Измени себя — изменится Мир вокруг

«Индия — Непал. По местам практик Будды Шакьямуни», или путешествие за тридевять земель в поисках себя

девушка с намасте фото

Отзыв о поездке я решила написать через месяц после её завершения, чтобы было время на осмысление и осознание всего произошедшего со мной. 

Бытует мнение, что каждый адепт йоги, а тем более преподаватель, должен обязательно побывать в стране, откуда к нам пришла эта система самосовершенствования, — в Индии. Желательно ездить туда регулярно, чтобы поддерживать и развивать свой уровень практики. Наверное, я какой-то неправильный преподаватель, поскольку у меня ранее никогда не возникало такой потребности). Практики асан вполне хватало в Москве. Однако опыт пранаям и медитации давался с трудом. Видимо, внутреннего ресурса не доставало или благих заслуг. Когда я стала размышлять на эту тему, то поняла, что нужен какой-то внешний источник вдохновения, энергии, или «волшебный пендель», чтобы продвинуться на пути). Также ко мне периодически стали подходить занимающиеся и спрашивать, была ли я в Индии? На их взгляд, настоящий преподаватель йоги должен непременно ездить в Индию). И тут все концы сошлись — надо ехать. Долго думала, куда именно? Однажды на сайте клуба OUM я увидела фильм «В поисках пути Татхагат». Тут все встало на свои места. «Места силы» — вот, что явилось точкой притяжения. Билеты были куплены и процесс подготовки начался. За неделю до отъезда пришли суета и проблемы, на работе случился завал и, вдобавок ко всему, я заболела. В общем, проверка на профпригодность). Благо, что дела более-менее удалось урегулировать, но болезнь поехала со мной). Ещё в аэропорту я выключила телефон и решила его вообще не использовать, чтобы не вовлекаться снова в бесконечный информационный поток, часто бесполезный и бессмысленный. Я была очень рада, что смогла на две недели вырваться из колеса рутины и перенестись в другую реальность. 

Теперь несколько слов о самом туре. Он интересен тем, что в одной поездке собраны все знаковые места, которые посещал Будда Шакьямуни и последователи его учения. Это путешествие для тех, кто тяготеет к йоге по сути, кто хочет узнать больше об истории Учения, о сострадании и терпении. Сам факт, что мы побываем в местностях, где 2500 лет назад ступала нога Великой Сущности, стремящейся помочь всем живым существам избавиться от страданий, бесконечно вдохновлял, вызывал восторг и благоговение. Кроме того, это путешествие вглубь себя, ибо находясь в социуме, мы обрастаем информационной «шелухой» и разнообразными омрачениями, поэтому теряем связь со своим истинным «Я». Будда перед своим уходом сказал: «Будьте сами себе путеводным светом». Как раз это ещё одна возможность для поиска своего внутреннего света. 

Итак, всё началось с перелета из Москвы в Дели и потом в Варанаси, там группа пересела на автобусы и направилась к знаменитым набережным городам — гхатам . На гхатах постоянно происходят кремации тел, покинувших этот мир людей, потому что умереть и быть кремированным в Варанаси считается огромным благом — душа освобождается из цикла перерождений. 

Ранее я никогда не была в подобных Индии странах. Моё удивление образом жизни местных жителей зашкаливало. Поражали постоянный шум, множественная нищета, отсутствие порядка и чистоты, кучи мусора на обочинах дорог. Как оказалось, здесь специфическое отношение к этим понятиям. 

Считается, что Варанаси самый древний на Земле город. Есть мнение, что он был, есть и будет всегда. Даже тогда, когда настанет конец мироздания, Варанаси останется, так как он является «местом силы» и стоит вне времени и пространства. Издревле его населяли мудрецы, великие практики йоги, учёные, философы, поэтому город наполнен их духовной силой и энергией. Здесь также неоднократно бывал Будда. 

На набережной мы сели на большую лодку и поплыли вдоль обжитого берега. Противоположный берег пустынный, потому что туда уходят души умерших людей. Мы увидели самую известную часть города — постройки вдоль реки и гхаты. Впечатление было такое, словно я перенеслась на сто (а то и более) лет назад: местами очень простая скромная архитектура домов, но иногда необычная, витиеватая, выразительная; женщины в ярких сари, мужчины в длинных одеждах; тощие коровы, козы, собаки, бродящие вдоль реки. Одни люди принимали омовение, другие стирали одежду; дети резвились в воде; горели погребальные костры; пепел от кремации сдувало в реку. Жизнь текла своей привычной чередой — от рождения к смерти. Даже издалека чувствовалось, что люди в этом городе очень буднично относятся к уходу в мир иной, поскольку знают, что всё повторится снова. Нигде так ясно не осознаётся постоянная переменчивость жизни, быстротечность и бренность бытия, как здесь. 

Город отрешённо смотрел пустыми глазницами окон на проплывающих в лодке путешественников. Он как будто бы говорил: «Сколько здесь вас таких, ищущих и любознательных, проплывало на моей памяти? Сколько ходило по моим улицам? За долгие века моего существования — сотни тысяч и больше. Где все вы теперь? Нашли ли то, что искали»? 

Сюрреалистический сон? Нет. Просто после длительного сложного перелёта и переезда может всякое привидеться). В действительности, Варанаси восхищает и поражает, притягивает и отталкивает одновременно. Его сила и энергия наполняют всё пространство вокруг и накрывают всех, кто приходит туда. Город словно ставит на тебе метку: ну вот ещё один, посмотрим, что будет с тобой дальше). 

Пару часов мы провели на лодке, наблюдали жизнь города, прослушали лекцию, попели мантру ОМ. Мантра получилась неожиданно слаженной и всепоглощающей, что необычно для недавно сформировавшейся группы. Потом мы вернулись на берег и пошли к автобусам. 

Кстати, здесь я обронила свою панаму. Видимо, когда-нибудь вернусь). 

Отдельная тема о реке. Матушка Ганга, как называют её местные жители, находится в весьма печальном состоянии. Ещё 100 лет назад она имела свойства самоочищения. Её воды были священны в полном смысле этого слова. Теперь, увы, практически полное отсутствие очистных сооружений всё свело к нулю. Ранее святые, воды кишат продуктами жизнедеятельности цивилизации. Сложно понять, как это сочетается с почитанием реки в качестве богини? Риторический вопрос. В общем, в Индии лучше не задавать лишних вопросов, ибо менталитеты у нас разные, а значит, и взгляды на реальность. 

Далее наш путь лежал в Сарнатх — третье священное место для буддистов. Это небольшой городок. В древние времена здесь был лес, где жили мудрецы, занимающиеся духовными изысканиями. В этой местности Будда впервые дал своё учение и рассказал о «Четырех Благородных истинах» аскетам, с которыми в прошлом практиковал. Сейчас это один из главных центров паломничества буддистов, где всегда много посетителей. 

На территории парка, куда мы переместились, находятся полуразрушенные монастыри и ступа Дхемекх, построенная в память о первой проповеди Будды. Здесь мы были недолго, прослушали лекцию и совершили кору вокруг ступы. К сожалению, мне не удалось прочувствовать энергию этого места, поскольку болезнь ещё не покинула меня, и состояние было крайне тягостное. 

День перевалил за половину, и нас ждал ещё длительный переезд в Бодхгаю. Увы, пробки. В город мы попали поздней ночью. 

Бодхгая — второе и самое культовое место для буддистов. Здесь Сиддхартха Гаутама стал Буддой, достигнув Просветления под деревом Бодхи. Потомок этого дерева находится внутри храмового комплекса Махабодхи, куда стекаются со всего мира толпы паломников. 

Тут нам предстояло пробыть четыре дня, что очень воодушевляло, так как давало возможность проникнуться силой и духом святыни. 

Центром паркового комплекса является ступа Махабодхи — храм великого Пробуждения. Она построена рядом с деревом Бодхи. Место уникальное и величественное. Посетить его — мечта каждого последователя учения. Здесь достигли Просветления все Будды предыдущих эпох, и достигнет будущий Будда — Майтрея. Нашим обычным умом понять это сложно, поэтому лучше его сдать с камеру хранения вместе с телефоном и попробовать воспринимать это место не рационально, а тонким чувствованием, потому что градус энергии здесь зашкаливает. Кстати, телефон на территорию проносить нельзя. На самом деле, это верное решение, так как он представляет собой сильное внешнее отвлечение, а нахождение рядом с такими святынями должно способствовать сворачиванию внимания внутрь. 

Утром мы туда направились. Город проснулся и наполнился шумом гудков транспорта, криками торговцев и другими разнообразными звуками. Автомобилей здесь мало, в основном, балом на дорогах правят рикши всех мастей и моделей). Вдоль дороги бродили тощие коровы и собаки, норовившие стащить овощи и фрукты из торговых рядов. Правила дорожного движения в Индии не особенно соблюдаются. Иногда казалось, что их нет вообще. Действительно, а зачем они нужны? Всё равно всё будет по карме). 

Попадая на территорию Махабодхи, словно пресекаешь невидимую границу между мирами, и время останавливается. Сразу закручивает водоворот людей: монахи в тёмно-оранжевых и бордовых одеждах, паломники — в оранжевых, белых, черных. Они совершают ритуальные обходы вокруг ступы, делают подношения, выполняют простирания, медитируют у дерева Бодхи. Одновременно накрывает волна звуков: из динамиков льются мантры, в громкоговорители декламируют сутры, птицы щебечут во все голоса. А хотелось бы чуть-чуть тишины. Индийцы приходят сюда целыми семьями просто погулять, как в парк. Место чудесное, людей бы поменьше). Говорят, что в периоды знаменательных дат здесь яблоку негде упасть, так что нам крупно повезло. 

Каждый наш день начинался с пранаямы и медитации, потом было занятие по хатха-йоге, далее свободное время, которое мы могли проводить в личных практиках, и во второй половине дня — лекция, завершение дня — пение мантры ОМ на крыше гостиницы. Стоит отметить, что любые практики здесь удавались особенно: дыхание текло свободно и легко, тело становилось мягким и гибким, погружение в себя — более глубоким и стабильным. Здесь у меня не получилось испытать каких-то специфических переживаний, но удалось потренировать пратьяхару — отвлечение ума, чувств, сознания от контакта с внешними объектами, и привлечение их к внутреннему созерцанию. Несмотря на обильные внешние факторы, всё равно был шанс периодически сосредоточиться на внутреннем мире и спокойно посидеть. Также кора вокруг Махабодхи помогала успокоению. По ближнему к дереву кругу не всегда можно было пройти, поскольку паломники стройными рядами заполоняли всё пространство. Внешний большой круг, на мой взгляд, оказался более эффективным для медитативной ходьбы, так как там было практически пусто, только бурундучки иногда отвлекали внимание, снуя в траве. 

Само дерево Бодхи поразило своим величием: большое, ветвистое, с яркой листвой. Оно абсолютно живое. Если сесть поближе, закрыть глаза и сконцентрировать внимание, то казалось, что слышится его дыхание и чувствуется течение соков от корней к ветвям. Особенно удачным у паломников считалось сесть поближе к дереву и поймать падающий листок, поэтому часто все места около него были заняты. Следовательно, приходилось садиться подальше, но это не уменьшало силу его влияния. Я старалась запомнить эти ощущения, чтобы они стали мне опорой для дальнейших практик, когда я вернусь из поездки и снова погружусь в обыденность. В таких аспектах проявляется ценность путешествия. 

Некоторые паломники, монахи или просто посетители ложились и спали на территории вокруг дерева. Интересно, во время сна в таком благостном месте можно получить какой-нибудь полезный тонкий опыт? Наверное, может быть что угодно). Во всяком случае, местные собаки тоже подолгу спали, причём норовили подобраться и улечься как можно ближе к практикующим, а у тех, которые не спали, вид был такой отрешённый, словно они находятся в состоянии постоянной медитации). 

Необычно проходили занятия по хатха-йоге на территории комплекса. Здесь мы были единственными «белыми людьми», ещё и делающими асаны. Это обращало на нас внимание многих паломников, монахов, посетителей. Они с удивлением и любопытством разглядывали нас). Мне выпала удача провести здесь практику. Сначала было волнительно, а также немного раздражали наблюдатели, но постепенно пришло спокойствие, и стало не важно, смотрит ли кто-то или нет. Важнее было сделать занятие максимально качественным для пользователей, чтобы они смогли более глубоко прочувствовать это благое место. Я заметила, что когда ведёшь занятие не от себя, а отрешаясь, становишься как бы проводником энергии и знания, то эффект для участвующих самый лучший. 

Чем дольше находишься в Махабодхи, чем сильнее пропитываешься вибрациями этого места, тем ближе и даже роднее оно становится. Со временем появляется ощущение, что здесь ты был ранее. 

Во время пребывания в Бодхгае мы посетили пещеру Махакала, которая находится недалеко от города. Здесь Сиддхартха, ещё до своего Просветления, практиковал непомерные аскезы. Ранний выезд обеспечил нам счастливую возможность побыть в этом месте в уединении и тишине. Пещера находится на невысокой горной гряде, рядом стоит действующий монастырь, монахи которого ухаживают за святыней. Подъём в гору мне дался с трудом, поскольку я всё ещё не выздоровела. Пещера небольшая, в ней одновременно помещается около десяти человек. Мы практиковали там мантру ОМ. Атмосфера внутри проникнута огромной силой и духом горения тяжелыми аскезами. Ощущение от пения были непередаваемые. Когда я попала внутрь, сначала показалось, что здесь невозможно находиться, поскольку стены давят со всех сторон, и очень жарко, душно. Как только мы начали петь, то весь дискомфорт пропал, и возник интересный резонанс: звук, отражаясь от стен, начал как бы проникать внутрь тела и постепенно растворять его в пространстве, а стены словно начали раздвигаться и пропадать. Из пещеры я вышла здоровая. Я не шучу). Жар в помещении так прогрел тело, а мантра очистила, что остатки простуды покинули меня. Далее у нас была лекция об этом сакральном месте. Вскоре набежали толпы паломников, со всеми вытекающими отсюда последствиями, и находиться здесь стало невозможно. 

Мы вернулись к автобусам и поехали в местность, где находится ступа Суджаты. История такая. Сиддхартха, сильно ослабев от аскез в пещере, вышел наружу и пошёл к реке, чтобы напиться. От усталости он упал, и течение понесло его. Река вынесла его к берегу, где Сиддхартху заметила деревенская девушка Суджата и накормила кашей. Отведав еды, он пришёл в себя и понял, что путь крайних аскез не является верной дорогой, также как и непомерная роскошь жизни. Для полноценного развития и продвижения нужен срединный путь. Постепенно к нему стали приходить более глубокие знания, осмысления, и он направился в Бодхгаю. В память об этом знаменательном событии, последователями его учения была воздвигнута эта ступа. Мы совершили кору вокруг ступы и снова вернулись в город. 

На следующий день наш путь лежал в Раджгир. Ранее это был большой и богатый город, вокруг него находились чудесные леса, свободные от москитов. Следовательно, в этих лесах было удобно совершать практики, так как не было отвлекающих факторов в виде насекомых, что немаловажно. В этих рощах периодически жил Будда со своей общиной. 

Недалеко от города возвышается гора Гридхракута — знаковое место на пути следования Будды. В её пещерах, он и его ученики, совершали практики, также здесь произошли некоторые важные события. Внешне гора ничем не примечательна, но вся особенность кроется на внутреннем плане. На вершину горы ведёт дорога, которая заканчивается площадкой — местом, где Будда прочитал множество проповедей. Здесь были даны основы Махаяны, произошёл второй Поворот Колеса Закона и самое фундаментальное — дана «Сутра Лотоса Благого Закона». В те времена послушать благое учение собралось невероятное количество живых существ из разных миров и галактик. Для того, чтобы все они там поместились, Будда применил сверхспособности и расширил пространство, останов время. Есть мнение, что Будда никогда не уходил из этого мира. В тонкой реальности он по сей день находится на горе и даёт учение. Очевидно, что практика в этом месте может дать особенно серьезный опыт и богатые переживания. Это «место силы», которое, как и Варанаси, находится вне времени и пространства и не исчезнет даже с концом Вселенной. 

Мы приехали рано утром, ещё до восхода солнца. Было безлюдно, пустынно и тихо. У меня возникло ощущение, что цивилизация пропала, и мы перенеслись в параллельную реальность. Вершина горы утопала в тумане, сквозь пелену которого просматривались окрестные холмы, покрытые зеленью лесов. Облака заполняли небо, лёгкий ветерок шелестел в кронах деревьев, приятный аромат трав разносился вокруг. Мы поднялись на её вершину и расселись на площадке, чтобы совершить пранаяму и медитацию. Благодаря отсутствию внешних отвлекающих факторов и благоприятной атмосфере, было достаточно легко сконцентрировать своё внимание на внутренней работе и утихомирить ум. Как ни странно, он довольно быстро согласился с предложенными обстоятельствами и сильно не докучал своей обычной болтовнёй. Дыхание текло медленно и спокойно. Даже получилось его растянуть несколько дольше, чем обычно. Редкие мысли проплывали где-то на заднем плане, потом они вообще перестали приходить, и наступила глубокая устойчивая внутренняя тишина, и всепоглощающая пустота приняла меня. Казалось, что я вне тела вишу в этой пустоте. Сначала вокруг было темно, потом пространство окрасилось розово-сиреневым цветом, и мне почудилось, что вдалеке я вижу большой облик Будды в золотистом свечении, вокруг которого происходило движение. Некоторое время я наблюдала действо. Было невероятно уютно и благостно, не было никаких желаний. Висеть бы так и висеть в этой тишине и пустоте). По ощущению, прошло минут 10–15, а оказалось, что почти час. Снова почувствовать себя в теле было почему-то досадно и обидно). Что это было: игры разума? Надеюсь, что тонкий опыт. Вот они — необычные эффекты практик в таких чистых и светлых местах. Наши привычные законы времени и пространства в них не работают. Думаю потому, что ум, поверженный силой энергии этого места, замолкает и не пытается все оценить и измерить, как это бывает в привычной обстановке. Редкая удача, хоть на короткое время, понять, что такое йога — обуздание ума, и тогда реальность разворачивается такой, как она есть. Наша практика завершилась. Мы спустились на нижнюю площадку, где состоялась лекция. Потом осталось немного времени, чтобы походить по горе, посмотреть пещеры. Однако скоро появились толпы паломников и торговцев сувенирами, которые принесли с собой шум и суету. Нам пришлось покинуть гору. Спускаясь по лестнице, можно было наблюдать группы нищих, которые рядками сидели вдоль спуска, а за ними на деревьях обосновались обезьяны. Не понятно, как в этом дивном месте, можно так печально влачить существование. Неужели у местных жителей не зарождается даже крохотное стремление к более адекватной жизни? Опять риторический вопрос. Всё по карме, наверное. 

Далее мы посетили городок Наланда. Здесь находятся руины самого древнего на Земле университета. Есть версия, что он был построен через несколько столетий после ухода Будды. В те времена он занимал огромную территорию, на которой было размещено большое количество зданий. В университете обучались студенты из разных стран. Тогда это был центр просвещения и распространения учения Будды. Из его стен вышли многие известные мыслители и ученые. До сих пор остатки сооружений впечатляют воображение своими масштабами. Увы, он был разрушен внезапным нашествием завоевателей, и распространение знаний завершилось. Осмотрев окрестности, мы разместились на живописной лужайке и прослушали лекцию о событиях того периода. 

На следующий день, рано утром, наш путь продолжился переездом в Вайшали. Во времена Будды это был крупный процветающий город. Будда с учениками неоднократно посещал эту местность. Однажды он спас этот город от большого бедствия, начитывая здесь сутты и давая учения жителям города. Также местность известна тем, что здесь проживал Вималакирти. Он был просветлённой сущностью — Боддхисатвой, при этом оставаясь домохозяином. Этот факт, бесспорно, вдохновляет и мотивирует к усердному саморазвитию обычных людей, стремящихся совмещать мирскую жизнь с продвижением по пути йоги. В Вайшали, перед своим уходом, Будда дал последнюю проповедь. 

На территории парка, где находятся развалины ступы, построенной в честь Будды, у нас состоялись практика хатха-йоги и лекция. Место здесь не особенно шумное. Местные жители, так же как и в Бодхгае, с интересом наблюдали за нашим занятием, фотографировали, обсуждали присутствие «странных белых» людей). 

Теперь наш путь лежал в Кушинагар — четвертое священное место буддистов. Это последнее пристанище Будды, где он перешёл в Махапаринирвану. Тело его было кремировано особым образом, а прах поделён на три части: богам, нагам, людям. Часть, переданная людям, неоднократно была ещё разделена. Позднее последователями учения было построено множество ступ, куда помещались частички. В этом месте всегда много паломников. 

Мы посетили парк, где находятся храм Махапаринирваны и ступа Паринирваны. Здесь размещена статуя Будды лежащего, выполненная в полную величину. Считается, что он был очень высокого роста. Мы совершили кору и прослушали небольшую лекцию о событиях того времени. Далее мы переместились к ступе Рамабхар — месту кремации Будды. Попали мы туда поздно, всего за 15 минут до закрытия парка. Однако нам удалось немного попрактиковать около ступы. Смеркалось, было тихо, печально и красиво. Паломники начали зажигать множество свечей около ступы, и всё вокруг окрасилось тёплым светом. По окончании мы совершили кору вокруг памятного места и отбыли. 

Половина нашего удивительного путешествия прошла. Впереди нас ожидала встреча со страной, куда с территории Индии распространилось учение Будды, и где практиковали Будды прошлых кальп. По истечении недели я заметила интересную особенность: нахождение в столь отдалённых и чистых, светлых, с духовной точки зрения, местах помогает отступлению омрачений. У всех нас есть свои «моя Прелесть», которые прилично нагружают внутренний мир, мешая продвижению в развитии. Зависимости эти, в том числе, могут налипать из нашего привычного окружения, а когда мы находимся вдалеке, тогда происходит обрыв соединения, и прекращается подпитка ядами цивилизации. Энергии больших городов и людей, живущих обычной жизнью, напрямую воздействуют на нас. Мы все время пересекаемся своими тонкими телами и невольно цепляем друг от друга мысли, желания, эмоции, которые не являются нашими собственными, но попадая к нам, они начинают трансформировать сознание. Размышление на эту тему помогло мне разобраться в некоторых своих «Прелестях» и немного продвинуться в поиске своего истинного «Я». 

Также проработке внутренних проблем способствует атмосфера сообщества единомышленников. Большое благо находиться столь долго среди людей, которые разделяют твоё мировоззрение: можно легко обсуждать любые темы и делиться знаниями. Это как буферная зона, в которой ты можешь отдышаться, напитаться положительными энергиями, чтобы двигаться дальше. 

На следующий день, практически глухой ночью, наш путь продолжился к границе с Непалом. В Индии всегда лучше выезжать как можно раньше, чтобы проехать по свободным дорогам, избегая постоянных пробок. На границе мы простояли два часа, ожидая оформления виз. Граница сама по себе очень условная: обычная дорога, даже без пропускного пункта и шлагбаума. Как только мы попали на территорию Непала, то сразу обратило на себя внимание наличие, так сказать, цивилизации). Дороги стали основательней, горы мусора пропали, дома местных жителей выглядели опрятней и богаче, коровы имели ухоженный вид). Сами непальцы, в большинстве своём, одевались как обычные европейцы. 

Мы приехали в самое первое священное для буддистов место — место рождения Будды — Лумбини. До середины XIX века эта местность была частью Индии, но потом отошла к Непалу. В древние времена здесь были расположены множественные ступы и храмы в честь знаменательного события, но позднее всё пришло в упадок. Только в конце XX века началось восстановление храмово-паркового комплекса, который занимает огромную территорию. В одной части парка расположена ступа Махамайи — матушки Будды. В парке как всегда многолюдно и шумно: паломники и местные жители заполняют пространство вокруг. Кроме того, у входа дежурят компании не особенно дружелюбных обезьян, норовящих утащить то, что плохо лежит или весит на плече у зазевавшегося посетителя. Обезьяны с хозяйским видом прохаживаются вдоль основной дороги, нагло поглядывают на проходящих мимо людей, как бы говоря: «Ишь ты! Понаехали тут!» ) 

В городе нам предстояло пробыть пару дней. В первый день мы посетили часть парка, где находится ступа Махамайи. Там состоялась лекция. Потом мы разошлись на несколько часов для личных практик. Позднее снова собрались для занятия по хатха-йоге. Вокруг святыни всегда прохаживается множество паломников и монахов, поэтому было непросто найти подходящее для уединения место. Оглядевшись вокруг, я убедилась, что куда бы я ни села, всё равно кто-то будет ходить рядом. Пришлось устроиться там, где получилось, — под небольшим деревцем, чтобы спастись в его жиденькой тени от палящего солнца. Как ни странно, закрыв глаза, удалось довольно быстро погрузиться в себя, и мелькание людей вокруг перестало раздражать и отвлекать. Атмосфера этого места уникальная: невероятный покой, уют, защищённость; звуки есть, но на периферии. Возможно, что-то подобное испытывает младенец в лоне матери. Время пролетело незаметно. И снова я получила благоприятную возможность провести в таком чудесном месте практику хатха-йоги для своих единомышленников. Занятие протекало в мягком неторопливом стиле. Словно кто-то через меня плёл невидимую паутину практики: асаны вплетались одна в другую, образуя затейливый узор). 

Утро следующего дня было отмечено поездкой в Капилавасту. Ранее это была столица древнего крупного богатого царства, сейчас же — развалины его величия. Здесь, в роскоши и беззаботности, провёл своё детство и юность Сиддхартха. Однако здесь же у него зародилось стремление к самопознанию и поиску пути избавления всех живых существ от страдания, когда он случайно за территорий дворца увидел явления старости, болезни, а также мудреца в состоянии созерцания. Мы расположились на каменных руинах, чтобы выполнить пранаяму и увидеть восходящее солнце. На природе всегда дышится свободней и легче, поэтому дыхательные техники удаются успешно. Погода была пасмурная, но к концу практики сквозь облака солнце явило себя. Пока мы сидели, мимо нас как всегда ходили местные жители, в основном дети, и с любопытством рассматривали «странных людей»). После состоялась очередная лекция. 

Далее мы снова вернулись в Лумбини и оставшуюся часть дня посвятили осмотру другой части парка, где расположены монастыри разных направлений буддизма: китайский, японский, вьетнамский, непальский, немецкий и т. п. Местность обширная и богатая зеленью. Воздух чистейший и насыщенный запахами разнотравья. Перед входом в храмовый комплекс воздвигнута большая золотая статуя Будды в младенческом возрасте. Здания храмов неповторимой архитектуры. Некоторые из них выстроены в минималистическом стиле, некоторые — в живописном убранстве. Особенно запомнился храм немецкой общины: очень красивый, с обилием яркого декора; лужайки с затейливыми газонами; внутри и вокруг невероятная чистота. Видеть все эти творения, выстроенные во славу Будды, для меня было настоящим эстетическим наслаждением. 

День незаметно подошёл к концу, и мы традиционно направились на крышу гостиницы, чтобы спеть манту ОМ. Это было прекрасное завершение богатого на впечатления дня. Поздней ночью нас ожидал выезд в Катманду — финальную точку маршрута. Мы покидали места, связанные с именем Будды Шакьямуни и перемещались к памятникам, воздвигнутым в честь Будд прошлых эпох. 

Десятичасовой переезд прошел благополучно и терпимо для физического тела и того, кто там живет). Ум мой в привычной жизни, суетной, здесь же сделался более послушным и не возникал по поводу и без повода). Предполагаю, что спокойствие и тишина этих благих мест стали проникать внутрь моего существа и накапливаться там. Думаю, в этом также проявляется ценность нашего путешествия. В длительных переездах хорошими спутниками были книги и аудиозаписи с джаттаками, ведение дневника. Постепенно стирались ранее залитые социумом кривые шаблоны восприятия реальности. В душу проникали свет и чистота. Было легко и радостно. 

Конечно, периодически возникали волнения из-за дороги: крутой серпантин с одной стороны горы, с другой — жалкие клочки земли, приютившиеся на них хижины, а внизу обрыв. Да-да, люди так живут, увы. Двухполосная дорога была узкая, и когда навстречу попадался другой транспорт, становилось не по себе. Других наземных путей в Катманду нет. Экстремально? Нет, всё так, как и должно быть). 

Город встретил нас большим скоплением построек, плохими дорогами, пробками и клубами пыли, из-за которых многие люди носили на лице защитные маски. Кстати, в Катманду много европейцев, поэтому «белые люди» не вызывают никакого удивления у местных жителей. Мы разместились в гостинице. В распоряжении было три дня, чтобы увидеть некоторые из известных «мест силы». 

Сначала мы отправились к ступе Боднатх известной тем, что её прародительница (сейчас это восстановленный вариант) построена в честь Будды Кашьяпы, предшественника Будды Шакьямуни. Она была воздвигнута благодаря усилиям и средствам бедной женщины — последовательницы учения. Ступа представляет собой сферу с надстройкой, на которой со всех четырёх сторон изображены глаза Будды. Удивительное дело, это всего лишь рисунок, но кажется, что они живые, а также вся ступа. Она словно дышит, а глаза внимательно наблюдают за вами. Фантазии? Ощущения на тонком плане подсказывают, что нет. Невероятно, что это место сохранилось сквозь тысячелетия. Действительно, «места силы» источают особую энергию и стоят вне времени и пространства. Мы совершили кору, и потом была небольшая лекция. Место, где расположена ступа, весьма многолюдно, поскольку рядом находятся торговые ряды, отели, рестораны, рынок. Разнообразные энергии закручивают приходящих сюда людей. 

Другой день был посвящен ступе Сваямбунатх — «самопроявленная», как её называют. Есть легенда, что она, как бы сама возникла из земли. На холм, где расположена ступа, ведёт крутая лестница с 365 ступенями. Местные жители верят, что поднимаясь по ней, избавляешься от негативной кармы, накопленной за год. Мы подъехали с другой стороны холма, где был более простой вход. В парке состоялась лекция о Катманду, традициях, истории. Потом мы направились к ступе для выполнения личной практики. Место вокруг неё ограниченно ближними постройками, многолюдное и шумное, рядом находится смотровая площадка. Ступа небольшая, похожая на Боднатх, но богато украшенная золотыми элементами. Толпа туристов и паломников ходит вокруг ступы. Сверху, примостившись на декорированных пристройках, восседают стаи обезьян. Они сосредоточенно наблюдают за людьми, у которых есть в руках фрукты, чтобы, так сказать, взять своё). Мы увидели забавное действо: зазевавшийся турист, несущий в руках пакет с бананами и апельсинами, был атакован «ливнем» из обезьян). Еда была отнята, животные снова взобрались на ступу и, поедая бананы, бросали вниз кожуру. Обычная картина для мест, где есть обезьяны. Вот так и у йогов: если у тебя есть свободная энергия, тут же на её запах слетаются разные специфические сущности, желающие полакомиться и слить её с тебя). Вывод: бдительность — важное качество для продвижения на пути. 

К сожалению, никаких тонких ощущений здесь почувствовать не удалось. Видимо, сказывалось большое скопление народа и животных, атмосфера торговых рядов. Я просто ходила вокруг некоторое время, разглядывала окружающее меня пространство и реальность, которая в нём разворачивалась. 

Этот день завершился пением мантры ОМ. Для меня она оказалась самой запоминающейся, из всех ранее исполненных. Наверное, к концу поездки группа успешно спелась). Звук лился чисто и естественно. Возникли тонкие эффекты практики. По время пения у меня на внутреннем «экране» проявилось необычное видение: пространство вращалось по спирали и слышались звуки колоколов и органа. 

В Катманду на крыше отеля мне также удалось провести занятие по хатха-йоге. Оно получилось динамичным и силовым. Отличительной особенностью этой практики явилось то, что мы с группой активно общались, обсуждали эффекты асан и подобные технические вещи, которые помогут продвинуться и укорениться в намерении заниматься своим телом. По факту, тело является местом проживания и передвижения нашей сущности, поэтому о нём надо заботиться должным образом, но не впадать в фанатизм). 

Следующий день нашего тура был свободным для любых перемещений. Каждый мог его использовать по личному усмотрению. Многие провели его у ступы Боднатх. Пространство вокруг неё обширное, поэтому можно свободно выполнять кору. Я поднялась на внутренний круг, там в первой половине дня народу меньше, а значит, минимум отвлечений. На мой взгляд, ступа потрясающая! Она притягивает внимание своей невероятной силой и энергий. Глаза, изображённые на верхнем ярусе, словно смотрят в душу. От них ничего не утаишь. Взгляд всепроникающий. Смотреть в них можно бесконечно. Кора продолжалась дольше часа, а показалось, что прошло всего 15–20 минут. Снова этот эффект изменения восприятия времени во время практики медитативной ходьбы. С каждым новым кругом мне становилось всё легче и легче двигаться. Тело перемещалось, как бы само по себе, а моё «Я» отрешённо наблюдало изнутри. 

Постепенно ум провалился в тишину, и пустота накрыла меня. Казалось, что так можно ходить беЗконечно. Остановка случилась сама собой. Просто изнутри пришло понимание, что надо завершать. Выйдя из коры, я ещё некоторое время сидела рядом со ступой, в состоянии покоя. Постепенно мысли стали наползать, но я пыталась запомнить это благостное равновесие, чтобы возвращаться к нему уже в условиях обычной жизни. 

Последний день прошел весьма буднично. Группа отбыла в аэропорт для перелета в Дели, а потом в Москву. Несмотря на то, что переезды/ожидания рейсов/перелёты были длительными, почему-то дискомфорта и возмущения, как нередко у меня случается, не было. Спокойствие доминировало. Думаю, сказывалось благоприятное действие «мест силы». 

По дороге из аэропорта домой показалось, что за время моего отсутствия, прошло не 2 недели, а 2 месяца. Мир вокруг был другим. Скорее всего, взгляд на реальность изменился, и насыщенность поездки разнообразными впечатлениями создала такое восприятие. 

Рутина социума быстро закрутила. Пришлось решать все отложенные задачи, но там, внутри меня, что-то основательным образом изменилось. Я словно поднялась на одну ступеньку вверх в понимании себя и во взаимодействии с внешним миром. 

Итак, каков же итог этого путешествия? Все мы получили свои результаты. Всё по карме. 

«Тур аскез» — так я его назвала. Для меня аскезы проявились во многих аспектах. А куда нам, йогам, без них?) Только испытывая ограничения, мы способны продвигаться в развитии. Я отчётливо поняла, что поездка оказалась плодотворной и успешной. 

Энергии стало значительно больше, и на неё с удовольствием слетелись разные тонкоматериальные сущности, а некоторые омрачения накалились с двойной силой. От падения меня спасло знание специализированных инструментов йоги и максимальное вложение сил в полезные дела. Как преподаватель йоги, могу отметить ещё один интересный факт: на занятия стало приходить значительно больше людей, чем ранее. Связано ли это с изменением моего внутреннего мира или просто в клубах начался сезон, пока не поняла). Для занимающихся теперь я настоящий преподаватель йоги — у меня есть индийская виза в загранпаспорте). 

К слову сказать, я похудела на 3 кг, так что если вы хотите избавиться от лишнего веса, то вам сюда). Еда в Индии — это отдельная большая тема). 

Удалось ли мне найти себя в других странах? Конечно, нет). Ибо поиск себя — путь на долгие жизни вперёд. Наивно полагать, что кто-то или что-то вместо тебя сделает это. Однако положительное влияние «мест силы» беЗспорно! Ты, словно батарейка, напитываешься благой энергией. Сознание, хотя бы иногда, приподнимается на другой уровень восприятия окружающего мира. Состояние тишины и покоя накапливается внутри и фоном всё время присутствует. В чём это выражается? Когда приходят какие-то странные события, ты уже способен иначе смотреть на них, принимая адекватные решения: одновременно ты участвуешь в происходящем, но и наблюдаешь это со стороны. Такая позиция помогает яснее оценивать обстоятельства и не вовлекаться с головой в эмоциональные проявления. Мне удалось немного дальше продвинуться в понимании работы ума, разобраться с некоторыми ограничениями и чуть-чуть подобраться к осознанию своей внутренней сущности. 

Как сказал один из преподавателей клуба OUM: «Места силы — это трамплин для практиков». Полагаю, что только от нас самих зависит высота и длительность полёта. 

Позитивное влияние от поездки также начинает постепенно распространяться на окружение, потому что сияние этих чистых мест от нас попадает в круг нашего общения. Это факт. Люди вокруг становятся более умиротворёнными и доброжелательными. Надеюсь, им станет легче, и кто-то зародит в себе намерение к изменению себя в лучшую сторону. 

Всем практикам рекомендую побывать в таких местах, хотя бы один раз, и по возможности посещать их периодически. Такие туры, как движущая сила махового колеса саморазвития. Один раз раскрутив которое, мы уже не остановимся на пути йоги. 

«В Бенаресе, в роще Мигадайа Всеблагой, двинул высочайшее Колесо Истины, и ни священники, ни отшельники, ни боги, ни Брахма, ни Мара, никто во всём мире, не повернёт его вспять!» Дхаммачаккапаватанасутта 

Мои благодарности и низкие поклоны организаторам тура за их титанический труд, за искренность и открытость во взаимоотношениях, за беЗкорыстное стремление делиться знаниями. ОМ!

Автор — Тамара Круглова