Путь йоги. Какой он?

Манасаровар, Тибет,  путь йоги

Йога — начало пути

Сложно найти тех, кто ни разу не слышал о йоге. Множество студий, центров, преподавателей, различных мероприятий сегодня предлагают нам пройти в мир йоги и познакомиться с этой древней системой развития человека. И, конечно, у каждого путь йоги будет свой.

Начало пути йоги у кого-то может быть, например, таким. Всё начинается с похода за здоровьем в фитнес-центр на йога-класс. Умирая там от скуки, человек ещё долго не понимает, что хорошего в «этой йоге»… Но какая-то неведомая сила заставляет сталкиваться с йогой вновь и вновь.

И вот он уже отказался от мяса, мысленно повторяет: «аскеза – наше всё», берёт очередной обет, круг друзей и товарищей стремительно меняется, а проводить время на праздных вечеринках, принимать алкоголь и чувствовать запах сигарет в радиусе десяти метров становится просто невыносимым…

Йога пришла в нашу жизнь. Примеров того, как мы с ней столкнулись, на самом деле, столько же, сколько судеб, обусловленных кармой каждого из нас.

Да, каждый по своим личным причинам начинает искать инструмент для изменения себя. 

Йога – путь к здоровью?

Чаще всего современный западный человек считает, что так и есть.

А немного позанимавшись на коврике, может ощутить прилив сил, улучшение физического здоровья, почувствовать спокойствие и умиротворенность от практик, которые так хочется сохранить и привнести в повседневную жизнь.

Практика йоги даёт больше энергии, и мы можем направить её на более эффективную реализацию своих непосредственных обязанностей, стремимся к большей осознанности в каждый момент нашей жизни.

На вопрос – что же такое йога? – можно ответить: йога – это путь к совершенству. Многие современники понимают йогу как путь к физическому совершенству и более ничего. Стремясь наиболее интенсивно закрутиться в ту или иную асану, развить нечеловеческую гибкость и выносливость, считают, что в таком контексте йога – путь к успеху.

Какой же он, классический путь йоги?

Нам доступны многие древние писания, раскрывающие путь к познанию себя через практики. Наиболее авторитетным считается восьмеричный путь йоги, описанный в труде Патанджали «Йога-сутры Патанджали». Это классический путь йоги. Если проходить его именно в таком порядке, то высока вероятность достичь высот в йоге и сделать это весьма эффективно.

Йога-сутры Патанджали

В былые времена практике йоги передавались только под присмотром учителя. Поэтому наличие более компетентных людей для прохождения пути йоги и достижения в нём высот – это залог успеха.

Давайте всё же попробуем разобраться: 

Путь йоги – это гимнастические упражнения или индивидуальный путь спасения?

Восьмеричный путь Патанджали включает в себя Яму, Нияму, Асану, Пранаяму, Пратьяхару, Дхарану, Дхьяну и Самадхи.

Яма и Нияма – набор морально-нравственных качеств, таких как ненасилие, правдивость, не присвоение чужого, не накопительство, воздержание от чувственных наслаждений, чистота, самодисциплина и аскетизм, скромность и оптимистичный настрой, самообразование, посвящение своей деятельности высшим целям, развитие альтруизма. На этих двух начальных ступенях практику предписано развить в себе данные качества и лишь после этого идти дальше.

Следующая ступень – асана. В современном западном обществе чаще всего с йогой ассоциируют только асану. В «Йога-сутрах Патанджали» упоминается об асане лишь в одном месте и говорится следующее: «Асана – удобное, устойчивое положение тела».

Хатха-йога, асаны

В другом авторитетном и глубоком трактате «Хатха-йога Прадипике» есть немного иной взгляд на путь йоги, и асанам уделяется значительно больше внимания.

Там говорится, что посредством регулярной практики асан возможно обрести контроль над своим телом, изменить, очистить энергию и получить контроль над умом. Также работа с физическим телом позволяет подготовить тело для долгого сидения в медитативных асанах.

Следующим шагом на пути йоги является Пранаяма. Пранаяма - это путь к тайнам йоги. Прана – это универсальная энергия, которой пронизано всё мироздание, за счёт частиц праны мы можем осуществлять жизнедеятельность.

На этапе знакомства с пранаямой предстоит овладеть дыхательными техниками, способствующими очищению нашего тонкого и физического тела, насыщению его праной. И уже на этом этапе нам будет крайне важным иметь тело, готовое находиться в статичном положении с прямой спиной и скрещенными ногами. Таким образом, переход на ступень пранаямы должен выполняться после качественной очистки тела физическим воздействием на предыдущей ступени посредством асан, бандх, крий.

Хатха-йогой считаются первые четыре ступени из восьмеричного пути Патанджали, то есть яма, нияма, асана и пранаяма.

В «Хатха-йоге Прадипике» написано: «Две силы – ум и прана – поддерживают ритм жизни и сознания. Методами йоги тело можно привнести в состояние такой тонкости и чистоты, что оно трансформируется в йогическое тело, не подверженное старению и болезням.»

Чтобы идти к следующим ступеням йоги, необходимо усвоить следующие важные понятия: карма, реинкарнация, аскеза и тапас.

Карма означает действие. Всё, что с нами происходит, имеет причины, и все наши действия будут иметь последствия.

Реинкарнация или перерождение.

Практику йоги важно понимать, что результаты предыдущих жизней мы можем получать в виде определенных событий в этой жизни, а следующие рождения понесут отпечатки наших сегодняшних поступков.

Аскеза – это состояние, при котором мы испытываем дискомфорт и причиняем его себе осознанно.

Тапас – это огонь практики. Есть такое сравнение: если карма – это семена наших предыдущих деяний, которым суждено прорасти, то тапас – это сковородка, на которой мы сможем поджарить эти семена и не дать им взойти. Таким образом, энергия практик позволяет нам трансформировать и перерабатывать семена наших деяний и облегчать их последствия.

Следующая ступень йоги – пратьяхара. Это первая ступень на пути йоги, которую можно отнести к внутренним практикам.

Пратьяхара — это практика контроля над чувствами, позволяющая им не входить в контакт со своими объектами.

На этом этапе практикующему необходимо развить осознанность по отношению к проявлениям каждого из пяти органов чувств и найти подходы к их контролю. Пратьяхара крайне важна как для тех, кто планирует идти на следующие ступени пути йоги, так и для обычных людей. Ведь умея контролировать свои органы чувств, мы можем гораздо эффективнее взаимодействовать с внешним миром и контактировать с другими людьми.

Следующие три ступени на пути йоги – дхарана, дхьяна и самадхи. Это концентрация, медитация и совершенство. Для восхождения по этим ступеням необходима помощь, энергия и наставления более опытных практиков или учителей.

Здесь хочется вспомнить слова Паттабхи Джойса: Йога – это 99% практики и лишь 1% теории». В случае с развитием концентрации и медитации важно об этом помнить, ведь сколько бы книг, лекций и наставлений гуру Вы не получали, если время Вашей практики будет стремиться к нулю, то таков будет и результат.

Медитация

«Самадхи – это вершина восьмеричного пути. Это результат тотальной однонаправленности ума и расширения сознания от мирского восприятия до восприятия космического сознания. Это вневременное состояние за пределами рождения, смерти, начала, конца.»

Однако важно понимать, что самадхи – это не конец. Если человек, достигнув самадхи, не встал на путь бескорыстного служения развитию живых существ, то все страсти к нему рано или поздно вернутся. Выход – это путь Бодхисаттвы, состояние, в котором человек живет не для себя, а для служения идеалам духовных ценностей в обществе. Лучшая из форм служения – это распространение знаний.

Таким образом, важно понимать, что путь йоги, имеющий конечной целью самадхи, – это путь эгоистичный, нарушающий основные космические законы и приводящий в конечном счете к накоплению негативной кармы.

И только путь безкорыстного служения на благо других (путь Бодхисаттвы) есть наиболее эффективный способ продвигаться по пути йоги, достигнув в ней высот, иметь шанс на дальнейшее развитие и адекватное существование, в том числе и в будущих жизнях.

В заключении хотелось бы напомнить, что йога – это, прежде всего, практика. Будда говорил: «Нет пути к счастью, счастье и есть путь». Так и с йогой. Йога — это путь и философия жизни, путь познания себя и этого мира через работу над собой.

Будьте усердны и полны вдохновения, успехов Вам на пути йоги!

Ом!

Автор: преподаватель йоги Мария Евсеева