Измени себя — изменится Мир вокруг
Логотип клуба OUM.RU

Православие и вегетарианство

Православие и вегетарианство
Православие и вегетарианство

Тема вегетарианства в православии немного двояка, т. к. по канонам церкви употребление мяса разрешается, но не будем забывать, что мясо — это убой, а основная библейская заповедь гласит: «Не убий». Почему-то некоторые понимают эту заповедь как относящуюся только к человеку, несмотря на то, что в оригинале переводимое слово «lo tirtzach» обозначает 'любое убийство'. Отсюда можно сделать вывод, что заповедь гласит об отказе от убийства кого бы то ни было вообще. Учение Иисуса также призывает к сострадательному отношению к животным. Прекрасным примером может послужить его личное отношение к братьям нашим меньшим.

Как христианство относится к вегетарианству

Вот что говорится в наиболее ранних писаниях «Евангелие Мира от ессеев» (датируемых 66 г. н. э.): «…И следующей была дана заповедь: «Не убий», ибо жизнь дается каждому от Бога, а то, что дано Богом, человек не может отнять. Ибо истинно говорю вам, от одной Матери происходит всё живое на земле. И потому тот, кто убивает, убивает брата своего… И плоть убитых зверей в его теле станет его собственной могилой. Ибо истинно говорю вам, кто убивает — убивает самого себя, а кто ест плоть убитых зверей — ест тела смерти. Ибо в крови его каждая капля их крови превращается в яд, в его дыхании их дыхание превращается в зловоние, в его плоти их плоть — в гнойные раны, в его костях их кости — в известь, в его внутренностях их внутренности — в гнильё, в его глазах их глаза — в пелену, в его ушах уши их — в серную пробку».

Ранние христиане, а также иудейские секты, которые заложили начало христианства, вели вегетарианский образ жизни в соответствии с заповедями Бога и учениями Христа. Это отразилось и на отношении к животным. Ведь поступки также важны, т. к. воздаётся нам за все наши свершения. Мяса не ели назареяне, эбиониты, гностики, ессеи.

Также обратим внимание на следующие слова из Библии: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам сие будет в пищу» (Быт. 1:29). Всё ясно и понятно, о мясе ни слова.

Исторически можно отследить, что употребление мяса в пищу было официально разрешено и занесено в церковное писание в 4 веке из-за того, что так решил император Константин, а Римская империя официально приняла это решение, позволяющее есть мясо. При этом христианам- вегетарианцам пришлось скрывать свои убеждения, т. к. их могли обвинить в ереси. Говорят, что Константин ввёл наказание уличённым в вегетарианстве, которым в горло вливался расплавленный свинец.

В том числе после Никейского Собора тексты Нового Завета претерпели изменения. Об этом говорит профессор Нестле: «Церковные власти выбрали специальных учёных, называемых "корректорами", и поручили им подправить Писание согласно тогдашнему представлению об ортодоксии».

А вот что об этом говорит преподобный Гидеон Джаспер Ричард Оусли: «Задача этих корректоров заключалась в том, чтобы очень аккуратно удалить из Евангелия те повеления Господа, которым они не собирались следовать,— запреты на употребление мясной пищи и крепких напитков».

shutterstock_192640940.jpg

Но, несмотря на всё это, на мой взгляд, важным примером является отношение и религиозные принципы святых, таких как: Иоанн Златоуст, Елементий Александрийский (это наиболее влиятельные лица ранней церкви), Сергий Радонежский, Святой Василий, Савва Сторожевский, Мефодий Пешновский, Серафим Саровский, Матрона Московская и др. Все они вели аскетичный образ жизни, всё время проводя в трудах, молитве и посте, исключив из своего питания всю животную пищу. К примеру, Серафим Саровский в основном питался сухим хлебом и тем, что вырастил в огороде. Также ему принадлежат такие слова: «Утончайте ткани памяти». Употребляя мясо, рыбу, яйца, алкоголь, мы огрубляем ткани памяти и о божественном не можем думать. А Сергий Радонежский, даже будучи ещё младенцем, не ел молока матери, если та в этот день вкушала мяса. Святой Василий говорил: «Зловоние, исходящее от мяса, затемняет свет духа. Едва ли можно обрести добродетель, наслаждаясь мясными блюдами и пиршествами…» Слова Иоанна Златоуста: «Мы, главы христианской церкви, воздерживаемся от мясной пищи, дабы держать в подчинении плоть нашу… мясоедение противно естеству и оскверняет нас».

Все эти святые своим примером показывают нам правильный путь. Ведь не зря люди шли и идут к ним с просьбами и молитвами. Если бы эти истинно верующие святые вели иной образ жизни, вряд ли они обладали бы теми способностями, которыми обладали, и вряд ли к ним пошли бы люди за помощью. И именно их примеру стоит подражать. Понятно, что мало кто сможет в точности повторить их путь, но следовать основным принципам стоит. 

Как церковь относится к вегетарианству

Церковь, а в частности служители церкви, зачастую отрицательно относится к вегетарианству, ссылаясь на Новый Завет. Иногда даже можно услышать, что у животных нет души и они отданы нам во власть. Да, во власть они нам отданы, но не для того, чтобы над ними издеваться, а в помощь. Вот что говорил Иисус, отвечая на вопрос своего ученика: «Что же мне делать, Учитель, если я увижу, как дикий зверь терзает брата моего в лесу? Должен ли я позволить брату моему погибнуть или убить дикого зверя? Не преступлю ли я закон в этом случае?» И Иисус ответил: «Было сказано: "Всех зверей, живущих на земле, и всех рыб морских? и всех птиц парящих отдаю я во власть вам". Истинно говорю вам, из всех существ, живущих на земле, только человека Бог создал по своему подобию. И потому звери для человека, а не человек для зверей. Значит, убивая дикого зверя, чтобы спасти жизнь своего брата, ты не преступаешь закон. Ибо истинно говорю вам, человек более велик, чем зверь. Но если кто убивает зверя без причины, когда зверь не нападает на него, а из-за желания убить или ради мяса его или ради шкуры его или ради клыков его, то совершает он зло, ибо сам превращается в дикого зверя. И конец его будет таким же, как конец диких зверей» (Евангелие Мира от ессеев). И по поводу души в Библии сказано: «…А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду], пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так».

Жизнь святых, как говорилось выше, показывает, что всеобъемлющее сострадание необходимо. Вот слова брата Девида: «К несчастью, христиане внесли свою лепту в эксплуатацию окружающей среды и жестокое обращение с животными. Иногда они даже пытаются оправдать свои преступления, используя отрывки из Библии, вырванные из общего контекста, но истинные принципы религии нужно изучать на примере святых…»

Также можно услышать ссылку на то, что Иисус сам ел мясо, во что трудно поверить, ведь Христос проповедовал сострадание и всеобъемлющую любовь. Мне даже трудно представить, что он разрешал убивать животных. К тому же ответственность несут не только те, кто убил, но и те, кто употребил это мясо. Хотя в Новом Завете постоянно повторяется просьба Христа дать ему мяса. Любители же мясной пищи именно этим оправдывают свои пристрастия. Но при внимательном изучении этого вопроса можно обнаружить, что Иисус просил вовсе не мяса, а просто пищи. Т. к. оригинальное слово «broma» переводится как 'пища', а не 'мясо'. И таких неточностей перевода достаточно. Но если одни неточности могут быть забавными, то данная неточность меняет смысл абсолютно и приводит к значительному противоречию текста.

shutterstock_551853745.jpg

Та же история о чуде с хлебами и рыбой. Здесь важно обратиться к первым манускриптам Нового Завета, где нет упоминания о рыбе, а говорится о раздаче хлеба и фруктов. И только после IV столетия в Библии появляется вместо фруктов рыба. А, как было сказано выше, это было время, когда церковь склоняла Константина к христианству и принимала те поправки, которые он им давал, чтобы тот принял христианство. А также с «легкой руки» Никейского Собора.

В завершение хочу привести пример из жизни моей знакомой. Она замужем за состоятельным человеком, который одно время пристрастился к спиртному. Кто-то ей посоветовал одного батюшку, который помогает в таких проблемах, и они поехали к нему вместе. Когда он их встретил, то задал ей вопрос: «Ты-то что приехала?» Женщина немного оторопела, а он снова задал тот же вопрос. И она ответила: «Я не могу забеременеть», на что получила ответ: «Ты ешь чужих детей, а хочешь получить своих…». Эти слова имели большое воздействие на неё, поменяв её взгляд на вегетарианство. Отказавшись от мяса, она вскоре забеременела. Вы можете возразить, что многие женщины едят мясо и рожают детей. Да, но каждый из нас проходит свои уроки. У неё этот урок был такой. У кого-то из-за поедания мяса начинаются различные болезни, но зачастую люди не связывают это вместе, и никто им об этом не говорит. Так что начните сами задумываться, почему с вами происходит то или иное, и, вероятно, вы найдёте ответы.

Приведу ещё личный пример, как я пришла к вегетарианству. А началось всё с того, что лет 7 назад я просто решила попоститься перед Пасхой. Всех тонкостей поста я не знала, но определила для себя, что исключу на эти 40 дней всю животную пищу, включая молочку и яйца в том числе. И вот, по прошествии поста, я поняла, что не хочу начинать снова есть животную пищу, в том числе и яйца, даже в Пасху. Т. к. спустя 40 дней я почувствовала себя иначе; это состояние сложно описать, но во мне появилась легкость, и не только физическая. Близкие, конечно, были в шоке, несмотря на то, что их я не склоняла к отказу от мяса. К сожалению, под давлением родных через год я понемногу стала есть рыбу и молочку — пусть редко, но стала. Хотя именно это, спустя ещё год, подтолкнуло меня к осознанию, что мне этого не надо. В том числе, я осознала, что мне не хочется употреблять алкоголь, даже «культурно». Теперь, спустя годы, моё окружение спокойно к этому относится, а некоторые сами стали отказываться от мяса.

Вообще пост в христианстве предназначен для очищения как духовного, так и телесного. То есть, не вкушая убойную пищу, человек очищается как душевно, так и телесно. Соответственно, вкушая убойную пищу, человек загрязняется. Вопрос: зачем очищаться, а затем опять загрязняться? Не лучше ли всегда ходить чистым?

Изучайте более ранние писания, ищите адекватных священнослужителей, а не служителей церкви, а также ищите ответы в себе, Матери Земной и Отце Небесном.