Йога для женщин, или один из взглядов на женскую йогу

йога ля женщина, женская йога
Через духовную практику можно развить в себе божественную женственность и зажечь внутренний свет, который станет благословеньем и маяком для нас, нашего окружения и всего мира!

В шактийских текстах женщины и земля одинаково почитаются как источники энергии, жизненности, физического и духовного благополучия. В индуистской традиции йогини (продвинутая женщина-йог) представляет собой йога-шакти Кундалини, а также силы, пребывающие в различных чакрах (женские божества). Йогини обладает силой самой йоги и может пробуждать её в других, причём не только в целом, но и в любой точке или части тела и ума. Состояние женской психики — состояние и энергия всего мира. Йоги Бхаджан подчеркивал, что через совершенствование и духовную гармонию женщины можно возвысить всё человечество…

Женская йога в современном мире

Несмотря на то, что в настоящее время женщин, интересующихся йогой, гораздо больше, чем мужчин, количество совсем не говорит о качестве. Часто женщины занимаются йогой по форме (и для формы), но не по сути. Для многих она не становится философией и образом жизни, а заменяет фитнес. С мужчинами ситуация обстоит несколько иначе в силу их склонности всё анализировать и обдумывать («Зачем делаю асаны?», «Для чего выполняю пранаяму?», «Что даёт медитация?» и т. д.), изучать информацию. Женщины могут ходить на занятия для умственного отдыха, эмоциональной зарядки и возможности пообщаться. Это можно объяснить отличием устройства мышления мужчин и женщин. Если вы дадите какую-то интересную вещь мальчику, то он её обязательно разберёт, чтобы узнать, как та устроена, понять принцип работы механизма; девочка же удовлетворится тем, что вы покажете назначение данной вещи и, скорее всего, даже не подумает её разбирать. Это не означает, что чьё-то мышление устроено лучше, потому что в высокоразвитой личности присутствуют качества обоих полов, делающих личность целостной. Мудрая учительница (преподаватель) йоги, которая излучает не просто внешнюю красоту, а обладает глубоким внутренним миром, будет способна изменить мировоззрение множества женщин, пришедших в йогу по абсолютно разным мотивам, не касающимся развития сознания, и направить вектор их развития в нужном направлении…

Для того чтобы способствовать развитию себя и окружающих, необязательно становиться преподавателем йоги, достаточно развивать в себе качества сострадания (не путайте с сопереживанием) и осознанности. Мы часто думаем о том, что многие настолько глупы или слепы, что не способны проснуться в этой жизни. Но это лишь потому, что мы сами не готовы активно трансформироваться, а значит, и менять саму реальность. Верьте в людей, откройте в себе способность видеть в каждом чистую потенциальность и божественную искру. Нам неизвестно, какова скорость эволюции конкретной души, потому что она неповторима и уникальна. Так подбросьте «дров в печь» своей верой в человека! Порой достаточно лишь небольшого толчка, чтобы человек начал движение вперёд. А также не думайте, что ваша жизнь незначительна и что своими действиями вы не измените мир. Без одной капли кувшин будет уже не полон…

Пробуждённый ум — бодхичитта — не создаётся причинами и не разрушается обстоятельствами. Его не сотворили искусные будды и не изобрели смышлёные живые существа. Он изначально присутствует в тебе как твоя естественная собственность. Падмасамбхава


женская практика, женская йога

Именно женский подход в йоге может раскрыть новые грани в этой «мужской» системе самосовершенствования. Женский подход — это метод энергии, способность интуитивно постигать реальность (например, «втекать» в асану). Мужской подход — метод сознания, часто основанный на следовании определённым инструкциям, согласно имеющимся знаниям (силой войти в асану и «отстроиться по учебнику»). Чтобы смысл йогической практики стал ясен большему количеству людей, необходимо искать различные методы. Будда, для того чтобы разъяснять Путь Освобождения различными способами, чтобы он был понятен разным людям, создал различные методы учёбы, названные «Воротами Дхармы». Именно женская способность приспосабливаться может помочь найти подход к конкретному человеку, а не считать, что «это не мой кармический человек». Какая разница, есть ли у вас какая-то связь с этим человеком или нет, если вы сможете помочь человеку эволюционировать. Не было связи раньше, так пусть появится сейчас…

В произведении «Песнь Сахаджио (Песня Сахаджия )» есть строки:

Во сне она в пустом небе Божественного; проснувшись, она вспоминает Божественное. Что бы она ни сказала — это божественные слова. Она практикует безжеланную преданность.

Сахаджо была санньясинкой, монахиней. Будда называет пустоту нирваной, Шанкара называет нирваной наполненность, а Сахаджо объединила их вместе. Сахаджо стала мостом. Проснувшись, она вспоминает Божественное — то, что во сне было пустым небом, в пробуждении становится наполненностью. Существование едино. Мы в двух состояниях — сна и пробуждения: человек, который переживает существование во сне, находит, что это предельный покой, человек, переживающий его в пробуждении, находит, что это предельное блаженство. Во сне блаженство становится покоем; в пробуждении покой становится блаженством.

Будда сидел в молчании под деревом Бодхи. Он пережил существование как пустоту. Чайтанья танцевал в существовании, он увидел существование как пробуждение. Оба они пережили одно и то же, но в разных измерениях. Если ты переживаешь с закрытыми глазами, ты переживаешь существование как пустоту; если ты переживаешь с открытыми глазами, ты находишь, что эта безграничная игра существования есть наполненность. Она говорит, что и Будда прав, и Шанкара прав. «Я пережила существование с обеих сторон, я поняла, что оно не два. Два — это в реальности одно. Это две стороны. Если мы закрываем глаза, внутри пустота; если мы открываем глаза, отовсюду изливается наполненность».

«Дхарма Будд такова, что Дхарму проповедуют

С помощью десятков тысяч, коти уловок,
Следуя обстоятельствам.
Те, кто не учится, не способен её понять.
Но вы уже знаете о следовании уловкам Будд,
Учителей миров, И [у вас] нет сомнений.
Пробуждайте в своих сердцах великую радость
И знайте, что станете Буддами! Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы

Конечно, также, как и мужчинам, женщинам непросто существовать в социуме и при этом удерживаться на пути йоги. И совсем неважно, как долго вы в йоге, испытания будут возникать на любых этапах. Когда вы начинаете чувствовать нестабильное состояние, потерю сил или сомнения, вспоминайте, какие трудности и препятствия преодолевали другие практики, читайте жизнеописания жизни великих йогов и йогинь.

женская практика, женская йога

Для вдохновения можно почитать истории известных буддистких йогинь. Их достижения настолько высоки, что кажутся нереальными.

Великие женщины йогини

Мачиг Лабдрон — легендарная тибетская тантрическая йогиня, создатель практики Чод. Мачиг была современницей Марпы и Миларепы. Йогиня достигла освобождения посредством практики и обрела спонтанный опыт уничтожения четырех демонов эго. Мачиг Лабдрон считается перерождением Ёше Цогьял, супруги Падмасамбхавы, великого учителя VIII века, принесшего буддизм в Тибет. История Ёше тоже очень увлекательная и вдохновляющая. У Падмасамбхавы была вторая супруга, Мандарава, ставшая царицей сиддхов. Известны её множественные воплощения в виде других йогинь. В теле Мачик Друппей Гьялмо она открыла миру практику будды безграничной жизни. Также известны истории буддистких йогинь Нангсы Обум и Аю-Кхадро.

В древней Индии женщинам было сложнее заниматься йогой, которая считалась исключительно мужским занятием, но такое направление, как Бхакти-йога была доступна женщинам. О стойкости и серьёзности женских аскез мы можем узнать, например, из жизнеописаний святых Вайшнави. Вишнуприяя Деви, вторая жена господа Чайтаньи (основоположник гаудия-вайшнавской традиции индуизма), после принятия мужем саньясы вела аскетичный образ жизни и имела строгую садхану (духовную практику). Чайтанья Махапрабху считается особым воплощением Радхи и Кришны в одном лице (Кришна в умонастроении Радхи, явившийся с целью постичь всю силу её любовной преданности к себе и дать всем людям чистую любовь к Богу). Джахнава Мата (Нитьянанда-шакти), переполненая према-бхакти, своей сострадательной проповедью освободила многих атеистов и грешников. Гангамата Госвами (Шачидеви) пребывала в очень суровом отречении и проповедовала «кришна-катхи» из «шримад-бхагаватам». Вы только представьте себе, сколько необходимо усилий, чтобы, как Лакшмиприя Деви Даси, ежедневно читать по 192 круга маха-мантры (300 000 раз)!

В джайнизме (древняя дхармическая религия) человек, достигший просветления благодаря аскезе, ставший примером и учителем для всех, кто стремится к духовному наставничеству, называется Тиртханка́ра. Считается, что тиртханкары преодолели низменные чувства, такие как гнев, гордыня, обман, желание, и построили брод через «реку человеческой нищеты». В конце своей жизни тиртханкары получают освобождение из цикла перерождений. Последним, 24-м тиртханкаром нашего полуцикла, был учитель Махавира (599—527 год до н. э.), существование которого считается установленным историческим фактом. Шветамбары (одно из двух основных течений) верят, что 19-м тиртханкаром была женщина (Маллибай, известная как Малинатх). Согласно джайнскому учению, она стала сиддхой, полностью сбросив с себя карму. Маллибай родилась в городе Митхила в династии Икшваку. Её отец — король Кумбха, а мать — королева Прабхавати. Следующий тиртханкара будет рождён через 81 500 лет.

Будда знал, что, если он будет посвящать женщин, тогда мужчины и женщины окажутся вместе и возникнут проблемы: мужчины станут влюбляться в женщин, что будет отвлекать их от практики и заставит погрузиться в «страсти». Держаться подальше от женщин мужчинам будет очень трудно. Именно поэтому он не хотел принимать в ученики женщин, а не потому, что те менее способны и развиты.

В предисловии к тексту «Золотые чётки, содержащие нектар» Ёше Цогьял говорит о себе и Падмасамбхаве так: «Я служила ему как супруга и спутница. Однажды во время пребывания в пещере Тидро мне был указан смысл Сокровенной Непревзойдённой Сердечной Сущности Великого Совершенства, и был мною понят. Благодаря воззрению я постигла естественное состояние как прямое переживание, а не как теоретическое предположение». Пример этой тибетской княжны подтверждает, что достичь Просветления могут равно и мужчина, и женщина, поскольку пробуждённое состояние ума не имеет ни мужского, ни женского рода.

Ниже я хочу рассказать о некоторых йогинях современности, внесших значительный вклад в дело распространения йоги для людей.

практика йоги, женская практика

Индра Деви (Евгения Васильевна Петерсон; 12 мая 1899, Рига, — 25 апреля 2002, Буэнос-Айрес, Аргентина) — одна из первых женщин йогов, популяризатор йоги в разных странах мира. Её учителем был Тирумалай Кришнамачарья (учитель Аенгара). Прожила 103 года.

Гита Аенгар — старшая дочь Б. К. С. Аенгара. После 35-летней интенсивной практики йоги она стала верной помощницей отца в передаче его знаний. У неё диплом по Аюрведе (ведической медицине), она обладает глубокими знаниями санскрита и великим мастерством духовных писаний в области индийской философии Она является автором знаменитой книги-бестселлера «Йога — драгоценность для женщины» и многочисленных статей, а также часто выступает перед публикой. В своей книге Гита ясно разъясняет техники выполнения грациозных и вместе с тем сложных движений, включая пранаямы; сочетает знания йоги и аюрведы; указывает на практические шаги, ведущие к продвижению от чисто физического плана к более высокому уровню сознания.

Кали Рэй — американка, создавшая систему Трай (Три) йоги — йогу достижения триединства Сат-Чит-Ананда (Бытия, Сознания и Блаженства). Её Гуру стал Свами Сатчитананда. Во время медитации (она медитировала с детства) её тело стало спонтанно выполнять незнакомые упражнения. Обнаружив, что эти упражнения очень похожи на асаны хатха-йоги, девушка решила, что обязана понять, что за знание открылось её телу. После трехлетней медитации была составлена система практики асан, крий, пранаям и мудр. Кали Рэй не считает Трай йогу собственной заслугой, но знанием, полученным по милости Кундалини. О себе самой Кали часто говорит в третьем лице.

Нирмала Шривастава (1923 г.—2011 г.) более известна как Шри Матаджи Нирмала Деви. В 1970 году основала движение Сахаджа йоги, которое на сегодняшний день распространилось более чем в ста странах мира. Сахаджа Йога — это метод медитации, направленный на установление внутреннего баланса физического, эмоционального и ментального состояния человека, получения реального опыта самосозерцания. Основой метода является Самореализация, энергетическая трансформация человека (перевод с санскрита термина «атма сакшат кар», что дословно означает ‘проявление своего духа’). Сахаджа на санскрите означает ‘спонтанный’, ‘естественный’. Понятие «спонтанной духовности» вводил в индуизм натха-йог Горакшанатх. Продвижение к этой стадии совершенства описывал Гуру Нанак, основатель традиции сикхов. Учитель Натхов Махендранатх считал, что, как дети, мы естественны. Такой характер затем часто становится скрытым под давлением обстоятельств и искусственных глобальных понятий. Сахаджия означает ‘понимание и принятие’ этой скрытой сущности человека, его природы, его личных вкусов. Эта идея резонирует с идеей даосизма Лао Цзы, некоторой практики возврата к спонтанности ребёнка.

Основные особенности йоги для женщин

В Поисках ответа на вопрос: «Почему практически нет известных мастеров среди женщин, ни одна женщина не основала религии, а священные писания тоже написаны мужчинами?» — я наткнулась на интересную, на мой взгляд, точку зрения. Она заключается в том, что женщины часто реализуются через самоотдачу, поэтому становятся преданными и учениками предельных высот. Мужчине же легче быть мастером, но быть учеником трудно, потому что для ученичества он должен быть скромным. Он может медитировать, но ему очень трудно молиться. В медитации он уничтожает эго (мужчине трудно сдать эго, но нетрудно его убить). Мужчина в огне медитации сжигает эго, но не склоняется скромно к чьим-то ногам.

женская практика, женская йога

Махавира или Будда — они убили, выжгли эго и таким образом избавились от эго. У отсутствия эго есть две формы. Один путь — сжечь эго, а другой — сдать эго. Женщина может использовать эго и сделать средством, сдав, но не разрушив его. Логическое заключение свойственно мужчинам, потому что их связь проходит через интеллект: они ищут доказательства, чтобы появилось доверие. Женщина видит, у неё в сердце возникает волна, которой достаточно для доверия. Эта волна сама себе доказательство. Те, кто достигает путём медитации, становятся мастерами; те, кто путешествует по пути любви, могут стать учениками, преданными. Потому что научить любви невозможно, это индивидуальный путь. Тотально быть учеником — значит достичь тех же высот, что и мастер.

Сто одиннадцать лет, в течение которых учитель находился в Тибете, я служила и угождала ему. Он даровал мне всю без остатка суть своих устных наставлений — сущность своего ума. Всё это время я собирала и записывала все учения, которые он давал, и скрывала их, как драгоценные сокровища. Падмасабхава «Десять устоев тайной Мантры»

Важно помнить: то, что правильно на одном пути, может стать препятствием на другом. Женщина может познать медитацию посредством любви, потому что насыщена любовью. Для неё название медитации — «любовь, молитва». Некоторым мужчинам ближе путь молитвы, а женщинам — путь медитации. Но чаще всего чрезвычайно эмоциональной и постоянно видоизменяющейся психике женщины тесно в рамках мужского подхода. Выбрав путь любви, женщина может так же, как мастер, менять людей с помощью своей энергии, давать наставления и делиться своим опытом с окружающими.

Скорее всего, многие не поймут до конца эту идею, а некоторые женщины будут возмущены моим заявлением о том, что путь медитации ближе мужчинам. Но мои слова лишь говорят, что есть два пути к одной и той же цели, а какой путь вам ближе, может знать только ваша душа. Возможно, родившись в теле женщины, вы вспомните ту тропу, которой уже ходили в прошлом, и решите обогатить свой опыт новыми методами. Лично я пришла к тому, что только джняна в союзе с бхакти даёт мне возможность продвигаться вперёд. Это мой «серединный» путь…

В жизни есть два берега, два берега реки жизни. Есть усилие, есть покой; есть пробуждение, есть сон. Именно поэтому веки открываются и закрываются. Именно поэтому дыхание входит и выходит. Именно поэтому есть рождение и смерть. Именно поэтому есть мужчины и женщины. В жизни два берега, и тот, кто умеет поддерживать равновесие, переживает свою истинную природу. Не держись за один берег. Если ты держишься за один из них, ты выбрал. Ты схватил одну половину, а вторую упустил — а эта, вторая, половина тоже божественна. ОШО

Женская йога и материнство

Один из важных доводов заниматься йогой — возможность пригласить в мир высокоразвитое существо, которое поможет множеству других живых существ! Чтобы в мир приходили йоги, нужны родители, вибрации (энергии) которых будут способны создать подходящее тело.

Многие йогини стараются подальше оттянуть время материнства. Отчасти потому, что ещё недостаточно сильно избавились от своего эго. Мы хотим получить всё побыстрее. Стремление продвинуться дальше в йоге диктуется желанием эго насладиться плодами этой эволюции (сиддхи, нирвана, известность и т. п.). Эго говорит, что дети будут тормозить и отвлекать вас, но чем больше трудностей, тем выше может оказаться ваша духовная эволюция, конечно, при условии, что вы готовы выкладываться.

женская йога, женская практика

Конечно, концепция материнства для женщины, занимающейся йогой не просто для себя, а ведущей преподавательскую деятельность, может быть на последнем плане, потому что каждый ученик будет являться для неё ребёнком. У каждого свой путь, и расставлять приоритеты следует очень осознанно, главное — не впадать в крайности. Как мама двух сыновей, могу сказать, что материнство отчасти ускорило мою эволюцию, потому что начинаешь отвечать не только за себя, но и за ребёнка, за то, какие тенденции в нём проявятся, от чего предъявляешь к себе более высокие требования…

К слову, у Мачиг Лабдрон было двое сыновей и дочь. В 23 года Мачиг встретила своего партнёра — индийского йогина Тхопа Бхадра. Они стали жить и путешествовать вместе. Несколько лет Мачиг посвятила воспитанию детей. К 35 годам Мачиг оставила подросших детей заботам мужа и продолжила свою практику, вернувшись к своим учителям. Её дети также достигли высокой реализации. Особенно младший сын и дочь.

В основе йоги лежат аскеза и самодисциплина. Практики йоги позволяют оставаться осознанным в самых сложных ситуациях. И если семейная жизнь как-то может усложнять вам путь в йоге (замедлять), то йога однозначно сможет помочь выйти на новый уровень семейных отношений.

Йога для женщины как возможность осознать свою природу

Современная женщина является крайне взвинченным и неуравновешенным существом, причём многие считают эти проявления естественными, путая понятие текучести с непостоянством, а потенциал творческой энергии рассматривают исключительно как либидо и сексуальность. В настоящее время, где правит мужской принцип сознания, женщина зачастую ведёт мужской образ жизни (система образования, карьера, сейчас даже существует суррогатное материнство), сама не понимает себя, своей природы и своего предназначения. От этого она подсознательно чувствует себя несчастной, при этом «выносит мозг» всем окружающим, особенно близким. Прекос в сторону принципа «сознания» ведёт к тому, что женщина теряет силу интуиции, погружаясь в иллюзорный мир догм и концепций, теряя тонкое (интуитивное) ощущение истинной реальности. Поэтому занятия йогой для женщин, на мой взгляд, является необходимым условием полноценной жизни. Я не призываю всех окунуться в йогу с головой настолько, что забыть про мир вокруг и обычную жизнь, но настоятельно рекомендую интегрировать различные практики в свою повседневность, пробуждаясь и открывая новые аспекты реальности. Используя эту систему самопознания и саморазвития, вы сможете сделать счастливее и самих себя, и весь мир вокруг. Создайте такой образ жизни, чтобы в нём могла быть гармония между вашей внутренней природой и внешней жизнью, чтобы не было противоречия между образом жизни и внутренним потоком, чувствуйте гармонию и ритм. Если внутри двигаться на запад, а снаружи на восток, в жизни однозначно появятся напряжение, беспокойство, проблемы и тоска, страдания в этом случае неизбежны….

Не беги. Это не твой путь, не твоя природа, не природа твоего существа. Война присуща каждой твоей клетке. Вся твоя кровь до последней капли — кровь кшатрия, воина. Даже если ты убежишь в леса, всё равно не сможешь стать отшельником. Без лука, без своего гандива ты потеряешь душу — из этого соткана вся твоя личность. Путь твоего существа — на лезвии твоего меча. Бросив меч, ты покроешься пылью. Ты потеряешь не только меч, ты потеряешь самого себя. Будет утрачена индивидуальность твоего существа. Поэтому не беги от своей природы. Сначала правильно распознай свою природу. Тогда, в этом узнавании, позволь этой природе сделать всё, что захочет пропустить через неё Бог. Тогда стань просто пустым проходом. Бхагават-Гита

Надеюсь, эта статья придаст уверенности тем, кто хоть однажды пожалел, что пришёл в мир в женском теле; добавит новых красок в жизнь тех, кто ограничивал свой пусть самореализации, руководствуясь некоторыми йогическими догмами; и хотя бы на мгновенье усилит состояние осознанности у тех, кто читал этот текст, приведя к пониманию важности распространения йоги в современном мире!

« …Ты должна постепенно продвигаться вперёд, получая посвящения без страха падения в сансару, словно восходящий на трон царевич…
… Ты должна сравнивать все источники, понимая все философские школы Дхармы, словно отыскивающая улей пчела.
Ты должна свести все многочисленные учения воедино, постигнув, что все они имеют один вкус, словно подсчитывающий свою выручку купец. Ты должна достичь высот знания, ясно и четко понимая смысл всех учений, словно взошла на вершину горы Сумеру». Падмасабхава «Десять устоев тайной Мантры»

Так, луч света — белый, но, пройдя через призму, он расщепляется на семь цветов. Разделение должно сохраняться всегда, потому что в этих различиях сам сок жизни. Именно поэтому красные цветы цветут на зеленых деревьях. В предельной реальности мужчины и женщины — одно. Там луч становится белым. Но в существовании, в проявленном, их выражения рознятся. И эта разница очень красива. Не нужно стирать эту разницу; её нужно усиливать! Нам следует не стереть различия между мужчиной и женщиной, но увидеть скрытое в них внутреннее единство. Когда ты начинаешь воспринимать в них одну и ту же ноту, не разрушая различий, лишь тогда у тебя есть глаза. ОШО

Да будут счастливы все Существа во всех Мирах! Ом!

Автор статьи преподаватель йоги Пучнина Ярославна