Содержание
Глава 14. Изгнание ситы
Так они счастливо жили в Айодхье, пока Сита деви не забеременела. У Нее возникло желание отправиться в лес, потому что Ей там все очень нравилось: белые цветы и шмели и павлины…
Поэтому однажды Она спросила у Рамачандры:
- Не могли бы мы вернуться в лес?
- Зачем? Нет уже никаких клятв.
- Но мне просто нравится в лесу.
- Хорошо, я отведу Тебя в лес. Нет проблем.
Каждый вечер Рамачандра и Лакшмана переодевались обычными гражданами и ходили по Айодхье, чтобы послушать, что говорят люди. Так они держали руку на пульсе своих подданных: довольны ли они царем, есть ли среди них враги… И вот, во время своей прогулки Они услышали такую сцену между мужем и женой. Муж бил свою жену, а она держалась за его стопы, плача:
- Делай что пожелаешь, но не выгоняй меня из дома!
- Нет! У тебя нет права входить в этот дом! Иди куда хочешь!
Тогда она позвала всех жителей деревни:
- Пожалуйста, скажите мне, что я сделала не так и рассудите нас!
Он сказал:
- Никакого суда не будет! Я муж, и я прав! Как я скажу, так и будет. Она больше не войдет в мой дом. Пусть убирается.
Тогда несколько старейшин вышли вперед:
- Не нужно так поступать. Это очень нехорошо. Она неплохая женщина. Она любит тебя и хочет служить тебе. Зачем же ты ее выгоняешь?
- Вот вы все это говорите, но если ваша жена так поступит, вы даже разговаривать с ней не станете, а просто убьете на месте!
- Что же она сделала.
- Эта женщина ушла из дома и не вернулась. Пришла через три дня. Я спросил, что случилось. Она говорит, что ей сказали, что ее отец заболел, так что она пошла к нему.
- Но она же просто навещала отца. В чем проблема?
- Откуда я знаю. Она могла ходить куда угодно! Она не чиста. Я не приму ее.
- Нет, ты должен принять ее. Видишь, она плачет и очень волнуется.
- Вы думаете, что я Господь Рамачандра, который может принять жену даже после того, как она четыре месяца прожила доме другого мужчины? Я не такой, как Рама!
Когда Господь Рамачандра это услышал, Он посмотрел на Лакшману, но Тот сделал вид, что ничего не слышал. Он не хотел больше никаких трагических происшествий. Затем они в молчании вернулись во дворец. Рамачандра ничего не ел тем вечером, а перед сном сказал Лакшмане:
- Завтра утром возьми Ситу, отведи Ее в лес и оставь Ее там.
На следующий день Лакшмана подъехал на своей колеснице к дому Ситы и постучал в дверь. Сита решила, что это был Господь Рамачандра, но спросила через дверь:
- Кто там?
- Лакшмана.
- Лакшмана? В чем дело?
- Рамачандра сказал мне отвезти Тебя в лес.
Она очень обрадовалась, ведь Ей давно хотелось отправиться в лес. Она собрала свои вещи и вышла из дома, но Лакшман сказал: - Рамачандра сказал, что Ты ничего не должна брать с собой.
- А косметику?
- Нет. Просто садись в колесницу.
- Мне ничего нельзя с собой взять?
- Природа даст тебе все необходимое.
На самом деле у Него сердце разрывалось от горя, но Он не мог ничего сказать. Она радостно забралась в колесницу, и они отправились в дорогу. Так они пересекли реку Тамаса, затем подъехали к берегу Ганги, а затем Лакшмана сказал: «Слезай» и взял поводья в руки.- Подожди! Куда же ты?
- Я оставляю Тебя в лесу.
- Ты просто оставишь Меня одну в этом месте? Здесь же нет ни души!
- Да, Ты изгнана в лес. Твой муж, мой брат, изгнал Тебя в лес, потому что подвергся критике из-за Тебя.
Затем Лакшмана, который больше не мог этого выносить, быстро потянул за поводья и уехал прочь. Сита деви стала плакать, упала на землю и потеряла сознание. Ее нашли два брахмачари, пришедшие из ашрама Вальмики муни, чтобы собрать дров. Они вернулись в ашрам и все рассказали Вальмики:
- На земле лежит царица. Она беременна, и Она без сознания.
Вальмики понял, кто это был. Он подошел к Ней, дал Ей снадобье и сказал:
- Ты будешь жить в моем ашраме и родишь здесь Своих детей. Я обещаю Тебе, что так или иначе добьюсь компромисса между Тобой и Господом Рамачандрой.
Она осталась в ашраме. Прошло два-три дня, и все брахмачари в ашраме стали говорить:
- Прабху, ты знаешь, что случилось?
- Нет. Что?
- Здесь какая-то царица. Что Она делает у нас в ашраме?
- Ну, цари и царицы всегда посещают ашрамы.
- Ничего ты не понимаешь. Эту царицу выгнал из дома Ее муж.
- Ну тогда мы должны приютить Ее.
- О чем ты? Ашрам не для того, чтобы селить в нем покинутых женщин! Пусть отправляется ко всем чертям! Что Она здесь потеряла?
- У нас здесь не приют для бездомных! Завтра сам царь на нас разгневается. Даже полубоги будут недовольны!
Такие разговоры пошли среди брахмачари. Сплетни ширились, ширились, ширились. Вальмики сидел в ягья-шале, проводил ягью, и ему уже приходилось шикать на своих подопечных, чтобы пресечь эти разговоры.
Потом он прервал ягью, быстро прочитал пурнахути и сказал:
- Слушайте меня. Ты, ты и ты. Идите сюда. Какие проблемы?
- Нет проблем. Все в порядке.
- Давайте начистоту.
- Может у какой-то царицы проблемы, но не у нас. Мы брахмачари, нам все равно. Мы ничего не говорим.
- Нет, говорите. Не нужно со мной валять дурака. Хорошо. Я не хочу знать, кто это сказал. Просто расскажите мне, о чем речь.
Один брахмачари вызвался:
- Говорят…
- Кто говорит?
- Ну, все говорят, что царице и детям не место в нашем ашраме. Кроме того, Она изменила своему мужу.
- А, ну тогда понятно. Я легко решу проблему. Я лично говорю вам, что она целомудренна.
Когда ачарья-основатель не присутствует лично, может быть столько разных мнений, но Вальмики сам был ачарьей. Они сказали:
- Махарадж, вы говорите, что Она целомудренна?
- Да, я говорю, что Она целомудренна!
- Откуда вы знаете?
- Хорошо, давайте спорить. Откуда вы знаете, что Она не целомудренна?
- Почему тогда Ее муж оставил Ее вот так одну в лесу?
- Вы знаете, кто Ее муж?
- Да, знаем. Царь Айодхьи, Рамачандра.
- Вы знаете, кто Он?
- Да, мы знаем. Он – Всевышний Господь.
- Даже если Всевышний Господь наказывает кого-то, это должна быть очень необычная личность.
В чем же проблема для меня и вас?
- Тем не менее, другие будут нас критиковать. Есть столько ребят из Гаудия-матха.
- Ага, вот в чем проблема. Хорошо. Давайте проверим. Приведите Ситу сюда.
Сита пришла. Вальмики сказал:
- Все они думают, что Ты обманщица, а я знаю, что Ты целомудренна, но нам придется это доказать.
- Я сделаю все, что скажешь. Хочешь, чтобы Я снова вошла в огонь?
- Нет, нет, - сказал Вальмики.
Тут все ученики заволновались: «Нет, не нужно, не нужно! Если Ты умрешь, то на нас ляжет грех брахма-хатьи. Что же будет тогда?»
Вальмики предложил ученикам самостоятельно выбрать испытание. Они ушли, посовещались и решили: «Она должна пересечь это озеро Ситиба-сала». Сита посмотрела на это озеро и сказала:
«Если я хоть однажды подумала о другом мужчине, пусть даже во сне, в бессознательном состоянии или когда была больна, то я утону», и она прыгнула в воду. Она даже не пыталась плыть, но волны озера перенесли Ее на другую сторону и вынесли на берег. Вальмики обернулся к брахмачари, чтобы сказать: «Ну, что вы теперь скажете?», но их уже не было. Как только они увидели, что Она доплыла до середины озера, они ушли. Для царицы сделали пристройку, и Она стала жить там. Каждый день Сита поклонялась Рамачандре и совершала аскезы для его благополучия. Хотя он выгнал Ее, она совершала такие аскезы. Такова настоящая жена.
Глава 15. Великий праздник
Медленно шло время, и Сита деви родила двоих сыновей. Некоторые говорят, что она родила только одного, а второй был создан Вальмики. Так или иначе, у Нее было два сына – Лава и Куша. Вальмики написал Рамаяну вплоть до момента коронации Рамы, и он научил Лаву и Кушу петь ее, но им не сказали, кто они. Им сказали, что был такой великий царь, и что это история этого царя, и что они должны ее выучить. Поэтому они выучили Рамаяну наизусть и пели перед Матерью Ситой.
Иногда Сита плакала. На их расспросы она отвечала: «Я просто думаю о том, через какие страдания должна была пройти эта женщина, Сита».Так Лава и Куша стали замечательными рассказчиками Рамаяны, а в это время Рамачандра решил провести ашвамедха-ягью. Шатругхна отправился с конем по всей земле. Рамачандра не мог провести ашвамедха-ягью без своей жены, поэтому было изготовлено золотое изваяние Ситы. Оно стояло рядом с Рамой, и таким образом проводилась ягья. Была построена большая ягья-шала, и риши со всей Индии присутствовали там. Это было большое помещение, где гостей развлекали представлениями и так далее. Они не знали, куда пойти, потому что там одновременно проходило так много программ.
Лакшмана устраивал все представления – драматические и музыкальные. Вибхишана отвечал за казну и прием гостей. Всех разместили, и все наслаждались праздником. Затем Вальмики подошел к воротам. Впускали не всех, поэтому он послал вперед Лаву и Кушу: «Идите туда и попытайтесь войти». У входа стоял Ангада. Там было множество ворот, и Лава и Куша попытались пройти через одни из них, но Ангада преградил им путь своим хвостом:
- Эй! Куда вы идете?
- Проводится ягья, поэтому нам нужно войти.
- Кто вы? Вы приглашены?
- Мы ученики Вальмики.
- О, ученики Вальмики! – Сказал Ангада. – Это совсем другое дело. Но вам нужно иметь приглашение, иначе мы вас не впустим.
- Откуда ты знаешь, что у нас нет приглашения? – Спросили Лава и Куша.
- У меня есть список людей, которые были приглашены, и ваших имен там нет.
- Прочитай его повнимательнее. – Сказали они. – Там должны быть наши имена.
Он стал читать, и они вошли внутрь. Ангада сообщил кому-то, что они уже вошли. Охрана прибыла и увидела Лаву и Кушу: «Что вы здесь делаете? Вам сюда нельзя! У нас есть информация, что вы вошли без разрешения». Братья сразу же взяли свои вины и стали петь. Они прославляли династию Икшваку. Когда охранники услышали это, они вошли в транс. Очень скоро собралась большая толпа. Каждый риши, который проходил мимо, останавливался и начинал слушать, думая, что это один из номеров программы. Он не знали, что это было спонтанное пение.
Они сидели, слушали и наслаждались Рамаяной. Затем пришел Бхарата и сказал: «Что это за толпа? Проходите!» Кто-то ответил ему: «Просто послушай. Только что родился Рамачандра».
Бхарата сел, стал слушать и забыл, чем он был занят и куда шел. Хануман делал обход, проверяя, все ли в порядке. Когда он услышал этот киртан, он тоже сел на землю и забыл обо всем. Все события на празднике прекратились, потому что Лава и Куша пересказывали нектарные игры Рамачандры.
Наконец, пришел Лакшмана, верховный администратор.
- Что здесь происходит? – Спросил он.
- Какие-то гурукули поют Рамаяну.
- Это хорошо. Я могу включить их в программу.
Он отозвал их в сторону:
- Идите сюда, мальчики. Почему бы вам не спеть Рамаяну в качестве номера нашей программы?
- Мы не возражаем, но как это сделать, если мы не приглашены?
- Вы будете Моими особыми гостями. Кто вас остановил?
Он объявил гостям: «Лава и Куша могут идти куда угодно, брать все что угодно, сидеть где им заблагорассудится и играть в любом стиле. Им нужно только каждый день читать Рамаяну и, может быть, небольшую лекцию по астрологии по утрам. Вот и все». Лава и Куша вышли на сцену и стали петь Рамаяну, а все гости слушали. В какой-то момент они решили: «Почему бы нам не пригласить сюда Рамачандру?» Хануман пошел к нему и сказал:
- В ягья-шале проходит замечательное чтение Рамаяны.
- Что? Рамаяна?
- Твои игры.
- О, я хотел бы послушать.
Рамачандра пришел туда и сел. Все слушали. Мальчики описывали ванаров, убийство демонов и тому подобное. Рамачандра был так счастлив, что каждые десять минут давал им жемчужные ожерелья и другие замечательные подарки, обнимал их и осыпал поцелуями. Лава и Куша испытывали большое воодушевление, наконец-то дошли до коронации, и затем остановились, потому что на этом заканчивалась Рамаяна Вальмики.
Хануман воскликнул: «Продолжайте!», но мальчики ответили ему: «Это все, что мы знаем! Мы затем и пришли сюда, чтобы узнать, что было дальше!» Тогда Лакшмана сказал: «Я вас со всеми познакомлю. Это Хануман. Помните Ханумана, о котором вы пели?» Они дотронулись до его стоп и получили его благословения. «Я Лакшмана». Они обошли вокруг Лакшманы и поклонились. Они питали большое уважение к персонажам Рамаяны. «Это Васиштха, Вишвамитра, Гаутама» - всех их представили братьям. Хануман подвел их к Рамачандре. «Это Рамачандра». Они также поклонились.
Затем они спросили: «Где Сита?» Хануман опустил глаза. Братья подбежали к Васиштхе и спросили: «Где Сита?» Васиштха отвел взгляд. Они подбежали к Рамачандре и стали трясти Его, стоя по обе стороны от Него: «Ответь же нам! Где Сита?», но Рамачандра просто заплакал. Они стали ходить по ягья-шале и спрашивать всех подряд. Одна женщина сказала им, что Сита в лесу.
- Что Она делает в лесу? Как Она попала в лес?
- Какой-то дхоби стал Ее критиковать, и Ее отправили в лес.
Лава и Куша взяли свои вины и подошли к Рамачандре. Они разбили свои вины об пол и сказали:
- Ты не славен. Мы совершили ошибку. Зачем мы пели Твою славу? Что ты за демон!? Ты даже больший демон, чем Равана! Он увел чужую жену и он демон. Ты же великий царь династии Икшваку, который выгнал свою жену потому, что какой-то стиральщик одежды что-то сказал про Нее. Позор! Позор! Позор! Никто не должен читать эту Рамаяну. Мы не станем переписывать ее или давать кому-либо. Мы уходим». Никто не мог ничего сказать. Что они могли ответить? Затем Рамачандра подошел к Лаве и Куше и сказал:
- Пожалуйста, будьте терпимы ко Мне. Дайте Мне время все объяснить.
– Вы риши-путры, сыновья святых, и вы должны контролировать свои чувства.
- Ты будешь нам говорить и контроле чувств? Ты отправил свою жену в лес потому, что какой-то дхоби Ее критиковал, и теперь Ты говоришь о контроле чувств? Ты потерял всякое представление о дхарме. Ты всегда думал о Себе, что Ты – воплощение религии. Нет! Ты – великий обманщик! Зачем мы тратили нашу вач-шакти, энергию речи, для того, чтобы прославлять человека, который не уважаем в этом мире? Мы уходим!»
Вальмики ждал их снаружи. Когда мальчики вышли, он обратился к ним:
- Ну? Что случилось?
- Что случилось? Там нет Ситы! Они отправили Ее в лес!
- Вы говорили с Рамачандрой? – Спросил Вальмики.
- Кто такой Рамачандра? Мы больше не хотим Его видеть!
Они хотели убежать с того места, но Вальмики попросил их подождать его. Он пошел к Рамачандре и сказал: «Мои ученики расстроены потому, что с тобой нет Ситы. Так что же не так с Ситой? Почему Ты не примешь Ее?» Рамачандра не сказал ни слова и просто ушел во дворец.
Вальмики вернулся и сказал Лаве и Куше: «Как бы то ни было, вам нельзя оскорблять старших. Он – великая личность. Вам нужно вести себя осторожно, чтобы не совершить апарадху». Они ответили: «Какая апарадха? Мы не станем даже думать о Нем. Как же мы тогда совершим апарадху? Он не достоин того, чтобы такие, как мы даже думали о Нем».
Они полностью отвергли Раму. Затем они вошли в комнату Ситы деви, где Она писала имя Рамы и поклонялась Раме. Братья сказали:
- Мы виделись с Ним лицом к лицу. Ты знаешь, что Он сделал? Он отправил свою жену в лес.
- Вы хорошие мальчики. Вам нельзя так говорить, - ответила им Мать Сита, и они больше не говорили об этом.
Глава 16. Лава и Куша бросают вызов Раме
Теперь конь возвращался назад. Обойдя весь мир, он возвращался в Айодхью. Прямо на берегу реки Тамаса Лава и Куша увидели его и солдат, которые его сопровождали. «Должно быть, это связано с…», но они даже не называли Его имени. Куша сказал: «Давай подойдем поближе и посмотрим. Они увидели коня с золотой табличкой и прочли надпись на ней: «Этот конь принадлежит Рамачандре, царю Айодхьи. Он проводит ашвамедха-ягью. Любому, кто остановит коня, придется сразиться с армией Айодхьи. Тот, кто не остановит его, должен будет принести царю дар». Лава и Куша сказали: «Мы принесем дар». Они сказали своим друзьям стреножить коня.
К ним приближалась армия во главе с Шатругхной. Они увидели коня и каких-то детей, которые играли рядом с ним. Ничего особенного. Когда Шатругхна подошел поближе, Он увидел, что у них в руках луки и стрелы, и Он сказал:
- Мальчишки, вы играете в воинов? Я вижу у вас луки и стрелы.
Они ответили:
- О чем Ты? Ты должен сразиться с нами. Мы остановили Твоего коня, и не собираемся ничего приносить в дар.
- Сразиться с вами? Вы просто маленькие дети. Вы знаете, кто Я?
- Видя Тебя, я понимаю, что Ты Шатругхна, - сказал Лава.
- Откуда ты знаешь Меня?
- Вопрос не в этом. Почему Ты в пустую тратишь время? Если у Тебя есть хоть немного смелости, Ты сразишься с нами!
Шатругхна вернулся на свою колесницу и сказал: «Хорошо, мальчишки, готовьтесь». Братья ответили: «Мы готовы». Они играли мраморными шариками. Затем Лава сказал Куше: «Он выстрелит змеями – вот, что Он сделает». Они знали всю Рамаяну: у кого в арсенале какая астра, и как он ее использует. В это время Шатругхна повторял все необходимые мантры. «Как Я могу сделать это? Хорошо, Мне нужно исполнить Свой долг» - и Он выпустил нага-паршу. Пока змеи приближались, Куша взял травинку и бросил ее. Увидев это, Шатругхна сказал: «Где-то Я уже это видел». Куша бросил травинку, и она поглотила нага-паршу и ударила Шатругхну по голове, и Он потерял сознание.
Одна десятая армии убежала в Айодхью, которая была в пяти или шести часах пути от того места. Они добрались до города и стали бить в сигнальный барабан. Они сказали Лакшмане: «Опасность! Шатругхна пал. Там двое мальчиков, похожих на риши-путр, которые очень сведущи в астра-шастре. Они отразили простой травинкой змеиное оружие Шатругхны».
Лакшмана сказал: «Что-то знакомое». Затем Он вспомнил ягью Вишвамитры. «Как эти маленькие мальчики делают это? Бхарата, пойди и посмотри». Бхарата отправился туда с половиной армии Айодхьи. Придя туда, Он увидел мальчиков и дал им сладостей. Они взяли конфеты, и Бхарата сказал:
- Так вы собираетесь вернуть коня?
- Нет.
- Но Я дал вам сладостей!
- Ты дал мне сладостей. Я съел их.
- Так не отдадите? - спросил Он.
- Нет, не отдадим. Сражайся.
- Сражаться? Вы знаете, кто Я?
- Да. Ты поклоняешься обуви.
- Вы разве не те же мальчики, которые читали Рамаяну в ягья-шале?
- Да, те же, и мы знаем, что ты поклоняешься обуви. Чамару ей предлагаешь. И Ты собирался войти в огонь. Потом с неба спустилась обезьяна и что-то сказала Тебе, а Ты всему поверил. Они пересказывали Рамаяну с сарказмом. Они были очень недовольны Рамой. Бхарата сказал:
- Не говорите так. Это апарадха. Одной астрой я могу уничтожить весь ваш ашрам.
- О, весь ашрам?
Один из мальчиков взял стрелу и начертил на земле квадрат со стороной в один фут. «Пожалуйста, убери траву с этого кусочка земли. Если ты сможешь это сделать, мы поймем, что у Тебя есть сила». Бхарата посмотрел на него, и Куша сказал Лаве: «Он будет использовать агни-астру». Он взял агни-астру и собирался показать им, насколько Он силен. Куша взял волос из своей шикхи в вытянутой руке. Астра приближалась, и волос стоял у нее на пути. Как только астра коснулась его, она охладилась и больше не могла двигаться.
Бхарата удивился. Он решил выпустить брахмастру, но в тот момент, когда она только вылетала из его лука, Лава и Куша одновременно выпустили две брахмастры ей навстречу. «Что это?» - воскликнул Бхарата и упал на землю в ожогах. Половина армии тоже была убита. Все они были сожжены, и от них остались одни угли. Вестник отправился, чтобы сообщить Рамачандре: «Бхарата также пал». Узнав об этом, Лакшмана сказал: «Это очень плохо. Я Сам пойду туда». Он прибыл в Своей колеснице, которую венчал солнечный диск, и увидел, что Лава и Куша стоят там же с луками и стрелами. Куша предупредил Лаву: «Следующим будет Лакшмана. Это уже не игрушки». Брат Рамы обратился к ним:
- Послушайте Моего совета. Вы знаете несколько астр, и вам удаются разные фокусы, потому что ваш гуру вас защищает. Но вы должны понимать: Я – Лакшмана.
- Да, Ты Лакшмана. Тебя отчитала Мать Сита. Ты хотел наслаждаться Ей, не так ли?
- О, вы и об этом вспомнили? – Удивился Лакшмана.
- Да. И Ты был тем негодяем, который привез Ситу в лес. Мы слышали об этом в Айодхье. По крайней мере скажи нам, где Ты Ее оставил.
Лакшмана обещал Раме, что никому об этом не расскажет, поэтому Он ответил:
- Хватит разговоров. Давайте сражаться.
Он взял несколько астр, и сражение началось. Оно продолжалось несколько часов, и в конце концов Лакшмана тоже был побежден и упал на землю с обожженным лицом. Новости об этом достигли Айодхьи, но Рамачандра еще ничего не знал. До этого Лакшмана руководил операцией, а теперь Он ушел. Рамачандре еще ничего не сказали о потерях – только о том, что коня остановили и что-то было не так. Когда же Раме рассказали обо всем, Он очень расстроился и решил отправиться туда сам. Хануман остановил его, сказав:
- Это моя работа. Садись и продолжай свою ягью.
Хануман полетел туда один. В это время Лава и Куша совещались:
- Кто будет следующим? Должно быть, та обезьяна. Дадим ему фруктов.
- Он не захочет. Он расстроится из-за того, что мы победили Лакшману. Когда Хануман увидит это, он возьмется за нас.
- Так что же нам делать? Отправиться к Вальмики?
- Все еще не так плохо. Справимся сами.
Они позвали нескольких мальчиков и сказали им петь Рама-киртан, и те запели: «Рагхупати Рагхава Раджа Рама. Патита-павана Сита-Рама». В этот момент туда прилетел Хануман: «О, Рама-киртан!» Он совершенно забыл обо всем и стал танцевать вместе со всеми. Так они пели киртан, обходя весь лес. Хануман прыгал и пел. Он вел киртан и играл на мриданге. Лава и Куша поняли, что их план удался: «Продолжай в том же духе и не возвращайся. Даже весть об этом не достигнет Айодхьи, и конь будет наш».
Хануман совершенно забыл, зачем он прибыл туда. Лава и Куша сидели неподалеку и смеялись: «Ну и армия! Ну и царь! Что за обезьяна! Что за команда!» Хануман не возвращался уже достаточно долгое время, и Рама решил: «Мы должны пойти туда». Васиштха, Вишвамитра, Гаутама, все риши и святые и главные граждане Айодхьи пришли в лес. Они увидели, что Лава и Куша играют рядом с конем. Братья делали вид, что совершенно их не слышат. Они полностью игнорировали Раму и Его свиту.
Рамачандра позвал: «Лава! Куша! Идите сюда!» Они ответили Ему:
- Кто Ты такой, чтобы нам приказывать? Сам сюда и иди.
- Я правитель Айодхьи!
- Может быть и так, - сказали они, - но мы сами принцы здесь, в ашраме Вальмики. Помнишь, что случилось с Вишвамитрой, когда он пришел в ашрам Васиштхи? Тебя этому не учили? Ты не ходил в школу?
Рамачандра подошел к ним и погладил их по голове. Он сказал:
- Прошу вас, контролируйте свои чувства. Проявите терпение. Я не сделал ничего плохого. Я поступил так ради престижа Моей династии. Я не хочу, чтобы кто-то критиковал династию Икшваку. Поэтому Я так поступил.
- Мы не примем от Тебя никаких объяснений! - Ответили они. – Где стрелы? Почему ты не вступаешь с нами в поединок?
- Сражаться Я не буду, но возьму одну стрелу. Одной вполне хватит.
Куша сказал:
- Четырнадцать тысяч забулдыг пришли в Джанастан, и Ты убил их одной стрелой. Большое дело! Нас этим не напугаешь. Мы знаем всю Рамаяну.
- Хорошо. Они были слабыми, а вы очень сильны. Но если вы сильны, вы также должны проявить разум. Если ваш гуру это увидит, он этого не допустит. Вы получили благословения своего гуру?
- А ты получил благословения своего гуру когда отправлял Ситу в лес? Спросил Васиштху?
Рама не сделал этого. На самом деле, после того, как он отправил Ситу в лес, Васиштха спросил Его: «Зачем Ты это сделал?», но Раме нечего было ответить. Куша сказал:
- Ты можешь так поступать и без наставлений своего гуру, а мы нет, потому что Ты большой, а мы невысокого роста, так? Доставай свои стрелы! Давай!
Рамачандра очень расстроился. «Может быть, это должно быть сделано», - сказал Он. Он сделал ачаман и собрался взять стрелу. Как раз в этот момент Хануман, который ходил кругами по лесу и пел, подошел к большому дереву баньян, и мальчики привязали его к дереву. Он был поглощен киртаном: «Рама, Рама, Рама!» Мальчишки связали его и прекратили петь. Как только киртан остановился, он сказал:
- Пойте, пойте, пойте! Почему вы остановились?
- Нет. – Ответили мальчики. – Мы уходим, потому что у нас есть работа в ашраме. Но мы дадим тебе задание. Почитай, сколько листьев на этом дереве. Тебе все равно нечем заняться.
Они ушли. Хануман смотрел вверх, и внезапно вспомнил: «Я прилетел сюда с другой целью». Он порвал веревку и пришел туда, где Рама как раз собирался сражаться с Лавой и Кушей. Увидев это, он подумал: «Здесь что-то не так. Нужно позвать на помощь». Хануман побежал в ашрам Вальмики и стал спрашивать у всех: «Где махараджа?». Его отвели к Вальмики, и он сказал: «Там Рамачандра с твоими учениками. Они будут убиты и весь ашрам будет сожжен. Рама разгневан».
Вальмики сказал: «О, нет!», вскочил и побежал туда. Затем вышла Сита деви.
- Сита! Ты здесь! – воскликнул Хануман, увидев Ее.
- Да, - ответила Она, - они мои дети.
- Ты знаешь, что происходит? Рамачандра собирается их убить.
Услышав это, Мать Сита побежала вслед за Вальмики.
Глава 17. Шри Рамачандра завершает свои игры
Все бежали к тому месту, где происходило противостояние между Рамой, Лавой и Кушей. Сита подбежала к ним и сказала:
- Что же Ты делаешь? Ты положишь конец собственной династии.
- Кто это? – сказал Рама. – Сита? Вальмики?
Он остановился и подошел к мудрецу. Вальмики сказал: «Это Твоя жена, Сита. Это твои дети, Лава и Куша. Они недовольны Тобой, потому что Ты изгнал Ситу из страны». Лава и Куша слушали, и все факты в их головах стали на свои места. «О, это наш отец!» - и они упали к Его стопам. Рама сказал: «Я очень счастлив. В конце ашвамедха-ягьи кто-то наконец остановил Моего коня, но это были Мои сыновья. Если бы не это, Мое имя было бы опорочено. Хорошо, Лава и Куша, пойдемте. Мне очень жаль, что Я отправил Ситу в лес. Я больше не буду так поступать». Пока Он говорил так, Сита стояла, закрыв глаза, со сложенными ладонями и молилась. Рамачандра сказал:
- Сита, пойдем с нами.
- Нет, - ответила Она.
- Ты не пойдешь?
- Нет.
- Куда же Ты отправишься?
- Я отправлюсь туда, куда Мне предначертано, что бы это ни было за место. Я больше не стану терпеть такого обращения. Я ухожу.
Сита стала молиться Матери Земле. Земля разверзлась, Бхуми деви вышла и забрала Ее с собой. Рамачандра заплакал и увел с собой Лаву и Кушу. Он сделал их наследниками трона Айодхьи и правил еще тридцать тысяч лет, и множество демонов было убито. Демон Мадху был убит недалеко от Вридавана, и там был основан город Матхура. Шатругхна отправился в местность под названием Синд.
Наконец, пришло время, когда Раме и Лакшмане пора было сворачивать свои игры. Брахма приказал Яме пойти к Рамачандре и сказать Ему, что настало время возвращаться обратно в духовный мир. Яма пришел, одетый как брахман, и сказал: «Я хочу получить милостыню от Рамачандры». Его впустили во дворец. Когда Рама спросил брахмана, чего он хочет, тот сказал: «Я хочу поговорить с тобой с глазу на глаз. Никто не должен присутствовать при этом. Если кто-то войдет во время нашего разговора, он должен быть сослан в лес». Тогда Рама отослал всех, включая Лакшману и Ханумана и остался с Ямой наедине.
Когда Лакшмана вышел из дворца, Он увидел четырех Кумаров. Поклонившись, Он сказал: «О, вы здесь! Это большая удача для нас. Пожалуйста, вы можете расположиться в этом доме для гостей». Кумары ответили:
- Мы не хотим отдыхать. Мы хотим видеть Раму.
- Хорошо. Но сначала отдохните, примите прасад.
- Сначала мы увидим Раму, а потом отдохнем и пообедаем.
- Нет, вам нельзя входить сейчас.
- Что? Снова? Кто-то уже поступил с нами так в прошлом, и Ты знаешь, что из этого вышло!
- Пожалуйста, не гневайтесь на Меня! – сказал Лакшмана. – Я знаю, что вы великие личности и находитесь на абсолютном уровне, но Рама пообещал брахману, что никто не будет входить во время их беседы.
- И что? – спросили они. – Что случится с Тобой, если Ты войдешь туда?
- Я буду сослан в лес.
- И что же, Ты не принесешь такую жертву для нас, святых людей?
- И вправду, Я должен ее принести. Почему Я раньше об этом не подумал?
Лакшмана вбежал во дворец. Как только он вошел, брахман прервал разговор: «Он узнал мою тайну! Что же будет теперь?» Рамачандра сказал: «Лакшмана, ты сослан в лес». Тот ответил: «Да, в этом Ты специалист. Я ухожу. Просто хотел сказать, что снаружи тебя ждут Кумары. Они пришли, чтобы увидеть Тебя». «Кумары здесь?»
Рамачандра выбежал во двор, но Кумаров там уже не было. Они сделали свое дело и ушли. Когда Он вернулся во дворец, брахмана там не было. Он тоже ушел. Затем Рама стал искать Лакшману, но он уже ушел в лес.
Лакшмана ушел в лес, сел и стал медитировать. Когда Он открыл глаза, змей Шеша вышел у Него изо рта, и Он вошел в океан. Затем Рамачандра позвал к себе Лаву и Кушу и сказал им: «Теперь Я ухожу». Все граждане Айодхьи пожелали отправиться вместе с Ним, но Рама возразил: «Если все вы отправитесь со мной, то Лава и Куша не смогут быть царями. Им нужно кем-то править». Он отобрал шестьдесят процентов подданных, чтобы взять их с собой. Затем Он вышел со своими матерями, старшими и частью граждан, и все они вошли в реку Сараю. Тел не нашли. Все они поднялись на планету Айодхья в духовном мире.
Лава и Куша остались править страной, и династия продолжалась еще четырнадцать поколений после начала Кали-юги. У последнего царя династии не было детей, и на этом закончилась сурья-вамша. Рамачандра проводит эти игры в Трета-югу, и каждый раз несколько иным образом. Иногда Ситу крадут из леса, иногда из дворца махараджи Джанаки, а иногда из Айодхьи. Каждый раз по-другому, но в общих чертах все повторяется: Равана крадет Ситу, и Рама побеждает демонов. Он оставляет нам эти замечательные произведения через Вальмики, и если мы глубоко понимаем игры Господа, то больше никогда не вернемся в этот материальный мир.
Рамачандра Бхагаван ки-джай! Харе Кришна.