Измени себя — изменится Мир вокруг

Фигуры Хладни. О чём это?

О влиянии звука на тело и сознание человека сегодня уже слышали многие. Даже существует мнение, что западная низкочастотная музыка специально была создана для того, чтобы воздействовать на тело и сознание человека. И поведение людей на концертах такой музыки говорит само за себя – отмечается возбуждение нервной системы, раздражённость, агрессивность и так далее. Именно так воздействуют на человека низкие частоты, чего нельзя сказать о классической музыке, в которой преобладают высокочастотные звуки. И такая музыка исцеляюще воздействует на человека.

Звук – своего рода живая энергия, которую можно не только услышать, но и… увидеть. Да, именно так. Благодаря изобретению одного талантливого учёного это стало возможным.

Немецкий учёный, Хладни Эрнст Флоренс Фридрих ещё в 18-ом веке изобрёл способ, благодаря которому звук можно увидеть. Надо сказать, что немецкий физик не был первооткрывателем в этой области. Впервые особенность звука оказывать воздействие на окружающие предметы отметил английский учёный Роберт Гук ещё в 1680-ом году. Его исследования, которые он проводил в Оксфордском университете, показали, что предметы способны менять свою форму под воздействием колебаний.

Как именно это произошло? Роберт Гук отметил, что если воздействовать смычком на край металлической пластины, которая покрыта мукой, то мука начинает движение и постепенно формирует узоры.

Немецкий физик Эрнст Хладни продолжил работать в этом направлении. По мере того, как он накопил определённый опыт в этой сфере, он издал книгу «Теория Звука», в которой подробно описал свои эксперименты.

фигуры хладни фото

Эксперимент Хладни

В чём же важность и ценность проведённых Эрнстом Хладни исследований? Во-первых, как говорил сам Хладни, благодаря его исследованию появилась возможность «звук не только слышать, но и видеть».

Во-вторых, он эмпирическим путём доказал существование стоячей звуковой волны, которая собственно и формирует все эти диковинные узоры. Но самое главное, эксперимент Эрнста Хладни наглядно показывает, как сильно отличаются низкие и высокие звуковые вибрации.

Суть эксперимента в том, что при низких вибрациях формируются самые грубые простые узоры – геометрические фигуры: квадраты, кресты, круги и иже с ними. Но по мере повышения вибрации звука происходит настоящее чудо: на пластинах вырисовываются всё более сложные узоры – звёзды, орнаменты и так далее.

И это яркий пример того, как разные звуковые вибрации могут воздействовать на окружающий мир. И значит, воздействие звука на человека – это вовсе не миф. Ведь если под действием вибраций песок перемещается по пластине, образуя те или иные узоры, значит, некие процессы также проходят и на клеточном уровне в теле человека – клетки также реагируют на те или иные вибрации. И совершенно очевидно, что низкие и высокие вибрации действуют на человека не одинаково. Именно этим объясняется такая разница ощущений на концерте рок-музыки и на концерте классической музыки.

Фигуры Хладни в домашних условиях

Всё это может показаться какой-то фантастикой. Но главное преимущество науки в том, что любой желающий может повторить тот или иной эксперимент и убедиться в том, что это не миф, а реально существующий факт. Эксперимент с фигурами Хладни можно повторить в домашних условиях. Что нам для этого потребуется?

Как сделать фигуры Хладни в домашних условиях? Для этого нам потребуется металлическая пластина, закреплённая по центру, а также скрипичный смычок. Скрипичный смычок в данном случае будет наиболее удобным, но может подойти альтовый, виолончельный и контрабасовый. Также нам потребуется некий мелкодисперсный порошок, в классическом варианте используется песок, но проще будет использовать то, что найдётся на кухне – манную крупу, соль или соду. Сахар, скорее всего, не подойдёт, так как имеет слишком крупные кристаллы.

Для проведения эксперимента нам необходимо будет насыпать на поверхность пластины песок, манку или соль, а затем проводить по торцу пластины смычком. Пластина будет издавать звуковые вибрации, и на наших глазах под воздействием этих вибраций будет формироваться рисунок.

Важно отметить, что пластины квадратной формы при воздействии смычка будут издавать низкие вибрации, а вот пластины круглой формы – более высокие. Поэтому, если есть желание и возможность увидеть именно разницу между низкими и высокими вибрациями, необходимо повторить эксперимент на квадратной и на круглой пластине. Звук, издаваемый квадратной пластиной, будет формировать более примитивные узоры, а звуки на круглой пластине – более замысловатые.

В классическом варианте в лабораторных условиях уже не используется смычок, как это делал сам Эрнст Хладни. С начала 20-го века для эксперимента с фигурами Хладни стали использовать громкоговоритель с генератором звука под самой пластиной. Это позволяет механизировать процесс, а самое главное – чётко регулировать частоты воспроизводимого звука и наблюдать за переменами в рисунке при минимальных изменениях в воспроизводимых частотах.

Эксперимент Хладни даёт ответы на вопросы

Помимо того, что фигуры Хладни наглядно демонстрируют тот факт, что звук способен влиять на окружающий мир и в том числе на человека, это открытие позволяет по-новому взглянуть на археологические находки. Учёные много лет ищут ответ на вопрос: как древним людям, которые согласно официальной исторической версии были дикарями и кроме каменного топора сделать ничего не могли, всё же удавалось строить такие удивительные сооружения. Примерами могут быть гробницы, древние храмы и так далее.

Эксперимент Хладни приоткрывает завесу тайны в этом вопросе. Не исключено, что уже задолго до открытия немецкого физика наши предки знали о чудодейственных

способностях звука и его возможности воздействовать на материю. Возможно, они нашли способ с помощью звуковых вибраций гравировать те сложные рисунки, которые часто вводят в недоумение археологов. В самом деле, уж явно не с помощью пресловутого каменного топора или «палки-копалки» были сделаны эти диковинные узоры. И эксперимент Хладни позволяет задуматься о том, что, возможно, наши предки были гораздо более развитыми, чем мы привыкли думать.

Ну и самое главное, эксперимент Хладни позволяет увидеть, что низкие и высокие звуковые вибрации действуют на материю по-разному. И это ещё раз доказывает, что низко-вибрационная музыка, которая сейчас как раз таки наиболее популярна, огрубляющим образом воздействует как на материю, так, очевидно, и на сознание. А музыка с высокими вибрациями, способная создавать сложные узоры, скорее всего, на тело и сознание действует исцеляющим образом.