Ты можешь пить азотную кислоту, жевать железные гвозди и куски стекла? Это не имеет отношения к йоге. Победи свой ум, это всё
Свами Шивананда
Йога является бесценным даром для умного человека - она помогает ему стать мудрым. Мудреца же она сделает богом. Глупый человек, принимаясь за эту практику, неизбежно превращается в идиота, а идиота она всегда приводит к смерти. Обычному же, заурядному человеку заниматься йогой не нужно и некогда - у него есть дела поважнее. Поэтому, прежде чем прикоснуться к этому удивительному учению, постарайтесь быть предельно искренними с самим собой. Спросите себя: Кто я? И зачем мне это? От этого зависит Ваша дальнейшая судьба."
Напутствие Учителя.
Занимаетесь йогой? Развиваете своё тело, красиво смотритесь в асанах и стабильно вызываете восхищение окружающих, принимая асану для очередного фото? Тогда вам будет интересна любопытная история об отношении к «хатха-йоге» некоторых почтенных писаний.
Согласно одному исследованию, слово «хатха» впервые появилось в буддийских текстах, а именно в Гухьясамаджа-тантре, датируемой 8 веком. Там говорится, что к хатха-йоге прибегает тот, кому не удалось добиться результатов методами тантры. Тантра, это совокупное обозначение практик, ведущих к духовному развитию и освобождению, чьим результатом является даршана – лицезрение проявления Бога, его понимания.
В традиции буддийских учений дзогчен и махамудры, также советуют прибегнуть к методам ца-лунг (контроля жизненной энергии) тем, у кого не получилось обрести понимание созерцания.
О хатха-йоге говорится и в Калачакра-тантре . В комментарии к ней, Вималапрабхе, даётся первое определение хатха-йоги. Согласно нему, хатха-йога случается тогда, когда йогин, насильственно приведя поток жизненного дыхания в центральный канал посредством упражнения в звуке, может осуществить неизменный миг посредством нераспространения, с помощью удержания бинду бодхичитты в ваджре-драгоценности, помещённой в лотос мудрости. А вы думали два часа сложных асан?
Несмотря на то, что в наше время многие преподаватели фокусируются только на асанах и физическом теле, недооценивать хатха-йогу нельзя. Конечно, этому аспекту практики нужно уделять много внимания, ведь практика позволяет раскрепостить тело, позволив йогину, не обременяться его заботами и сосредоточиться на поиске высших истин. В конце концов, асаны — это физическая работа.
Поз йоги огромное количество и говорить, что эта поза из йоги, а эта нет, не имеет смысла. В современную эпоху, дабы не смущать умы практикующих, актуальны 80-90 асан. Если практик чувствует потребность в дополнительной позе, не входящей в то ограниченное число, что приписывает к исполнению та или иная школа, он может выбрать нужную из миллионов и миллиардов других поз. Еще свободнее дело обстоит с названиями. Фактически их столько, сколько школ йоги, за редким исключением, когда одни и те же позы в разных школах йоги называются одинаково. Это всё к тому, что концентрация только на построении асан, оспаривание разными школами их правильного выполнения, доказывание подлинности названия и подобных вещей не имеют особого смысла в свете вышеприведенного. Тут, как говорится, кто во что горазд. Однако есть направления йоги, где отстройка асан поставлена во главу угла, и на занятиях, практики, тянут коленки, разворачивают мышцы, напрягают кожу. Стоит сказать, что одержимость совершенной отстройкой удерживает внимание только на позах и теле, и при этом никак не способствует внутренней концентрации. Излишняя сосредоточенность на правильном выполнении ведет к провалу. Если преподаватель йоги устанавливает стандарты совершенства, его ученики обречены на неудачу: стресс и чувство неуверенности не способствует практике йоги. Преподаватель йоги не идол, а йога не является демонстрацией или представлением, практику не оценивают и не осуждают.
Совершенная асана случается, когда практикующий делает все, на что способен, и поддерживает устойчивость и расслабленность, «идеальное выполнение асан» не должно трактоваться как «идеальная отстройка асан». Согласно «Йога-Сутрам» Патанжали: единственный критерий правильно выполняемой позы-это ощущение удобства, стабильности и расслабленности. Вместе с тем, чрезмерная увлеченность физическими аспектами йоги очень ограничивает. Наблюдение: школы, которые полагаются в основном на отстройку асан, почти не занимаются пранаямой и медитацией. В основном так происходит потому, что эти аспекты сложно объяснить исключительно на уровне физиологии.
Конечно, анатомия дыхательной системы весьма увлекательна, а у медитации есть заметные проявления на уровне тела, но трансформирующая сила медитации и пранаямы неизмеримы и превосходят материальные эффекты. Асана тоже может стать формой медитации, если поза сделана верно, дыхание сопряжено с движением, а внимание сконцентрировано и зафиксировано в определенных точках. Фокусировка только на теле, нивелирует истинную ценность йоги как целого. Корректнее будет воспринимать тело как транспортное средство, а не как финальную цель, ведь поклонение телу лишь разочаровывает в конечном итоге: его смерть неизбежна.
Йога – не религия, а священная традиция. Цель человека, практикующего йогу, – соединение со Вселенной путем достижения запредельного состояния, которое называется "самадхи" или "мокша". Таким образом, йога одновременно является как средством, так и целью. Она имеет много разновидностей и форм в отношении своей методологии, но все они, в принципе, ведут к одному и тому же состоянию освобождения.
Йога может быть адаптирована к любой культурной или религиозной ситуации, к любой профессиональной деятельности и к любому стилю жизни. Как говорил Шри Ауробиндо, «вся жизнь – это йога». Он объяснял это, что если вы хотите стать просветлённым существом, то всё, что вы делаете в своей жизни, может быть использовано для расширения сознания, т.е. для достижения "йоги" (соединения, единства).