Измени себя — изменится Мир вокруг
Логотип клуба OUM.RU

Отрывки из дневника (ретрит "Погружение в тишину", май 2015)

Дарья Шленникова, випассана
Дарья Шленникова, випассана

День приезда.

Вот я и здесь. Маленькая изолированная комнатка. Раскладываю вещи, чтобы нужное было под рукой, — теперь всё готово к началу практики. Мысли о делах, каждодневных заботах постепенно растворяются. Никакого общения с внешним миром в ближайшие 10 дней — отключаю телефон.

В «Ауре» солнечно и спокойно. Вечером записываю цели, которые ставлю перед собой, и специально пишу больше, чем задумывала, — чем выше цель, тем больше шансов на достижение результатов.

День 1.

Весь день хочется вести записи в дневнике, чувствую вдохновение.

Рано утром состоялось первое общее собрание, обсуждение организационных вопросов, регламента випассаны. Из-за того, что процесс сильно затянулся по времени утренняя концентрация продлилась всего 15 минут. Суть практики, которую мы будем выполнять каждое утро, — в растягивании дыхания, или Апанасати Хинаяна — пранаяма, данная Буддой.

Так вот за те 15 минут концентрации воображение нарисовало передо мной огромное дерево — оно было шире, чем здание, в котором мы занимались. Наверное, творческая профессия дала свои плоды, — в ветвях огромного дерева “Бодхи” вели свою жизнь мифические эльфы, с ветви на ветвь спускались гепарды, словно сошедшие с буддийских картин. Варуна (стихия воды) поливала дерево с двух сторон в форме Богинь в серебристых струящихся нарядах. А листья с тонкими длинными кончиками, срываясь с ветвей, не падали на землю, а зависали в воздухе и начинали кружиться вокруг ствола, образуя кольцо. 

Позже, во время ответов на вопросы, Андрей сказал, что не стоит прельщаться красочными видениями и позволять фантазиям формировать в уме «кино», а концентрировать своё внимание на главном.

Хатха-йога давалась тяжело. А после ещё почти четырёх часов занятий в медитативных положениях вдохновения заметно убавилось.

випассана, ретрит

Для практики концентрации на образе я привезла с собой фотографию картины Александра Угланова, которая называется «Соль Земли». Она меня поразила с первого взгляда своей красотой, огромным количеством деталей, сказочностью и гармонией элементов. В центре композиции — образ Богини, держащей в ладони светящуюся руну, которая и символизирует ту самую «соль» Земли, то есть всё лучшее, что есть в мире. Не встретила в сети подробного описания этой картины, поэтому составила своё представление о ней — для меня эта Богиня стала образом Сарасвати, которая в индуизме считается хранительницей мудрости и творчества. В начале знакомства с Ведической культурой именно с ней у меня возник контакт — мантра Сарасвати по-особенному отзывалась в душе. С тех пор во всей своей творческой деятельности чувствую её поддержку. Иногда даже есть ощущение, что в этом творчестве нет ничего «моего», но лишь то, что подсказывает высший разум, проявляющийся в образе этой Богини.

День 2.

Наша группа участников довольно большая, расстеленные коврики во время занятий Хатха-йогой занимают почти весь зал, и свободного места немного. В таких условиях ещё сложнее сконцентрироваться только на себе, не обращая внимания на окружающих. Старалась не смотреть на своих соседей, чтобы не отвлекаться и не позволять уму проводить сравнительные анализы. Но в один момент, когда я развернулась к залу в скрутке и было уже совсем трудно держаться в положении, удалось охватить взглядом сразу многих человек - и увидеть, КАК им всем тяжело. В зале было тихо, но казалось, что слышны мысли этих людей. Возможно, я немного приблизилась к пониманию сострадания.

медитация, кц аура
випассана, ретрит

По сравнению с первым днем Апанасати сегодня была очень осознанной. Дважды, правда, проваливалась в сон, но продолжительное время чувствовала, что руки и ноги будто становятся забетонированными, идеально неподвижными. Или другой образ — казалось, что на руках огромные варежки, а на ногах — калоши, и я чувствую, что они слились с руками и ногами, будто стали частью моего тела, будто меня стало больше. Хотелось распространить это ощущение на всё тело, но движение в животе и груди при дыхании не позволяло это осуществить.

Первую половину дня было холодно и дождливо, но перед пранаямой, которую рекомендовали выполнять на свежем воздухе, как раз выглянуло солнце. Удалось немного посидеть под березкой и подышать.

Нравится сыроедить. Еды пока хватает, ощущения после неё приятные, нет переедания и тяжести. Ничуть не жалею о выбранном типе питания.

День 3.

На утренней практике с визуализацией получилось эффективнее растягивать дыхание. Всё то же приятное ощущение «каменного» тела, в нижней его части. Даже несмотря на мысленный счет секунд каждого вдоха и выдоха, получилось меньше терять концентрацию на образе.

Замечательный комплекс провел Саша Дувалин. Тело раскрепостилось и почувствовало облегчение, хотя и устало.

Всё утро мысли уносили к родным. Наверное, это я жду встречи, ведь сегодня должна приехать в «Ауру» моя семья. Пусть я не смогу с ними общаться в ближайшее время, но это дополнительная возможность для наблюдения за своими эмоциями, отслеживания привязанностей и успокоения потока чувств, одна из сложнейших аскез.

Итак, завтрак прошёл. Как и вчера в это время, идёт дождь и холодно. Прогулка заменяется ведением дневника и чтением Сутры Лотоса. Сижу у батареи, прислонившись к ней спиной, и думаю — как здорово, что она есть.

Наблюдаю в себе качество, от которого очень хочется избавиться, — это постоянное «сравнение» себя и людей вокруг, выставление неких оценок. А как ведь хорошо без них! Как хорошо не только понимать, но и чувствовать, ощущать, что нет никого хуже, лучше, что все вокруг — твои учителя.

Замечаю, как сильно меняется состояние, когда встречаешься взглядом с людьми. Вспоминаю период, когда только начала заниматься йогой, много времени уделяла практикам. Тогда в метро старалась вообще не поднимать глаз — настолько чувствовала, как контакт с другими людьми рассеивает наработанный на коврике порядок в мыслях. Так и здесь внутреннее стремление к тишине вмиг исчезает при попадании в мозг новой информации об окружающих. Нужно смотреть под ноги.

випассана, ретрит
Махакала

Кстати, вспомнила, что на утренней визуализации к дереву приходил Махакала, грозный защитник Учения Будды. Он был немного выше самого дерева и выглядел эффектно в лучах солнца, которое всегда светит сквозь крону, окрашивая воздух в тёплые тона.

И пранаяма в зале, и пранаяма на природе утвердили меня в осознавании тонких энергетических процессов. В какой-то момент руки и ноги будто растворяются, расширяются. Пришла мысль, что это может быть вьяна-вайю, один из пяти пранических «ветров» в тонком теле человека. Классические тексты по йоге описывают вьяну как связующее поле, пронизывающее всё тело и окружающее его. Также вьяну называют аурой. Вечером напишу записку с вопросом Андрею, так ли это.

Пранаяма на природе была прекрасной, несмотря на то, что утром был дождь и воздух не успел согреться. Второй день дышу под берёзкой и пытаюсь с ней общаться. Выработала в себе привычку почтительно относиться к деревьям, приветствовать их мысленно или вслух, если хочу позаниматься рядом. Так вот когда уже уходила от той берёзы, услышала в мыслях: «Приходи, Дарьюшка!» Если это моя фантазия, то даже не знаю, что с ней делать и как разделить настоящее и надуманное.

Во время концентрации на образе старалась слушать Сарасвати, но проваливалась в сон. Запомнились её слова о том, что долг художника — привносить духовную красоту в материальный мир.

А вечером Андрей подтвердил мои догадки о вьяна-вайю и дал свои рекомендации на следующий день.

День 4.

Во время практики Апанасати удалось почувствовать прану вокруг всей поверхности тела. Старалась сильно удлинять дыхание и почти не двигаться. В результате, почти всё тело «растворилось», осталось только ощущение некоторых внутренних процессов — сокращение мышц пресса при увеличении амплитуды, движение диафрагмы, грудной клетки при дыхании. Но, в целом, было сложно представить, в какой позе я сижу. Даже возникло ощущение, что руки подняты вверх.

Пранаяма на природе принесла красивые видения возможного будущего — кадры быстро сменяли друг друга, вдохновляя своими сюжетами.

День 5.

Утренняя медитация позволила посмотреть на дерево “Бодхи” и то, что его окружает, глазами Практика, сидящего под ним. Правда, это удавалось на непродолжительные периоды времени.

кц аура, медитация
випассана, ретрит

После Хатха-йоги впервые за эти дни не захотелось есть, хотя завтрак был вкусным. Думаю, это хороший знак — тело и без еды получило порцию энергии. А ещё захотелось ходить. Практика ходьбы не слишком мне понравилась с первого дня, потому что ноги и так уставали — сказалось долгое отсутствие регулярных нагрузок. А сегодня с радостью наворачивала круги вокруг здания, в котором мы занимаемся. Мысли свободно текли, иногда отвлекаясь на звук — кто-то в лесу «перевоплощал» деревья. В момент, когда дерево с сухим треском падало, глаза невольно поднимались от дороги вверх — на красивую стену леса. Казалось, деревья вздрагивают в этот момент, боясь той же участи. Сейчас мне кажется, что это лишь моё волнение и мои тревоги, потому можно судить, что внутреннего спокойствия пока нет.

Половина практики Апанасати прошла в борьбе со сном, а вот за второй час удалось снова ощутить вьяну вокруг всего тела, очень непросто было. Под конец нашла способ довольно быстро входить в это состояние. Важную роль играло не столько количество секунд вдоха и выдоха, сколько их плавность и «тягучесть», а также направление взгляда к переносице, как будто в попытке увидеть, как течёт воздух.

Не хотелось выходить из пранаямы, но люди вокруг так шумели и топали, видимо, обрадованные окончанию непростого испытания, что и мне не удалось концентрироваться дальше. На практике сосредоточения на образе мысленно вознесла славу Сарасвати, попросила простить моё несоблюдение регламента, закрыла глаза и продолжила изучение нового метода в практике пранаямы, который вызвал огромный интерес и полностью поглотил меня.

Начала замечать, что ускользает ощущение реальности. Наверное, потому что теряется чувствование привычного тела, а вместо него «физически» становится ощутимым другое, еще не привычное, но и не чужое, тонкое.

Когда вечером в записке Андрею описала свой внутренний опыт, он сказал, что, скорее всего, этот опыт был дан как «бонус» из прошлых жизней для укрепления на пути йоги, и предположил, что завтра он уже не повторится. Сразу забегая вперёд, он оказался абсолютно прав.

медитация, кц аура
випассана, ретрит

Пока опыт идет по-нарастающей, и каждый день открывает что-то новое. Благодарность силам, которые помогают мне переживать это.

Во время мантры Ом в сфере уже третий день слышу переливы колокольчиков. Нужно сказать, звучание нашего хора в этом необычном сооружении — неземное!

Кстати, перед началом випассаны опасалась, что в голове будет звучать музыка, которую слушала последнее время, т.к. в этом я не ограничивала себя и слушала много разных мантр. Опасения были напрасными — в голове назойливо крутились такие песни, которые я не слышала уже много-премного лет. Одна из них, известная почти любому человеку, - «То ли ещё будет». Причём она включалась в мыслях в самые разные моменты, ухудшая состояние в сложные периоды, пророчески повторяя одно и то же - «То ли ещё будет, то ли ещё будет». Однако со вчерашнего дня начала относиться к этой песне с улыбкой, когда случайно придумала для неё новое окончание: «То ли ещё будет…Ой-ё-йог».

День 6.

На утренней визуализации в первый раз вступила в диалог с Практиком под деревом — произошёл обмен опытом. Я рассказала ей о своих видениях, она мне — о чувствовании сушумны, центрального энергетического канала, и всех чакр. Причём чакры она описывала как фонтаны, которые можно держать закрытыми или открывать, допуская выход энергии. Стараясь сосредоточиться на её словах, мне удалось испытать новые ощущения в позвоночнике.

Рома на своей практике Хатха-йоги немного разрядил обстановку весёлой шуткой, возвращая людям забытые эмоции. Не знаю, хорошо это или нет, но я тоже похихикала.

Два раза в день столовая проверяет моё терпение и спокойствие. Соседи по столу переговариваются жестами, сыроеды меняются едой с вегетарианцами и наоборот, некоторые втихаря смеются. В очередной раз напомнила себе, что всё это мои уроки. Ведь не зря же я сажусь в одно и то же место, именно к этим людям, хотя есть масса других вариантов вокруг.

Как писала выше, предположение Андрея подтвердилось — вчерашние методы в практике уже не действовали и я стала искать новые. Во время двухчасовой Апанасати Хинаяны выявила два главных принципа, которые способствовали появлению тонких ощущений в сегодняшний день: нужно концентрироваться на неподвижном теле и на тончайшем потоке воздуха, который тягуче проникает в тело.

Вечерняя мантра дала необыкновенный опыт. Сегодня я не старалась петь громко. Аккорды, образуемые голосами, настолько зачаровывали, что хотелось просто раствориться в этом звучании. Казалось, какие-то крылатые мистические существа летают под куполом сферы и ударяют в колокольчики.

Множество красивых картин я увидела перед глазами во время этой мантры — некоторые казались мне прошлым, некоторые будущим. Во время нескольких на глазах наворачивались слезы, будто подсказывая, что на это нужно обратить внимание.

Ответы Андрея на вопросы каждый раз разрастались в полноценные, интересные лекции, вдохновляя перед следующим днём. Это очень помогало и поддерживало в моменты усталости.

День 7.

Боль в ногах не проходит, кроме того — ломит основание шеи. Первая медитация прошла безконтрольно, ум метался, а боль заставляла менять положение тела, что «сбрасывало» ощущение тонкого. Зато терплю — тоже опыт. Главное сейчас не впадать в отчаяние, даже если очень хочется.

медитация, пранаяма, кц аура
випассана, ретрит

Во время практики ходьбы пришла мысль позаниматься Апанасати самостоятельно в сфере и не засекать время. Просидела часа два с половиной. Периодически мешали насекомые, но за это время удалось несколько раз почувствовать новый необычный опыт. Обычно я соединяю пальцы рук в джняна-мудру, мудру знания, которая позволяет лучше сохранять осознанность. Но сидя в сфере, я чувствовала, что положение пальцев совсем иное, причём ощущения от их соприкосновений такие же яркие, как физические. Удивительно интересно.

Концентрация на образе проходила тяжело. В первый раз за всё время випассаны вспомнила о своих обычных «городских» делах — и с большим рвением принялась их обдумывать, принимать мысленные решения и т.д.

Ненадолго пришло состояние лёгкости. Последнее время внутри есть требования к себе и ожидание результатов. А сейчас удалось в некоторой степени расслабиться и отпустить себя психологически. Чувствую, что сил становится меньше и меньше, а сегодня ещё и аллергия началась — после дождей, видимо, зацвели какие-то замечательные растения, включающие внутри тела чистку. В общем, день морального истощения.

День 8.

Всё время приходит одна и та же мысль — если видишь что-то вокруг, замечаешь что-то отрицательное, значит это есть в тебе. Мир отражает нас самих. Бывает, с опозданием, а бывает, в настоящий момент. Это тот же самый кармический закон. Что бы вокруг люди ни делали — смотри в себя и ищи то же самое в себе, исправляй это. Может это даже самое важное, что дало мне «Погружение в тишину». Такая простая мысль, но такая сложная в применении! Воплотить ее в жизнь - это взрастить в себе то качество, которое Патанджали назвал Сантоша, т.е. удовлетворённость и довольство тем, что ты имеешь. Оно означает отсутствие негативных эмоций и абсолютное принятие всего. Не бездействие, конечно, но состояние спокойствия.

випассана, медитация, ретрит
Будда Шакьямуни

Во время дневной пранаямы вновь было испытание сном. Поначалу удавалось растягивать дыхание, но потом тело стало напоминать «неваляшку» — оно проваливалось в дрёму, клонилось в разные стороны и, будто резко просыпаясь, возвращалось обратно. Так продолжалось около часа, а потом я решила открыть глаза и посмотрела на Будду, изображённого на самой большой тханке в зале. И в этот момент всё изменилось — нижнюю часть тела, руки и ноги охватили тонкие ощущения. Растворение, другие мудры пальцев — всё, как в предыдущие дни. И так я сидела, не меняя ног, почти час. Даже боль в шее прекращалась на некоторые периоды — казалось, что вокруг неё невидимая подушка. Слава Будде! Он совершенно точно помог мне.

А в голову уже приходят творческие мысли, чувствуя близкое окончание ретрита.

День 9.

Уже через 30 минут после начала утренней медитации, почувствовав, что скоро стану терять концентрацию, открыла глаза и направила взгляд на пламя свечи на алтаре. Интересно было то, что и с открытыми глазами периодически удавалось выполнять визуализацию, при этом продолжая считать — контролировать продолжительность вдохов и выдохов. Появлялись и проходили тонкие ощущения — они уже стали привычными и ум не гнался за ними.

Завершающий полный день, завтра программа короткая.

На практике Хатха-йоги тело чувствовало себя ближе к своему привычному состоянию и даже испытывало радость во многих асанах. Не легкость, конечно, но допустимый дискомфорт, а не жёсткую аскезу.

медитация, кц аура
випассана, ретрит

В первые дни ретрита Андрей сказал, что нужно стараться не рассматривать природу, не любоваться ею. В начале у меня получалось отлично, но сейчас, когда природа начала просыпаться, стало сложнее уводить от неё взгляд. Молодые листочки на берёзе, под которой я практиковала, желтая бабочка, присевшая на розовую куртку, или ярчайшие звёзды на закатном небе — всё это напоминает, насколько сильны мои привязки к красоте этого мира.

Очень хочется сосредоточиться, вернуть вкус практики и настойчиво концентрироваться на йоге тела и ума, но всё как будто напоминает тебе ежеминутно: «последний день… последний день…» И это отвлекает от цели.

После очередного сложного подхода к пранаяме снова потерялось ощущение реальности. Пропали мысли, которые отвлекали совсем недавно, всё внешнее будто исчезло. Возникло ощущение, что где-то там, за закрытыми глазами, и есть «настоящее», потому что очень непривычно было возвращаться в явь.

День 10.

Утренние практики прошли с большими аскезами и без ощутимых результатов.

Осталось 3 часа до окончания випассаны, а мне не хочется говорить. Очень спокойно и почти нет желаний.

Перед выездом сюда я долго сомневалась, а нужен ли мне этот опыт? Не лучше ли остаться дома и продолжать делать важные дела, результата которых ждут многие вокруг? Випассана подходит к концу, осталась одна практика Апанасати Хинаяны. Воспоминания о прошедших десяти днях смешались, забылись — хорошо, что вела дневник. Сейчас я не чувствую сожаления. Это время не потрачено зря. Оно подарило мне важный, интенсивный йогический опыт, который дал много ответов и поставил новые вопросы на будущее.

Интересно, какой будет эта последняя практика? Пришло время спускаться в зал. Ом!

Благодарю Андрея, Екатерину, Романа, Ольгу и всю большую команду клуба, которая вложила свои силы в проект «Погружение в тишину».