Измени себя — изменится Мир вокруг
Лого oum.ru

Тибет 2017. Путевые заметки участников. Часть 2

Тибет 2017. Путевые заметки участников. Часть 2
Тибет 2017. Путевые заметки участников. Часть 2

День 5. 29.07.2017

Всю ночь шёл проливной дождь. Вы наверняка знаете, как замечательно засыпать под естественные звуки природы, а в нашем случае это было очень актуально, так как со сном на высокогорье у большинства участников группы есть проблемы: кто засыпает плохо, кто совсем не может уснуть, кто в течение ночи просыпается несколько раз, кто просыпается слишком рано и уже никак не может уснуть.

Со сном на высоте на самом деле всё не так просто. Как известно, только во время сна уменьшается потребление мозгом кислорода, и в целом происходит восстановление и накопление энергии в организме. Поэтому хороший и крепкий сон — это здоровье и залог бодрости на следующий день, а потому терпеть бессонницу в высокогорье не рекомендуют. Помню, в прошлом году (это была моя первая поездка в Тибет) в первую ночь я смогла уснуть лишь под утро, и то всего на полчаса. В следующие две ночи я заранее принимала снотворное, так как усталость от бессонной ночи наваливается как снежный ком, и на следующий день есть вероятность чувствовать себя более уставшим и утомлённым , что ну никак нельзя себе позволить здесь, ведь с утра у нас будут важные практики, хатха-йога, а в течение дня посещение монастырей и достопримечательностей. Каждая минута настолько бесценна, и остаться без энергии очень печально.

В этот раз у меня также есть небольшие проблемы со сном, в частности, несмотря на усталость, я никак не могу заснуть. На самом деле очень интересная и не обычная ситуация: ты лежишь, думаешь, анализируешь, зеваешь и чувствуешь всем телом и душой, как же сильно хочется спать(!), а не можешь заснуть! Поверьте, это очень хорошая ситуация для практики главных парамит: терпения и сострадания (главное — об этом вспомнить и сконцентрироваться на практике).

Слава Варуне-Дэву, благодаря его замечательному дождю сегодняшней ночью я как-то незаметно погрузилась в сон и, замечательно выспавшись, проснулась без будильника к нужному времени. В 6 часов утра у нас была часовая практика концентрации с Андреем Верба и далее часовая практика хатха-йоги.

Главное мероприятие по сегодняшней программе — это обзорная экскурсия во Дворце Потала, бывшей резиденции Далай-Ламы, по одному из самых красивых архитектурных строений во всём Мире.

Дворец Потала — это царский дворец и буддийский храмовый комплекс, расположенный на самом высоком в Лхасе Красном Холме (Марпо Ри) на высоте 3700 метров над уровнем моря. Общая площадь комплекса составляет 360 тысяч квадратных метров.

Дворец являлся основной резиденцией Далай-Ламы до 1959 года, когда китайские войска оккупировали территорию Тибета, и на тот момент Далай-лама 14й вынужденно покинул страну, получив политическое убежище в Индии (Дарамсале). Общий вид дворца, растянувшегося на горном хребте, с башнями, стенами, лестницам, храмами, постройками и террасами представляет собой уникальное художественное строение. Его величественность, красота и священное предназначение ценятся буддистами, архитекторами, художниками, и, конечно же, очень впечатляют путешественников.

Многочисленные паломники с утра до позднего вечера совершают ритуальный обход вокруг Дворца — священную Кору вокруг Поталы. По протяжению всего маршрута установлены многочисленные молитвенные барабаны, торговые ряды и скамейки в тени высоких деревьев большого парка, расположенного у подножия Дворца.

К сожалению, в настоящее время Дворец Потала действует как музей, который посещают огромное количество китайских и небольшой процент иностранных туристов. Как рассказал наш гид, в день во Дворец разрешено допускать только 5 тысяч человек, причём время нахождения во дворце каждой группы строго лимитировано 1 часом. Превышение лимита времени строго наказывается штрафом от 800 долларов, в зависимости от минут эта сумма увеличивается. При этом с одним сопровождающим гидом допускается группа в 8 человек, поэтому нас разделили на 4 группы, у каждой группы разное время посещения.

Я попала в первую группу посещения Поталы в 9:20. На рецепции встречаемся в 8:00, как-то слишком рано нам показалось. Как сказал наш гид, опаздывать ни в коем случае нельзя, или, мы просто не попадём на экскурсию, которая не переносится ни на какое другое время.

На улице всё ещё идёт дождь. Уже даже не знаешь, что лучше: обжигающее высокогорное солнце, или проливной дождь.

И вот мы приехали. Пропуск во Дворец Потала происходит по билетам, которые сверяются с паспортными данными (нас предупредили, чтоб мы взяли наши паспорта с собой). Далее, мы поднимаемся наверх — это достаточно крутой подъём по длинным-длинным лестницам, прогулялись по внутреннему двору Красного Дворца, который относится к религиозной части. Также здесь есть и Белый Дворец, который относится к Правительству, и в который туристов не пускают. Мы входим во внутренние покои Красного Дворца. Божественная роспись на стенах и потолках, резные узоры и орнаменты в дверях и в оконных рамах, тханки разных размеров с изображением Бодхисаттв и Будд, золотые статуи, Ступы украшенные множеством драгоценных камней. Не передаваемая на словах внешняя красота и тонкие энергии чудесного окружения действуют на ребят очень положительно, и, по истечении часа, все вышли из Дворца очень оживлёнными и радостными. Мы не чувствовали ни недостаток кислорода, ни усталости от высоких подъёмов и крутых спусков во Дворце, а всё ещё моросящий дождик даже радовал слух приятной мелодией.

В 12-ом часу дня мы вернулись в отель. До 8 часов вечера каждый занимался своими личными практиками. Да, как я не упомянула — наш замечательный отель находится всего в ста метрах от великого храма Джоканг, идеальнее места для практики и не придумаешь.

Вечером состоялась лекция Андрея Верба о Тибете, о жизни, о законе кармы и о других важных истинах. Ценность слов Андрея для развития личности очень велика, и мы благодарны за его терпение и желание нести знания в этом непростом Мире.

Далее была практика мантры ОМ, заслуги от которой, равно как и от всех наших практик, действий и аскез посвятив на Благо Всех Будд, мы разошлись отдыхать в наши комнаты. До следующей встречи, друзья, ОМ!

День 6. 30.07.2017

6:00 практика концентрации с Андреем Верба, далее практика хатха-йоги, завтрак, и в 10 часов мы встречаемся на рецепции. Сегодня у нас посещение самого главного храма Лхасы, да, пожалуй, и всего Тибета, Джоканга.

Храм Джоканг — красивое четырёхэтажное здание с открытой крышей, покрытой зубчатой бронзовой плиткой, на которой возвышаются статуи двух золотистых ланей и Колеса Дхармы между ними, главными символами Буддизма. Храм находится на центральной площади столицы Баркор и считается одним из самых святых в Тибете, где день и ночь паломники совершают священную Кору, несмотря на палящее Солнце или затяжной моросящий дождь. В центральном зале находится главное сокровище монастыря и самая почитаемая статуя в тибетском буддизме — Джово Шакьямуни, древнейшая и единственная в своём роде, поскольку считается, что она была создана ещё при жизни Будды Шакьямуни и была освящена им самим. Самая красивая и священная статуя Тибета, вылитая из смеси пяти драгоценных металлов и богато украшенная драгоценными камнями, сделана в натуральную величину Будды. Сейчас статуя выглядит полнее, чем изначальный образ Шакьямуни, потому что статую время от времени покрывают новыми слоями золота.

На стенах главного храма есть множество самопроявленных изображений, которые тоже по традиции покрывают золотом. Здесь также хранится большая коллекция металлических статуй (около 800), а также более тысячи тханок. Однако они не выставляются на всеобщее обозрение, а находятся в надёжно охраняемых хранилищах комплекса. Многие из них сделаны в Северной Индии (Кашмире), Тибете и Китае, являются очень древними, редкими, датируются VII-IX веками и представляют огромную историческую ценность.

Наши гиды и руководители договорились об организации Коры вокруг Джово Шакьямуни (обычно посетители имеют лишь возможность видеть статую за решётчатыми дверьми). Нас пропустили за заветные двери, повязали ритуальный шарф хадак, а также каждому участнику было позволено взобраться на высокую шестиступенчатую лестницу и прикоснуться к статуе, и, по желанию приложить свои чётки.

Далее мы прошлись по другим залам и комнатам храма, и теперь направляемся к выходу, так как по программе уже через полчаса мы отправляемся в сторону пещерного монастыря Драк Йерпа.

Пещерный монастырь Драк Йерпа (4885 метров над уровнем моря) находится в 35 км к северо-востоку от Лхасы, почитается как одно из самым святых мест Центрального Тибета. В центре комплекса находится пещера Падмасамбхавы, где он останавливался медитировать по пути из монастыря Самье на Кайлаш. После этого события Драк Йерпа и стал важным ретритным центром в Центральном Тибете. В настоящее время вокруг оборудовано уже около 80 пещер, которые используются для размещения около 300 монахов.

В монастыре есть двухэтажный храм с большой прекрасной статуей Будды Майтреи. После ознакомительной экскурсии с гидом мы разместились на втором этаже Храма, где Андрей Верба провёл лекцию-беседу, объясняя смысл отшельничества и практик в пещерах.

Далее у нас был один час на личные практики и все разошлись по разным приглянувшимся пещерам. Встреча у автобуса и отъезд в Лхасу, куда мы приехали в 18:20.

В 20:00 практика мантры ОМ, после которой состоялась беседа о предстоящей Коре и аскезах, о которых мы, откровенно говоря, живя в таких прекрасных условиях, немного подзабыли. До следующей встречи, друзья, ОМ.

День 7. 31.07.2017.

С утра, уже как обычно, в 6:00 состоялась практика концентрации с Андреем Верба, далее часовая практика хатха-йоги и завтрак. В 10:00 встреча на рецепции. Сегодня мы направляемся в монастырь Ганден, который расположен на высоте 4500 м над уровнем моря и в 47 км от Лхасы.

Ганден с тибетского означает «радостный», перевод санскритского «Тушита» — соответствующий западному направлению Рая, в котором находится Мир Тушита, Чистая обитель Будды Майтрейи ( тиб. Джампа).

Монастырь основан в 1409 году Дже Цонкапой — религиозным лидером, философом и проповедником, известным эволюционером тибетского буддизма и основателем школы Гелуг. Считается, что он был воплощением Бодхисаттвы Манджушри.

Ламе Цонкапе было уже пятьдесят два года, когда его ученики предложили построить для него монастырь. Он согласился и обратился с молитвами к образу Будды Шакьямуни относительно места для строительства монастыря и получил наставление построить его в Дрокри, что недалеко от Лхасы. Цонкапа прибыл на место будущего монастыря с одним из своих учеников, которого звали Гендун Друб, который впоследствии посмертно был признан Первым Далай-Ламой.

Гендун Друб с двумя другими учениками руководили строительством. Основные здания монастыря были возведены за год, что позволило открыть монастырь в этом же, 1409 году. Позже к основным постройкам пристраивали другие здания, и Ганден превратился в огромный монастырский комплекс, в котором проходило обучение более пяти тысяч монахов.

Территория монастыря очень большая, здесь множество зданий и храмов, где находятся бесчисленные и очень ценные статуи, тханки, древние документы и писания (в том числе книги, написанные самим Цонкапой), а также личные вещи основателей монастыря. Хотя, опять же, насколько это верно, остаётся под большим вопросом, поскольку во время «культурной революции» монастырь Ганден был разрушен до основания. В некоторых источниках можно найти сведения, что в монастырь били из многочисленных пушек и взрывали динамитом и буквально сравняли с землёй…

В монастырском комплексе, во дворце Shidoukhan (Храм выделяется красным цветом) находится золотая ступа в честь Цонкапы, в которой после разорения монастыря чудом уцелели частицы мощей Великого Ламы.

После ознакомительной экскурсии в главном храме монастыря с разрешения монахов состоялась лекция Андрея Вербы о Пути Бодхисаттв. Здесь же, на территории монастыря, но уже в Красном Храме, где находится Ступа с реликвиями Цонкапы, опять же с разрешения монахов была проведена ещё одна лекция Александра Дувалина о четырёх мудрах (печатях) буддизма.

Отведённое на посещение время мы превысили почти на час, а потому поспешно спускались к автобусам. Место очень сильное и светлое по энергетике, поэтому, несмотря на набранную высоту и недостаток кислорода, все чувствовали себя прекрасно. Слава Манджушри и его воплощению Дже Цонкапе, благодаря которым мы можем видеть и посещать такие уникальные места.

Мы вернулись в Лхасу. У нас есть немного свободного времени, а в 20:00 состоится практика мантры ОМ. Завтра мы покидаем столицу Тибета, и постепенно будем приближаться к главной точке нашей поездке — Кайлашу.

Друзья, нужно собирать вещи, готовиться к утреннему отъезду, поэтому позвольте мне попрощаться с вами до завтра! Ом

День 8. 01.08.2017

С утра по желанию личные практики в комнате, или у храма Джоканг, завтрак, и в 8:00 встреча на рецепции. Сегодня мы уезжаем из Лхасы, куда к счастью ещё вернёмся в конце нашего путешествия (у нас будет здесь полтора дня до вылета в Москву).

В 8:20 все наконец разместились в автобусах, и мы отправились в путь. Сегодня нам предстоит долгая дорога протяженностью в 420 километров. Первая часть поездки — 270 км до Шигадзе, где у нас будет обед и посещение монастыря Ташилунпо. И далее, ещё 150 км до городка Лхадзе, где у нас будет остановка на ночь в отеле.

По дороге спустя некоторое время начал накрапывать мелкий моросящий дождик, который сопровождал нас до самого Шигадзе. Как хорошо находиться в тёплом и уютном автобусе в такую погоду и любоваться безупречной красотой Тибетской природы: высокие холмы и горы, с редкой зеленью на склонах и очень яркими, зелёно-жёлтыми долинами с полями пшеницы и горчицы, местами находящимися в густом тумане. Очень живописная местность, многие участники, не отрываясь, смотрят из окошка автобуса, словно желая навсегда запечатлеть в памяти (и на камерах телефонов) уникальную природу Тибета.

Шоссе в две полосы проходит по дну долины, вдоль реки Ярлунг-Цанпо, или Брахмапутры, вода которой здесь песочного цвета. Как объяснил гид, это происходит только в сезон дождей (который идёт именно сейчас), песок и земля с гор смываются вниз маленькими ручейками и реками, что окрашивает воды Брахмапутры в песочный цвет и делает их мутными. С сентября по май река опять возвращает себе свою чистоту.

Время 14:25. Мы приехали в Шигадзе (3840 метров над уровнем моря) — второй по величине город в Тибете, где расположено много действующих монастырей, восстановленных в последние 30-40 лет. Один из значимых монастырей является Ташилунпо, важный центр школы Гелуг(па). Поскольку дорога была долгой, прежде чем поехать в монастырь, нас решили завести на обед.

И вот, наконец мы в Ташилунпо, полное название которого в переводе с тибетского звучит как: «Всё счастье и благополучие собрано здесь». Прекрасней и не сказать. Как вы думаете, возможно ли оставить такое место без внимания?

Монастырь был основан в 1447 году Первым Далай-Ламой Гендун Друбом, который был учеником великого Ламы Цонкапы. Сейчас монастырь является резиденцией Панчен Ламы, второго по значимости духовного лидера Тибета. Панчен с тибетского переводится как «великий учёный». Панчен Ламы (считается, что они являются проявлением Будды мудрости Амитабхи) традиционно являются наставниками Далай-Ламы, а также именно они ищут инкарнации Далай-Ламы (которые считаются воплощением Бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары), и наоборот (это зависит от возраста: кто старше, тот и учитель).

Ташилунпо также знаменит и тем, что в нём установлена самая большая статуя Будды Майтрейи, высотой в 26,7 метра, на изготовление которой было использовано 279 кг золота, а также большое количество серебра, меди, бронзы, алмазов, жемчуга и других драгоценных металлов и камней.

На территории монастыря находятся Ступы Первого Далай-Ламы, а также четвёртого и десятого Панчен Лам, которые полностью покрыты золотом и множеством драгоценных камней.

Каждый год, во время празднования тибетского религиозного праздника Сага Дава, посвящённого Будде Шакьямуни, на три майских дня (14, 15 и 16 по лунному календарю) на внешней стороне монастыря вывешивается огромная тханка с изображением Будды.

С нынешним Панчен Ламой, к сожалению, связанна печальная история. В 1995 году Далай-лама, находящийся в изгнании, признал одного мальчика новым воплощением Панчен Ламы, китайцы же тем временем выбрали другого ребёнка. Тибетцы, конечно же, не признали китайский выбор, а выбранного Далай-ламой тем временем похитили китайцы и его судьба до сих пор никому не известна. Вот такое сильное противоборство продолжается между Китаем и Тибетом и в наши дни, что очень ранит сердца многочисленных верующих, равно как и многих людей в мире.

Монастырь также известен самыми большими штрафами на фотосъемку без предварительной оплаты. В этом году расценки следующие: предоплаченная съёмка стоит от 85 до 125 юаней (в 4х главных храмах цены разные), если же вы не оплатили съёмку, на вас налагается штраф от 1500 до 1800 юаней! К сведению, 1$ = 6,70 юаней.

Мы прошлись по всем четырём главным храмам монастыря: внутри всё блестит золотом и сияет драгоценными камнями, красивые статуи, огромные стеллажи с Сутрами — всё очень впечатляет. Далее, по узким и живописным улочкам монастырского комплекса мы спустились к автобусам — нужно ехать дальше в Лхадзе. Начинается вторая часть переезда, осталось проехать 150 км. Но, как вы уже понимаете, говоря о расстояниях в Тибете, не подходят обычные расчёты. Нужно учитывать, что передвижения туристов здесь строго контролируются: на дорогах повсеместно расположены проверочные пункты, где гид с паспортами туристов обязательно должен отмечаться. Кроме того, для предотвращения аварий и контроля скорости машин по протяженности шоссе установлено много Контрольно-пропускных пунктов, где водителю выдаётся пропуск с указанием времени, к которому он должен прибыть к следующему КПП. Скорость рассчитывают в зависимости от ограничения скорости, установленном на данном отрезке пути, которое на разных участках дороги меняется: обычно на шоссейных дорогах это 40-70 км/час, в населённых пунктах 30 км/час. Вот почему дорогу из Лхасы в Шигадзе в 270 км мы проехали за более чем 5 часов, и оставшиеся 150 км мы будем ехать примерно часа три.

Мы прощаемся с Ташилунпо. Все в автобусах, на часах 18:20. Если до Шигадзе мы ехали внизу долины, то сейчас дорога резко поменялась: теперь наш путь идёт вверх, мы постоянно набираем высоту по горному серпантину. Пейзажи за окном сменились: везде только горы, пики и вершины с редкой зеленью. Долина с прекрасными полями все ещё видна где-то далеко внизу позади.

21:40. Мы в отеле. Конечно, все уже мечтают разойтись по комнатам, принять душ и немного поспать. Друзья, позвольте и мне попрощаться с вами до завтра, ОМ.


Автор — Надежда Башкирская

Начало:

Тибет 2017. Путевые заметки участников. Часть 1

Продолжение: 

Тибет 2017. Путевые заметки участников. Часть 3

Присоединиться: