День 5. 29.07.2017
Всю ночь шёл проливной дождь. Вы наверняка знаете, как замечательно засыпать под естественные звуки природы, а в нашем случае это было очень актуально, так как со сном на высокогорье у большинства участников группы есть проблемы: кто засыпает плохо, кто совсем не может уснуть, кто в течение ночи просыпается несколько раз, кто просыпается слишком рано и уже никак не может уснуть.
Со сном на высоте на самом деле всё не так просто. Как известно, только во время сна уменьшается потребление мозгом кислорода, и в целом происходит восстановление и накопление энергии в организме. Поэтому хороший и крепкий сон — это здоровье и залог бодрости на следующий день, а потому терпеть бессонницу в высокогорье не рекомендуют. Помню, в прошлом году (это была моя первая поездка в Тибет) в первую ночь я смогла уснуть лишь под утро, и то всего на полчаса. В следующие две ночи я заранее принимала снотворное, так как усталость от бессонной ночи наваливается как снежный ком, и на следующий день есть вероятность чувствовать себя более уставшим и утомлённым , что ну никак нельзя себе позволить здесь, ведь с утра у нас будут важные практики, хатха-йога, а в течение дня посещение монастырей и достопримечательностей. Каждая минута настолько бесценна, и остаться без энергии очень печально.
В этот раз у меня также есть небольшие проблемы со сном, в частности, несмотря на усталость, я никак не могу заснуть. На самом деле очень интересная и не обычная ситуация: ты лежишь, думаешь, анализируешь, зеваешь и чувствуешь всем телом и душой, как же сильно хочется спать(!), а не можешь заснуть! Поверьте, это очень хорошая ситуация для практики главных парамит: терпения и сострадания (главное — об этом вспомнить и сконцентрироваться на практике).
Слава Варуне-Дэву, благодаря его замечательному дождю сегодняшней ночью я как-то незаметно погрузилась в сон и, замечательно выспавшись, проснулась без будильника к нужному времени. В 6 часов утра у нас была часовая практика концентрации с Андреем Верба и далее часовая практика хатха-йоги.
Главное мероприятие по сегодняшней программе — это обзорная экскурсия во Дворце Потала, бывшей резиденции Далай-Ламы, по одному из самых красивых архитектурных строений во всём Мире.
![](/upload/iblock/2b3/87s1n82ij110vgnzok6vr1jrbn72r5cg/putza-1.jpg)
Дворец Потала — это царский дворец и буддийский храмовый комплекс, расположенный на самом высоком в Лхасе Красном Холме (Марпо Ри) на высоте 3700 метров над уровнем моря. Общая площадь комплекса составляет 360 тысяч квадратных метров.
Дворец являлся основной резиденцией Далай-Ламы до 1959 года, когда китайские войска оккупировали территорию Тибета, и на тот момент Далай-лама 14й вынужденно покинул страну, получив политическое убежище в Индии (Дарамсале). Общий вид дворца, растянувшегося на горном хребте, с башнями, стенами, лестницам, храмами, постройками и террасами представляет собой уникальное художественное строение. Его величественность, красота и священное предназначение ценятся буддистами, архитекторами, художниками, и, конечно же, очень впечатляют путешественников.
Многочисленные паломники с утра до позднего вечера совершают ритуальный обход вокруг Дворца — священную Кору вокруг Поталы. По протяжению всего маршрута установлены многочисленные молитвенные барабаны, торговые ряды и скамейки в тени высоких деревьев большого парка, расположенного у подножия Дворца.
К сожалению, в настоящее время Дворец Потала действует как музей, который посещают огромное количество китайских и небольшой процент иностранных туристов. Как рассказал наш гид, в день во Дворец разрешено допускать только 5 тысяч человек, причём время нахождения во дворце каждой группы строго лимитировано 1 часом. Превышение лимита времени строго наказывается штрафом от 800 долларов, в зависимости от минут эта сумма увеличивается. При этом с одним сопровождающим гидом допускается группа в 8 человек, поэтому нас разделили на 4 группы, у каждой группы разное время посещения.
Я попала в первую группу посещения Поталы в 9:20. На рецепции встречаемся в 8:00, как-то слишком рано нам показалось. Как сказал наш гид, опаздывать ни в коем случае нельзя, или, мы просто не попадём на экскурсию, которая не переносится ни на какое другое время.
На улице всё ещё идёт дождь. Уже даже не знаешь, что лучше: обжигающее высокогорное солнце, или проливной дождь.
И вот мы приехали. Пропуск во Дворец Потала происходит по билетам, которые сверяются с паспортными данными (нас предупредили, чтоб мы взяли наши паспорта с собой). Далее, мы поднимаемся наверх — это достаточно крутой подъём по длинным-длинным лестницам, прогулялись по внутреннему двору Красного Дворца, который относится к религиозной части. Также здесь есть и Белый Дворец, который относится к Правительству, и в который туристов не пускают. Мы входим во внутренние покои Красного Дворца. Божественная роспись на стенах и потолках, резные узоры и орнаменты в дверях и в оконных рамах, тханки разных размеров с изображением Бодхисаттв и Будд, золотые статуи, Ступы украшенные множеством драгоценных камней. Не передаваемая на словах внешняя красота и тонкие энергии чудесного окружения действуют на ребят очень положительно, и, по истечении часа, все вышли из Дворца очень оживлёнными и радостными. Мы не чувствовали ни недостаток кислорода, ни усталости от высоких подъёмов и крутых спусков во Дворце, а всё ещё моросящий дождик даже радовал слух приятной мелодией.
В 12-ом часу дня мы вернулись в отель. До 8 часов вечера каждый занимался своими личными практиками. Да, как я не упомянула — наш замечательный отель находится всего в ста метрах от великого храма Джоканг, идеальнее места для практики и не придумаешь.
Вечером состоялась лекция Андрея Верба о Тибете, о жизни, о законе кармы и о других важных истинах. Ценность слов Андрея для развития личности очень велика, и мы благодарны за его терпение и желание нести знания в этом непростом Мире.
Далее была практика мантры ОМ, заслуги от которой, равно как и от всех наших практик, действий и аскез посвятив на Благо Всех Будд, мы разошлись отдыхать в наши комнаты. До следующей встречи, друзья, ОМ!
День 6. 30.07.2017
6:00 практика концентрации с Андреем Верба, далее практика хатха-йоги, завтрак, и в 10 часов мы встречаемся на рецепции. Сегодня у нас посещение самого главного храма Лхасы, да, пожалуй, и всего Тибета, Джоканга.
Храм Джоканг — красивое четырёхэтажное здание с открытой крышей, покрытой зубчатой бронзовой плиткой, на которой возвышаются статуи двух золотистых ланей и Колеса Дхармы между ними, главными символами Буддизма. Храм находится на центральной площади столицы Баркор и считается одним из самых святых в Тибете, где день и ночь паломники совершают священную Кору, несмотря на палящее Солнце или затяжной моросящий дождь. В центральном зале находится главное сокровище монастыря и самая почитаемая статуя в тибетском буддизме — Джово Шакьямуни, древнейшая и единственная в своём роде, поскольку считается, что она была создана ещё при жизни Будды Шакьямуни и была освящена им самим. Самая красивая и священная статуя Тибета, вылитая из смеси пяти драгоценных металлов и богато украшенная драгоценными камнями, сделана в натуральную величину Будды. Сейчас статуя выглядит полнее, чем изначальный образ Шакьямуни, потому что статую время от времени покрывают новыми слоями золота.
![](/upload/iblock/dcb/768g50a5z8zdwoo23fe6902kxendtky1/putza-2.jpg)
На стенах главного храма есть множество самопроявленных изображений, которые тоже по традиции покрывают золотом. Здесь также хранится большая коллекция металлических статуй (около 800), а также более тысячи тханок. Однако они не выставляются на всеобщее обозрение, а находятся в надёжно охраняемых хранилищах комплекса. Многие из них сделаны в Северной Индии (Кашмире), Тибете и Китае, являются очень древними, редкими, датируются VII-IX веками и представляют огромную историческую ценность.
Наши гиды и руководители договорились об организации Коры вокруг Джово Шакьямуни (обычно посетители имеют лишь возможность видеть статую за решётчатыми дверьми). Нас пропустили за заветные двери, повязали ритуальный шарф хадак, а также каждому участнику было позволено взобраться на высокую шестиступенчатую лестницу и прикоснуться к статуе, и, по желанию приложить свои чётки.
Далее мы прошлись по другим залам и комнатам храма, и теперь направляемся к выходу, так как по программе уже через полчаса мы отправляемся в сторону пещерного монастыря Драк Йерпа.
Пещерный монастырь Драк Йерпа (4885 метров над уровнем моря) находится в 35 км к северо-востоку от Лхасы, почитается как одно из самым святых мест Центрального Тибета. В центре комплекса находится пещера Падмасамбхавы, где он останавливался медитировать по пути из монастыря Самье на Кайлаш. После этого события Драк Йерпа и стал важным ретритным центром в Центральном Тибете. В настоящее время вокруг оборудовано уже около 80 пещер, которые используются для размещения около 300 монахов.
В монастыре есть двухэтажный храм с большой прекрасной статуей Будды Майтреи. После ознакомительной экскурсии с гидом мы разместились на втором этаже Храма, где Андрей Верба провёл лекцию-беседу, объясняя смысл отшельничества и практик в пещерах.
Далее у нас был один час на личные практики и все разошлись по разным приглянувшимся пещерам. Встреча у автобуса и отъезд в Лхасу, куда мы приехали в 18:20.
В 20:00 практика мантры ОМ, после которой состоялась беседа о предстоящей Коре и аскезах, о которых мы, откровенно говоря, живя в таких прекрасных условиях, немного подзабыли. До следующей встречи, друзья, ОМ.
День 7. 31.07.2017.
С утра, уже как обычно, в 6:00 состоялась практика концентрации с Андреем Верба, далее часовая практика хатха-йоги и завтрак. В 10:00 встреча на рецепции. Сегодня мы направляемся в монастырь Ганден, который расположен на высоте 4500 м над уровнем моря и в 47 км от Лхасы.
Ганден с тибетского означает «радостный», перевод санскритского «Тушита» — соответствующий западному направлению Рая, в котором находится Мир Тушита, Чистая обитель Будды Майтрейи ( тиб. Джампа).
Монастырь основан в 1409 году Дже Цонкапой — религиозным лидером, философом и проповедником, известным эволюционером тибетского буддизма и основателем школы Гелуг. Считается, что он был воплощением Бодхисаттвы Манджушри.
![](/upload/iblock/64e/jzapjt7u4qa7nok9kbt31gg13aeh7srb/putza-3.jpg)
Ламе Цонкапе было уже пятьдесят два года, когда его ученики предложили построить для него монастырь. Он согласился и обратился с молитвами к образу Будды Шакьямуни относительно места для строительства монастыря и получил наставление построить его в Дрокри, что недалеко от Лхасы. Цонкапа прибыл на место будущего монастыря с одним из своих учеников, которого звали Гендун Друб, который впоследствии посмертно был признан Первым Далай-Ламой.
Гендун Друб с двумя другими учениками руководили строительством. Основные здания монастыря были возведены за год, что позволило открыть монастырь в этом же, 1409 году. Позже к основным постройкам пристраивали другие здания, и Ганден превратился в огромный монастырский комплекс, в котором проходило обучение более пяти тысяч монахов.
Территория монастыря очень большая, здесь множество зданий и храмов, где находятся бесчисленные и очень ценные статуи, тханки, древние документы и писания (в том числе книги, написанные самим Цонкапой), а также личные вещи основателей монастыря. Хотя, опять же, насколько это верно, остаётся под большим вопросом, поскольку во время «культурной революции» монастырь Ганден был разрушен до основания. В некоторых источниках можно найти сведения, что в монастырь били из многочисленных пушек и взрывали динамитом и буквально сравняли с землёй…
В монастырском комплексе, во дворце Shidoukhan (Храм выделяется красным цветом) находится золотая ступа в честь Цонкапы, в которой после разорения монастыря чудом уцелели частицы мощей Великого Ламы.
После ознакомительной экскурсии в главном храме монастыря с разрешения монахов состоялась лекция Андрея Вербы о Пути Бодхисаттв. Здесь же, на территории монастыря, но уже в Красном Храме, где находится Ступа с реликвиями Цонкапы, опять же с разрешения монахов была проведена ещё одна лекция Александра Дувалина о четырёх мудрах (печатях) буддизма.
Отведённое на посещение время мы превысили почти на час, а потому поспешно спускались к автобусам. Место очень сильное и светлое по энергетике, поэтому, несмотря на набранную высоту и недостаток кислорода, все чувствовали себя прекрасно. Слава Манджушри и его воплощению Дже Цонкапе, благодаря которым мы можем видеть и посещать такие уникальные места.
Мы вернулись в Лхасу. У нас есть немного свободного времени, а в 20:00 состоится практика мантры ОМ. Завтра мы покидаем столицу Тибета, и постепенно будем приближаться к главной точке нашей поездке — Кайлашу.
Друзья, нужно собирать вещи, готовиться к утреннему отъезду, поэтому позвольте мне попрощаться с вами до завтра! Ом
День 8. 01.08.2017
С утра по желанию личные практики в комнате, или у храма Джоканг, завтрак, и в 8:00 встреча на рецепции. Сегодня мы уезжаем из Лхасы, куда к счастью ещё вернёмся в конце нашего путешествия (у нас будет здесь полтора дня до вылета в Москву).
![](/upload/iblock/721/q1tj03e536d8jbt3bmzrjvx15v0oh6w9/putza-4.jpg)
В 8:20 все наконец разместились в автобусах, и мы отправились в путь. Сегодня нам предстоит долгая дорога протяженностью в 420 километров. Первая часть поездки — 270 км до Шигадзе, где у нас будет обед и посещение монастыря Ташилунпо. И далее, ещё 150 км до городка Лхадзе, где у нас будет остановка на ночь в отеле.
По дороге спустя некоторое время начал накрапывать мелкий моросящий дождик, который сопровождал нас до самого Шигадзе. Как хорошо находиться в тёплом и уютном автобусе в такую погоду и любоваться безупречной красотой Тибетской природы: высокие холмы и горы, с редкой зеленью на склонах и очень яркими, зелёно-жёлтыми долинами с полями пшеницы и горчицы, местами находящимися в густом тумане. Очень живописная местность, многие участники, не отрываясь, смотрят из окошка автобуса, словно желая навсегда запечатлеть в памяти (и на камерах телефонов) уникальную природу Тибета.
Шоссе в две полосы проходит по дну долины, вдоль реки Ярлунг-Цанпо, или Брахмапутры, вода которой здесь песочного цвета. Как объяснил гид, это происходит только в сезон дождей (который идёт именно сейчас), песок и земля с гор смываются вниз маленькими ручейками и реками, что окрашивает воды Брахмапутры в песочный цвет и делает их мутными. С сентября по май река опять возвращает себе свою чистоту.
Время 14:25. Мы приехали в Шигадзе (3840 метров над уровнем моря) — второй по величине город в Тибете, где расположено много действующих монастырей, восстановленных в последние 30-40 лет. Один из значимых монастырей является Ташилунпо, важный центр школы Гелуг(па). Поскольку дорога была долгой, прежде чем поехать в монастырь, нас решили завести на обед.
И вот, наконец мы в Ташилунпо, полное название которого в переводе с тибетского звучит как: «Всё счастье и благополучие собрано здесь». Прекрасней и не сказать. Как вы думаете, возможно ли оставить такое место без внимания?
Монастырь был основан в 1447 году Первым Далай-Ламой Гендун Друбом, который был учеником великого Ламы Цонкапы. Сейчас монастырь является резиденцией Панчен Ламы, второго по значимости духовного лидера Тибета. Панчен с тибетского переводится как «великий учёный». Панчен Ламы (считается, что они являются проявлением Будды мудрости Амитабхи) традиционно являются наставниками Далай-Ламы, а также именно они ищут инкарнации Далай-Ламы (которые считаются воплощением Бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары), и наоборот (это зависит от возраста: кто старше, тот и учитель).
Ташилунпо также знаменит и тем, что в нём установлена самая большая статуя Будды Майтрейи, высотой в 26,7 метра, на изготовление которой было использовано 279 кг золота, а также большое количество серебра, меди, бронзы, алмазов, жемчуга и других драгоценных металлов и камней.
На территории монастыря находятся Ступы Первого Далай-Ламы, а также четвёртого и десятого Панчен Лам, которые полностью покрыты золотом и множеством драгоценных камней.
Каждый год, во время празднования тибетского религиозного праздника Сага Дава, посвящённого Будде Шакьямуни, на три майских дня (14, 15 и 16 по лунному календарю) на внешней стороне монастыря вывешивается огромная тханка с изображением Будды.
С нынешним Панчен Ламой, к сожалению, связанна печальная история. В 1995 году Далай-лама, находящийся в изгнании, признал одного мальчика новым воплощением Панчен Ламы, китайцы же тем временем выбрали другого ребёнка. Тибетцы, конечно же, не признали китайский выбор, а выбранного Далай-ламой тем временем похитили китайцы и его судьба до сих пор никому не известна. Вот такое сильное противоборство продолжается между Китаем и Тибетом и в наши дни, что очень ранит сердца многочисленных верующих, равно как и многих людей в мире.
Монастырь также известен самыми большими штрафами на фотосъемку без предварительной оплаты. В этом году расценки следующие: предоплаченная съёмка стоит от 85 до 125 юаней (в 4х главных храмах цены разные), если же вы не оплатили съёмку, на вас налагается штраф от 1500 до 1800 юаней! К сведению, 1$ = 6,70 юаней.
Мы прошлись по всем четырём главным храмам монастыря: внутри всё блестит золотом и сияет драгоценными камнями, красивые статуи, огромные стеллажи с Сутрами — всё очень впечатляет. Далее, по узким и живописным улочкам монастырского комплекса мы спустились к автобусам — нужно ехать дальше в Лхадзе. Начинается вторая часть переезда, осталось проехать 150 км. Но, как вы уже понимаете, говоря о расстояниях в Тибете, не подходят обычные расчёты. Нужно учитывать, что передвижения туристов здесь строго контролируются: на дорогах повсеместно расположены проверочные пункты, где гид с паспортами туристов обязательно должен отмечаться. Кроме того, для предотвращения аварий и контроля скорости машин по протяженности шоссе установлено много Контрольно-пропускных пунктов, где водителю выдаётся пропуск с указанием времени, к которому он должен прибыть к следующему КПП. Скорость рассчитывают в зависимости от ограничения скорости, установленном на данном отрезке пути, которое на разных участках дороги меняется: обычно на шоссейных дорогах это 40-70 км/час, в населённых пунктах 30 км/час. Вот почему дорогу из Лхасы в Шигадзе в 270 км мы проехали за более чем 5 часов, и оставшиеся 150 км мы будем ехать примерно часа три.
Мы прощаемся с Ташилунпо. Все в автобусах, на часах 18:20. Если до Шигадзе мы ехали внизу долины, то сейчас дорога резко поменялась: теперь наш путь идёт вверх, мы постоянно набираем высоту по горному серпантину. Пейзажи за окном сменились: везде только горы, пики и вершины с редкой зеленью. Долина с прекрасными полями все ещё видна где-то далеко внизу позади.
21:40. Мы в отеле. Конечно, все уже мечтают разойтись по комнатам, принять душ и немного поспать. Друзья, позвольте и мне попрощаться с вами до завтра, ОМ.
Автор — Надежда Башкирская
Начало:
Тибет 2017. Путевые заметки участников. Часть 1Продолжение:
Тибет 2017. Путевые заметки участников. Часть 3
Присоединиться: