Измени себя — изменится Мир вокруг
Лого oum.ru

Тибет 2017. Путевые заметки участников. Часть 3

Тибет 2017. Путевые заметки участников. Часть 3

День 9. 02.08.2017

В 5:15 выезд из отеля, поскольку нужно успеть проехать один участок дороги, который в данное время ремонтируют, и проезд возможен только либо ранним утром, либо в ночное время. Хорошая новость — КПП ночью и ранним утром, возможно, не работают, и поэтому скорость передвижения не контролируется. Это радует, и, если конечно позволит дорога, то, возможно, мы чуть быстрее приедем на пункт назначения.

За окном темно. Многие в автобусе спят, или, как я, надеются заснуть, и только шофёр-тибетец, один из настоящих коренных жителей, несмотря на ранее утро бодр и весел, громко разговаривает сам с собой, поёт песенки, насвистывает, а если попадается очень трудный размытый участок пути, то по тону голоса очень похоже, что он ругается на дорогу, честно сказать, это выглядит очень смешно.

Сегодня у нас весь день будет в дороге. Сначала нам нужно добраться до городка Сага (4500 метров над уровнем моря), где предполагается остановка на обед, и далее будет переезд до Парьянга (4610 метров над уровнем моря), где у нас планируется остановка на отдых — ночь в отеле. Из достопримечательностей на сегодня — прекрасная природа Тибета, окружающая нас повсеместно. Уже светает, мы едем по живописной равнине, со всех сторон окруженной горами, местами встречаются стада чёрных яков или кремовых барашек. Такие умиротворяющие природные пейзажи просто наслаждение для глаз и ума.

Где-то около 12 часов дня проезжали один из самых высоких перевалов на данном участке, отметка 5089 метров над уровнем моря, украшенный большим количеством молитвенных флажков, которые развеваясь, вибрациями напечатанных мантр облагораживают всё пространство вокруг.

В 13:40 мы приехали в Сагу. Обед. В 15:25 наконец выехали в Парьянг. В нашем автобусе едет несколько преподавателей йоги, а потому время в поездке мы используем достаточно эффективно. В первой половине сегодняшней поездки была лекция-беседа Александра Дувалина, затрагивающая вопросы о йоге и буддизме, а во второй половине дня состоялась лекция-беседа Володи Васильева о йоге в общем, с многочисленными примерами из исторического эпоса «Рамаяна». Также во время переездов, многие ребята занимаются личными практиками: кто занят чтением Сутр, кто начитывает мантры, а кто медитирует на природу Тибета.

Между размышлениями тем временем мы подъехали к очередному перевалу (4920 метров над уровнем моря). Рассматривая развевающиеся молитвенные флажки, заметила интересное явление: несмотря на то, что уже вечер, а именно 17:45 солнце находиться в самом зените, как будто бы ещё полдень, и оно не собирается заходить. Очень необычно.

20:15. Мы приехали в деревушку Парьянг (4610 метров над уровнем моря). Бескрайняя пустынная долина и красивые радужные одноэтажные домики местных жителей: окна и двери украшены разноцветной деревянной резьбой, сами же дома сделаны из больших нарезанных квадратов камней. Чуть поодаль стоит одинокое большое четырёхэтажное здание отеля, куда мы и направляемся. Размещение, отдых и в 22:00 практикой мантры ОМ завершаем ещё один день нашего путешествия. На Благо Всех Будд! Ом.

День 10. 03.08.2017

В 7:00 завтрак. Человек пять уже пришли, но завтрака ещё нет. На рецепции темно и никакого движения тоже нет. Мы прошли на кухню: здесь один человек что-то варит-парит, и больше нет ни одного помощника. Интересно, как быстро он сможет приготовить завтрак на более чем 30 человек?

Зато есть интернет. Нашли чем заняться. Тем не менее к нашему удивлению уже через 10 минут принесли к раздаче картошку, рис, капусту и другие овощи. Позавтракав, в 8:00 мы отправляемся в Путь. Сегодня мы едем на легендарное озеро Манасаровар и дорога туда займёт около 5 часов.

Озеро Манасаровар находится в 950 километров к западу от Лхасы, на высоте 4590 метров над уровнем моря и является одним из самых высокорасположенных озёр мира. Площадь озера составляет около 520 квадратных метров, глубина до 82 метров. На санскрите название озера «Manas sarovara» образованно от слов Manas — сознание и Sarovara — озеро.

Манасаровар и Гора Кайлаш являются главными святынями для буддистов и индуистов, а также для джайнов и последователей религии бон. Интересно то, что индусы убеждены, что в озере Манасаровар необходимо искупаться, чтобы очиститься от грехов, тибетцы же считают купание в озере неприемлемым, так как это озеро Богов, и поэтому обычные люди могут только пить воду из него, а также позволительно омовение лица.

Во втором часу дня мы приехали к Манасаровару. Какое умиротворение, спокойствие и гармонию подарило нам озеро, лишь просто созерцая его. Благая карма группы позволила провести здесь полтора часа, причём за всё это время лишь пара-тройка машин подъехали к берегу, и побыв здесь немного, оставили нас наедине с Манасароваром. Андрей Верба рассказал об этом удивительном озере, порекомендовал некоторые практики, которыми здесь лучше заняться и, теперь, все разошлись вдоль берега. Драгоценное время прошло очень быстро, и по выражению лиц и эмоциям ребят, было понятно, что эти прекрасные часы, проведённые здесь, они запомнят навсегда.

А нам уже пора отправляться в Путь. На берегу Манасаровара до «культурной революции» находилось восемь монастырей. Все они были разрушены, и только в последние 30-40 лет их постепенно начали восстанавливать. В один из них, который находится недалеко от берега, на вершине скалистого холма, мы и направляемся. Монастырь Чиу Гомпа, или «Маленькая Птичка», в котором находится всего 6 монахов, очень почитаем буддистами. Главная святыня монастыря — пещера, в которой две тысячи лет тому назад Падмасамбхава провёл последние семь дней жизни на Земле. Также известно, что в этой пещере медитировал и Великий йогин Миларепа, которого очень почитают в Тибете.

С территории монастыря открывается волшебный вид на Манасаровар и на гору Кайлаш. Но в стороне гор было облачно, и мы смогли лишь увидеть среднюю часть пирамиды Кайлаша, которая очень впечатлила участников группы.

В монастыре монахи разрешили нам небольшими группами попрактиковать в пещере Падмасамбхавы, что, конечно же, было Подарком Судьбы. Теперь возвращаемся к автобусам и отправляемся в дорогу.

По дороге по правой стороне проезжали озеро Ракшастал, где мы сделали небольшую остановку для фотографий. Какой резкий контраст по сравнению с Манасароваром! Пустынные берега, скудная, едва заметная местами зелень и дует резкий промозглый ветер. Это знаменитое озеро демона, его воды считаются мёртвыми, в которых не водится ни какой живности.

Манасаровар и Ракшастал образуют союз противоположностей. Формы озёр и их свойства указывают на разделение добра и зла, божественного и демонического начал. Форма Манасаровара круглая как Солнце, Ракшастал же изогнут в виде полумесяца: это символы Света и Тьмы. Вода Манасаровара мягкая на вкус и полезная для здоровья, а воды Ракшастала — солёные и не пригодные для употребления.

Ребята, не ожидавшие такого сильного и холодного ветра на Ракшастале, достаточно быстро вернулись в автобусы, и мы продолжили путь в Пуранг — место нашей остановки на ночь сегодня.

До Пуранга (4000 метров над уровнем моря) добирались чуть больше двух часов. И вот мы здесь, размещаемся в отеле. Пуранг находится недалеко от границы Индии и Непала, поэтому здесь очень много военных частей и контрольных пунктов.

Мы вышли прогуляться по городку, который имеет всего пару-тройку основных улиц, в надежде найти что-нибудь перекусить. Зашли в пять-шесть ресторанчиков-кафешек, но никто не говорит на английском и не понимает, что же мы хотим. Меню же состоит из иероглифов и цифр, так что понять что либо было совершенно невозможно. Попались кафешки и с рисунками блюд на витрине, но в большинстве своём блюда были не вегетарианские. Вернулись в отель, по дороге заглянув в супермаркет и купив йогурта да фруктов, что было большой радостью.

В 21:00 мантра ОМ. Посвящаем все плоды от такого замечательного дня на Благо Всех Живых существ и с Благодарностью за всё происходящее с нами расходимся по комнатам. До завтра, друзья, ОМ!

День 11. 04.08.2017

6:00 практика концентрации с Андреем Верба и далее часовая практика хатха-йоги. В 10:00 встреча на рецепции. Сегодня у нас поездка в монастырь Корча (Khorchang), в одноимённом поселении Корча, на берегу реки Корнали (более известной как Гхагхара), который находится на высоте 3670 метров над уровнем моря. Главная драгоценность монастыря — большая статуя Бодхисаттвы Манджушри, сделанная из серебра. По легенде, эта статуя является говорящей, и она сама выбрала себе место в монастыре. На втором этаже Храма находиться прекрасная статуя Зелённой Тары, а также библиотека с многочисленными напечатанными Сутрами.

После экскурсии вернулись в отель, где состоялась лекция-беседа Андрея Верба о предстоящей Коре, и, так благоприятно сложилось, что поговорили и о жизни в целом. Время на обед, а в 17:00 мы едем в пещерный комплекс Кугур Гомпа. Историю этого монастыря сложно найти, а то, что рассказал нам гид, я вам сейчас напишу.

У одного местного царя было несколько жён, и одна из них за что-то провинилась, да так, что её решили казнить. Недолго думая, виноватая жена раскаялась, но избежать смерти это ей не помогло, и, чтоб спасти свою жизнь, ей пришлось убежать в отдалённые места в горы, а именно сюда, где она начала практиковать Дхарму и вскоре достигла Просветления. С тех пор многие йоги и йогини посещают эти места для практики и ретритов. После небольшой экскурсии и осмотра пещер, состоялась лекция Анастасии Исаевой о жизни Миларепы, Великого йогина, которого очень любят здесь в Тибете.

Возвращаемся в отель, немного времени на отдых, и в 21:00 практика мантры ОМ. Все заслуги от наших практик, от наших действий и аскез посвящаем на Благо Будд прошлого, настоящего и будущего. ОМ.

День 12. 05.08.2017

В 6:00 практика концентрации с Андреем Верба, в 7:00 хатха-йога, далее завтрак, и в 10:00 встречаемся на рецепции с вещами. Сегодня мы выезжаем из отеля в Пуранге и переезжаем в Дарчен, знаменитый посёлок, который с незапамятных времён является начальным пунктом священной Коры вокруг горы Кайлаш. По пути к Дарчену планируется посещение монастыря Госсул Гомпа, который находится на высоком обрыве у подножия озера Манасаровар (4551 метров над уровнем моря). Монастырь известен тем, что здесь есть пещера Великого Атишы, где он проходил семидневную медитацию.

11:25. Мы подъехали к повороту с асфальтированной дороги на песочную просёлочную, которая ведёт к монастырю. Но, поскольку накрапывал дождик, водители и гиды решили проверить дорогу, смогут ли автобусы благополучно проехать по ней. Пройдя пару шагов, гид так поскользнулся, что еле устоял на ногах, его обувь увязла в грязи. Как вы догадались, в монастырь мы не поехали. Что ж, значит так должно быть, и мы продолжаем путь в Дарчен.

В 12:30 мы подъехали к Дарчену (4670 метров над уровнем моря). Въезд через Главные ворота, где полиция проверяет разрешения на въезд, а также здесь покупают специальные билеты на прохождение Коры. Теперь едем в отель. Ещё с прошлого года остались хорошие воспоминания о замечательном русском ресторане с русским меню, вежливым и искренним тибетским персоналом, и, конечно, наверное, самое главное — вкусными и достаточно разнообразными блюдами. Поверьте, когда последние 3-4 дня у вас было на выбор либо рис, либо лапша, вы по-другому относитесь к разнообразию в питании. Оставляем вещи в отеле, и сразу же все ребята, наслышанные о ресторане, направляются сюда.

Замечательно пообедав, заглянув в магазин и прикупив йогурт, фрукты и цампы (основная еда в Тибете, делается из ячменной крупы, масла и воды; туристический вариант — в виде прессованного печенья ), мы вернулись в отель.

С завтрашнего дня в отелях, а вернее гестхаусах, уже не будет Интернета, там также нет ни горячей, ни холодной воды, а электричество включают иногда, и только в вечернее время, всего на пару часов, поэтому наши путевые заметки на день, а может и на два, наверное, прервутся.

Многие, возможно, даже не поверят, как в наши дни можно прожить без Интернета день или два. Но поверьте, если вы на пути саморазвития и ваша карма (или кому понятнее, скажем судьба) привела вас в Тибет, тем более к Кайлашу, то значит вы уже дошли до такой ступеньки в познании себя, когда понимаете и более того, принимаете, важность внутреннего, а не внешнего, а потому с легкостью и радостью выдерживаете всякого рода аскезы, зная как благотворно они влияют на ваше общее развитие.

Можете понять и меня, за столько тысяч километров я летела сюда и, конечно, не задумывалась о таких мелочах, как сетевая доступность, разнообразие блюд, наличие воды в комнате, или о том, чтоб включить ещё одну страну в свою карту путешествий. Вернее сказать, только здесь ты и задумываешься об этих так называемых «мелочах», когда их нет, но без сомненья, гармонию и умиротворение, что дарят горы и природа Тибета, благостная и суровая энергия монастырей, храмов и пещер, в сочетании с аскезами разного уровня дают тебе понимание важности временного уединения и помогают в осознании многих важных понятий и в определении многих целей.

Конечно же, не нужно впадать в крайности. Как часто можно услышать: «Всё надоело, брошу всё и уеду в Тибет». Очень многие соотносят слово «Тибет» с какой-то сказочной страной, или «нирваной», о которой мало что знают, как и о Тибете, впрочем, тоже, но непременно стремятся ознакомиться с этим неизвестным состоянием, да так, чтобы «раз и навсегда». Да, что и говорить, Тибет — это одно из самых загадочных мест на Земле, равно как и уникальное место силы. Но никто вам не обещает, что вы сможете жить здесь комфортно и счастливо, без проблем, от которых вы бежите сюда, и то, что вы непременно познаете это неведомое и желанное состояние нирваны. Суровая действительность нашей эпохи затронула Тибет очень сильно, можно сказать, к сожалению, даже безжалостно, и поверьте, жить здесь совсем не сладко, да и климатические условия очень суровые. Но непродолжительные специализированные поездки, как, например, йога-туры по особым местам силы в Тибете несомненно могут помочь в продвижении на Пути саморазвития. Очень важно также ездить именно с группой единомышленников, с теми, с кем вы на одной волне, с кем есть о чём поговорить и поделиться опытом или посоветоваться по поводу важных вопросов, которые несомненно возникают на пути развития.

В 20:00 собрание. Ребята некоторые взволнованны, некоторые серьезны, некоторые молчаливы, некоторые чересчур эмоциональны, но важно, что все здоровы и ни у кого нет признаков горной болезни. Обсудив несколько вопросов по Коре, расходимся по комнатам. Качественный сон и отдых очень важны для завтрашнего дня.

Перед сном в комнате почитав немного мантру ОМ, посвящаем Все плоды от наших практик и аскез на Благо Всех Божеств Кайлаша. Пожалуйста, будьте милосердны к нам и ко всем паломникам в мире! Ом.

День 13. 1 День Коры. 06.08.2017

Благодаря многолетнему опыту поездок в Тибет и в прохождении Коры вокруг Кайлаша руководитель экспедиции Андрей Верба, который посещает эти священные места с 2000 года, он же руководитель клуба oum.ru, тщательно и скрупулёзно спланировал оптимальный маршрут, подготавливающий как людей занимающихся йогическими практиками, так и обычных туристов, к постепенной и комфортной акклиматизации в высокогорье. По маршруту путешествия можно увидеть много важных населённых пунктов этой загадочной страны, что позволяет понять Тибет во всём его разнообразии и уникальности, равно как и сделать поездку полезной для духовного развития и совершенствования. Физический аспект особо хорошо заметен по активности и бодрости участников группы: на сегодняшний день нет ни одного человека с какими-либо симптомами горной болезни, все чувствуют себя очень хорошо, что очень радует. Итак, сегодня начинается главное событие нашего путешествия — прохождение Коры вокруг Кайлаша, и радость, и воодушевление всех ребят можно читать на их лицах и в глазах.

8:00 завтрак, в 9:00 на автобусе нас везут к начальной точке священного обхода. КАЙЛАШ, 6714 метров над уровнем моря, в переводе означает «Снежная Драгоценность», или «Драгоценная Снежная Вершина», является священной горой в форме четырёхгранной пирамиды со снежной шапкой и гранями, сориентированными почти точно по сторонам света. Необычные трещины на её южной стороне по форме напоминают свастику, буддийский солярный знак — символ духовной силы. Миллионы людей считают Кайлаш Сердцем Мира, где в виде колец проходят потоки энергии Времени, попав в которые, человек может сразу постареть или, наоборот, продлить себе жизнь; также его считают Осью Земли, связывающей Небо и Землю, и центром Вселенной, что описано в древних текстах, содержащих информацию о Мандале Кайлаша как об уникальном многомерном образовании, Центре Мира, содержащей все аспекты бытия.

Кто задумывается о посещении Кайлаша, конечно, слышали, что наше желание и оплаченный тур не являются гарантией пропуска к этому сакральному месту. Кайлаш подпускает к себе не всех. А если и допускает, то определённо «просеивает» каждого через разного уровня испытания и уроки.

Обход-паломничество с целью совершения Коры или Парикрамы (ритуального обхода) в обычном темпе занимает 2-3 дня. Считается, что даже один обход вокруг горы, пройденный со светлыми мыслями избавляет человека от клеш (омрачений), а 108-кратный — обеcпечивает возрождение в Чистых Землях на Небесах.

Верующие четырёх религий — индуисты, буддисты, джайны и религии бон — считают Кайлаш Центром Вселенной, самым священным местом на Земле.

Индуисты верят, что Кайлаш, пик которого является образом Горы Меру (космическая гора в Центре Вселенной) — это обитель Бога Шивы (согласно Вишну-Пуране). Они почитают его как высшую Реальность, абсолютное Богоначало. Они видят в нём Гуру всех Гуру, разрушителя мирской суеты, невежества, зла, ненависти и болезней. Считается, что Великий Шива способен наделить человека мудростью, долголетием, а также воплощает в себе самоотречение и сострадание.

Буддисты считают гору местом обитания гневной формы Будды Шакьямуни — Демчог (Чакрасамвара) и его супруги Богини Мудрости Дордже Пхагмо (Ваджраварахи). Во время религиозного праздника Сага Дава тысячи паломников и простых мирян собираются у склон Кайлаша, чтобы выразить своё почтение Будде Шакьямуни.

Джайны почитают Кайлаш как место, где их первый святой Джина Махавира достиг Просветления.

Для последователей тибетской религии бон Кайлаш, который они называют Юнгдрунг Гу Це (Девятиэтажная Гора Свастики) — это душа всего бона, средоточие жизненной силы и главного принципа «Девяти Путей Бона». Здесь основатель религии бон небожитель Тонпа Шенраб спустился с небес на землю. В отличие от индуистов, буддистов и джайнов, которые обходят Кайлаш по часовой стрелке (вместе с Солнцем), бонцы совершают Кору против часовой стрелки( навстречу Солнцу).

Мы собираемся к Кайлашу с самыми светлыми и искренними намерениями. Как он примет нас, и как будет проходить Кора, в любом случае в большей степени зависит даже не столько от нас, как от Высших Сил. Мы постараемся держать вас в курсе событий по мере возможности. До встречи, друзья, ОМ.