Содержание
Даосские притчи, как и притчи других народов, простыми словами доносят до своих читателей глубокий смысл той или иной грани человеческой жизни. Для того чтобы понять, в чём отличие даосских притч от коротких назидательных повествований остальных мировых культур, давайте попробуем растолковать это понятие.
Даосизм представляет собой древнейшую исконно китайскую религию, уходящую своими корнями в начало 6-го века до н. э. Её основателем является древнекитайский философ Лао-Цзы. Если говорить в общем, то даосизм — китайское традиционное учение, вобравшее в себя множество религиозных и философских аспектов для лучшего осознания «пути вещей». «Дао» в переводе означает ‘путь вещей’. Как и само учение даосизма, так и даосские притчи пронизаны идеей, что любая субстанция во Вселенной, будь то человек, звезда, планета, животное и так далее, следует своим собственным путём, предначертанным ему свыше. Подобное следование отличается своей неизменностью и неотвратимостью.
Дао — это своего рода предначертанная неизбежность, пытаться изменить которую бесполезно. Более того, пытаясь изменить свой Дао, человек может навлечь на свою голову несчастье. Основной задачей каждого человека является постижение своего истинного предназначения и безоглядное следование ему. Постигший эту мудрость человек способен разрешить любую, даже самую сложную проблему, поскольку он смотрит на жизнь беспристрастно сквозь призму своего Дао.
Существование человека, каких либо вещей, течение человеческой жизни, всех родов его деятельности — всё это подчиняется естественному закону самих этих явлений, мы не имеем права и не должны этому противиться. Мудрость даосских притч заключена в том, что все страдания человек причиняет себе сам, однако при этом он наносит вред ещё и окружающим: людям и другим живым существам, а также вещам. Тонкая грань пролегает между следованием своему Дао и смиреной бездеятельностью, поддавшись которой, можно просто скатиться на дно жизни.
Очень интересен тот факт, что многие историки и ученые, изучающие даосизм, определяют его как искусство. Может быть, именно это и несут нам даосские притчи? В простой и понятной форме они учат своих читателей искусству жить. В этом даосские притчи имеют некий общий аспект с притчами буддийскими: если тебе что-то не нравится в окружающем тебя мире, начни менять его внутри себя. Что бы ни происходило, человек должен сохранять самообладание и гармонию внутри себя, поскольку буря вокруг скоро уляжется, а бурю внутри себя придётся ещё долго гасить самому, при этом затраты собственной энергии неоправданны и несут разруху и несчастья. А несчастный и потерявший гармонию человек несёт эту разрушительную энергию дальше.
Ещё одной важной гранью, постичь которую нас призывают даосские притчи, является обучаемость. Умение подмечать, принимать к сведению и делать выводы — вот, что ценно, и от этого умения зависит всё бытие человека. Отсюда вытекает необходимость постоянного развития и самосовершенствования: мы должны постоянно стремиться приобрести новые качества, восполнять собственные ресурсы и беспрестанно работать над собой день и ночь. Как только мы перестаём думать, опрометчиво полагая, что нашему разуму нужен отдых, мы начинаем деградировать. Отдых для разума заключается в спокойном размышлении, когда нас ничего не отвлекает, когда мы можем вести диалог с самим собой и в этом диалоге находим новую пищу для дальнейших размышлений. Собственно, и отдых человека заключается в чтении; читая даосские притчи, возможно, не всё сразу покажется нам понятным, тогда мы должны возвращаться назад и пытаться постичь неизведанное. Так мудрость даосских притч раскрывается не всем, а только самым целеустремлённым. Не это ли та тонкая грань, о которой мы упомянули раньше? Всё-таки следование своему Дао не означает полное смирение и бездействие. Даосские притчи наглядно показывают нам, что необходимы лишь те действия, важность которых действительно неоспорима. Одно лишнее и ненужное действие порождает второе, затем третье и так по нарастающей…
Даосские притчи — это крайне интересное явление: с одной стороны, они учат нас следовать своей природе и естеству, а с другой стороны, призывают нас постоянно учиться и покорять всё новые вершины, при этом не отрицают возможность совершения ошибок.
Читать даосские притчи нужно полностью отстранившись от того, что происходит вокруг, вчитываться и размышлять нужно над каждым словом. Поскольку это очень короткий рассказ, то каждое его слово несёт глубокий смысл, а всякий раз перечитывая его, нам открывается иная сторона его сути. Чтение даосских притч укрепляет в нас осознание того, что в этом мире всё приходящее и у
ходящее, а в большинстве своём и мимолётное, это касается даже человеческой жизни, и унывать по этому поводу — терять драгоценное время, отпущенное тебе самому. При первом прочтении даосские притчи кажутся нам, мягко говоря, странными и где-то даже противоестественными, как например притча «Зачем мне горевать», однако если вдуматься и попробовать «примерить» её назидание на себя, смысл становится очевидным.
Конечно, основной посыл даосских притч — это естественное течение любых процессов во Вселенной, однако вчитываясь в них всё больше и больше, мы начинаем приходить к тому, что мы сами своими руками вершим судьбу: и свою, и окружающего мира. А лень — это страшная разрушающая сила. Ни в одной из даосских притч вы не найдёте понятия греха или прямого указания на неблаговидное деяние, а тем более его высмеивания. Однако при этом читатель сразу понимает, что хорошо, а что плохо, и как сделать так, чтобы гармония и баланс были и внутри человека, и снаружи.
Мы зачастую обращаем внимание на результат или на большие значимые вещи, но при этом совершенно не ценим мелочей, а ведь именно из них складываются многие важные события, предприятия, даже жизнь складывается, по сути, из секунд. Кто из нас ценит секунды? Наверное, мы даже и не задумываемся об их существовании… Чтение даосских притч открывает нам истину того, что существует сила, которая движет миром, так было и так будет всегда. Так вот пытаться изменить движение этой силы бессмысленно и губительно, а самое лучшее, что может сделать человек, так это двигаться в направлении этого движения, попутно развиваясь и работая на благо своего существования. Только таким образом человек способен не просто жить на достойном уровне, а ещё и приносить пользу тому миру, в котором ему посчастливилось родиться.
Ежедневно с нами случаются десятки событий, мимо проходят и, так или иначе, вступают с нами во взаимодействие десятки людей… На скольких из них мы обращаем внимание? Возможно, мы упускаем что-то важное, ставя на первое место пустяк. Очень много внимания уделено здесь и богатому внутреннему миру человека — миру, о силе которого не подозревает даже сам человек; постигнув смысл своего бытия, он должен направлять эту силу на созидание и развитие. Даосские притчи — это кладезь мудрости, и даже просто попытки постигнуть её незамедлительно принесут свои положительные плоды.