространства и времени рождаются, стареют и умирают миры, управляемые во времени великой вибрацией, которая определяет начало и конец кальп — эонов настолько продолжительных, что они охватывают жизненные циклы неисчислимого множества мировых систем и безчисленных миллионов существ. 

Чтобы показать путь к просветлению, Будды проявляются там, где живые существа могут подняться за пределы уровня выживания и собственной самости в поисках высшей цели и смысла существования. Своим примером и анализом природы бытия, совершеннейшие показывают, как разорвать порочный круг страданий и осветить путь к освобождению других. Однако, многие эоны являются тёмными: возможности в них ограничены и шансов для развития неограниченного потенциала человеческого сознания в них очень мало. Не понимая смысла своего существования, уязвимые всем видам страданий, живые существа могут лишь повторять безконечный цикл рождения и смерти. Так, появление даже одного Будды является поводом для великой радости.

В конце прошлой кальпы, когда мир был охвачен потопом, из великого океана возникла тысяча золотых лотосов. Увидев этот благоприятный знак, существа, пребывающие на небесах, восприняли это как предзнаменование появления тысячи Будд, которые осветят грядущий эон. Эта кальпа будет известна как Благой Эон — время, когда тысячи поколений услышат учение Дхармы и получат возможность стать просветлёнными.

Бхадракальпа — наша нынешняя эра, и Шакьямуни — Будда нашего нынешнего века, является четвёртым из тысячи Будд. Появившись в Индии, двадцать пять веков назад, Будда учил Дхарме почти пять десятилетий. На многих уровнях он показал радость пробуждения и неудовлетворение, а также страдания, которые приносят мирские удовольствия.

Через учения о ступах, а также в образах, он представил тело Будды; через сутры он передал звук просвещённого знания — речь Будды; через своё пробуждённое сознание он укоренил просветление в умах других, дав им возможность развить свой внутренний свет Бодхичитты. Таким образом, он показал путь, который очищает и преображает тело, речь и ум.

Несмотря на то, что прошли многие века со времени ухода Будды в Паринирвану, у живых существ до сих пор есть возможность изучать и практиковать его учение и достигать просветления, следуя пути, изложенному Буддой. Путь Дхармы ясен и методичен: если следовать ему так, как показал его Будда, безусловно, цель будет достигнута.

Среди множества учений, переданных Буддой Шакьямуни, существует Бхадракальпика Сутра — чествование великого пришествия Будд, несущих в мир радость. Учение этой сутры раскрывает внутреннюю сущность освобождения, а также путь, по которому следуют все, кто стремятся стать Буддами. Описывая полностью просветлённого Будду, Бхадракальпика Сутра раскрывает десять сильных качеств, которые отличают Будду от всех других существ. В Сутре описываются состояние самадхи, которое развивает эти сильные качества, и 8400 совершенств, которые являются воротами к самадхи. Десять сильных качеств Будды основаны на знании  знании того, что возможно и невозможно, знании о различных наклонностях существ и знании о взаимосвязи причины и следствия - движущей силы кармы, которая сохраняется в течение многих жизней. Это знание включает в себя полное понимание предыдущих жизней, а также причин и условий всех форм существования.

Такое знание достигается через самадхи  трансформацию сознания, при котором происходит полное внутреннее понимание и объединение. Возникающее из просветлённого сознания самадхи является вершиной совершенства тела, речи и ума, открытым каналом для полного понимания всего, что есть. Через это канал текут дхарани  психические отпечатки знаний. Достигаемые в самадхи высшие реализации основаны на практике шести парамит: щедрости, правильном поведении, терпении, радостном усилии, медитации и мудрости. Через практику совершенствования Бодхисаттвы (те, кто учатся стать Буддами) развивают качества просветления, одновременно принося пользу живым существам  двум аспектам одной общей деятельности. Те, кто следуют учению, чтобы достичь просветления для других, а не для себя - это те, кто двигаются по пути парамит Бодхисаттв, чтобы стать полностью просветлёнными Буддами. Через свою практику они углубляют своё понимание, при этом показывая другим пример высшей ценности совершенствования и того, как развивать совершенные качества.

Бхадракальпика Сутра содержит обширные учения о парамитах, излагая их свойства и качества. В рамках этих учений представлены основы методичного пути к реализации, часто описываемые как Тридцать Семь Крыльев Просветления: Четыре Практики Осознанности, Четыре Ограничения, Четыре Основы Чудесной Силы, Пять Сильных Качеств, Пять Могущественных Качеств, Семь Ветвей Просветления и Восьмеричный Путь. Практика этого пути устраняет все препятствия и позволяет учению ясно проявиться в мыслях, словах и поступках.

Достоинства шести парамит часто поясняются в сутре на примере Джатак  рассказов о прошлых жизнях Будды Шакьямуни в качестве Бодхисаттвы. Центральное место в них уделено Будде, который воплощает собой наивысшую точку практики, приводящей к освобождению. Рассказы из Джатак иллюстрируют, что парамиты  это не просто концептуальная система знаний, а метод осознания, который должен быть усвоен, а затем применён на практике из жизни в жизнь.

Бхадракальпика Сутра подтверждает это учение, описывая Будд, которые уже появились во время этого эона: Кракучанда, Канакамуни, Кашьяпа и Шакьямуни. Именно Будда Шакьямуни раскрывает в Сутре атрибуты тысячи Будд, которым предстоит придти в будущем: обстоятельства их рождения, особые качества, их учеников, продолжительность их жизни и продолжительность их учения, а также реликвии, которые они оставят после себя.

Поскольку деятельность Будды является основой для освобождения всех живых существ, Бхадракальпика Сутра, описывающая имена и знаки великого пришествия Будд, почитается как учение, несущее большое благо. Благо, которое открывает Бхадракальпика Сутра, исходит из понимания того, что человеческое сознание обладает потенциалом к просветлению. Присутствие Будд в мире ясно показывает этот потенциал и значение его развития в полной мере. Когда мы понимаем, кто такой Будда и как человек может стать Буддой, мы признаём, что это возможно и для нас. Чествуя Будд и всё, что поддерживает нашу реализацию, мы расширяем свою способность к любви и состраданию. Из этого понимания может возникнуть стремление достичь просветления Будды. Несмотря на то, что реализация этого стремления может занять несколько жизней, практика совершенствования всегда приносит радость и удовлетворение и является полезной для нас и для других. Обращаясь в равной степени к сердцу и уму, Бхадракальпика Сутра усиливает в нас понимание огромной ценности человеческой жизни и указывает во всей мере познать своё благое рождение через изучение и практику пути Будд.

перевод с английского Мария Асадова при поддержке клуба OUM.RU