В погоне за «счастьем». Иллюзия выбора

иллюзия выбора, реклама, маркетингТак уж сложилось, что получила я одно из самых востребованных в современном обществе образований. Даже два. Восемь лет в институтах, за деньги родителей меня учили «впаривать» людям, все, что мне только захочется. И научили. Я представляю принцип, на основе которого работает система маркетинга. Как сейчас помню студенческую шутку – «маркетологи правят миром». И самое страшное, что это не шутка.

Благая карма позволила мне уйти от этого рода деятельности, я не работаю маркетологом, вот уже четыре года. Слава Богам, они «посеяли» на «почву моей жизни» семена йоги, и за это время они взросли и теперь, уже начинают распускать свои дивные цветы. Я прониклась идеями вегетарианства, здравого образа жизни, стремлюсь пропагандировать йогу как здравый образ жизни и мысли на Земле.

Вы, должно быть, как и я, сталкивались с многочисленными статьями и лекциями о правильном питании, о вреде алкоголя и тп. Все эти темы многократно преподносились с этической точки зрения, с точки зрения физиологии или здравого смысла. Я бы хотела осветить эту тему в экономическом в аспекте, показать как работает маркетинг. Ответить на вопрос: почему этому миру нужно, чтобы люди кушали мясо, пили алкоголь, накидывались на ГМОшные батончики и лопали кукурузу на очередном сеансе шедеврального фильма?

Итак, представим себе процветающую «ячейку общества», с румяными карапузом в подгузниках, выкормленном гомогенизированными пюре и одетым в пеленки модных домов.

У карапуза есть мама, очень его любящая, именно поэтому карапузу достается все самое лучшее, о чем только слышала мама, и, конечно же, она не купит ребенку какую-нибудь дешевку.

Сама мама очень красивая: с очень длинными накрашенными ногтями, красными губами, и «чужого цвета» волосами. У нее очень много новых модных платьев и туфель. У мамы много дел: после очень важной работы, где мама получает много денег, ей нужно в салон красоты, в магазин и скорее домой готовить вкуснейший ужин с курочкой или отбивной, а еще салат из кальмаров с майонезом…да.

У карапуза есть папа. Сильный и смелый, как и полагается. Папа очень много работает и редко бывает свободен. Когда приходит домой, то лежит на диване, пьет пиво и смотрит телек. Так надо, папа так отдыхает.

У папы есть большая, очень дорогая красивая машина. Это из-за нее папа так много работает, а еще из-за новой квартиры. Старая тоже была хорошая, но новая-то в центре.

В выходные, семья идет в ресторан. Там они кушают разных животных – сухопутных, морских, и пьют дорогие напитки из-за моря. Иногда ходят в кино – там часто показывают очень интересные фильмы. Папа с мамой и карапузом любят отдыхать вместе. Они выезжают на природу, кушают шашлык и пьют пиво в большой компании. Иногда не пиво.

Карапуз пиво не пьет, а обычно играет с другими карапузами в яблочки. Иногда, очень редко, мама с папой летят отдыхать на самолете далеко. Там они сидят у моря, очень много кушают и пьют. Потом отдыхают от отдыха.

Карапуза все любят, ему покупают много полезного – соков в коробках, шоколада детского, шипучую воду. Еще гаджетов разных, обязательно «яблочных», так как яблоки гипоалергенны. А еще его все учат. Это, конечно, очень неприятно, но нужно, иначе, когда вырастешь, не сможешь работать и зарабатывать много денег и останешься без большой красивой машины, модного плаща и даже свежие яблоки будешь в кредит покупать.

А теперь постарайтесь представить, что вся описанная выше картина, на самом деле – создана маркетологами. Человеку с рождения навязывают гонку за модными шмотками, за престижными автомобилями и районами, за поеданием деликатесов, за убиением времени в кинозалах и прочей мишурой жизни.

В маркетинге это называется – маркетинговые преимущества. Кто-то (не будем показывать пальцем) придумал эту нелепую круговерть для очень простого и удобного управления обществом. Ай, как просто воспитать детеныша в погоне за синей птицей: пусть он ловит ее всю жизнь. Если когда кто-то делает шаг в сторону вегетарианства и трезвости, выходя из этой гонки, толпа проносится мимо, сочувственно крутя пальцем у виска. Нет, ну конечно, отряд заметил потерю бойца, и вас будут пытаться затащить обратно, доказывая, что мясо нужно для нормальной жизни, а уж немного алкоголя врачи рекомендуют. Но если вам удается удержаться, а быть может пойти дальше, исключая все неестественно навязанное, система сделает все что бы вас выкинуть. Вы больше не представляете для нее интереса: из вас не получится выкачивать деньги, вам не нужны достижения на престижной, высокооплачиваемой работе.

Именно и только поэтому не ведется широкая пропаганда вегетарианства и трезвости. Системе нужны рабы. Трезвый человек способен размышлять и делать выводы из происходящего. Вегетарианец свободен от страха и предрассудков и позволяет себе быть другим. И такой человек всегда будет думать, нужна ли ему та «фигня», которую навязывают ему с экранов телевизора.

Фух, выдохнет иной читатель, это не про меня, я сознательно делаю свой выбор. А как же? Конечно, делаете, маркетологи и об этом позаботились. Если задуматься, то вся реклама дает нам выбор, альтернативу: выбирайте осмысленно, все самое лучшее. Орбит? Без сахара! Шампуни? На травяном отваре! Лимонад? По ГОСТу!

У зарубежных психологов есть один прием. Приучая детей к горшку, они предлагают им выбрать не место, куда сходить, а в какой горшок сходить: синий горшок или красный, а может быть зеленый? Реклама и маркетинг направлены ровно на то же – потребитель должен выбрать горшок, остальное тонкости.

Но, как же так, общество заботится о нас, ведет пропаганду здорового образа жизни, это нельзя сбрасывать со счетов, не так ли? Ни в коем случае! Нет наркотикам и алкоголизму? Ну, разумеется, система не хочет остаться без приверженцев. А пиво? Да, пиво можно, это совсем не вредно, пиво это детский сад, не считается. Курение убивает? Ну да, наверное, кого-то убьет, но позвольте, эти новые угольные фильтры, они обязательно все уладят. Ожирение? Да я вообще ем быструю еду раз в год…ну в неделю, не каждый же день, и потом я спортом занимаюсь, в фитнес хожу. Мясо вредно? Да я не жирное! Альтернатива, а как же!

Современные люди крепко увязли в этом, да и сложно рассчитывать на иное, многие не задумываются над тем, что с ними делают средства массовой информации.

Один из преподавателей по профильному предмету приводил нам аллегорию, отражающую успех маркетинга: «нужно найти такие струны человеческой сущности, играя на которых вы сможете пробудить в нем потребность». Так на каких струнах играет современное общество?

автор статьи Каменская София