День 9. 02.08.2017
В 5:15 выезд из отеля, поскольку нужно успеть проехать один участок дороги, который в данное время ремонтируют, и проезд возможен только либо ранним утром, либо в ночное время. Хорошая новость — КПП ночью и ранним утром, возможно, не работают, и поэтому скорость передвижения не контролируется. Это радует, и, если конечно позволит дорога, то, возможно, мы чуть быстрее приедем на пункт назначения.
За окном темно. Многие в автобусе спят, или, как я, надеются заснуть, и только шофёр-тибетец, один из настоящих коренных жителей, несмотря на ранее утро бодр и весел, громко разговаривает сам с собой, поёт песенки, насвистывает, а если попадается очень трудный размытый участок пути, то по тону голоса очень похоже, что он ругается на дорогу, честно сказать, это выглядит очень смешно.
Сегодня у нас весь день будет в дороге. Сначала нам нужно добраться до городка Сага (4500 метров над уровнем моря), где предполагается остановка на обед, и далее будет переезд до Парьянга (4610 метров над уровнем моря), где у нас планируется остановка на отдых — ночь в отеле. Из достопримечательностей на сегодня — прекрасная природа Тибета, окружающая нас повсеместно. Уже светает, мы едем по живописной равнине, со всех сторон окруженной горами, местами встречаются стада чёрных яков или кремовых барашек. Такие умиротворяющие природные пейзажи просто наслаждение для глаз и ума.
Где-то около 12 часов дня проезжали один из самых высоких перевалов на данном участке, отметка 5089 метров над уровнем моря, украшенный большим количеством молитвенных флажков, которые развеваясь, вибрациями напечатанных мантр облагораживают всё пространство вокруг.
В 13:40 мы приехали в Сагу. Обед. В 15:25 наконец выехали в Парьянг. В нашем автобусе едет несколько преподавателей йоги, а потому время в поездке мы используем достаточно эффективно. В первой половине сегодняшней поездки была лекция-беседа Александра Дувалина, затрагивающая вопросы о йоге и буддизме, а во второй половине дня состоялась лекция-беседа Володи Васильева о йоге в общем, с многочисленными примерами из исторического эпоса «Рамаяна». Также во время переездов, многие ребята занимаются личными практиками: кто занят чтением Сутр, кто начитывает мантры, а кто медитирует на природу Тибета.
Между размышлениями тем временем мы подъехали к очередному перевалу (4920 метров над уровнем моря). Рассматривая развевающиеся молитвенные флажки, заметила интересное явление: несмотря на то, что уже вечер, а именно 17:45 солнце находиться в самом зените, как будто бы ещё полдень, и оно не собирается заходить. Очень необычно.
20:15. Мы приехали в деревушку Парьянг (4610 метров над уровнем моря). Бескрайняя пустынная долина и красивые радужные одноэтажные домики местных жителей: окна и двери украшены разноцветной деревянной резьбой, сами же дома сделаны из больших нарезанных квадратов камней. Чуть поодаль стоит одинокое большое четырёхэтажное здание отеля, куда мы и направляемся. Размещение, отдых и в 22:00 практикой мантры ОМ завершаем ещё один день нашего путешествия. На Благо Всех Будд! Ом.
День 10. 03.08.2017
В 7:00 завтрак. Человек пять уже пришли, но завтрака ещё нет. На рецепции темно и никакого движения тоже нет. Мы прошли на кухню: здесь один человек что-то варит-парит, и больше нет ни одного помощника. Интересно, как быстро он сможет приготовить завтрак на более чем 30 человек?
Зато есть интернет. Нашли чем заняться. Тем не менее к нашему удивлению уже через 10 минут принесли к раздаче картошку, рис, капусту и другие овощи. Позавтракав, в 8:00 мы отправляемся в Путь. Сегодня мы едем на легендарное озеро Манасаровар и дорога туда займёт около 5 часов.
Озеро Манасаровар находится в 950 километров к западу от Лхасы, на высоте 4590 метров над уровнем моря и является одним из самых высокорасположенных озёр мира. Площадь озера составляет около 520 квадратных метров, глубина до 82 метров. На санскрите название озера «Manas sarovara» образованно от слов Manas — сознание и Sarovara — озеро.
Манасаровар и Гора Кайлаш являются главными святынями для буддистов и индуистов, а также для джайнов и последователей религии бон. Интересно то, что индусы убеждены, что в озере Манасаровар необходимо искупаться, чтобы очиститься от грехов, тибетцы же считают купание в озере неприемлемым, так как это озеро Богов, и поэтому обычные люди могут только пить воду из него, а также позволительно омовение лица.
Во втором часу дня мы приехали к Манасаровару. Какое умиротворение, спокойствие и гармонию подарило нам озеро, лишь просто созерцая его. Благая карма группы позволила провести здесь полтора часа, причём за всё это время лишь пара-тройка машин подъехали к берегу, и побыв здесь немного, оставили нас наедине с Манасароваром. Андрей Верба рассказал об этом удивительном озере, порекомендовал некоторые практики, которыми здесь лучше заняться и, теперь, все разошлись вдоль берега. Драгоценное время прошло очень быстро, и по выражению лиц и эмоциям ребят, было понятно, что эти прекрасные часы, проведённые здесь, они запомнят навсегда.
А нам уже пора отправляться в Путь. На берегу Манасаровара до «культурной революции» находилось восемь монастырей. Все они были разрушены, и только в последние 30-40 лет их постепенно начали восстанавливать. В один из них, который находится недалеко от берега, на вершине скалистого холма, мы и направляемся. Монастырь Чиу Гомпа, или «Маленькая Птичка», в котором находится всего 6 монахов, очень почитаем буддистами. Главная святыня монастыря — пещера, в которой две тысячи лет тому назад Падмасамбхава провёл последние семь дней жизни на Земле. Также известно, что в этой пещере медитировал и Великий йогин Миларепа, которого очень почитают в Тибете.
С территории монастыря открывается волшебный вид на Манасаровар и на гору Кайлаш. Но в стороне гор было облачно, и мы смогли лишь увидеть среднюю часть пирамиды Кайлаша, которая очень впечатлила участников группы.
В монастыре монахи разрешили нам небольшими группами попрактиковать в пещере Падмасамбхавы, что, конечно же, было Подарком Судьбы. Теперь возвращаемся к автобусам и отправляемся в дорогу.
По дороге по правой стороне проезжали озеро Ракшастал, где мы сделали небольшую остановку для фотографий. Какой резкий контраст по сравнению с Манасароваром! Пустынные берега, скудная, едва заметная местами зелень и дует резкий промозглый ветер. Это знаменитое озеро демона, его воды считаются мёртвыми, в которых не водится ни какой живности.
Манасаровар и Ракшастал образуют союз противоположностей. Формы озёр и их свойства указывают на разделение добра и зла, божественного и демонического начал. Форма Манасаровара круглая как Солнце, Ракшастал же изогнут в виде полумесяца: это символы Света и Тьмы. Вода Манасаровара мягкая на вкус и полезная для здоровья, а воды Ракшастала — солёные и не пригодные для употребления.
Ребята, не ожидавшие такого сильного и холодного ветра на Ракшастале, достаточно быстро вернулись в автобусы, и мы продолжили путь в Пуранг — место нашей остановки на ночь сегодня.
До Пуранга (4000 метров над уровнем моря) добирались чуть больше двух часов. И вот мы здесь, размещаемся в отеле. Пуранг находится недалеко от границы Индии и Непала, поэтому здесь очень много военных частей и контрольных пунктов.
Мы вышли прогуляться по городку, который имеет всего пару-тройку основных улиц, в надежде найти что-нибудь перекусить. Зашли в пять-шесть ресторанчиков-кафешек, но никто не говорит на английском и не понимает, что же мы хотим. Меню же состоит из иероглифов и цифр, так что понять что либо было совершенно невозможно. Попались кафешки и с рисунками блюд на витрине, но в большинстве своём блюда были не вегетарианские. Вернулись в отель, по дороге заглянув в супермаркет и купив йогурта да фруктов, что было большой радостью.
В 21:00 мантра ОМ. Посвящаем все плоды от такого замечательного дня на Благо Всех Живых существ и с Благодарностью за всё происходящее с нами расходимся по комнатам. До завтра, друзья, ОМ!
День 11. 04.08.2017
6:00 практика концентрации с Андреем Верба и далее часовая практика хатха-йоги. В 10:00 встреча на рецепции. Сегодня у нас поездка в монастырь Корча (Khorchang), в одноимённом поселении Корча, на берегу реки Корнали (более известной как Гхагхара), который находится на высоте 3670 метров над уровнем моря. Главная драгоценность монастыря — большая статуя Бодхисаттвы Манджушри, сделанная из серебра. По легенде, эта статуя является говорящей, и она сама выбрала себе место в монастыре. На втором этаже Храма находиться прекрасная статуя Зелённой Тары, а также библиотека с многочисленными напечатанными Сутрами.
После экскурсии вернулись в отель, где состоялась лекция-беседа Андрея Верба о предстоящей Коре, и, так благоприятно сложилось, что поговорили и о жизни в целом. Время на обед, а в 17:00 мы едем в пещерный комплекс Кугур Гомпа. Историю этого монастыря сложно найти, а то, что рассказал нам гид, я вам сейчас напишу.
У одного местного царя было несколько жён, и одна из них за что-то провинилась, да так, что её решили казнить. Недолго думая, виноватая жена раскаялась, но избежать смерти это ей не помогло, и, чтоб спасти свою жизнь, ей пришлось убежать в отдалённые места в горы, а именно сюда, где она начала практиковать Дхарму и вскоре достигла Просветления. С тех пор многие йоги и йогини посещают эти места для практики и ретритов. После небольшой экскурсии и осмотра пещер, состоялась лекция Анастасии Исаевой о жизни Миларепы, Великого йогина, которого очень любят здесь в Тибете.
Возвращаемся в отель, немного времени на отдых, и в 21:00 практика мантры ОМ. Все заслуги от наших практик, от наших действий и аскез посвящаем на Благо Будд прошлого, настоящего и будущего. ОМ.
День 12. 05.08.2017
В 6:00 практика концентрации с Андреем Верба, в 7:00 хатха-йога, далее завтрак, и в 10:00 встречаемся на рецепции с вещами. Сегодня мы выезжаем из отеля в Пуранге и переезжаем в Дарчен, знаменитый посёлок, который с незапамятных времён является начальным пунктом священной Коры вокруг горы Кайлаш. По пути к Дарчену планируется посещение монастыря Госсул Гомпа, который находится на высоком обрыве у подножия озера Манасаровар (4551 метров над уровнем моря). Монастырь известен тем, что здесь есть пещера Великого Атишы, где он проходил семидневную медитацию.
11:25. Мы подъехали к повороту с асфальтированной дороги на песочную просёлочную, которая ведёт к монастырю. Но, поскольку накрапывал дождик, водители и гиды решили проверить дорогу, смогут ли автобусы благополучно проехать по ней. Пройдя пару шагов, гид так поскользнулся, что еле устоял на ногах, его обувь увязла в грязи. Как вы догадались, в монастырь мы не поехали. Что ж, значит так должно быть, и мы продолжаем путь в Дарчен.
В 12:30 мы подъехали к Дарчену (4670 метров над уровнем моря). Въезд через Главные ворота, где полиция проверяет разрешения на въезд, а также здесь покупают специальные билеты на прохождение Коры. Теперь едем в отель. Ещё с прошлого года остались хорошие воспоминания о замечательном русском ресторане с русским меню, вежливым и искренним тибетским персоналом, и, конечно, наверное, самое главное — вкусными и достаточно разнообразными блюдами. Поверьте, когда последние 3-4 дня у вас было на выбор либо рис, либо лапша, вы по-другому относитесь к разнообразию в питании. Оставляем вещи в отеле, и сразу же все ребята, наслышанные о ресторане, направляются сюда.
Замечательно пообедав, заглянув в магазин и прикупив йогурт, фрукты и цампы (основная еда в Тибете, делается из ячменной крупы, масла и воды; туристический вариант — в виде прессованного печенья ), мы вернулись в отель.
С завтрашнего дня в отелях, а вернее гестхаусах, уже не будет Интернета, там также нет ни горячей, ни холодной воды, а электричество включают иногда, и только в вечернее время, всего на пару часов, поэтому наши путевые заметки на день, а может и на два, наверное, прервутся.
Многие, возможно, даже не поверят, как в наши дни можно прожить без Интернета день или два. Но поверьте, если вы на пути саморазвития и ваша карма (или кому понятнее, скажем судьба) привела вас в Тибет, тем более к Кайлашу, то значит вы уже дошли до такой ступеньки в познании себя, когда понимаете и более того, принимаете, важность внутреннего, а не внешнего, а потому с легкостью и радостью выдерживаете всякого рода аскезы, зная как благотворно они влияют на ваше общее развитие.
Можете понять и меня, за столько тысяч километров я летела сюда и, конечно, не задумывалась о таких мелочах, как сетевая доступность, разнообразие блюд, наличие воды в комнате, или о том, чтоб включить ещё одну страну в свою карту путешествий. Вернее сказать, только здесь ты и задумываешься об этих так называемых «мелочах», когда их нет, но без сомненья, гармонию и умиротворение, что дарят горы и природа Тибета, благостная и суровая энергия монастырей, храмов и пещер, в сочетании с аскезами разного уровня дают тебе понимание важности временного уединения и помогают в осознании многих важных понятий и в определении многих целей.
Конечно же, не нужно впадать в крайности. Как часто можно услышать: «Всё надоело, брошу всё и уеду в Тибет». Очень многие соотносят слово «Тибет» с какой-то сказочной страной, или «нирваной», о которой мало что знают, как и о Тибете, впрочем, тоже, но непременно стремятся ознакомиться с этим неизвестным состоянием, да так, чтобы «раз и навсегда». Да, что и говорить, Тибет — это одно из самых загадочных мест на Земле, равно как и уникальное место силы. Но никто вам не обещает, что вы сможете жить здесь комфортно и счастливо, без проблем, от которых вы бежите сюда, и то, что вы непременно познаете это неведомое и желанное состояние нирваны. Суровая действительность нашей эпохи затронула Тибет очень сильно, можно сказать, к сожалению, даже безжалостно, и поверьте, жить здесь совсем не сладко, да и климатические условия очень суровые. Но непродолжительные специализированные поездки, как, например, йога-туры по особым местам силы в Тибете несомненно могут помочь в продвижении на Пути саморазвития. Очень важно также ездить именно с группой единомышленников, с теми, с кем вы на одной волне, с кем есть о чём поговорить и поделиться опытом или посоветоваться по поводу важных вопросов, которые несомненно возникают на пути развития.
В 20:00 собрание. Ребята некоторые взволнованны, некоторые серьезны, некоторые молчаливы, некоторые чересчур эмоциональны, но важно, что все здоровы и ни у кого нет признаков горной болезни. Обсудив несколько вопросов по Коре, расходимся по комнатам. Качественный сон и отдых очень важны для завтрашнего дня.
Перед сном в комнате почитав немного мантру ОМ, посвящаем Все плоды от наших практик и аскез на Благо Всех Божеств Кайлаша. Пожалуйста, будьте милосердны к нам и ко всем паломникам в мире! Ом.
День 13. 1 День Коры. 06.08.2017
Благодаря многолетнему опыту поездок в Тибет и в прохождении Коры вокруг Кайлаша руководитель экспедиции Андрей Верба, который посещает эти священные места с 2000 года, он же руководитель клуба oum.ru, тщательно и скрупулёзно спланировал оптимальный маршрут, подготавливающий как людей занимающихся йогическими практиками, так и обычных туристов, к постепенной и комфортной акклиматизации в высокогорье. По маршруту путешествия можно увидеть много важных населённых пунктов этой загадочной страны, что позволяет понять Тибет во всём его разнообразии и уникальности, равно как и сделать поездку полезной для духовного развития и совершенствования. Физический аспект особо хорошо заметен по активности и бодрости участников группы: на сегодняшний день нет ни одного человека с какими-либо симптомами горной болезни, все чувствуют себя очень хорошо, что очень радует. Итак, сегодня начинается главное событие нашего путешествия — прохождение Коры вокруг Кайлаша, и радость, и воодушевление всех ребят можно читать на их лицах и в глазах.
8:00 завтрак, в 9:00 на автобусе нас везут к начальной точке священного обхода. КАЙЛАШ, 6714 метров над уровнем моря, в переводе означает «Снежная Драгоценность», или «Драгоценная Снежная Вершина», является священной горой в форме четырёхгранной пирамиды со снежной шапкой и гранями, сориентированными почти точно по сторонам света. Необычные трещины на её южной стороне по форме напоминают свастику, буддийский солярный знак — символ духовной силы. Миллионы людей считают Кайлаш Сердцем Мира, где в виде колец проходят потоки энергии Времени, попав в которые, человек может сразу постареть или, наоборот, продлить себе жизнь; также его считают Осью Земли, связывающей Небо и Землю, и центром Вселенной, что описано в древних текстах, содержащих информацию о Мандале Кайлаша как об уникальном многомерном образовании, Центре Мира, содержащей все аспекты бытия.
Кто задумывается о посещении Кайлаша, конечно, слышали, что наше желание и оплаченный тур не являются гарантией пропуска к этому сакральному месту. Кайлаш подпускает к себе не всех. А если и допускает, то определённо «просеивает» каждого через разного уровня испытания и уроки.
Обход-паломничество с целью совершения Коры или Парикрамы (ритуального обхода) в обычном темпе занимает 2-3 дня. Считается, что даже один обход вокруг горы, пройденный со светлыми мыслями избавляет человека от клеш (омрачений), а 108-кратный — обеcпечивает возрождение в Чистых Землях на Небесах.
Верующие четырёх религий — индуисты, буддисты, джайны и религии бон — считают Кайлаш Центром Вселенной, самым священным местом на Земле.
Индуисты верят, что Кайлаш, пик которого является образом Горы Меру (космическая гора в Центре Вселенной) — это обитель Бога Шивы (согласно Вишну-Пуране). Они почитают его как высшую Реальность, абсолютное Богоначало. Они видят в нём Гуру всех Гуру, разрушителя мирской суеты, невежества, зла, ненависти и болезней. Считается, что Великий Шива способен наделить человека мудростью, долголетием, а также воплощает в себе самоотречение и сострадание.
Буддисты считают гору местом обитания гневной формы Будды Шакьямуни — Демчог (Чакрасамвара) и его супруги Богини Мудрости Дордже Пхагмо (Ваджраварахи). Во время религиозного праздника Сага Дава тысячи паломников и простых мирян собираются у склон Кайлаша, чтобы выразить своё почтение Будде Шакьямуни.
Джайны почитают Кайлаш как место, где их первый святой Джина Махавира достиг Просветления.
Для последователей тибетской религии бон Кайлаш, который они называют Юнгдрунг Гу Це (Девятиэтажная Гора Свастики) — это душа всего бона, средоточие жизненной силы и главного принципа «Девяти Путей Бона». Здесь основатель религии бон небожитель Тонпа Шенраб спустился с небес на землю. В отличие от индуистов, буддистов и джайнов, которые обходят Кайлаш по часовой стрелке (вместе с Солнцем), бонцы совершают Кору против часовой стрелки( навстречу Солнцу).
Мы собираемся к Кайлашу с самыми светлыми и искренними намерениями. Как он примет нас, и как будет проходить Кора, в любом случае в большей степени зависит даже не столько от нас, как от Высших Сил. Мы постараемся держать вас в курсе событий по мере возможности. До встречи, друзья, ОМ.
1 день Коры/ 6 августа 2017/ продолжение
На автобусе нас довезли до местечка, именуемое Тарпоче: туристам делают, скажем так « поблажки» - за дополнительную плату провозят первые 6 километров Коры. Прочитав мантру ОМ, около 9:30 мы отправились в Путь.
Сразу за Тарпоче находиться знаменитое кладбище, именуемое «Плато небесных похорон» 84 Махасиддх. Здесь оставляют тела умерших высоких духовных лиц. Вход сюда запрещён и для туристов, и для тибетцев.
Долина по которой проходит эта часть Коры, где мы идём сейчас, называется Лха Лунг, что в переводе с тибетского значит « Божественная Долина». Наш путь, с небольшими подъёмами и спусками пролегает вдоль реки Лха-Чу. Читая мантры, наслаждаясь окружающей природой, по мере возможности и сил , с Благодарностью к Вселенной мы преодолеваем первые 11 километров Коры. ..12:45 мы были в Чайном домике возле многочисленных гестхаусов и ждали ответного звонка от нашего гида, чтобы узнать где мы будем размещаться. Неожиданно подошла одна тибетская женщина, она же хозяйка гестхауса, которая искала « белых людей группы гида Таши» и повела нас заселяться. Нам было предоставлено 2 комнаты по 16 кроватей в каждой. Это был самый аскезный вариант проживания. На самом деле, на этом участке Коры мало вариантов размещения и поэтому особо выбора нет. В любом случае все удобства здесь исключительно на природе, причём с видом не Кайлаш ! Впрочем, в комнатах здесь мало кто сидит: кто уже готовиться к выходу на Северное лицо Кайлаша, кто идет в чайные домики перекусить или попить тибетского чая с солью (и как его пьют ! ), а кто собирается посетить недалеко находящийся здесь монастырь.
В 14:00 выход к Северному лицу. Многие уже в сборе, нас пока 15 человек.
Северное лицо Кайлаша, 5500 метров над уровнем моря, это гигантская, около 1 километра в высоту, почти вертикальная грань северной стороны Кайлаша. Чтобы «сходить» туда нужно минимум 6 часов: 3,5 часа на подъём и 2,5 часа на спуск.
Сразу за нашим гестхаусом (да, мы живем в комнате окна которой направлненны на Кайлаш!) начинается тропа подъема, сначала по зелёному холму, далее дорога идёт вдоль берега горной реки по камням и валунам. Идти в принципе не очень сложно, но нужно осторожно переходить, а где и перепрыгивать с камня на камень, тропа же идёт зигзагом то вверх, то вниз. Пишу, что идти не сложно, но на самом деле уже сравнивая с тем, как тяжело было идти находясь примерно в километре от Северного Лица. То есть, в начале пути аскезы не сравнимы с последующими, и поэтому можно сказать достаточно относительно « не сложно».
Следующий этап - пересечение нескольких достаточно бурных полноводных рек. Одна из них очень широкая, что в одиночку её практически не перепрыгнешь. Благодаря ребятам, все девушки оказались на противоположном берегу, и все дружно продолжили Путь.
Далее нужно пройти большую возвышенность по мелким, словно специально нарезанными неровными многоугольными пластинами камешкам. Идти очень неудобно, камни осыпаются из под ног, ты скользишь вниз, а дорога неуклонно идёт вверх. Шаг вперёд, три шага(а иногда и пару метров) скатываешься назад, опять и опять…
Через какое-то расстояние (примерно через часа два с начала подъема) начинаются небольшие сугробы чередующиеся многочисленными мелкими речками и ручейками. Нужно быть очень внимательным и постоянно проверять снежный покров треккинговой палкой каждого следующего шага, иначе наступив можно провалиться где по лодыжки, а где и по колено, в какую-нибудь речку которая протекает по низу. Как понимаете, замочив ноги, или под скользнувшись и намочившись, вы конечно сможете продолжать свой путь дальше, но это будет не из самых приятных путешествий на таком морозе и с такими аскезами. Следующий отрезок пути, заключительный – мы подходим к леднику. Его обычная протяженность в районе 1,4 км, плюс-минус в зависимости от погоды и от времени года. Чтоб продолжить путь здесь нужна либо специальная обувь, либо, как Мы, наматываем прочные мешки поверх обуви и крепко закрепляем их клеящей лентой. В таких «стильных сапогах» мы выглядим, а главное чувствуем себя очень уверенно и надёжно, и довольные таким прекрасным изобретением наших Дхармических друзей, которые приезжают в Тибет и на Кайлаш-Кору уже не первый год, продолжаем свой путь.
Этот отрезок пути всем давался очень-очень сложно и с физической и с энергетической стороны. Вроде ноги двигаются, вроде ходить по сугробам мы умеем, но делая очередной шаг казалось что ты не приближается, а удаляешься от Кайлаша. Загадочная и Священная Энергия Кайлаша так просто не подпускала нас к себе. Шаг, и ты опять останавливаешься, словно все силы покинули тебя. Ещё усилие, стараешься сделать хотя-бы два шага, и опять останавливаешься. Стоишь, смотришь на Кайлаш: как он близко и как далеко одновременно. Пытаешься начитывать мантры, молитвы – и Шиве, и Буддам, и Богам стихий, и главную ОМ,уже всё вперемешку (о, простите меня !), сил уже просто нет никаких, и видишь, что ведь осталось ещё метров 200 и ты сможешь прикоснуться к заветной Стене, и опять прилагаешь усилие и передвигаешь ноги буквально силой воли. Ещё шаг, еще три, сколько получается, по немного продвигаешься вверх по сугробам.
Не буду описывать как наконец мы подошли и прикоснулись к Северному Лицу Кайлаша, у каждого свой уникальный опыт и свои непередаваемые переживания. Искренне желаю Всем, у кого светлые и чистые желания и намерения, совершить такое важное путешествие в вашей жизни.
В прошлом году поездки в Тибет, мне удалось пройти лишь половину пути к Северному Лицу: ни физических, ни энергетических сил не хватило, чтоб идти дальше. Вернее, думаю, на тот момент мои ограничения и, конечно, Кайлаш просто не подпустил меня к себе по только ему ведомым причинам. Слава Великому Махадеву, Слава Всем Божествам и Защитникам Кайлаша, которые позволили мне И многим другим паломникам наконец прикоснуться к этой великой Святыне Мироздания. Поверьте, пройдя этот Путь, и наконец прикоснувшись к Лицу, необыкновенные ощущения чистого сознания и совершенства так естественно и волшебно словно влились в нас, что как будто мы растворились, или, может вернее слились в пространстве во что то огромное и уникальное. Очень надеюсь, что это чувство совершенной целостности мы не забудем никогда. Да, хотелось бы сказать об этом, для меня очень актуальном опыте, который я прочувствовала приближаясь к Кайлашу – это Чистота (возможно та самая Пустота?) в сознании. Вы знаете, это кажется просто невероятно, но тебя покидают совершенно все мысли. Все наслышаны, что Кайлаш своей уникальной энергией словно прочищает людей на разных уровнях. Даже не знаешь как выразить, то, как Мы почувствовали это на себе: не осталось ни каких мыслей, ни каких эмоций, даже мантры улетучились необыкновенным образом из головы, желания (даже забыла что значит это слово), всё мирское и даже не мирское… Чтобы, может быть хоть раз в жизни прочувствовать что значит «ясное сознание», постарайтесь приехать в Тибет и пройти этот Путь, который возможно окажется главным в вашем нынешнем воплощении.
.. Возвращение назад. Идти, все время спускаясь уже гораздо легче, местами даже не идешь а в припрыжку скачешь через речки и речушки, валуны и камни. Чувство радости просто « несёт» тебя, наполнив тебя уникальной энергией. Нет сожаления что уходишь, непередаваемое чувство целостности, что Кайлаш несомненно одарил тебя тем что нужно именно тебе, и что Оно не покинет тебя ни когда словно утвердилась в твоём разуме. Слава Кайлашу!
18:35 мы подходим к гестхаусу. И здесь, по правую сторону от нас мы видим две прекрасные радуги, одна над другой. Это было невыразимо красиво и очень впечатлило нас, что несмотря на моросящий дождь со снегом, мы как завороженные остановились не решаясь нарушить идиллию прекрасных природных явлений идеально гармонировавших с нашими внутренними переживаниями. От совершённой, очень непростой аскезы нам было очень радостно и легко на душе, и, несомненно две волшебные радуги были символом и знаком Благословения Небес и Кайлаша. Благодарим Всех Будд и Татхагат, Всех Божеств и Защитников Священного Кайлаша за необыкновенный опыт и посвящаем Все заслуги от наших практик, действий и аскез на их Благо!
Да, ребятам, кто не пошёл к Северному Лицу тоже была хорошая альтернатива эффективно провести время. Недалеко от гестхауса, на противоположной стороне реки, через которую перекинут мост, находиться монастырь Дрира Пхунг, основанный в 1213 году и принадлежащий школе Кагью.
Друзья, позвольте попрощаться с вами на сегодня. Нам нужно постараться хорошо отдохнуть, ведь завтра… завтра будет ещё один прекрасный (для мотивации самих себя ) день Коры! Нас ожидает второй и ещё один волшебный День маршрута – подъём на перевал Дролма-Ла, 5660 метров над уровнем моря. ОМ
День 15 / 2 День Коры / 7 августа 2017.
Высота и избыток энергии не позволили многим участникам заснуть этой ночью. Многие ворочались с бока на бок, спрашивали таблетки от головной боли и бессонницы. Мне удалось заснуть лишь после двух часов ночи на полтора часа (и с 3 таблетками от беЗсонницы). Проснувшись, или, вернее неожиданно очнувшись от непонятно чего, уже не смогла больше уснуть, хотя до выхода в дорогу было ещё более 2 часов (убедилась, что таблетки, особенно в местах силы не помогают). Что было удивительно, несмотря на такое вынужденное бодрствование, утром не чувствовалось ни усталости, ни утомления. Без сомнения Кайлаш не остался равнодушным к нашим вчерашним аскезам и дарит нам поддержку своей исключительной и неиссякаемой энергией .
В таких энергетически сильных местах буквально на своём опыте можно прочувствовать и понять, как благодаря силе энергии места, мудрецы и йоги в прошлом, согласно писаниям, могли не спать и, также, обходиться без пищи в течении достаточно продолжительного времени, практически всё время посвящая духовным практикам. Они не чувствовали каких-либо Проблем на физическом плане, были здоровы духом и телом - на самом деле они были просто насыщенны энергией места, которое своей чистотой и святостью заменяет и восполняет многие материальные и физические потребности. ..В 5:30 мы небольшой группой отправились в Путь. Основная группа выходит в 6:30. Мы же решили встретить рассвет на перевале, поэтому вышли в Путь пораньше.
Темно. Очень темно. Ровная дорога плавно переходит в затяжной подъём. Неожиданно, одна бодренькая старушка-тибетка (поверьте - с нами даже не сравнить, нам за ней не угнаться!) как ветерок легко, с улыбкой, пробежала мимо нас, более того, так же быстро скрылась впереди нас в темноте, оставив нас, молодых йогов далеко позади.
Всё ещё темно. На время даже не смотрим – не до него . Нас овеял густой туман. На этом промежутке дорога опять достаточно ровная. Пара тибетских семей – бабушки, дедушки, мамы, папы и детки разного возраста всё чаще и чаще обгоняют нас. Да, что и говорить, в выносливости и терпении нам с ними не сравниться, бежать за ними ни сил, ни энергии не хватит. Для тибетцев совершить Кору, как для нас выехать на природу в выходные дни. Обычно они выходят семьями ранним утром (часа в 3-4) и за один день проходят всё расстояние, которое, как вы уже наверное знаете, мы, обычные люди, проходим за два-три дня.
Начинается второй этап подъема. С предыдущей поездки уже знаю, далее будет ещё один этап пологой дороги, а после начнётся третий, самый долгий, достаточно крутой и затяжной подъём - это и будет начало подъема к Перевалу Дролма-Ла.
Готовишь себя, успокаиваешь, деваться всё равно некуда, и, конечно радуешься, что ты всё-таки здесь, в таком Важном и Святом месте. Но тем не менее, наше беЗпокойное и ещё до конца не осознающее Благость аскез сознание, не совсем готово к такому роду трудностей. Не смотря на вчерашнюю сложную дорогу к Северному Лицу, наше сознание ещё не привыкло, что его и тело подвергают таким каким-то уж очень сложным аскезам. Сегодня всё начинается заново: опять пытаешься договориться со своим умом и, прикладывая неимоверные усилия, буквально силой воли медленно но верно стараешься передвигать свои ноги вверх и вверх.
Последний подъём. Физических сил как-будто совсем не осталось, ты передвигается исключительно силой мысли. Пять шагов вверх, затем минуту-две стоишь накапливая силы. За раз стараешься пройти как можно больше шагов, но от силы можешь пройти максимум десять шагов (это просто достижение !). Опять останавливаешься, благо посмотреть есть на что: уже начинается восход, первые лучи озаряют окрестности долины, но густой туман над верхушками гор не дает шанса увидеть всю картину в общем. Очень красива и выразительна природа на рассвете. Так и хочется присесть на камешки и лицезреть эту прекрасную идиллию в реальности, ум так и шепчет: «Посиди, отдохни, где и когда ты увидишь такую безупречную природу». Но, если Вы знаете, присаживаться в высокогорье категорически не рекомендуют: чем больше ты отдыхаешь, тем меньше хочется двигаться, недостаток кислорода здесь действует так, что тебя обволакивает пелена сна, и если ты уснёшь, то, в лучшем случае проснёшься только с критическими симптомами горной болезни, и уже ни о каком подъеме речь не может идти, более того, человека срочно нужно эвакуировать, в высокогорье это значит спускаться вниз. Поэтому отдыхать на высоте рекомендуют только стоя, оперевшись на треккинговые палки.
.. Думали, что этот подъём ни когда не завершиться. Но, неожиданно оказалось, что мы уже пришли. Божества и Защитники этих мест, позвольте поблагодарить Вас за Ваше милосердие и терпение к нам мирянам, за то что позволяете подняться к Вам сюда, а также позвольте нам приобрести эти ваши замечательные качества, которые всем необходимы в жизни в этот непростой период Кали-Юги. Не смотря на прекрасное Солнце, все вершины ещё в густом тумане и мы всё ещё не видим вершин окружающих гор. В прошлом году меня очень впечатлила вершина одной горы, которую из-за схожести формы, паломники назвают «Топором Кармы». На самом деле ее название Шарма-Ри, что в переводе с тибетского означает «Благословение» или «Защита». Считается, что проходя под ней, ваша карма как бы символически обрубается топором, и, теперь вы можете начать жить заново. К сожалению, или, к счастью, как вы знаете, с кармой не всё так просто, и, конечно можно верить в такие красивые легенды только если Вы на самом деле ведёте праведную и честную жизнь.
Проведя несколько минут на ровном плато Перевала, теперь мы идём на спуск, который также достаточно крутой. В любом случае спуск вниз гораздо легче подъема, на лицах ребят вы можете читать откровенную радость. По пути вниз, сверху, мы видим священное озеро Гаури Кунд, или озеро Сострадания, волшебный и насыщенный бирюзовый цвет которого я помню с прошлой поездки. Из-за густого тумана сегодня мы можем видеть лишь очертания берегов, цвет же скрывает густой белоснежный туман.
Спуск закончился и мы выходим на равнину. Время 9:55, мы присели попить чая с прекрасными тибетскими травами в Чайном домике. После такой аскезы, забываем даже сказать, чтобы нам сделали чай без соли, и, от долгого терпения и жажды выпив первый щедрый глоток морщимся от солёного чая. Нет, такое нам не по силам. Ну не шанк-пракшалану же делаем. Попросили заменить на чай без соли. Теперь можно продолжить путь, который идёт по практически ровной просёлочной дороге. Спокойно, размеренно и с какой-то внутренней радостью незаметно прошли ещё два с половиной часа по прекрасным зелёным долинам и к 13:30 пришли к месту второй стоянки-ночёвки. Опять попив лишь чая - есть совершенно не хочется (хотя многие ребята обедали, здесь есть пара чайных домиков,где можно перекусить), мы поднялись к монастырю Зутрул Пхуг (4800 метров над уровнем моря). Здесь находиться знаменитая пещера Миларепы, которую ещё называют «Пещерой Магических Сил». Попрактиковали в пещере, послушали как читают мантры и сутры монахи этого монастыря, и опять вернулись в пещеру. Время проходило просто очень быстро и насыщенно.
Тем временем часть основной группы уже присоединилась к нам. Большинство ребят, посетив монастырь и пещеру Миларепы, сразу же отправилась в Дарчен, начальный и конечный пункт Кайлаш Коры. Десять человек из группы остались при монастырском гестхаусе, и я в том числе, так как хотела немного подольше задержаться в таком святом и сильном месте.
Начался проливной дождь. Все уже легли. Мне не сидится и не спится. Я прошла опять в монастырь. В одном из храмов один монах выполнял какую-то службу, очень похожую на службу посвящённой защитникам. Я присела рядом, слушала как он читает сутры, мантры, а также выполнял процедуру подношения.
..Одиннадцатый час ночи, Вернулась в комнату. Все как будто спят, не наблюдается ни одного движения. С огромной Благодарностью за ещё один волшебный День в нашей жизни я закрываю глаза. До завтра друзья, ОМ.
День 16 / 3 День Коры /8 августа 2017
Вчера, впервые за всё пребывание в Тибете, никто не попросил ни таблетки от головной боли, ни от беЗсонницы, все просто легли и замечательно уснули. Конечно, после двух дней прохождения Коры, когда все твои силы и энергии были на пике использования и, в тоже время, насыщения, это закономерно. Также это определённо связанно и с тем, что наш гестхаус находиться в прекрасном и священном месте, во дворике монастыря Зутрул Пхуг, Благая энергия которого позволила всем хорошо выспаться и отдохнуть. Также всю ночь накрапывал с переменной силой то мелкий то средней силы дождик, способствуя нежному умиротворению безконечных струн нашего сознания. Варуна Дэв продолжает прикладывать свою Благую энергию на нашем священной пути. В 6:00 мы были готовы к выходу. Нам осталось всего 7 километров пути. Мелкий дождик сопровождает нас на протяжении всего пути. Благо, что дождь не проливной. Почему Варуна Дэв опекает нас с таким рвением и чрезмерной заботой, не покидая нас ни днём, ни ночью, мы не знаем , но определённо в этом есть причина.
Ещё темно, особо ничего не видно, кроме дороги которую мы освещаем фонариками. К 8 часам шестеро из десяти ребят уже пришли к последнему Чайному домику, завершающая точка и традиционное место ожидания всех групп и паломников. Отсюда вас забирают на автобусе и отвозят в Дарчен. Немного спустя подошли и другие ребята, а также яки с нашим багажом. Итак, Кора пройдена. Круг замкнут. Ощущения? Просто лёгкость и радость. Мыслей особо каких-то грандиозных нет. Точно наоборот, какое-то беЗмыслие, и наверное именно оно даёт тебе такую простую и неземную радость.
К 9:30 За нами приехал автобус и мы выехали в Дарчен. Проехали буквально минут пять, и водитель, стараясь пропустить навстречу идущий трактор и проехать сам, немного заехал на обочину. Дорога от продолжительных дождей так размыта, что напоминает грязно-песочное месиво. Что произошло в следующие секунды, вы наверное уже догадались. Колёса правой стороны по середину просто утонули в грязи на обочине. Предприимчивый гид, ни сколько не унывая, весело предложил нам всем вместе помочь вытолкнуть автобус. Мужская половина самоотверженно согласилась, мы же смотрели со стороны. Но автобус увяз настолько сильно, что похоже тут нужны не людские, а лошадиные силы.
До Дарчена оставалось проехать километра 2-3. Несколько человек решило идти пешком, так как ждать скорой эвакуации явно было беЗполезно, да и долго. Дождик к этому времени наконец прекратился, а потому прогулка была в радость. В Дарчене мы сразу зашли в «наш» русский ресторан, который был по пути. Оказывается на самом деле этот ресторан называется « Кот из Лхасы», но более он известен как вы уже знаете как «русский ресторан» (на больших окнах этого ресторана большими русскими буквами так и написано, плюс Здесь меню с переводом на русский, что больше мы не видели нигде в Тибете). Здесь мы хорошо перекусили и теперь пошли в отель, где встречаемся с основной группой. В 11: 00 у нас запланирован выезд в Сагу, где предполагается остановка на ночь.
Выехали мы из Дарчена лишь в 12:15. Пока эвакуировали и отмывали автобус, также пока наш гид и шофёр отмывались сами, мы побродили по Дарчену (здесь есть только одна длинная большая улица). Как вы понимаете, Тибет необыкновенная страна, равно как и непредсказуемая.
По живописной дороге в Сагу проезжали несколько высоких Перевалов. Самый высокий из них был с отметкой в 4920 метров над уровнем моря. Поскольку Дорога была долгая, Преподаватель йоги Владимир Васильев провёл лекцию о питании, подробно разъяснив некоторые нюансы и с точки зрения йоги, и с точки зрения аюрведы, а также ответил на многочисленные вопросы ребят.
В 11часу вечера мы наконец приехали в Сагу, где нас разместили в трёх разных отелях. Обычно нас заселяют всей группой в один отель, но сегодня произошло то, что наверное можно назвать «тибетском бизнесом». Поскольку мы приехали «не вовремя»(опоздали), наши комнаты перепродали индусам, которые предложили цену выше, чем заплатило наше агенство при бронировании номеров. Представляете ситуацию ? В итоге, нам предоставили места в разных гостиницах, где нашли места. Конечно, после десяти часов дороги в автобусе, мы были рады наконец приложить головы к мягкой подушке и немного поспать в тёплой комнате. Завтра опять ранний выезд, в пять утра, нас ждёт переезд Сага-Ладзе-Шигадзе-Гьяндзе. До завтра друзья, ОМ
День 17 / 9 августа 2017
В 5:00 выезд из отеля; заезжаем за ребятами в другие отели (здесь маленький населенный пункт – все и всё рядом), и в 5: 25 отправляемся в Путь. Сага-Ладзе-Шигадзе-Гьяндзе. Варуна Дэв как обычно с нами, ещё со вчерашнего вечера, на улице ветренно и прохладно.
Любуемся и медитируем на природу. После 11 часов дня стало заметно, что мы переехали в более тёплую область, ландшафт сменился: теперь вместо долин с едва заметной зеленью появились полюбившиеся пышные красивые жёлто-зелёные горчично-пшеничные поля.
По дороге делаем частые остановки: или из-за действующих ограничений скорости, или остановки для фотографий, или же просто по просьбе ребят. Также в некоторых местах вынужденно останавливаемся, поскольку большинство дорог размыто и в некоторых местах пропускают машины только по одной колее. Поскольку самыми дождливыми месяцами в Тибете являются июнь и август, в течении которых выпадает до 90 % годовой нормы осадков, то такая ситуация здесь очень типична.
Около двух часов дня приехали в Ладзе, где пообедали в китайской кафешке и продолжили путь дальше.
Чем дальше удаляемся от Кайлаша и чем ближе приближаемся к большим городам, тем чаще и чаще встречаются Ступы, магазины, многочисленные населённые пункты. Из автобусного окошка вскользь наблюдаем за жизнью и бытом тибетцев. Определённо мы им нравимся, нам всегда добросердечно машут рукой и взрослые и дети, приветствуя нас по тибетски «Таши Деле!» и искренне улыбаются в ответ на наши приветы.
.. В автобусе ребята проводят время с пользой и продолжают практиковать: кто сидит в падмасане, кто в полулотосе, начитывают мантры на чётках, кто и без чёток, кто начитывает Сутры, кто просто размышляет глядя в окно. Все выглядят очень серьезными и задумчивыми, определённо размышляя об уже совершенной Коре, а также о своей жизни в целом, или в частности. Верно, что Тибет всем дарит то, что нужно, даже если сразу это ещё не совсем определённо и не понятно.
.. В 10ом часу вечера мы приехали в Гьяндзе, достаточно большой и современный городок. Несмотря на позднее время, все улицы освещены всё ещё открытыми ресторанчиками, кафешками и магазинами. Заселение в отеле, и далее все расходятся кто по комнатам, кто по магазинам (приобрести фруктов к дороге в Лхасу на завтра) или по кафешкам, перекусить.
Друзья, позвольте поблагодарить Вас за поддержку на нашем Пути, что Вы дарили нам читая эти строки. Завтра мы возвращаемся в Лхасу, прекрасную столицу Тибета, где на этом промежуточном этапе будет завершено наше путешествие в себя, скажем его тибетская часть. Время, как обычно, даже не смотря на серьезные аскезы, проходит очень быстро. В Тибете есть замечательная пословица: « Люди говорят, что время проходит, а Время говорит, что проходят люди». Так и мы, вскользь прикоснувшись к жизни в Тибете, в частности, уйдём в небытие Мировой истории на нашем Пути самопознания. Сколько раз это уже случалось в прошлом, было в настоящем, и произойдет в будущем, мы узнаем только когда наконец освободимся от всех наших клеш И достигнем той, ещё не совсем понятной, Буддовости, о которой мы столько наслышаны И начитанны. На данном же этапе, только от нас будет зависеть, насколько адекватно Мы распорядимся теми знаниями и энергиями, которыми поделился с нами Священный Кайлаш, да и Вся Земля Тибета. До завтра друзья, ОМ.
День 18 / 10 августа 2017
Всю ночь шёл очень сильный проливной дождь. Просто чудесно, как Варуна Дэв заботиться о нашем здоровом и приятном сне. Во время завтрака по лицам ребят это было особенно заметно: все были довольные и сияли от радости. Конечно же хороший завтрак с большим разнообразием блюд сыграл в этом также немаловажную роль.
В 9 часов выезд из отеля. Мы едем в монастырь Пелкхор Ч(х)оде, являющийся важным образовательным и духовным центром города. В монастыре есть несколько храмов. Главный Храм был построен в начале 15 века местным правителем. Это красивое трёхэтажное здание, где в большом зале, своды которого поддерживают 48 колонн, находиться прекрасная восьмиметровая статуя Будды Шакьямуни. На стенах храма хорошо сохранились фрески 15 века. На территории монастыря также находиться знаменитая Ступа Кумбум, что в переводе с тибетского означает «100 тысяч Священных Образов». Первые пять этажей Ступы образуют многоступенчатую основу для Купола, в которых 76 часовен соединены между собой 108 проходами.
Всё здание, каждый его этаж, и часовни в том числе, представляют собой Мандалу – модель буддистской Вселенной. Посещение часовен на каждом этаже является своеобразной Священной Корой. Весь маршрут по этажами символизирует Путь к Высшим ступеням мудрости.
У нас было 20-25 минут чтобы успеть пройти эту Кору, что многие конечно же сделали. Очень понравились уникальные фрески с изображением Будд и Буддийских Божеств на стенах и красивые статуи в часовнях, которые словно живые разговаривают с вами…
Почти 11 часов дня. Мы выезжаем из города. От Гьяндзе до столицы всего 260 км, но поскольку по шоссе на разных участках дороги действуют разные ограничения скорости (от 30 до 70 км.), а также везде установлены камеры наблюдения и КПП, дорога занимает… не менее 7 часов.
Эта дорога богата на много прекрасных природных достопримечательностей Тибета. Путь проходит также через несколько Перевалов, один из самых знаменитых – Перевал Кхаро-Ла, с ледниками на вершинах (высота 5086 метров над уровнем моря).
Где-то на середине пути мы проезжали восхитительного нежно-голубого цвета озеро «Ямдрок Цо» (4488 метров над уровнем моря), или « Бирюзовое озеро», которое входит в четверку священных озёр Тибета. В этом списке конечно же находиться озеро Манасаровар, следующее – «Небесное Озеро» Нам-Цо, а также «Озеро Оракулов» Лхамо Ла Цо, где считается, монахи могут считывать информацию о месте следующей инкарнации Далай-Ламы.
Согласно легендам, если Ямдрок Цо высохнет, то Тибет станет необитаемым. В этом китайцы волей или не волей прикладывает свои усилия: около 30 лет тому назад на берегу озера была построена гидроэлектростанция, с запуском которой уровень в священных водах стремительно сокращается…
В 18:35 мы въехали в Лхасу. Ещё с пол часика езды по улицам города и мы приехали в отель. Размещение. Ужин по вашему усмотрению. В 22: 00 заключительное собрание, где Андрей Верба подвёл итоги, а также многие участники поделились впечатлениями о поездке.
Мантрой ОМ завершаем наше собрание и расходимся по комнатам.
Дорогие друзья, завтра днем нас ждёт перелёт Лхаса-Гуанджу, и далее, Гуанджу-Москва. Мы уезжаем из Тибета с необыкновенно радостным и положительным настроем, поскольку новый приобретенный опыт и практика прохождения аскез несомненно откроют новые горизонты в нашем развитии на пути самосовершенствования. Конечно, мы знаем, что сами по себе аскезы «не стирают» нашу негативную карму, но и верно то, что они дают более осознанное понимание, как лучше двигаться на непростом йогическом пути в эпоху Кали -Юги.
Искренне желаю вам, наши Дхармические Друзья, Всем людям и другим Творениям Вселенной со светлыми мыслями и чистым сердцем совершить это паломничество – путешествие с клубом oum.ru. Посвящаем Все плоды и заслуги от всех наших действий, практик и аскез, от всего самого прекрасного, что у нас было, есть и будет, на Благо Всех Татхагат Всех сторон Света и Всех Вселенных, ОМ. Преподаватель йоги, Надежда Башкирская.