Герои Махабхараты. Гхатоткача

махабхарата, ведическая культураВо времена первого скитания Пандавов, Кунти с сыновьями остановилась отдохнуть в лесу. Сторожить сон своей семьи остался Бхимасена. В это время, хозяева леса ракшасы Хидимба и его сестра Хидимбаа, увидели непрошенных гостей, и решили съесть их. Но Хидимбаа, взглянув на Бхиму, влюбилась него и, приняв облик прекрасной девушки, предстала перед ним. Ракшаса предупредила Бхимасену о грозном своём брате и Пандав, сразившись с Хидимбой, победил его.

Хидимбаа была очень хороша собой и, с позволения матери и братьев, Бхима женился на ракшасе. Кунти и Хидимбаа договорились, что Хидимбаа будет забирать своего мужа с собой путешествовать по земле и летать по небу, но возвращать каждый день на закате, чтобы он мог поужинать и провести несколько часов с семьёй. Договорились также, что, когда Хидимбаа родит ребёнка, Бхима сможет продолжить свой путь.

Хидимба оказалась хорошей женой. Она не только выполняла свои обещания, но и с помощью своего колдовства построила в лесу дом для Пандавов, где они жили, охотясь и собирая ягоды.

Молодые наслаждались друг другом. Они поднимались вместе высоко в небо благодаря способностям Хидимбы, перелетали из одного леса в другой, от одного лотосного озера к другому. Пение птиц стало их музыкой, зелёные лужайки — ложем, а небо — бальным залом, где они кружились в чудном танце, не ведая силы притяжения.

ведическая культура, махабхаратаЧерез некоторое время Хидимбаа понесла и тут же, как все ракшасы, родила. Её сын был безволосым, темнокожим, ушастым и одноглазым. Его назвали Гхатоткача — «Безволосый как кувшин». В течение месяца он вырос так, что стал похож на взрослого юношу. Время у ракшасов течёт и отсчитывается по-другому. Свои первые уроки боевого искусства и ведической мудрости он получил от дядей и отца, и уже через несколько месяцев был вполне подготовленным кшатрием.

Пандавы собрались в дорогу.

«Отец, не печалься из-за нашей разлуки. Если тебе понадобится моя помощь, только подумай обо мне, и я приду к тебе». Так сказал Бхиме молодой полуракшас-получеловек.

Так и повелось с тех пор — Гхатоткача приходил на помощь Пандавам в любой момент времени и места.

Однажды Гхатоткача сразился в лесу с юношей, проезжавшем со своей матерью сквозь лес ракшаса. После долгого сражения Гхатоткача был повержен. От удивления, что его победил человек, ракшас стал выяснять кто он. Оказалось, что юноша был Абхиманью, сыном Арджуны и приходился Гхатоткаче кузеном. Абхиманью рассказал, что движется в Двараку, чтобы предотвратить свадьбу своей невесты Ватсалы с сыном Дурьодханы Лакшманом, которому она была обещана в связи с изгнанием Арджуны. В это время Пандавы отправились в изгнание, проиграв царство в кости.

Гхатоткача решил помочь кузену и, прибыв в Двараку, передал Ватсале письмо от Абхиманью, в письме жених велел во всем слушаться ракшаса. Гхатоткача поднял кровать вместе с Ватсалой и вылетел в окно, обещая девушке скорую встречу с женихом и свекровью. Доставив Ватсалу Абхиманью, ракшас вернулся в комнату девушки и, приняв её облик, стал ждать свадьбы. На свадьбе сын Бхимы, в облике невесты так сильно сжал руку жениха, что тот упал в обморок. Ракшас же вернулся в волшебный лес.

ведическая культура, махабхаратаВ другой раз на глухой лесной тропе Драупади, изнурённая и страдающая от голода и жажды опустилась на землю и отказалась идти дальше. Меж тем на лес надвигалась буря, и нигде поблизости не видно было следов человеческого жилья, где могли бы укрыться путники. Тогда Бхимасена вспомнил о своём сыне, и, едва он подумал о нём, Гхатоткача появился из-за деревьев. Подойдя к обезсилевшей Драупади, он бережно поднял её с земли и посадил себе на спину. Гхатоткача кликнул — и вмиг появились ещё пятеро могучих ракшасов устрашающего вида. Пандавы сели на них верхом, и они помчались по лесу с необыкновенной быстротой; Гхатоткача летел впереди, неся царевну панчалов.

Во время битвы на Курукшетре, Бхима, посовещавшись с братьями, призвал Гхатоткачу сражаться на стороне Пандавов. Тот явился к отцу с армией ракшасов и они храбро сражались, победив многих могучих воинов. Применяя иллюзию, сын Бхимы казался одновременно лежащим мёртвым на поле боя и принявшим огромные ужасные формы. В следующий момент его можно было видеть на золотой колеснице, мчащейся по небу и по земле. Издавая зловещий хохот, Гхатоткача, с помощью своей мистической силы, создал в небе над полем боя огромную гору, из которой в Карну тысячами полетели мечи, копья и огромные камни. Видя всё это, Карна не дрогнул ни на мгновение, а, напротив, с помощью своей мистической силы он разрушил эту иллюзию. Гхатоткача тогда создал огромную тучу, из которой стали сыпаться деревья, камни и молнии. Карна призвал оружие Ваявья, которое рассеяло эту тучу. Гхатоткача, используя свою мистическую силу, создал тысячи иллюзорных солдат вокруг Карны. Некоторые восседали на боевых слонах, другие неслись с огромной скоростью на колесницах и лошадях. Хотя эти воины и были созданы из иллюзии, сражались и убивали они как настоящие. Они заполнили небо и землю, и для обычного человека это зрелище было ужасающим. Гхатоткача тогда применил оружие Анджалика, которое разрушило лук Карны. Взяв другой, неустрашимый Карна разрушил окружавшую его иллюзию. Гхатоткача поднял оружие Асани, дарованное ему Рудрой. Это божественное оружие состояло из восьми вращающихся чакр и ему трудно было противостоять. Сойдя с колесницы, сын Бхимы выпустил его в Карну. Но тот, сойдя со своей, поймал его в воздухе и запустил обратно в своего противника, опять убив его лошадей и разрушив его колесницу, а также ранив самого Гхатоткачу. Ракшас исчез с поля боя, словно бы растворился в воздухе. Вместо него на поле боя появились львы, тигры, гиены и змеи, из пастей которых вырывалось пламя. Все они неистово кричали и приближались к Карне, чтобы поглотить его. Тем не менее, воин пронзил их своими смертоносными стрелами и затем разрушил мистическую иллюзию оружием, вызываемым с помощью мантр.

ведическая культура, махабхаратаГхатоткача вновь вступил в бой с Карной и начал применять разнообразные мистические силы. Внезапно, в небе появилось огромное красное облако, выплевывавшее огонь и горящие метеоры, которые, падая, создавали ужасное землетрясение. Все это огненное оружие, вырываясь из облака, летело прямо в Карну. Карна выпустил свои божественные астры, но ни одна из них не могла разрушить иллюзию, созданную Гхатоткачей. Огненные метеоры и огонь губили армию Кауравов, солдаты гибли тысячами. Повсюду были слышны крики ужаса. Оружие поражало самых лучших лидеров армии Кауравов. Ужасные ракшасы и животные, пожирающие людей, вышли из облака и начали пожирать войска Кауравов. Из облака продолжали вылетать разнообразные топоры, копья, камни, палицы и огненные чакры. Всё оружие сияло неземным светом и причиняло армии Кауравов множественные неприятности. Внезапно, среди воинов началась паника, и они начали убегать с поля боя, крича: «Убегайте! Убегайте! Полубоги встали на сторону Пандавов и уничтожают нас!» Лишь Карна, взойдя на другую колесницу, остался противостоять мистической силе врага. С огромной палицей в руках, экипированный чакрами, Гхатоткача убил четырех лошадей Карны. Воины стали кричать Карне: «Скорее убей его с помощью оружия Шакти, данного тебе Индрой, пока Гхатоткача не разорвал на куски всю армию». Задумавшись на мгновение о сложившейся ситуации, Карна решил использовать свое оружие Шакти.

Вынув его из своей колесницы, он взглянул не него и вспомнил, как оно было дано ему Индрой, царём рая, много лет назад. На самом деле, Карна обменял это оружие, отдав Индре панцирь и золотые серьги, с которыми он родился. Шакти было предназначено, чтобы убить Арджуну, которого Карна ненавидел и успехам которого завидовал всю жизнь, будучи его братом от другого отца. Не видя иного выхода спасти армию от уничтожения, Карна поднял эту смертоносную стрелу и приготовился выпустить её во врага. Это оружие, однажды использованное, вернется обратно к Индре. Стрела была выпущена и с большой скоростью полетела по направлению к мистической иллюзии. Подули неистовые ветры, все живые существа в небе и на земле замерли в ужасе. Прочертив в небе огненную полосу, стрела, пронзив иллюзию, вонзилась Гхатоткаче в грудь, лишив его тем самым жизни. Умирая, Гхатоткача хотел оказать Пандавам последнюю услугу. С помощью своей мистической силы он придал своему телу огромную по размерам форму и, падая с неба, раздавил целую дивизию врага.

Все книги Махабхараты, переведённые на русский язык

Вы можете посмотреть и скачать сериал Махабхарата на сайте video.oum.ru