Дневник как инструмент самопознания

Дневник как инструмент самопознания

Среди многих людей бытует такое мнение, что дневник — это «розовая книжечка» для записи девчачьих грёз. Или «сухой протокол» ежедневных дел. Или лишняя возможность похвастаться своими «похождениями»/заметками на просторах Интернет. Эти и многие другие клише наводят людей, задумывающихся о своём развитии на то, чтобы игнорировать ведение дневника как безполезную вещь. Тогда зачем все, кто достиг чего-то стоящего в жизни, все великие люди вели дневник? Давайте разбираться, что же это такое — дневник осознанного человека?

1) Инструмент очищения
Дневник, как чистящая салфетка, которой вы ежедневно протираете свой ум, душу, чувства и удаляете всё наносное, что к вам «налипло» за день. Дневник помогает вернуться к себе настоящему.
Поэтому ежедневное ведение дневника не менее важно, чем ежедневная чистка зубов.

 2) Методическое пособие, которое позволяет усвоить уроки жизни
В суетном потоке городской жизни у нас нет времени анализировать события и делать выводы. Многое из того, что с нами случается, случается само по себе и проходит мимо. Нас, как правило, просто нет в нашей жизни.
Действительно, быть осознанным в каждый момент времени трудно. Но можно попробовать быть осознан-ным хотя бы постфактум, хотя бы в разговоре со своим дневником. Это уже первый шаг к тому, чтобы оставаться «включенным» в жизнь. Шаг к тому, чтобы расценивать трудности не как проблемы, а как задачи/испытания. Давать себе труд поразмышлять — какой урок преподнесла мне сегодня жизнь и что из него я усвоил?
Ведь, как говорил один из моих учителей, наша душа, как и наше тело, жива не тем, что мы съели, а тем, что усвоили.

3) Измеритель полноты жизни
В жизни не бывает пустых дней. Каждый день наполнен смыслом.
Нужно учиться его замечать или, вернее, учиться «придавать жизни смысл». Чему и способствует дневник.
Задавать каждый вечер себе два простых вопроса: «С чего начался мой день»? и «Как бы я хотел, чтобы он начался»? — это еще один шаг к осознанной жизни.

4) Фильтр эмоционального состояния
Развитию добродетелей постоянно мешают всплески негативных эмоций. Дневник же помогает выявить причины эмоциональных импульсов, возникающих в течение дня и научиться различать их ещё до их проявления во вне.
Далай Лама писал: «Существует два разных подхода к распознаванию возникновения эмоционального импульса. Один заключается в выработке осведомленности о вашем опыте, в тот момент, посредством использования медитативных упражнений, например требующих концентрации внимания на дыхании. Другой, совершенно иной подход, требует выработки знания о триггерах («спусковой крючок»), приводящих вас в эмоциональное состояние и заставляющих вас применять сценарий из вашей прошлой жизни, который не подходит к текущей ситуации и приводит к искажению реальности. Этот второй подход, на мой взгляд, в большей степени основан на знании, чем на навыке, но оба подхода могут использоваться вместе. Другой вариацией такого распознавания триггеров, приводящих к эмоциональным эпизодам, о которых впоследствии приходится сожалеть, является стремление избегать подобных ситуаций, когда это возможно.
При использовании подхода, в большей степени основанного на знании, я поощряю людей к ведению дневника, в котором описываются достойные сожаления эмоциональные эпизоды. Ведите такой дневник в течение месяца или двух, а затем рассматривай те общие темы, лежащие в основе зафиксированных вами эпизодов. Обладая таким знанием и большей осведомленностью об этом автоматическом процессе, вы будете в состоянии сделать выбор. Таким образом, вы стремитесь привнести в свое осознание варианты выбора, чтобы иметь возможность выбрать из них тот, который наиболее выгоден вам и другим людям
».

5) Шкала роста
Дневник помогает отслеживать прогресс/деградацию и вносить своевременную корректировку в свои действия.
«Записывайте ежедневно в духовный дневник сведения и сопоставляйте их, чтобы выяснить, прогрессируете вы или нет. Если вы хотите быстрого духовного прогресса, вы никогда не должны пренебрегать записью всего в своём дневнике. Чтобы изменить мирскую природу, требуется суровая Садхана. Не стыдитесь указывать свои ошибки, пороки и недостатки. Это указывает только на ваш прогресс. Не теряйте свои драгоценные часы. Вы потеряли напрасно достаточно много лет в праздных разговорах. У вас было вполне достаточно беспокойств все эти дни в удовлетворении своих чувств. Не говорите: "С завтрашнего дня я буду пунктуальным". Это завтра – для ничего не стоящих дураков с мирским умом. Будьте искренними, начните выполнять Садхану с этой минуты. Будьте искренними. Сделайте копию этого Духовного Дневника и отдайте его своему Гуру, кто будет руководить вами и устранит все препятствия в вашей Садхане и даст вам дальнейшие уроки. Духовный дневник является кнутом для подстёгивания ума к добродетельности (праведности) и Богу. Если вы регулярно поддерживаете этот дневник, вы обретёте утешение, спокойствие ума и совершите быстрый прогресс на духовном пути. Ежедневно заполняйте дневник. Тогда вы получите необыкновенные (чудесные) результаты» Свами Шивананда.

6) Расширитель горизонта
Необходимо фиксировать свои победы. Это помогает поверить в себя. В противном случае, при склонности к негативному мышлению, нам свойственно сводить на нет все результаты своих достижений. Собственный успех же, который мы часто не замечаем, способен мотивировать на новые свершения.
«В дневнике находишь доказательства того, что даже в состояниях, которые сегодня кажутся невыносимыми, ты жил, смотрел вокруг и записывал свои наблюдения, что, таким образом вот эта правая рука двигалась, как сегодня, когда ты, благодаря возможности обозреть тогдашнее состояние, правда поумнел, но с тем большим основанием ты должен признать бесстрашие своего тогдашнего стремления, сохранившегося, несмотря на полное неведение» Франц Кафка.

Вел дневник и Л. Н. Толстой. В этом дневнике он выработал правила для развития воли. Сначала они были очень краткими: когда вставать и ложиться спать и т. д.; каким нравственным принципам следовать, например, пренебрегать богатством, почестями и общественным мнением, не основанным на рассудке.
Позже эти правила дополнились другими, непосредственно связанными с укреплением воли и характера. Главнейшими из них были: «сосредоточивать внимание все на один предмет», «делать все по возможности самому», «исполнять все предписанное», «только в случае необходимости предпринимать другие дела, не закончивши одного», «думать при всяком деянии о цели оного».
«Я никогда не имел дневника, потому что не видал никакой пользы от него, – пишет он в 1847 году, начиная свою работу, – теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития».

Для учеников Пифагорейской школы в четвёртом веке до нашей эры дневник был ученическим упражнени-ем. Утром они намечали план действий, а вечером вершили суд над своими поступками:
«В успокоительный сон не должно тебе погружаться, прежде чем снова не вспомнишь о каждом сегодняшнем деле. В чем провинился? Что мог совершить? И чего не исполнил?» Пифагорейске золотые стихи.

Дневник — прекрасный инструмент для организации внутренней жизни. Способ привести в порядок наши идеи, мысли, чувства. Как любой инструмент, чтобы быть эффективным он требует умения и опыта. Не страшно, если не всегда будет получаться вести дневник. Главное — возвращаться к нему, и, как и в любой другой практике — постараться выработать в себе привычку.

Меняйтесь сами, друзья, и меняйте мир к лучшему. Ом!

Автор статьи преподаватель йоги Шишканова Надежда