Измени себя — изменится Мир вокруг

О пользе йоги для детей

Слушать аудио 0:00 / 05:55
Синтезированная речь

Опытным путём доказано: внедрение занятий по йоге в школьную систему физической подготовки позволяет выработать у детей правильную осанку, значительно повысить гибкость, улучшить общую работоспособность.

Обучаясь в спортивном университете, я выбрала тему дипломной работы: «Методика проведения занятий оздоровительно развивающей гимнастики «йога» для младших школьников», так как сама уже несколько лет практиковала йогу. У меня появилась возможность проверить воздействие йоги на детей младшего школьного возраста с согласия их родителей.

Учёба в школе является принципиально новым этапом по сравнению с предшествующей жизнью ребёнка: повышаются информационные нагрузки, сопровождающиеся аритмичностью в работе; усиливается гиподинамия; усложняются межличностные отношения. В то же время младший школьный возраст – очень важный период, когда заканчивается развитие костного скелета, но при этом он подвергается огромным нагрузкам (продолжительное и непривычное положение сидя на уроках, тяжёлый портфель с учебниками и т. д.), что приводит к искривлению позвоночника со всеми вытекающими последствиями. Таким образом, адаптация к школьным условиям характеризуется повышением напряжения биологических и психофизиологических механизмов. Соответственно, исследовательская работа посвящена проблеме разработки физкультурно-спортивных технологий оздоровления школьников.

Цель исследования. Разработать методику проведения занятий оздоровительно-развивающей гимнастики «йога» для младших школьников.

девочка делает асану фото

Гипотеза исследования. Разработка и применение методики оздоровительно-развивающей гимнастики «йога» позволит повысить показатели физического состояния и гибкости, работоспособности и осанки, функционального состояния организма школьников по сравнению с другими видами оздоровительных занятий.

Научная новизна. Предлагаемая методика занятий оздоровительно-развивающей гимнастики основывается на функциональном анализе различных направлений «йога» с выделением наиболее значимых и приемлемых в практическом использовании компонентов.

Для того чтобы проанализировать ситуацию со спортивно-оздоровительными занятиями для детей младшего школьного возраста, мы посетили три общеобразовательные школы в разных районах города и изучили секционную работу спортивных залов. Нами выявлено следующее.

дети лежат на фоне танок фото

Школы имеют такую спортивную базу, которая не предоставляет ученикам с определёнными проблемами со здоровьем возможность выбора дополнительных спортивно-оздоровительных занятий. Существуют стандартные спортивные секции – баскетбол, волейбол, гандбол и пр., общая физическая подготовка (ОФП).

Ни в одной школе не применяется система «йоги». Все используемые виды спортивных занятий не подходят детям даже с небольшими отклонениями в здоровье, а также, освобождённым от уроков физической культуры.

Оздоровительный эффект уроков физической культуры, в объеме трёх (тем более двух) часов в неделю, отстаёт от уровня требований, предъявляемых условиями современной жизни и организацией учебного процесса к организму школьников. Три урока физической культуры дают лишь 15-17 %, а два урока и того меньше – 10-12% недельного объема двигательной активности. Согласно статистике медицинских осмотров в школе, 70% детей младшего школьного возраста имеют начальную стадию сколиоза.

дети в асанах фото

Оздоровительная работа в массовом учреждении на примере общеобразовательной школы, по нашему мнению, является неэффективной. Необходимо срочно повысить оздоровительную составляющую физического воспитания в школе, что возможно только за счет инновационных подходов, в частности, используя тысячелетнюю систему занятий «йога».

Опрос проводился среди учителей в общеобразовательной школе № 9 г. Новочеркасска. Учителя давали объективную характеристику двух групп школьников 6 – 9 лет: первая занималась на уроках физкультуры и два раза в неделю посещала дополнительные занятия – секцию ОФП; вторая группа занималась на уроках физкультуры и два раза в неделю посещала дополнительные оздоровительные занятия по «йоге». Наблюдения велись за посещаемостью этих детей, то есть, имели ли место пропуски занятий по причине болезни. Также обращалось внимание на психическое и эмоциональное состояние детей, на успеваемость, внимание.

дети занимаются йогой с мамой фото

Наблюдаемые группы детей занимались с сентября 2008 по июнь 2009 года. По истечении девяти месяцев были проведены контрольные тесты.

Комплекс педагогических контрольных тестов был разработан в результате серии научных исследований. Он характеризует уровень развития основных физических качеств детей – гибкость, осанку, функциональное состояние и работоспособность.

Тест на гибкость включал проверку гибкости тазобедренных суставов, позвоночника и плечевых суставов. Для оценки функционального состояния был применён Гарвардский степ-тест. И тест на функциональное состояние определялся индексом Руфье Д-Диксона (методики проведения тестирования подробно описаны в дипломной работе). 

Таким образом, педагогический эксперимент показал, что применение методики оздоровительно-развивающей гимнастики «йога» позволило значительно повысить показатели физического состояния и гибкости, работоспособности и осанки, функционального состояния организма школьников по сравнению с другими видами оздоровительных занятий, что подтверждают наши расчёты, выполненные методом математической статистики.

Тест Экспериментальная группа, занимающаяся йогой (балл) Контрольная группа, занимающаяся ОФП (балл)
Параметры осанки 9,14 8,51
Показатель гибкости 9,13 7,26
Показатель работоспособности 8,4 7,6
Показатель функционального состояния 9,4 8,0
Оценка общая 36,07 31,37