Даже во времена Будды Шакьямуни люди ещё воспринимали мир как живой и одухотворенный. Будда призывал в свидетели саму Богиню Земли, разговаривал с духами, населяющими рощи, многие из этих духов стали героями Джатак. Такое восприятие мира характерно и для буддизма в целом. В тех же Джатаках мы читаем о том, что Боги и Богини населяют строения и здания.
Те, кто приходит к ступе Боднатх, говорят: «Она живая». К ней невозможно относится как к бездушному мертвому камню.
Ступа смотрит на нас глазами Будды, изображенными по всем четырем сторонам надстройки над куполом. Такие же глаза, подобные узкому лепестку лотоса, мы увидим и на тибетских тханках. Они наделены божественным зрением, которому доступны не только любые события, происходящие во вселенной, но и их кармическая связь.
Обладающий ими видит, как существа оставляют жизнь и вновь рождаются, он постигает, как существа, в соответствии со своей кармой, становятся низшими и высшими, красивыми и безобразными, счастливыми и несчастными.
Субха Сутта
Многие тибетцы верят, что от взгляда глаз ступы, пронизывающего все насквозь, не скроются ни хорошие, ни дурные поступки.
Ещё большим воздействием обладает третий глаз, символ истинной мудрости, изображенный на ступе как точка над переносицей. Возвышенные существа могут передавать учение не только словами, но и за счет энергии.
В писаниях неоднократно говорится о том, что Будда или Бодихисаттва передал учение, «испустив луч света из завитка белых волос между бровей», то есть из третьего глаза. Возможно, так же может передавать энергию и ступа. Передавать энергию того существа, с которым она связана. Именно энергия возвышенного существа и одухотворяет ступу, делает её живой, взаимодействующей с людьми, с окружающим пространством.
Согласно преданиям, ступа в Боднатхе была построена либо на месте захоронения Татхагаты Дипанкары, одного из будд, предшествовавших Шакьямуни, либо содержит его реликвии. Трудно сказать, так ли это, но порой народные традиции сохраняют память лучше, чем летописи и слова.
Полнолуние — особенный день для многих буддистов. В полнолуние Будда Шакьямуни пришел в этот мир, достиг просветления, прочел свою первую проповедь. В полнолуние же ушел в паранирвану. Пятнадцатые лунные сутки традиционно считаются буддийским праздником. В ночь, когда над Катманду встает полная луна, ступа преображается: по всему периметру зажигаются тысячи огней, рассеивающих мрак и символизирующих пришедшее на землю учение Будды, свет, который рассеет тьму неведения.
Для ступы Боднатх тысячи зажженных лампад символичны вдвойне. Когда Дипанкара пришел в этот мир, произошло чудо: в воздухе появилось множество маленьких светящихся огоньков. Именно поэтому он и получил имя Дипанкара, что на санскрите означает «Источник Света», «Горящая Лампа».
Имена этого будды на других языках переводятся похожим образом: Кашьяпа (пали) – «Защищающий Свет», Мармедзе (тибетский) – «Дающий Свет Лампы». Дипанкару часто изображают с многочисленными отверстиями, в которые вставляются небольшие лампадки. Загорающиеся в полнолуние вокруг ступы лампады напоминают о великих реликвиях, хранящихся здесь.
Символика буддийских ступ подробно описана. Но, рассматривая ступу в Боднатхе, мы можем говорить об особом символизме, передающем соотношение неизведанного и познанного.
А. Говинда, анализируя купольную форму ранних ступ (а ступа Боднатх построена именно как огромная полусфера), приходит к выводу, что сферические купола обозначают все таинственное, материнские силы, силы луны, трансформирующие силы смерти и нового рождения.
Купол – неизведанный космос, тайна, луна.
Глаза, изображенные над куполом – порядок, солнце, сознание, глядящее вглубь тайны. Глаза будды так же освещают духовный мир, как солнце освещает мир материальный.
По официальным версиям, ступа Боднатх была построена около V века, однако, скорее всего, к этому времени относится всего лишь одна из реконструкций, копирующая более древнее сооружение, передающее ещё более древний взгляд на мир, на устройство космоса, хранящее глубинную память о соотношении хаоса и космоса, познанного и неизведанного.
Согласно преданиям, эта ступа была построена бедной женщиной, которая попросила правителя за небольшие деньги продать ей участок земли: «Столько, сколько покроет шкура лошади». Разрезав затем шкуру на лоскуты, она отмерила надел для будущей ступы. Узнав о такой хитрости, правитель не стал менять своего решения, промолвив: «Джарун хатор» — «я уже сказал». «Джарун Хатор» — так и сейчас называют ступу в Боднатхе.
Но не так интересна судьба самой женщины, за счет возведения ступы накопившей бесконечную благую заслугу, сколько помогавших ей сыновей, закончивших строительство уже после её смерти. Эти души позднее пришли в мир как Трисонг Дэцен, правитель Тибета, Шантаракшита, настоятель Буддисткого монастыря, и Падмасабхава – Великий учитель из Уддияны. Они снова встретились уже тысячелетия спустя, чтобы строить вновь – на этот раз храм Самье, оплот тибетского Буддизма.
Ступа «Джарун Хатор» также всегда была очень важна не только для неваров, коренного населения долины Катманду, но и для тибетцев, называющих её «Окно в Тибет». Расположенная на торговом пути, соединяющем Индию и Тибет, она всегда притягивала путников, отдыхавших здесь и возносивших молитвы перед сложным переходом через Гималаи. В 1950-х годах многие тибетцы, бежавшие от китайского вторжения, нашли свой приют здесь, возле ступы. Сейчас здесь вырос целый храмовый тибетский городок.
Сейчас ступа, пострадавшая во время землетрясения 2015 года, восстановлена и вновь открыта для посетителей. С восстановленного навершия на паломников, совершающих парикарму (ритуальный обход), вновь смотрят всевидящие глаза Будды.
Приглашаем в Йога-тур в Бутан и Непал с Андреем Верба.
Приглашаем вас в йога-тур по местам Будды.
Присоединяйтесь по возможности!