Измени себя — изменится Мир вокруг
Логотип клуба OUM.RU

Создание желаний: новые возможности или потребительство?

Слушать аудиоверсию 0:00 / 15:21
Текст читает: Павел Каминский
Создание желаний: новые возможности или потребительство?
Создание желаний: новые возможности или потребительство?

Желанием всё мироздание одето, желание — недруг познания и света. Враг мудрости мудрых ввергает в пылание — то алчное пламя в обличье желания.

Бхагавад-гита

Желание. Желание заставляет нас действовать. Желание заставляет нас утром подниматься с кровати. Но все ли желания ведут нас к развитию? Если глубоко поразмыслить над этим вопросом, то можно прийти к выводу, что как раз таки нет — большинство желаний ведут нас к страданиям. Ещё Будда Шакьямуни в своей самой первой проповеди чётко объяснил, что причина всех человеческих страданий — в желаниях. Только наши эгоистичные желания порождают страдания. Все страдания, которые есть в этом мире, — происходят от желания собственного счастья. А состояние Будды достигается только от желания помощи другим. Именно этому учил Будда Шакьямуни, а также тому, что не стоит слепо верить его словам и всё нужно подвергать логическому осмыслению и проверке на личном опыте. Что мы и попробуем сделать.

Итак, желание — причина страданий. Так ли это? Вспомните своё детство. Наверняка у каждого был такой эпизод, когда какая-то красивая игрушка, что называется, запала в душу и с вашей стороны были бескомпромиссные требования к родителям её приобрести. По разного рода причинам игрушка не была куплена, прошли годы; а теперь спросите себя, разве страдаете вы сейчас от того, что этой игрушки у вас нет? Стало быть, причиной страдания было не отсутствие игрушки, а желание её получить. И если бы, к примеру, ваш взгляд случайно в тот день не упал на прилавок с этой игрушкой — желание её получить не возникло бы, как не возникло бы и самого страдания от отказа родителей купить игрушку.

Стало быть, желание получить игрушку стало причиной страдания. Многие могут возразить, что это глупое детское желание и оно прошло само собой. А взрослые взвешенные желания так не проходят. Однако, если понаблюдать за тем, каким желаниями следуют люди, то вопрос о том, что эти желания взвешенные, — остаётся открытым. Понаблюдайте за окружающими вас людьми: кто-то фанатично следит за модой и готов выложить всю зарплату за новую вещь, которая модна «в этом сезоне»; кто-то следит за футбольными матчами и так же готов выложить всю зарплату за то, чтобы повизжать на трибуне «за наших»; кто-то желает купить новый автомобиль, который очень красиво блестит за стеклом автосалона; кому-то нужен новый телефон, который отличается от предыдущей модели цветом кнопок. 

Все ли эти желания являются необходимостями? К примеру, футбольный фанат вовсе не страдает от того, что у него нет какой-то новой модной кофточки, а вот поклонница модных кофточек даже не знает о том, когда проводятся футбольные матчи. Таким образом, для каждого из нас причиной страдания являются только собственные желания. И страдание нам приносит не отсутствие чего либо, а желание это иметь.

мечты, мечтания, желания

Итак, желание — причина страданий. Мы не страдаем от отсутствия чего либо, если у нас нет желания это иметь. Однако такая философия порой приводит к какому-то аскетизму, прострации, лени, апатии и вообще к отсутствию мотивации что-либо делать. И об этом Будда Шакьямуни также упоминал, рекомендуя Срединный Путь — одинаково удалённый как от роскоши, так и от крайнего аскетизма. И здесь важно разделять такие понятия, как желание и потребность. К примеру, у нас есть потребность в еде, питье, сне, одежде. Это — потребность. Но, когда мы начинаем удовлетворять эту потребность сверх меры, она становится деструктивной. Если мы объедаемся, спим по 12 часов, скупаем все вещи, забивая все шкафы в доме, это становится такой же крайностью, как и аскетизм и — приводит к страданиям. Почему же мы выходим за рамки реально необходимого, откуда берутся деструктивные желания и как с ними справиться?

Общество потребительства

Современный мир — это мир бесконечных желаний. Человек, который не имеет желаний — выглядит странно. Если человек не хочет «должность повыше» и «зарабатывать побольше», то это уже настораживает. Потому что деньги в современном обществе — чаще всего инструмент воплощения желаний. И, чтобы воплотить желания, нужно стремиться к накоплению средств. А откуда берутся желания?

В древнем тексте о йоге, автором которого является мудрец Патанджали, подробно рассказывается о самскарах. Именно самскары — это место хранения нашей кармы и наших желаний. Самскары — это отпечатки в нашем уме, оставленные либо прошлыми действиями, либо впечатлениями, полученными от окружающей среды. И именно самскары — являются причинами наших желаний. Этим и объясняется, почему разнообразие человеческих желаний столь велико: у каждого из нас в уме накоплены свои самкары. Самскара — это отпечаток ума, который порождает его колебание, проще говоря, беспокойство. И с этой точки зрения любое желание — это лишь беспокойство ума. И нейтрализовать тот или иной отпечаток ума можно путём получения того или иного ощущения. 

К примеру, съев мороженое. Человек, желая мороженое, желает не мороженного, он желает устранить то беспокойство в уме, которое ему причиняет определённая самскара. Но устранить эту самскару можно только путём поедания мороженного. Съел мороженное — устранил беспокойство. Но проблема в том, что таких самскар в нашем уме — бесчисленное множество. И если мы будем идти по пути максимального удовлетворения своих желаний, то ни к чему, кроме страдания, это не приведёт.

Потому что удовлетворять своё желание — это то же самое, что утолять жажду солёной водой. Устраняя беспокойство в своём уме поеданием мороженного, человек создаёт себе привычку есть мороженное, и он начнёт его есть всё больше и все чаще. И предела этому — просто не существует. Это, как чесотка: чем больше чешешься, тем больше чешется. И именно так построено нынешнее общество потребительства. Нас с детства приучают к тому, что желания надо удовлетворять, более того, ради этого, мы, собственно, и приходим в этот мир: чтобы гоняться за наслаждениями. Однако элементарные наблюдения за теми, кто принял подобную парадигму, дают нам понять, что это бесконечная беготня за своими желаниями приносит только страдания. 

Помните детскую сказку о том, как добрый молодец отрубал головы у дракона или какого-то чудовища? Отрубит одну — вырастет три. Очень символичная сказка. Принцип удовлетворения желаний происходит по такому же принципу: как только удовлетворено одно желание — на его место сразу приходит несколько новых, да ещё и более объёмных и трудновыполнимых.

мечта, молитва

Вы и сами наверняка это замечали. После того как достигнуто желаемое, наступает очень кратковременный период удовлетворения, который очень быстро перетекает в новое беспокойство по поводу того, что ещё «чего-то не хватает». И это бесконечный замкнутый круг. Удовлетворяя одни желания, мы получаем другие, ещё более труднодостижимые, а счастья так и не получаем. Потому что пытаемся устранить беспокойство в уме, но делаем это неэффективным и сомнительным методом. А как же устранить беспокойство ума, которое и порождает желания? Для этого существует йога, которая способна обуздать и успокоить наш беспокойный ум. 

Патанджали также писал о том, что эти самые самскары — отпечатки в нашем уме — устраняются именно путём медитации. И это есть самый эффективный способ их устранения. Представьте себе пример с плывущей по реке рыбой. Каждая из рыбок — это наша самскара. И можно сесть на берегу с удочкой и вылавливать их по одной. Огромный косяк рыбы этого даже не заметит. Это равносильно попытке устранить беспокойство в своём уме путём удовлетворения желаний. А теперь представьте, что вы расставили широкие сети — и теперь тысячи рыб попадут в эти сети. Это равносильно попытке устранить свои сасмкары путём медитации. Разница очевидна. Пример, разумеется, условный. И пусть вся рыба остаётся в своём родном водоёме. А вот с самскарами следует поработать с помощью медитации.

О современной моде и потребительстве

Вещизм и потребительство — это бич современного общества. Но ошибочно полагать, что те, кто с безумными глазами в пресловутую «чёрную пятницу» идут скупать всё подряд, делают это потому, что это «их собственный выбор». Это не их выбор. А выбор тех, кто делает на этом деньги. Желания — подобны вирусу. Они могут заражать людей точно так же, как и бактерии. Если человеку каждый день крутить по телевизору рекламу какого-нибудь продукта или вещи, то рано или поздно он пойдёт и приобретёт то, что ему настойчиво «посоветовали». Но это не самый главный инструмент, которым людей заставляют покупать ненужные вещи. Большая часть «заражения» деструктивными желаниями происходит от потребителя к потребителю. 

Если один человек попался на рекламу смартфона и купил его, то он будет восхищённо бегать и рассказывать всем, как это круто, а на тех, у кого этого смартфона нет, он будет смотреть, как на плебеев. А теперь представьте, что таких людей не один, а десять. И все десять — уже купили смартфоны. И вот в окружении десяти таких «счастливых обладателей смартфона» работает тот, у кого смартфона пока нет. Уверяю вас, покупка смартфона для такого человека — это вопрос времени. Если, конечно, человек этот не обладает очень высоким уровнем осознанности и точно знает, что ему нужно в этой жизни. Но чаще всего окружение мотивирует человека к тем действиям, которые оно само совершает.

Мода — это самый мощный инструмент управления массами. Вся концепция моды построена на базовом животном инстинкте — стадном инстинкте. Транснациональные корпорации умело проэксплуатировали этот древний инстинкт, который в том или ином зачаточном состоянии есть в каждом из нас. И этот инстинкт поставлен сегодня на службу транснациональным корпорациям. Производители товаров и услуг давно поняли, что человек на подсознательном уровне боится выделяться из толпы и желает быть похожим на остальных. Хоть внешне все желают быть индивидуальными и непохожими на всех, но, когда выходишь на улицу и смотришь на людей, результат видишь совсем иной. 

Стремясь к индивидуальности, люди её теряют. Глубоко в подсознании практически все готовы следовать за модой, чтобы не быть белой вороной. И эту тенденцию нашего подсознания умело используют корпорации: они придумывают всё новые и новые «веяния» моды. А внушить человеку, как показывает опыт, можно всё, что угодно: и поклонение брендам, и самоуродствование татуировками, и невозможность жизни без гаджетов, и культ еды — всё, что угодно. Любая модная тенденция принимается обществом, если только эту тенденцию принимает небольшая кучка людей, обладающих авторитетом в глазах современного общества: актёры, бизнесмены, политики и так далее. Именно так работает такой рычаг управления, как мода.

мода

Как же вырваться из этой матрицы? Желания приводят к страданиям и бесконечному бегу по кругу этих страданий. Удовлетворение любого эгоистичного желания, направленного на потребление и/или получение удовольствия ведёт только к образованию новых желаний, которые умножаются в геометрической прогрессии и растут, как грибы после дождя. И чем больше мы удовлетворяем такие желания, тем больше их становится. Это замкнутый круг. И выходом из этого замкнутого круга может быть только столь непопулярный в нашем обществе альтруизм. Но только альтруистичный взгляд на мир освобождает наше сознание. 

Если мы начинаем действовать не в собственных интересах (или хотя бы не только в собственных), а в интересах других людей, стараясь изменить их жизни к лучшему и принести им какое-то благо, то это нас освобождает от эгоистичных желаний, привязанностей и, как следствие, от страданий. И здесь мы снова возвращаемся к тому, что говорил своим ученикам Будда Шакьямуни. Все страдания, которые есть в этом мире, происходят от желания эгоистичного счастья. А состояние Будды, то есть состояние совершенства, рождается из желания помощи другим. Что отдал, то твоё, что оставил, то пропало — так говорили наши предки. И они были намного разумнее нас. Возможно, потому, что у них тогда не было телевизора, который побуждал бы их к потреблению и паразитическому образу жизни.

Сложно сразу переформатировать своё сознание с эгоистичного на альтруистичное, тем более что большинство людей придерживается иной парадигмы. Но, согласитесь, те, кто придерживается идеи о том, что смысл жизни в получении наслаждений и потребительстве, всё равно страдают. Кратковременное счастье от удовлетворения желания вновь сменяется страданием. Посмотрите на их несчастные лица: они вынуждены тяжело работать, чтобы потреблять, потреблять, потреблять… и конца этому не видно. 

Так стоит ли следовать примеру эти людей, если их жизненная позиция и жизненные ценности не делают их счастливыми? Вопрос риторический. Быть может, стоит рассмотреть альтернативную точку зрения о том, что счастье происходит как раз из помощи другим, а действия, совершённые из альтруистичных мотивов, приносят счастье и благо всем вокруг. Существует простой закон Вселенной: если все вокруг вас будут счастливы — вы просто не сможете быть несчастными. Эту простую истину никогда не скажут по телевизору, потому что тем, кто финансирует телевизионный контент, — это просто невыгодно. Им выгодно, чтобы мы жили под девизом «Бери от жизни всё». Но выгодно ли это нам? Подумайте об этом.