Внимание к внутреннему

Внимание к внутреннему

Янь Хой обратился к Конфуцию с вопросом:

— Однажды я переправлялся через глубокий поток Шаншэнь и наблюдал, как перевозчик вёл лодку. Он делал это столь искусно, что мне показалось, будто он не человек, а всемогущий Бог. Я спросил: «Разве можно так научиться управлять лодкой?». А он ответил: «Можно. Если ты хорошо плаваешь или ныряешь, ты сразу постигнешь это искусство». Ты не мог бы объяснить, что значат его слова?

Конфуций ответил:

— Хорошие пловцы быстро учатся управлять лодкой, потому что не боятся воды. Для них море всё равно что суша, и перевернуться в лодке — это то же самое, что крестьянину упасть с повозки и вскочить обратно. Вода поднимает и опускает их, они послушны волнам, не боятся их и знают: что бы ни случилось, они всегда выплывут на поверхность без усилий.

Представь, что идёт состязание лучников. Каждый хочет показать лучшее, на что он способен. Но если награда — серебряный кубок, то лучник может стрелять вполсилы, а если золотая статуя, то он может потерять голову и станет стрелять, словно слепой. Отчего один и тот же человек ведёт себя по-разному? Когда он думает о дорогой награде, руки не слушаются его. Искусство во всех случаях будет одно и то же, а вот внимание перейдёт на внешние вещи. Тот же, кто внимателен к внешнему, не искусен во внутреннем.