Камертон для Души

Камертон для Души

автор статьи преподаватель йоги клуба oum.ru Евдокимова Ольга

Все в этом мире звучит и имеет свои колебания: планеты, деревья, души, тела. Что-то гармонично и плавно, а что-то в сорванном и болезненном ритме. Наше энергетическое тело — это своеобразная симфония семи чакр, каждая из которых может звучать в ладу со всеми остальными и с миров в целом или выбиваться из общего строя. Душа, как определённое созвучие, понималась ещё Пифагором. Он же одним из первых предложил метод очищения души музыкой. Энергетическое тело современного человека обычно похоже на фортепиано, которое долго везли в трясущемся автомобиле. Оно не будет звучать и работать правильно. Но опытный мастер, используя камертон, сможет его настроить. Приблизительно так же, как музыкальный инструмент, можно настроить и чакры.

В не совсем классической медицине одно время был популярен такой метод лечения. Если, допустим, у пациента болела печень, то на больную область клали приборчик, издающий звуковые колебания, свойственные здоровой печени. И многим этот метод помогал. Больной орган получал «образец» вибрации здорового и сам начинал её воспроизводить.

Зачастую, в этот мир мы приходим уже со «сбитыми» настройками тонкого тела, чакр. Человеческий организм, в том числе и на энергетическом плане, не может воспроизвести того, чего никогда не видел и не ощущал, ему нужно получить какую-то модель, образец правильной работы на каком-либо уровне, получить толчок из вне. Чтобы научиться любить — надо увидеть, а ещё лучше ощутить эту любовь на себе. Чтобы научиться бескорыстно служить — нужно встретиться с человеком, который делает это.

В йоге всегда много внимания уделялось концентрации, а положение: «На что вы смотрите, тем вы и становитесь» является одним из основных. Общеизвестный факт — чтобы стать богатым, нужно много общаться с богатыми людьми, чтобы стать духовным — с духовными. Вы будете обмениваться качествами, выравниваться по этим людям, смотреть на них и усваивать типичные для них модели поведения, в том числе и на уровне звуковых вибраций.

Более совершенными объектами для такого внутреннего выстраивания себя становятся не люди, а более возвышенные существа — Боги, Бодхисаттвы. Для этого используются разные приемы — один из них, например, мантры — каждая из которых задаёт определённое звучание, колебание, помогающее гармонизировать ту или иную область человеческой деятельности. Если, читая мантру, вы прислушаетесь к пронизывающей вас вибрации, то, возможно, и сможете определить, на какие области физического, а соответственно, и энергетического тела она влияет наиболее сильно. «Гармонизировать» себя, уловить тонкую вибрацию можно не только с помощью мантр, но и с помощью, например, концентрации на изображении. Тогда речь скорее будет идти о сонастройке, скорее, по колебаниям световых лучей, но принципиально сути это не поменяет. 

Все мы знаем, что определённые высшие существа имеют некую специализацию: за решением проблем в области манипуры издавна обращаются к Ганеше или Кувере, дарующим материальное благополучие, начитывают связанные с ними мантры, приносят в дом статуэтки и изображения. Тара, связанная со стихией воды, поможет «отстроить» работу свадхистаны, а символизирующий вселенскую любовь Майтреяй — «вылечить» больную анахату, поможет данной чакре работать правильно. В данном случае, пытаясь решить какую-либо внутреннюю проблему, стоит концентрироваться именно на том положительном качестве, которого вам не хватает, например, именно на способность Майтрейи к бесконечной любви, попытаться ощутить это качество.

Но, разумеется, чтобы почувствовать некий «коннект» с высшим существом, нужно уже обладать хоть какой-то чистотой на уровне и физического, и энергетического тел. Иметь сознание, способное удерживать этот образ. Для многих это достаточно сложно — именно поэтому на начальных этапах в ведической традиции предлагалось концентрироваться не на божестве, а например, на святом человеке. Этот образ более понятен для «мозга», ещё слабо ориентирующегося в потоке светлых энергий. 

Есть и ещё один аспект этой же проблемы. Не только святой, но и вполне обычный человек может обладать каким-либо развитым качеством или набором качеств, например, способностью любить или сострадать, или даже зарабатывать деньги. Сосредотачиваясь на них, или, как формулируется в молитвенном тексте, «сорадуясь им», вы помогаете позитивным качествам не только сформироваться внутри вашей личности, но и ярче проявиться в другом человеке. Именно поэтому практика сорадования столь популярна и даже входит в текст семичленной молитвы, одной из важнейших в Буддизме: «Искренне сорадуюсь всем добродетелям всех святых и обычных существ». В то же время, напротив, концентрируясь на проблеме человека, вы, с одной стороны, заберёте связанную с ней негативную карму, а с другой, создадите предпосылку к тому, чтобы это качество в вашем присутствии проявлялось наиболее ярко. Банальный пример того же рода — если тысячу раз повторить ученику первого класса, что он двоечник, скорее всего, от его пятерок не останется и следа — если тысячу раз об этом подумать, скорее всего, результат будет тот же. Очень важно то, какими мы видим окружающих нас людей и какие качества тем самым позволяем им проявлять.

В аспекте данной темы хотелось бы поразмышлять не столько даже о нас самих, сколько об окружающих нас людях, и взаимодействии с ними — кармическом взаимодействии. Мы часто употребляем термин кармические связи, и на первый взгляд он кажется понятен. Мы, перевоплощаясь уже бессчетное количество раз, совершали по отношение к различным существам хорошие или дурные поступки, и вот теперь эти люди или иные существа приходят в наш мир, чтобы вернуть то, что получили. Но это, так скажем, внешний план, и если бы карма исчерпывалась уровнем внешних событий, возможно, всё было бы и не так сложно. В конце концов, лишнюю затрещину от матери можно пережить, а про украденный заимодавцем из прошлого телефон — забыть. Более важен другой уровень — взаимодействуя на уровне поступков, слов, энергии люди «настраиваются» друг на друга, зачастую очень сильно меняя первоначальную «звуковую» картину своего тела. 

Может быть, наблюдая за собой в различных компаниях, вы замечали что те или иные друзья-приятели как бы стимулируют или блокируют проявление ваших внутренних качеств. Допустим, вы сами по себе не оратор, и вообще, говорить на людях стесняетесь, но в присутствии Маши или Миши речь ваша становится плавной, убедительной, а говорить вам хочется всё больше и больше. Или, напротив, в целом, обладая ораторским даром, в присутствии той же Маши или Миши вы становитесь косноязычным, не можете связать двух слов, и сами себе удивляетесь. Ответ прост — колебание вашей чакры (в данном примере речь о вишудхе) или входит в резонанс с какой-либо из чакр партнера по общению, гармонизируется, либо, напротив, блокируется. 

Это можно объяснить более наглядно на примере электромагнитных волн. Все мы из физики помним, что одни волны могут вступать в резонанс и звучать гораздо сильнее, накладываясь друг на друга, а другие, напротив, — гаснуть, затухать при взаимодействии. С.Е. Моторная применяет это наблюдение к объяснению процесса общения, описанию распространения эмоции в обществе: «Поле звуковых волн, которые человек слышит, проявляющееся как слова и музыка, воздействуют на каждую клетку его организма, изменяя её программу в ту или иную сторону. Этим объясняются, по-нашему мнению, психологические механизмы общения и взаимовлияния, прежде всего, явление заражения, при котором за счёт явления резонанса происходит многократное усиление эмоций субъектов социального взаимодействия: складываются амплитуды одинаковых по частоте и фазе вибраций» (С.Е. Моторная «Исследования гармонизирующего воздействия музыки»). Думается, что это положение можно расширить — оно касается, с одной стороны, далеко не только уровня звуковых колебаний, доступных человеческому восприятию, но всего звукового спектра, и с другой — далеко не только эмоций.

Любое душевное проявление, любое колебание энергетического тела, тут же встраивается в окружающую его «звуковую» картину. Это происходит на уровне абсолютно всех чакр. Уровень вишудхи, в плане речевых проявлений, просто более нагляден, его проще отследить. 

«Заглушая» колебания анахаты, вы создадите партнеру проблемы с принятием окружающего мира, выражением теплоты, любви, возможно, спровоцируете депрессивное состояние. Блокируя манипуру — будете ограничивать, например, его возможность зарабатывать деньги или достигать значимых результатов в социальном развитии. Вы просто будете звучать в диссонансе — и такое взаимодействие скорее всего даст негативные последствия. Не так страшно, если всё это происходит между людьми, встречающимися от случая к случаю и не связанными тесными отношениями. Подсознательно сам человек будет, скорее всего, сам избегать такого общения, сводить его к минимуму.

Но Кали-Юга в плане отработки кармы, достаточно сурова. Именно поэтому как близкие родственники часто встречаются люди, блокирующие лучшие проявления друг друга и провоцирующие проявления негативных качеств. Представьте воплотившихся в одной семье взаимных должников — убийцу и его жертву. Скорее всего, один будет провоцировать другого на беспричинное проявление агрессии, с высокой вероятностью, «душащее» любую попытку выстроить отношения на уровне более высоких чакр. 

Вспомните классическую ситуацию — встречаются открытая, симпатичная девушка и многообещающий, перспективный паренёк. Они женятся, и всё у них вроде бы благополучно, только через пару лет перед нами уже озлобленная лахудра и выпивающий неудачник. Почему так произошло? — они просто «загасили» друг друга и оба потухли. Причём первоначально, создавшееся на уровне диссонансных колебаний напряжение, служит как раз источником порождающим интерес кармических должников друг к другу. Когда это напряжение нарастает и уже откровенно мешает благополучному сосуществованию — первой реакцией обычно становиться бегство, но гораздо позитивнее, если это, конечно, возможно, попытаться решить проблему.

Зачастую, требуя чего-то от близкого человека: чтобы он бросил выпивать, стал зарабатывать, или йогой, наконец, занялся, мы не осознаем, что мы и есть первая и, возможно, основная причина его проблем. Обычно в такой ситуации человек склонен «плясать» от своих интересов, забывая о том, что можно не требовать чего-то от партнера, а взять и немножко «перенастроить себя». Это значит, задуматься о том, как должны звучать вы, чтобы дуэт, квартет или трио заиграло гармонично.

Современные женщины очень часто высказывают претензии к современным же мужчинам. И немужественные и безответственные, редко задумываясь, о том, каковы они сами. О том, какие женские качества внутри них позволят раскрыться мужским качествам партнера. Вспомним Раму, героя известного индийского эпоса — Чакровартина, способного повернуть колесо истории, образец, силы мужественности. Специально приведу здесь несколько характеристик Ситы — его жены: «хрупкая», «робкая», «нежная», «беззащитная». Только в соответствии с таким качествами, как женственность, беззащитность вполне могли проявляться качества великого правителя и великого мужа. Только так могла сложиться гармония.

Какой нужно быть дочерью, чтобы мать вполне могла проявить свою любовь? Какая сестра может принять братскую заботу? Какой ученик подходит для того, чтобы получать наставления гуру? Каким должен быть преподаватель, чтобы его ученики расцветали? Грустно замечать, и в особенности за собой, что обычно сознание работает с чёткостью наоборот — и фиксируется на тех сторонах окружающих, которые помогают проявиться нам.

Какими должны быть мы, чтобы наши партнёры раскрывались в своих лучших проявлениях? Какое наше качество должно зазвучать, чтобы затронуть и заставить завибрировать лучшие стороны тех, кто рядом с нами? Какая верная нота может прозвучать в нашем исполнении так, что найдёт отклик в сердце другого — нота любви, нота сострадания, нота терпения? Если это произойдет и такая гармония будет достигнута (или если она возникает сразу) сработает эффект резонанса и эффективность деятельности в такой паре возрастёт во много раз. Чакры станут усиливать друг друга и позволят раскрыться лучшим качествам характера.

Казалось бы, зачем человеку и так способному любить и отдавать свою любовь, выстраивать с кем-то отношения? Он и сам целостен и гармоничен. Но, настроившись на гармонию с другим, он может увеличить силу мелодии своей любви к миру в тысячу раз. С другой стороны, партнёры могут помочь проявить друг другу качества, которые вне этой пары вообще реализуются крайне незначительно. Яркий пример — Ильф и Петров, показавшие яркий юмористический талант в паре, но по отдельности ничем себя не проявившие.

Есть такое устойчивое словосочетание — выстраивать отношения, т.е. делать их гармоничными. «Строить» под друг друга можно на разных уровнях. Для того чтобы родить детей, нужно достичь некой гармонии на уровне свадхистаны. Чтобы вместе создать бизнес-проект — пройти определённые проработки на манипуре. Но с точки зрения йоги — наиболее ценной является гармония на уровне высших чакр — чакр, позволяющих видеть реальность такой, какая она есть, и трансформировать её. 

Можно привести такой пример. Аджня даёт возможность адекватно видеть мир. Не даром, именно с раскрытием «третьего» глаза связывается способность ясновидения — способность видеть мир ясно, без искажений. У всех нас в той или иной степени, присутствуют очки кармы, то есть, некие кривые и затуманенные стекла перед глазами, искажающие наше восприятие реальности. Выстраивая гармоничные отношения на уровне аджни — вы сможете, образно говоря, воспользоваться чужими глазами и помочь другому человеку взглянуть на мир, минуя его очки кармы. Помогая друг другу увидеть мир таким, какой он есть, став источником взаимных «просветлений» и «осознаний», вы будете постигать этот мир вместе, «откроете друг друга и самих себя» (Лиз Грин). 

Я надеюсь, что эта статья заставит задуматься о том — помогаем ли мы с вами тем, кто вокруг нас, прежде всего своим близки, звучать в полный голос или, напротив, гасим и душим все их проявления.